Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей группе по теме: «ЛЕС. ГРИБЫ. ЯГОДЫ».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:
- учить детей различать съедобные и несъедобные грибы;
- выучить названия некоторых ягод и грибов;
-тренировать детей в образовании и употреблении имен существительных в родительном падеже множественного числа;
- закрепить употребление предлога В;
- упражнять детей в подборе обобщающих слов;
- развивать и активизировать словарный запас по данной теме;
- воспитывать у детей интерес к окружающей природе и бережное отношение к ней.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей группе
по теме: «ЛЕС. ГРИБЫ. ЯГОДЫ».
ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Картинки с изображением грибов, ягод, деревьев, веток лиственного и хвойного деревьев,
Корзинка.
Образовательная область | Вид деятельности | Содержание деятельности |
Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие | Игровая деятельность Речевая деятельность | Организационный момент ИГРА «Назови одним словом». Логопед: Рассмотрите картинки. Послушайте ряд слов. Как можно назвать их одним словом? ПОДОСИНОВИК, ПОДБЕРЕЗОВИК, МАСЛЯТА, МУХОМОР (грибы) МАЛИНА, КЛЮКВА, ЗЕМЛЯНИКА, ЧЕРНИКА (ягоды) СОСНА, ЕЛЬ, БЕРЕЗА, ДУБ (деревья) |
Речевое развитие | Речевая деятельность | Объявление темы. Логопед: Сегодня я предлагаю вам превратиться в туристов и отправиться на прогулку в лес, чтобы лучше рассмотреть грибы, ягоды и деревья, которые там растут. Вы согласны? (ответы детей) А как должны вести себя туристы в лесу? (ответы детей) |
Речевое развитие | Речевая деятельность | Рассказ логопеда о лесе и деревьях. - Наше путешествие началось. Первыми в лесу нас встречают деревья. Сейчас я вам о них расскажу. ДЕРЕВЬЯ. Мы встречаем деревья повсюду. Нет их только в пустынях и на вершинах гор. Одни деревья сбрасывают листья осенью, а покрываются новыми весной. Это лиственные деревья. У других, вечнозеленых, листья растут круглый год. К ним относятся хвойные деревья. У хвойных деревьев узкие листья, которые называются иголками. Им холод не страшен. В кронах деревьев живут птицы и белки. Барсуки и лисы роют норы под корнями деревьев. Олени и кабаны прячутся в зарослях из деревьев. |
Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие | Игровая деятельность Речевая деятельность | ИГРА «Лиственное- хвойное». На доске появляются ветки лиственных и хвойных деревьев. Дети по одному выходят к доске и подбирают к каждой веточке картинку с изображением дерева (береза, ель, осина, сосна) и объясняют свой ответ: - У БЕРЕЗЫ НА ВЕТКАХ ЛИСТЬЯ – ЭТО ЛИСТВЕННОЕ ДЕРЕВО. - У ЕЛИ НА ВЕТКАХ ИГОЛКИ - ЭТО ХВОЙНОЕ ДЕРЕВО. И т.д. |
Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие | Игровая деятельность Речевая деятельность | ИГРА «ЧАСТИ ДЕРЕВА» Посмотрите внимательно и расскажите, какие части дерева вы знаете. На рассмотрение детей – картинки РЯБИНЫ И СОСНЫ. - У СОСНЫ ЕСТЬ СТВОЛ, ВЕТКИ, КОРНИ, ШИШКИ, ИГОЛКИ. - У РЯБИНЫ ЕСТЬ СТВОЛ, ВЕТКИ, КОРНИ, ЛИСТЬЯ, ЯГОДЫ. Можно задать вопрос, чем эти деревья похожи, а чем отличаются. |
Физическое развитие | Двигательная деятельность | ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Мы шли-шли-шли Землянику нашли. Раз, два, три, четыре, пять, Мы идем искать опять. Мы шли-шли-шли, Грибочки нашли. Раз, два, три, четыре, пять, Мы идем искать опять. Дети идут по кругу друг за другом, наклоняются и собирают. |
Речевое развитие | Речевая деятельность | Рассказ логопеда о грибах. Ребята! С собой в лес мы взяли корзинки, а собирать в нее мы что будем? (ответы детей). Да, конечно же, грибочки. А настоящие грибники знают о грибах очень много. Вот послушайте, какой рассказ о грибах я приготовила. ГРИБЫ. Грибы – это растения, у которых нет цветков. Вместо семян у них споры. У грибов есть шляпка и ножка, но нет ни листьев, ни стебля, ни корней. Чтобы питаться, грибы выпускают в гниющие растения или навоз тоненькие волоски – нити грибницы. Нужно быть очень осторожным при сборе грибов – ведь они бывают съедобные и ядовитые. |
Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие | Игровая деятельность Речевая деятельность | ИГРА «Собери грибы в корзинку» Сейчас мы будем собирать грибы, которые вы видите, но будьте осторожны, среди них есть один ядовитый гриб – его класть в корзинку нельзя!!! Совместно с логопедом дети называют грибы. Затем по очереди выходят, берут картинку с изображением грибов и кладут ее в корзинку, проговаривая: Я СОБРАЛ МНОГО МАСЛЯТ. Я СОБРАЛ МНОГО БЕЛЫХ ГРИБОВ. Я СОБРАЛ МНОГО МАСЛЯТ. Я СОБРАЛ МНОГО РЫЖИКОВ. Я СОБРАЛ МНОГО ПОДБЕРЕЗОВИКОВ. - Ребята, Почему мухомор никто из вас не положил в корзинку? (потому что это ядовитый гриб) |
Речевое развитие | Речевая деятельность | Рассказ логопеда о ягодах. - С полной корзинкой грибов мы отправляемся за ягодами. А почему люди так любят ягоды? Ответ на этот вопрос в моем рассказе. ЯГОДЫ. Ягоды имеют самую разнообразную окраску. Это – богатый источник необходимых витаминов. Ягоды многих растений (клюква, брусника, черника и др.) используют в пищу, а некоторые их них (например, черника) – в медицине. Растут ягоды в лесах, на полянах, на болотах и в садах. Ягодные растения имеют различную форму: это кустарники (крыжовник, малина), лианы (ежевика), травы (земляника, клубника). |
Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие | Игровая деятельность Речевая деятельность | ИГРА «Чего не стало? » Посмотрите внимательно, какие ягоды растут в лесу. Назовите их. (ЗЕМЛЯНИКА, ЧЕРНИКА, БРУСНИКА, ЕЖЕВИКА, КЛЮКВА, МАЛИНА, КЛУБНИКА) Дети закрывают глаза, логопед убирает одну картинку. Затем дети открывают глаза и называют ягоду, которой не стало: НЕ СТАЛО ЕЖЕВИКИ. Ит.д. |
Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие | Речевая деятельность, Изо-деятельность | Домашнее задание - составить с мамой рассказ о своем любимом дереве по таблице – плану, записать его и выучить. Нарисовать деревья. |
Речевое развитие | Речевая деятельность | ИТОГ ЗАНЯТИЯ - Кем вы были сегодня на занятии? (туристами) - Какие деревья можно встретить в лесу? (хвойные и лиственные) - Что мы собирали в корзинку? (ягоды и грибы) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий по теме "Грибы" в средней группе
Материал для логопедов, для работы с детьми имеющими ОНР....
Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей логопедической группе "Лунтик в гостях у ребят"
Закрепление лексико-грамматических представлений, формирование навыка связного непрерывного логического высказывания....

Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи "Дикие Животные".
Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей группе для детей с ОНР. Объединяет м-л по пройденным темам "Дикие животные средней полосы", "Животные жарких стран". ...
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических представлений в подготовительной группе Тема: Дикие животные.
Формирование лексико-грамматических средств языка по теме « Дикие животные»Задачи:1. Коррекционно-образовательныеуточнение представлений о животных, уточнение, обогащение и активизация словаря по теме...
Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматических средств языка Тема: «Осень»
Методы и приемы:ü Динамическое упражнение «Приветствие»ü Речевые игры и упражнения:- Игра «Подскажи словечко»- изменение по падежам;- Игра «Да или нет? – дайте правильный ответ» - развитие внимания к ...

Конспект логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме « Защитники Отечества.»
Подгрупповое логопедическое зантие с применением информационно-коммуникативной технолоии....
Конспект (фрагмент) фронтального логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи (логопедическая подготовительная группа) по теме: «Посуда» с использованием ИКТ
Конспект (фрагмент) фронтального логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи (логопедическая подготовительная группа) по теме: «По...