Коррекция общего недоразвития речи детей дошкольного возраста средствами адаптивной физической культуры
статья по логопедии (подготовительная группа)
Адаптивная физическая культура как средство устранения речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Коррекция общего недоразвития речи детей дошкольного возраста средствами адаптивной физической культуры
Смолина Анастасия Андреевна
Учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №25» г. Коркино
Аннотация: в статье рассматривается проблема физического воспитания и особенности физического, соматического и речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Описаны средства адаптивной физической культуры и участники реализации коррекционного процесса.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, физическое воспитание, общее недоразвитие речи.
В последнее время всё чаще отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Дети с тяжелыми нарушениями речи являются особой категорией детей с отклонениями в развитии, чей слух сохранен, а интеллект не нарушен. [8] Одним из распространённых речевых патологий среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи.
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон. [3,7]
У детей с ОНР имеются некоторые особенности, как речевые, соматические так и двигательные. Дети с данной патологией характеризуются плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости при выполнении движений.
Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Отмечается недостаточная координация мелкой моторики. [3]
Помимо двигательных особенностей, отмечаются некоторые отклонения от нормы в развитии дыхательной системы. У детей преобладает грудной тип дыхания, что не соответствует правильным речевым установкам. В процессе развития речи необходимо формировать у ребенка диафрагмальный тип дыхания.
Проанализировав исследования отечественных и зарубежных ученых, по выдвинутой проблеме, можно сделать вывод о том, что один из способов решения проблемы речевых патологий является адаптивной физической культура. [2]
Адаптивная физическая культура – это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, который направлен на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде лиц с ограниченными возможностями здоровья, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни. [1]
В процессе адаптивного физического воспитания используются элементы лечебной физической культуры. Данное воздействие направлено на коррекцию и профилактику вторичных нарушений используются сохранные функции для развития личности детей.
В процессе активного адаптивного физического воспитания, которое должно начинаться с момента рождения ребенка или с момента обнаружения той или иной патологии, должное внимание уделяется задачам коррекции первичного дефекта, а также сопутствующих заболеваний и вторичных нарушений, выработке компенсаторных возможностей осуществления жизнедеятельности. В этом случае большое значение приобретают межпредметные связи, когда в процессе занятий физическими упражнениями осуществляется освоение умственных, сенсорно-перцептивных, двигательных действий и понятий, происходит умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и другие виды воспитания. [4]
В процессе занятий адаптивным физическим воспитанием формируется комплекс специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений, и навыков, а также развиваются основные физические и психические качества детей, повышаются функциональные возможности различных органов и систем. [4]
Одним из средств АФК можно выделить физические упражнения, с помощью которых достигается направленное воздействие на занимающегося, решаются образовательные, оздоровительные, коррекционно-развивающие, компенсаторные, лечебные и профилактические, воспитательные задачи. Освоение двигательных умений, развитие физических качеств достигается за счет многократного повторения упражнений. Физические упражнения оказывают положительное влияние на организм. [5]
Грамотно подобранные двигательные упражнения позволяют повысить активацию ребенка, его внимание, способствуют улучшению межполушарного взаимодействия, формируют умения контролировать своё поведение. [8]
Физические упражнения, являясь осознанными целенаправленными действиями, связаны с целым рядом психических процессов, таких как внимание, память, восприятие, речь; с представлениями о движениях, с мыслительной работой и эмоциями. В процессе выполнения различных физических упражнений развиваются интересы, мотивы, потребности, формируются воля, характер, поведение. То есть посредством выполнения физических упражнений, корректируется не только физические способности детей, но и интеллектуальные, а также формируется личность ребенка. [5]
Детям с ОНР для устранения речевого дефекта необходима коррекционная помощь учителя-логопеда, а также занятия адаптивной физической культурой. [9]
Важно понимать значение роли АФК в регулировании психоэмоционального состояния дошкольников с ОНР и их адаптации. Физкультурно-оздоровительная активность является действенным средством профилактики и восстановления нормальной жизнедеятельности организма. Она способствует приобретению того уровня физической подготовленности, который необходим для того чтобы ребенок мог себя комфортно чувствовать в окружающей его среде. [6]
У детей с нарушением речи наблюдается отставание психомоторного развития. Дети с нарушениями речи отличаются от здоровых детей низким уровнем ловкости и быстроты. Для развития данных показателей с детьми дошкольного возраста можно использовать такие виды игр с как «Вышибалы», «Съедобное - не съедобное» – игры с мячом, «Третий лишний» и т.д. Дети с ОНР отличаются от нормально развивающихся детей отсутствием автоматизации движений и низкой обучаемостью. Эти особенности сопряжены с низким уровнем развития когнитивных процессов (восприятия, внимания, памяти). Правильная оценка неречевых процессов необходима для выявления закономерностей развития детей с ОНР и в то же время для определения их компенсаторного фона. Для развития автоматизации движений и моторной памяти можно использовать двигательные комплексы, где дети должны выучить и запомнить определенные движения. Возможно использование спортивного инвентаря (мячи, ленты, гимнастические палки т.д.). [5]
Осуществление коррекции особенностей моторного развития детей происходит путем выполнения специальных упражнений доступных способов физического воспитания Упражнения направлены на нормализацию мышечного тонуса; исправление неправильных поз; развитие статической выносливости, равновесия; упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью; запоминание серии двигательных актов; развитие быстроты реакции на словесные инструкции; развитие мелкой моторики тонкой двигательной координации, необходимой для полноценного становления навыков письма.
Для формирования правильного дыхания, учителем логопедом и специалистом физической культуры может быть использована гимнастика А. Н. Стрельниковой. Данная гимнастика способствует формированию диафрагмального дыхания, улучшает звучность речи, помогает сформировать правильный темп и ритм речевого потока. Уникальность данной гимнастики состоит в том, что это единственная методика, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. [10]
Особое внимание уделяется развитию мелкой моторики пальцев рук. Этому способствуют такие упражнения, как сжимание теннисного мячика; разгибание и загибание поочередно пальцев из кулака в кулак; выработка переключения движений правой – левой руки (пробы «кулак-ребро-ладонь», «ушки-рожки»).
При выполнении движений необходимо следить за четкостью и ритмичностью выполнения, не допускать синкинезий и нарушения пространственной ориентации.
Таким образом, для устранения речевого дефекта у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи помимо специальных логопедических занятий должны присутствовать занятия адаптивной физической культуры. На данных занятиях реализуются программы по формированию диафрагмального дыхания, что поспособствует удлинению речевого выдоха и появлению плавной, интонационно окрашенной речи.
Посредством игр с оречевлением своих действий дети учатся не только входить в коммуникативные ситуации, но и планировать и контролировать свои действия, развивать словесно-логическое мышление, внимание, память – все высшие психические функции, которые тесно связаны с речевой деятельностью.
Через подсчет, хлопки, отстукивания ритма со стороны физкультурного работника, у детей формируется ритмизация общих моторных движений, что в свою очередь тесно взаимосвязано с ритмизацией речи.
В процессе разминки развиваются мелкие движения кистей и пальцев рук, следствием чего является стимуляция активности речевых и умственных зон коры головного мозга, также, данные виды деятельности служат базой для дальнейшего развития письменной речи детей, для ее моторной реализации.
Используемая литература
- Евсеев С.П., Шапкова Л.В., Адаптивная физическая культура: Учебное пособие. — М., 2000.
- Кесарев Е.Д., Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира. — Спб.: 2007.
- Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967
- Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. Т.1: Введение в специальность. История, организация и общая характеристика адаптивной физической культуры /Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2005. – 296.
- Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. Т.2: Содержание методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов/Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2005. – 448 с.
- Туманова Т.В., Формирование словообразовательной компетенции у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста с ОНР. Автореферат на соискание уч. Ст. доктора пед. Наук. – М.: 2009.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. –– М., 1991. - 44 с.
- Фомина Л.Б., Нейропсихологические технологии в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста с ТНР [Текст] Л.Б. Фомина, К.В. Куликовских, С.А. Франчук // Тенденции развития науки и образования / №42 Часть 2. Изд.: НИЦ «Л. Журнал», 2019г. – 84 с.
- Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие /Под ред. Л. В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2009. — 464 с, ил.
- Щетинин М.Н. дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой – М.: Метафора, 2003. - 128л.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование системы интегрированных физкультурно-речевых занятий для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ компенсирующего вида.
СОДЕРЖАНИЕ.1. Введение.1.1.Значение физической культуры в системе дошкольного воспитания ребенка.1.2.Современные тенденции к формированию у детей здорового образа жизни.2. Актуальность проблемы.2.1. О...
Консультация "Общее недоразвитие речи детей дошкольного возраста""
Речь, одна из центральных, важнейших психических функций, "зеркало" протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средства самореализации и вхождения в социум. Она имеет огромное влияние ...

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе развития психических функций у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.
Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволяют повысить качество обучения, создать новые средства воспитательног...

"Использование информационно-коммуникационной технологии "Игры для Тигры" для коррекции общего недоразвития речи в дошкольном возрасте.
Компьютерная технология "Игры для Тигры" ориентирована на коррекцию нарушенных функций, формирование и развитие следующих речевых и языковых средств: звукопроизношение, просоди...

Особенности формирования словарного запаса у детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) старшего дошкольного возраста.
Консультация для воспитателей....
Система коррекционно - развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста: Развитие речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста
Проблема речевого недоразвития является одной из актуальных в логопедии. Её значимость определяется не только распространённостью речевой патологии у детей, но и тем влиянием, которое оказывает речево...

«Физическое развитие детей с ЗПР средствами адаптивной физической культуры»
Коррекционно -оздоровительные мероприятия по двигательному режиму детей с ЗПР....
