Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей группе по теме: «ЛЕС. ГРИБЫ. ЯГОДЫ».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:

- учить детей различать съедобные и несъедобные грибы;

- выучить названия некоторых ягод и грибов;

-тренировать детей в образовании и употреблении имен существительных в родительном падеже множественного числа;

- закрепить употребление предлога В;

- упражнять детей в подборе обобщающих слов;

- развивать и активизировать словарный запас по данной теме;

- воспитывать у детей интерес к окружающей природе и бережное отношение к ней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей  группе

по теме: «ЛЕС. ГРИБЫ. ЯГОДЫ».

ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи.

ОБОРУДОВАНИЕ: 

Картинки с изображением грибов, ягод, деревьев, веток лиственного и хвойного деревьев,

Корзинка.

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Игровая деятельность Речевая деятельность

Организационный момент

ИГРА «Назови одним словом».

Логопед:  Рассмотрите картинки. Послушайте ряд слов. Как можно назвать их одним словом?

ПОДОСИНОВИК, ПОДБЕРЕЗОВИК, МАСЛЯТА, МУХОМОР (грибы)

МАЛИНА, КЛЮКВА, ЗЕМЛЯНИКА, ЧЕРНИКА (ягоды)

СОСНА, ЕЛЬ, БЕРЕЗА, ДУБ (деревья)

Речевое развитие

Речевая  деятельность

Объявление темы.

Логопед: Сегодня я предлагаю вам превратиться в туристов и отправиться на прогулку в лес, чтобы лучше рассмотреть  грибы, ягоды и деревья, которые там растут. Вы согласны? (ответы детей)

А как должны вести себя туристы в лесу? (ответы детей)

Речевое развитие

Речевая  деятельность

Рассказ логопеда о лесе и деревьях.

- Наше путешествие началось. Первыми в лесу нас встречают деревья. Сейчас я вам о них расскажу.

ДЕРЕВЬЯ.

Мы встречаем деревья повсюду. Нет их только в пустынях и на вершинах гор. Одни деревья сбрасывают листья осенью, а покрываются новыми весной. Это лиственные деревья.

У других, вечнозеленых, листья растут круглый год. К ним относятся хвойные деревья. У хвойных деревьев узкие листья, которые называются иголками. Им холод не страшен.

В кронах деревьев живут птицы и белки. Барсуки и лисы роют норы под корнями деревьев. Олени и кабаны прячутся в зарослях из деревьев.

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Игровая деятельность Речевая деятельность

ИГРА «Лиственное- хвойное».

На доске появляются ветки лиственных и хвойных деревьев. Дети по одному выходят к доске и подбирают к каждой веточке картинку с изображением дерева (береза, ель, осина, сосна) и объясняют свой ответ:

- У БЕРЕЗЫ НА ВЕТКАХ ЛИСТЬЯ – ЭТО ЛИСТВЕННОЕ ДЕРЕВО.

- У ЕЛИ НА ВЕТКАХ ИГОЛКИ -  ЭТО ХВОЙНОЕ ДЕРЕВО.

 И т.д.

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Игровая деятельность Речевая деятельность

ИГРА «ЧАСТИ ДЕРЕВА»

Посмотрите внимательно и расскажите, какие части дерева вы знаете.

На рассмотрение детей – картинки РЯБИНЫ И СОСНЫ.

- У СОСНЫ ЕСТЬ СТВОЛ, ВЕТКИ, КОРНИ, ШИШКИ, ИГОЛКИ.

- У РЯБИНЫ ЕСТЬ СТВОЛ, ВЕТКИ, КОРНИ, ЛИСТЬЯ, ЯГОДЫ.

Можно задать вопрос, чем эти деревья похожи, а чем отличаются.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы шли-шли-шли

Землянику нашли.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идем искать опять.

Мы шли-шли-шли,

Грибочки нашли.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идем искать опять.

Дети идут по кругу друг за другом, наклоняются и собирают.

Речевое развитие

Речевая  деятельность

Рассказ логопеда о грибах.

Ребята! С собой в лес мы взяли корзинки, а собирать в нее мы что будем? (ответы детей).

Да, конечно же, грибочки. А настоящие грибники знают о грибах очень много. Вот послушайте, какой рассказ о грибах я приготовила.

 ГРИБЫ.

Грибы – это растения, у которых нет цветков. Вместо семян у них споры. У грибов есть шляпка и ножка, но нет ни листьев, ни стебля, ни корней. Чтобы питаться, грибы выпускают в гниющие растения или навоз тоненькие волоски – нити грибницы. Нужно быть очень осторожным при сборе грибов – ведь они бывают съедобные и ядовитые.

Социально-коммуникативное развитие

        

Речевое развитие

Игровая деятельность Речевая деятельность

ИГРА «Собери грибы в корзинку»

Сейчас мы будем собирать грибы, которые вы видите, но будьте осторожны, среди них есть один ядовитый гриб – его класть в корзинку нельзя!!!

Совместно с логопедом дети называют грибы. Затем по очереди выходят, берут картинку с изображением грибов и кладут ее в корзинку, проговаривая:

Я СОБРАЛ МНОГО МАСЛЯТ.

Я СОБРАЛ МНОГО БЕЛЫХ ГРИБОВ.

Я СОБРАЛ МНОГО МАСЛЯТ.

Я СОБРАЛ МНОГО РЫЖИКОВ.

Я СОБРАЛ МНОГО ПОДБЕРЕЗОВИКОВ.

- Ребята, Почему мухомор никто из вас не положил в корзинку? (потому что это ядовитый гриб)

Речевое развитие

Речевая  деятельность

Рассказ логопеда о ягодах.

- С полной корзинкой грибов мы отправляемся за ягодами. А почему люди так любят ягоды? Ответ на этот вопрос в моем рассказе.

ЯГОДЫ.

Ягоды имеют самую разнообразную окраску. Это – богатый источник необходимых витаминов. Ягоды многих растений (клюква, брусника, черника и др.) используют в пищу, а некоторые их них (например, черника) – в медицине.

Растут ягоды в лесах, на полянах, на болотах и в садах.

Ягодные растения имеют различную форму: это кустарники (крыжовник, малина), лианы (ежевика), травы (земляника, клубника).

Речевое развитие,

Социально-коммуникативное развитие

Игровая деятельность Речевая деятельность

ИГРА «Чего не стало? »

Посмотрите внимательно, какие ягоды растут в лесу. Назовите их.  (ЗЕМЛЯНИКА, ЧЕРНИКА, БРУСНИКА, ЕЖЕВИКА, КЛЮКВА, МАЛИНА, КЛУБНИКА)

Дети закрывают глаза, логопед убирает одну картинку. Затем дети открывают глаза и называют ягоду, которой не стало:

НЕ СТАЛО ЕЖЕВИКИ.

Ит.д.

Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие

Речевая деятельность, Изо-деятельность

Домашнее задание - составить с мамой рассказ о своем любимом дереве  по таблице – плану, записать его и выучить. Нарисовать деревья.

Речевое развитие

Речевая  деятельность

ИТОГ ЗАНЯТИЯ - Кем вы были сегодня на занятии? (туристами)

- Какие деревья можно встретить в лесу? (хвойные и лиственные)

- Что мы собирали в корзинку? (ягоды и грибы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей логопедической группе "Лунтик в гостях у ребят"

Закрепление лексико-грамматических представлений, формирование навыка связного непрерывного логического высказывания....

Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи "Дикие Животные".

Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей группе для детей с ОНР. Объединяет м-л по пройденным темам "Дикие животные средней полосы", "Животные жарких стран". ...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических представлений в подготовительной группе Тема: Дикие животные.

Формирование лексико-грамматических средств языка по теме « Дикие животные»Задачи:1. Коррекционно-образовательныеуточнение представлений о животных, уточнение, обогащение и активизация словаря по теме...

Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматических средств языка Тема: «Осень»

Методы и приемы:ü Динамическое упражнение «Приветствие»ü Речевые игры и упражнения:- Игра «Подскажи словечко»- изменение по падежам;- Игра «Да или нет? – дайте правильный ответ» - развитие внимания к ...

Конспект (фрагмент) фронтального логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи (логопедическая подготовительная группа) по теме: «Посуда» с использованием ИКТ

Конспект (фрагмент) фронтального логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи (логопедическая подготовительная группа) по теме: «По...