Конспект. Непосредственной образовательной деятельности с детьми по ознакомлению с окружающим «Разноцветные бабочки» Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР и ФФНР
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Толкачева Татьяна Юрьевна

Цель: Расширить знания детей о бабочках, познакомить с некоторыми бабочками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_raznotsvetnye_babochki.docx26.51 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 126 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности с детьми по  ознакомлению с окружающим «Разноцветные бабочки»  Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР и ФФНР.

         Выполнила: воспитатель Толкачева Т.Ю.

Санкт-Петербург

                   2015 год

Цель: Расширить знания детей о бабочках, познакомить с некоторыми бабочками.

Образовательные задачи:

  • Расширять знания детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях бабочек.
  • Обучать приемам исследовательской деятельности при ознакомлении с бабочкой.
  • Обогащать словарный запас детей: пыльца, нектар, чешуекрылые.
  • Развивать связную речь.

Развивающие задачи: 

  • Закрепить знания детей о развитии насекомого.
  • Развивать зрительное восприятие, зрительные функции глаз: цветоразличение, контрастную чувствительность, остроту зрения.
  • Активизировать память и внимание детей, развивать логическое мышление, умение сравнивать анализировать, устанавливать простейшие причинно -  следственные связи, делать обобщения.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать бережное отношение к насекомым, 
  • Воспитывать интерес к сотворчеству, умению работать сообща.

Используемые технологии: игровая технология, здоровьесберегающая технология, технология исследовательской деятельности, информационно-коммуникативная. 

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие.

Оборудование

Компьютер, CD-RW слайды к занятию «Бабочки» - авторская презентация, образовательный ресурс выполнен Толкачевой Т.Ю., программа электронного сопровождения Power Point. Черные силуэты и контуры бабочек, маски бабочек, бабочки из бумаги разной толщины (калька, альбомная, картон). Бабочки из коллекции, лупы, цветные силуэты бабочек и цветов на ковролин, картина с изображением капусты, мнемокарта (цикл развития бабочки), бумажная спираль, стакан с водой, графин, чайная ложка сахарного песка, цветы с пыльцой (нарциссы).

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, помните, мы вчера с вами поймали бабочку в траве на нашем участке. Кто помнит, как это бабочка называется? Павлик ее достал из сочка и держал за крылья, показывал всем нам, мы ее рассматривали, трогали, любовались. Эту бабочку подержал в руках и Дима и Катя в ладошках спрятала. А потом что мы сделали? Мы решили ее отпустить? Мы решили ее отпустить. Катя раскрыла ладошки, а бабочка не летит. Подбросили ее вверх, а она упала и беспомощно билась о землю. Что тогда мы сделали? Посадили бабочку в травку, и ушли в садик. Но бабочка так и не улетела. Почему же бабочка не улетела, когда мы ее выпустили? Сегодня мы с вами об этом и много интересного узнаем о бабочках. Скажите, каких бабочек вы знаете?

Дети. Крапивница, павлиний глаз, голубянка, махаон, адмирал, лимонница, капустница.

Воспитатель. Почему их так назвали, вы сейчас узнаете, девочки подготовили сюрприз.

Девочки в масках бабочек инсценируют рассказ Н. Романова «Крапивница и лимонница».

Первая девочка. Терпеть не могу непонятных имен! Почему ты лимонница, если у нас не растут лимоны даже? Вот я: у меня на крапиву – аппетит. Я – крапивница.

Вторая девочка. А у меня на капусту аппетит. Я – капустница. Просто все и понятно.

Третья девочка. А меня лимонницей не за аппетит назвали, а за красоту! У меня платье прекрасное, лимонного цвета. Да только вам этого не понять…

Воспитатель. Бабочек называют не только за то, где они живут, что едят, но и просто за красоту. А откуда же берутся бабочки? Сейчас вы это узнаете. Бабочки никогда не бывают маленькими, они появляются на свет сразу взрослыми. Летом, когда тепло, бабочки откладывают яйца. Как вы думаете, куда бабочки откладывают яйца?

Дети. На листок, на растение, в почву.

Воспитатель. А белянка – капустница откладывает яйца в капусту. Может кто –ни будь  знает, кто из них вылупиться? (Ответы детей.) Да, из них выйдут личинки – гусеницы. Они очень прожорливые, только и делают, что едят и растут. Что гусеницы едят?

Дети. Они грызут листья, стебли растений, поедают сочные плоды.

Воспитатель. Да, правильно. Белянка – капустница – это огородный вредитель. Если их разведется много, то пропадет ваша капуста, и останетесь вы без урожая. Но это не сама бабочка такая жадная, а ее гусеница. Сами бабочки безвредные. Когда гусеница насытиться, она обматывает себя липкой паутиной, нить застывает, и  гусеница превращается в куколку. Куколка не ест, не пьет, лежит без движения. Потом зашевелится вдруг неподвижная куколка, лопнет – и появится бабочка, расправит крылья и полетит. Кто расскажет, как появляется бабочка?

Ребенок рассказывает о развитии бабочек с помощью мнемокартаы. Воспитатель демонстрирует слайды с помощью компьютера.

Воспитатель. Больше всего бывает бабочек в начале лета. В какую погоду можно увидеть бабочек? (Ответы детей.) Да правильно, бабочки летают в солнечную, теплую погоду. Бабочки летают на лугу и от них появляется тень. Найдите тень каждой бабочки, подберите черный силуэт к контуру. (Дети что у них разной формы крылья.

  • Физминутка с музыкальным сопровождением

Дети имитируют движения бабочек согласно тексту.

           Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

        Солнце утром лишь проснется-

Бабочка кружит и вьется.

Воспитатель. В каких бабочек вы превратились? (Ответы детей). А на что похожи бабочки?

Дети. Бабочки похожи на летающие цветы.

Воспитатель. Почему?

Дети. Бабочки и цветы разноцветные.

Воспитатель. Для чего нужна окраска бабочкам?

Дети. Маскироваться.

Воспитатель. На этой поляне бабочки спрятались в траве, о они заметны. Посадите бабочек так, чтобы они были почти не заметны. (Работа на фланелеграфе).

                                         Я бабочка – красавица,

                                         Похожа на цветок.

                                         Когда за мною гоняться,

                                         Лечу я на лужок.

                                         От врагов спасаюсь –

                                         В цветок превращаюсь.

                                         Зачем еще бабочки садятся на цветы?

Дети. Бабочки пью сладкий цветочный нектар, сок растений. Это их пища.

Воспитатель. Они достают нектар хоботком – длинным, тонким, изогнутым. Это их рот. Когда надо пить нектар, бабочка раскручивает его и отпускает в цветок, а потом опять сворачивает в спираль. А еще бабочка переносит пыльцу на своих лапках с цветка на цветок, опыляет цветы, чтобы появились и выросли новые растения. Давайте рассмотрим пыльцу у цветка. (Дети рассматривают вместе с воспитателем пыльцу цветов с помощью лупы.)

  • Гимнастика для глаз

Бабочка легко летит

Дети следят за движениями бабочки вверх – вниз

И усами шевелит,

Вправо – влево.

Глазками моргает,

Моргают 30 секунд.

Нектар собирает.

Закрывают и открывают широко глаза (5-6раз).

Воспитатель. У бабочек очень сильно развиты вкусовые ощущения. Проведем опыт. В одном станке вода простая, а в другом мы растворим чайную ложку сахара. Угадайте, почувствуйте, где сладкая вода? Не  может человек этого узнать. А бабочка сразу прилетит на сладкую водичку, для нее она сладкая – пресладкая, а чувствует она вкус лапками. А еще бабочки очень хорошо чувствуют запахи. Нос у них на усиках. Бабочка, которая летает возле дома, где вы живете, по запаху сразу найдет свою бабочку, которая летает возле детского сада. Вот какие удивительные бабочки! А сколько крыльев у бабочки?

Дети. Четыре.

Воспитатель. Да. Два больших передних крыла и поменьше два задних крыла. Зачем нужны крылья? (Ответы детей.)

                                                     Эксперимент

На столе лежат бабочки из бумаги разной толщины.

Педагог. Давайте запустим бабочек и посмотрим, какая бабочка легче всех, красивее полетит. (Выполняют) Вот видите, бабочка с тонкими крыльями легче всех. Крылья у бабочек легкие, хрупкие, поэтому легко повреждаются. Они имеют красивую, яркую окраску. Это потому, что на крылышках есть мелкая пыльца, которая разрисовывает крылья удивительным узором. Я попросила у знакомого ученого бабочек из коллекции, чтобы мы могли рассмотреть пыльцу.  Давайте рассмотрим пыльцу через лупу. (Выполняют.) Пыльца – это особые чешуйки, поэтому бабочек называют чешуекрылыми. Повторим хором это слово. (Выполняются). Пыльца стирается даже при легком прикосновении. Если бабочка побывает в руках у людей, что случилось? Крылья станут прозрачными как стекло, бабочка уже не сможет летать, и значит, жить.

Теперь скажите, так почему же пойманная бабочка не улетела, когда ее выпустили? (Ответы детей.) Да крылья обтрепались, может даже поломались, с них слетела пыльца, а без нее бабочка не может летать.

Итоги занятия

Воспитатель. Давайте посмотрим на все символы и вспомним, что мы узнали о бабочках. «Ответы детей»

В конце занятия педагог показывает слайды с изображением разных видов бабочек, и рассказывает о них, какую они имеют окраску, потому так называются, рассматривают строение бабочки, просматривают стадии развития бабочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи

Этот конспект предназначен для проведения итогово занятия по лексической теме "Морские жители". Можно использовать как интегрированное занятие для пелагогов работающих на группе, или как зан...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с использованием ростовой куклы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 6 – 7 лет «Как Максим букву потерял»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с использованием ростовой куклы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 6 – 7 лет «Как...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических компонентов речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (нарушение речи). Тема: «Порядок в доме»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических компонентов речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (нарушение речи).Тема: «Поряд...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических компонентов речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (нарушение речи). Тема: «Порядок в доме»

Конспект НОД по развитию по развитию лексико грамматических компонентов речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (нарушение речи)....