Коррекция общего недоразвития речи детей дошкольного возраста средствами адаптивной физической культуры
статья по логопедии (подготовительная группа)

Смолина Анастасия Андреевна

Адаптивная физическая культура как средство устранения речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекция общего недоразвития речи детей дошкольного возраста средствами адаптивной физической культуры

Смолина Анастасия Андреевна

Учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №25» г. Коркино

Аннотация: в статье рассматривается проблема физического воспитания и особенности физического, соматического и речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Описаны средства адаптивной физической культуры и участники реализации коррекционного процесса.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, физическое воспитание, общее недоразвитие речи.

В последнее время всё чаще отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Дети с тяжелыми нарушениями речи являются особой категорией детей с отклонениями в развитии, чей слух сохранен, а интеллект не нарушен. [8] Одним из распространённых речевых патологий среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи.

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон. [3,7]

У детей с ОНР имеются некоторые особенности, как речевые, соматические так и двигательные. Дети с данной патологией характеризуются плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости при выполнении движений. 

Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Отмечается недостаточная координация мелкой моторики. [3]

Помимо двигательных особенностей, отмечаются некоторые отклонения от нормы в развитии дыхательной системы.  У детей преобладает грудной тип дыхания, что не соответствует правильным речевым установкам. В процессе развития речи необходимо формировать у ребенка диафрагмальный тип дыхания.

Проанализировав исследования отечественных и зарубежных ученых, по выдвинутой проблеме, можно сделать вывод о том, что один из способов решения проблемы речевых патологий является адаптивной физической культура. [2]

Адаптивная физическая культура – это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, который направлен на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде лиц с ограниченными возможностями здоровья, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни. [1]

В процессе адаптивного физического воспитания используются элементы лечебной физической культуры. Данное воздействие направлено на коррекцию и профилактику вторичных нарушений используются сохранные функции для развития личности детей.

В процессе активного адаптивного физического воспитания, которое должно начинаться с момента рождения ребенка или с момента обнаружения той или иной патологии, должное внимание уделяется задачам коррекции первичного дефекта, а также сопутствующих заболеваний и вторичных нарушений, выработке компенсаторных возможностей осуществления жизнедеятельности. В этом случае большое значение приобретают межпредметные связи, когда в процессе занятий физическими упражнениями осуществляется освоение умственных, сенсорно-перцептивных, двигательных действий и понятий, происходит умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и другие виды воспитания. [4]

В процессе занятий адаптивным физическим воспитанием формируется комплекс специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений, и навыков, а также развиваются основные физические и психические качества детей, повышаются функциональные возможности различных органов и систем. [4]

Одним из средств АФК можно выделить физические упражнения, с помощью которых достигается направленное воздействие на занимающегося, решаются образовательные, оздоровительные, коррекционно-развивающие, компенсаторные, лечебные и профилактические, воспитательные задачи. Освоение двигательных умений, развитие физических качеств достигается за счет многократного повторения упражнений. Физические упражнения оказывают положительное влияние на организм. [5]

Грамотно подобранные двигательные упражнения позволяют повысить активацию ребенка, его внимание, способствуют улучшению межполушарного взаимодействия, формируют умения контролировать своё поведение. [8]

Физические упражнения, являясь осознанными целенаправленными действиями, связаны с целым рядом психических процессов, таких как внимание, память, восприятие, речь; с представлениями о движениях, с мыслительной работой и эмоциями. В процессе выполнения различных физических упражнений развиваются интересы, мотивы, потребности, формируются воля, характер, поведение. То есть посредством выполнения физических упражнений, корректируется не только физические способности детей, но и интеллектуальные, а также формируется личность ребенка. [5]

Детям с ОНР для устранения речевого дефекта необходима коррекционная помощь учителя-логопеда, а также занятия адаптивной физической культурой. [9]

Важно понимать значение роли АФК в регулировании психоэмоционального состояния дошкольников с ОНР и их адаптации. Физкультурно-оздоровительная активность является действенным средством профилактики и восстановления нормальной жизнедеятельности организма. Она способствует приобретению того уровня физической подготовленности, который необходим для того чтобы ребенок мог себя комфортно чувствовать в окружающей его среде. [6]

У детей с нарушением речи наблюдается отставание психомоторного развития. Дети с нарушениями речи отличаются от здоровых детей низким уровнем ловкости и быстроты. Для развития данных показателей с детьми дошкольного возраста можно использовать такие виды игр с как «Вышибалы», «Съедобное - не съедобное» – игры с мячом, «Третий лишний» и т.д. Дети с ОНР отличаются от нормально развивающихся детей отсутствием автоматизации движений и низкой обучаемостью. Эти особенности сопряжены с низким уровнем развития когнитивных процессов (восприятия, внимания, памяти).  Правильная оценка неречевых процессов необходима для выявления закономерностей развития детей с ОНР и в то же время для определения их компенсаторного фона. Для развития автоматизации движений и моторной памяти можно использовать двигательные комплексы, где дети должны выучить и запомнить определенные движения. Возможно использование спортивного инвентаря (мячи, ленты, гимнастические палки т.д.).  [5]

Осуществление коррекции особенностей моторного развития детей происходит путем выполнения специальных упражнений доступных способов физического воспитания Упражнения направлены на нормализацию мышечного тонуса; исправление неправильных поз; развитие статической выносливости, равновесия; упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью; запоминание серии двигательных актов; развитие быстроты реакции на словесные инструкции; развитие мелкой моторики тонкой двигательной координации, необходимой для полноценного становления навыков письма.  

Для формирования правильного дыхания, учителем логопедом и специалистом физической культуры может быть использована гимнастика А. Н. Стрельниковой. Данная гимнастика способствует формированию диафрагмального дыхания, улучшает звучность речи, помогает сформировать правильный темп и ритм речевого потока.  Уникальность данной гимнастики состоит в том, что это единственная методика, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. [10]

Особое внимание уделяется развитию мелкой моторики пальцев рук. Этому способствуют такие упражнения, как сжимание теннисного мячика; разгибание и загибание поочередно пальцев из кулака в кулак; выработка переключения движений правой –  левой руки (пробы «кулак-ребро-ладонь», «ушки-рожки»).

При выполнении движений необходимо следить за четкостью и ритмичностью выполнения, не допускать синкинезий и нарушения пространственной ориентации.

Таким образом, для устранения речевого дефекта у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи помимо специальных логопедических занятий должны присутствовать занятия адаптивной физической культуры. На данных занятиях реализуются программы по формированию диафрагмального дыхания, что поспособствует удлинению речевого выдоха и появлению плавной, интонационно окрашенной речи.

Посредством игр с оречевлением своих действий дети учатся не только входить в коммуникативные ситуации, но и планировать и контролировать свои действия, развивать словесно-логическое мышление, внимание, память – все высшие психические функции, которые тесно связаны с речевой деятельностью.

Через подсчет, хлопки, отстукивания ритма со стороны физкультурного работника, у детей формируется ритмизация общих моторных движений, что в свою очередь тесно взаимосвязано с ритмизацией речи.

В процессе разминки развиваются мелкие движения кистей и пальцев рук, следствием чего является стимуляция активности речевых и умственных зон коры головного мозга, также, данные виды деятельности служат базой для дальнейшего развития письменной речи детей, для ее моторной реализации.


Используемая литература

  1. Евсеев С.П., Шапкова Л.В., Адаптивная физическая культура: Учебное пособие. — М., 2000.
  2. Кесарев Е.Д., Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира. — Спб.: 2007.
  3. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967
  4. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. Т.1: Введение в специальность. История, организация и общая характеристика адаптивной физической культуры /Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2005. – 296.
  5. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. Т.2: Содержание методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов/Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2005. – 448 с.
  6. Туманова Т.В., Формирование словообразовательной компетенции у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста с ОНР. Автореферат на соискание уч. Ст. доктора пед. Наук. – М.: 2009.
  7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. –– М., 1991. - 44 с.
  8. Фомина Л.Б., Нейропсихологические технологии в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста с ТНР [Текст] Л.Б. Фомина, К.В. Куликовских,  С.А. Франчук // Тенденции развития науки и образования / №42 Часть 2. Изд.: НИЦ «Л. Журнал», 2019г. – 84 с.
  9. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие /Под ред. Л. В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2009. — 464 с, ил. 
  10. Щетинин М.Н. дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой – М.: Метафора, 2003. - 128л.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование системы интегрированных физкультурно-речевых занятий для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ компенсирующего вида.

СОДЕРЖАНИЕ.1. Введение.1.1.Значение физической культуры в системе дошкольного воспитания ребенка.1.2.Современные тенденции к формированию у детей здорового образа жизни.2. Актуальность проблемы.2.1. О...

Консультация "Общее недоразвитие речи детей дошкольного возраста""

Речь, одна из центральных, важнейших психических функций, "зеркало" протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средства самореализации и вхождения в социум. Она имеет огромное влияние ...

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе развития психических функций у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволяют повысить качество обучения, создать новые средства воспитательног...

"Использование информационно-коммуникационной технологии "Игры для Тигры" для коррекции общего недоразвития речи в дошкольном возрасте.

Компьютерная технология "Игры для Тигры" ориентирована  на  коррекцию нарушенных функций,  формирование и развитие следующих речевых и языковых  средств: звукопроизношение, просоди...

Система коррекционно - развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста: Развитие речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста

Проблема речевого недоразвития является одной из актуальных в логопедии. Её значимость определяется не только распространённостью речевой патологии у детей, но и тем влиянием, которое оказывает речево...

«Физическое развитие детей с ЗПР средствами адаптивной физической культуры»

Коррекционно -оздоровительные мероприятия по двигательному режиму детей с ЗПР....