Конспект занятия по развитию лексико-грамматических представлений в подготовительной группе Тема: Дикие животные.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Формирование лексико-грамматических средств языка по теме « Дикие животные»

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные

уточнение представлений о животных, уточнение, обогащение и активизация словаря по теме , развитие импрессивной речи, совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в родительном и творительном падежах, согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование притяжательных прилагательных, образование сложных слов, изменение форм глаголов, составление простых распространённых предложений с предлогами ИЗ, В, У, С и определениями, составление сложносочинённых предложений, работа над слоговой структурой слов, выделение гласных звуков из слов, определение их места в словах, чтение букв.

2. Коррекционно-развивающие

развитие зрительного и слухового гнозиса, внимания, памяти, логического мышления, воображения, общей моторики.

3. Коррекционно-воспитательные

формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, воспитание эмоциональности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

занятия по развитию лексико-грамматических представлений

 в подготовительной группе

Тема: Дикие животные.

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка по теме « Дикие животные»

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные

уточнение представлений о животных, уточнение, обогащение и активизация словаря по теме , развитие импрессивной речи, совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в родительном и творительном падежах, согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование притяжательных прилагательных, образование сложных слов, изменение форм глаголов, составление простых распространённых предложений с предлогами ИЗ, В, У, С и определениями, составление сложносочинённых предложений, работа над слоговой структурой слов, выделение гласных звуков из слов, определение их места в словах, чтение букв.

2. Коррекционно-развивающие

развитие зрительного и слухового гнозиса, внимания, памяти, логического мышления, воображения, общей моторики.

3. Коррекционно-воспитательные

формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, воспитание эмоциональности.

Оборудование:

картинки с изображением животных и детей, фланелеграф, "ступеньки" для составления предложений, символы Бардышевой, картинки для игры «Собери животное» (разрезанные на 3 части изображения животных: зайца, медведя, лисы), схемы для определения места гласного звука в слове, домашние задания на листочках.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Деление слов на слоги, выделение гласных звуков из начала слов.

  – Сядет тот, кто сможет назвать своё имя по частям-слогам (Да-ни-ла)…

              (В слове столько слогов, сколько гласных звуков!)

- Каждый назвал своё  И…МЯ (- Какой первый звук в этом слове?)

- В имени А…НЯ какой первый звук?

- У Жени сестричка У…ЛЯ? ( У )

- А как звали девочку, о которой я вам рассказывала на прошлом занятии? ( О…ЛЯ )

               ( На доске схема слова с красным магнитом вначале.)

- Я записала звуки буквами. Почему красным мелом? ( ГЛАСНЫЕ ) Прочитайте.

  1. Введение в тему. Деление слов на слоги, выделение гласных звуков из середины и конца слов.

- Отгадайте загадки и узнаете, кто к нам в гости спешит.

Серый зверь по лесу рыщет

И себе добычу ищет.

Из кустов зубами щёлк,

Ну конечно, это…( ВОЛК )

Длинные уши, хвостик короткий,

Он по характеру добрый и кроткий.

Этот зверёк не зазнайка,

Серенький, шустренький…( ЗАЙКА )

Хитрые глазки, острые зубки,

Ходит гордится пушистою шубкой.

Хвост удивительный, просто краса!

Вы угадали? Это…( ЛИСА )

Роет норы он умело,

Знает, любит это дело.

Потому кроту и друг,

А зовут его … (БАР…СУК)

- Как я должна спросить: ЧТО это? Или КТО  это? Почему?

- Кто они? (Животные)

- ВО…ЛК – Какой гласный звук спрятался в слове? (Схема слова с красным магнитом посередине.) 1 гласный звук, значит и 1 слог в слове( хлопнем 1 раз!)

      Дети хлопают по–одному и вместе.

 - …покажи букву.

- …быстро называй-ка, кто же это? ( ЗА…ЙКА… ) Давайте вместе:… Какой гласный звук пели? 1 раз? ( Схема с двумя магнитами) …отхлопай слово. 2 гласных звука – 2 слога!

- …покажи букву А.

- Марина, отхлопай следующее слово ( ЛИ…СА…) Сколько слогов? Почему? (показать букву И)

- Серёжа, отхлопай…( БА…Р - СУ…К ) Сколько слогов? Почему? (показать букву У)

- Похвалим себя: мо – лод – цы! ( отхлопывают )

  1. Восстановление деформированного предложения.

- Послушайте внимательно.: Животные, леса, прибежали, из

      Я сказала предложение? (слова поссорились, разбежались, давайте их помирим)

Какое маленькое слово есть в предложении? А какой гласный звук услышали в этом слове?

Какие это животные? ( лесные = дикие)

4. Составление предложений из четырёх слов с предлогом « В » - « Кто в лесу живёт?»

- Гости придумали для нас разные задания. ВОЛК предлагает вспомнить, кто ещё в лесу живёт.

В лесу живёт енот?

Поднимемся по ступенькам и скажем предложение. Какое маленькое слово скажем?

Не забывайте о нём! (4 ступеньки и «шифровка»-жёлтый кружок, квадрат и животные по Бардышевой)

Дети выходят к фланелеграфу, находят своё животное.

  1. Развитие слухового внимания и понимания речи, составление сложных слов.

     « Какое слово подходит?»

ЗАЙКА приглашает вас поиграть: приготовьте руки…, слушайте слова и хлопайте, если о мишке так можно сказать:

Колючий, косолапый, короткохвостый, длинноухий, бурый, трусливый, неуклюжий

 - Медведь короткохвостый, как вы понимаете это слово? (Какой медведь?)

Белка какая?(треугольник – признак) шустрая, белая, пушистая, хитрая, короткохвостая, ловкая

 - Белка не короткохвостая, а наоборот…ДЛИННОХВОСТАЯ. (Какая белка?)

6. Физкультминутка. Речевая подвижная игра.

- Засиделись мы, пора подвигаться!

Медвежонок— топ-топ, а ежонок — хлоп-хлоп,

А волчонок — щелк-щелк, а зайчонок —скок-скок,

А лисенок — шмыг-шмыг, а лосенок —брык-брык,

А рысенок — прыг-прыг, и бельчонок —прыг-прыг. (Вариант: - Что медвежонок делал? – топал…)

 

7. Составление распространённых предложений из четырёх слов

(с определениями).

 -  Ребята вы, конечно, видели этих животных? Где?

Лиса просит вас рассказать о тех животных, которых вы видели.

 ( лесенка, фигурки мальчика и девочки, символы Бардышевой –стрелка, треугольник, животные на фланелеграфе )

- Я видела рогатого оленя.

- Кого видела Марина? (видел Валера?)

8. « Чтение »  предложений с буквами У, А и с картинками – изображениями животных с детёнышами -  « У кого кто?»

- У всех животных есть детишки. Барсук просит вас назвать их.

У барсука барсучонок, а у лисы лисёнок. ( гласные буквы читают на доске, а картинки    ЛОГОПЕД                    ДЕТИ                   меняются.)

Дети выходят парами.

9. Развитие зрительного гнозиса, внимания, логического мышления, воображения.

Образование притяжательных прилагательных.

« Путаница »

- Наши гости - шалуны принесли вам вот такие фотографии.

Кто это? ( Заяц)

А туловище заячье? А чьё? (туловище лисы – лисье…)

Заячьи лапы?  

- Все фото разрезаны, кусочки перепутаны.

И т. д. аналогично.

- Наведи порядок!( дети выходят к фланелеграфу )        

10. Итог занятия. Оценка работы детей.

-Итак, с кем вы сегодня играли? Вам было интересно? Весело? Я рада!

И ещё одно задание – домашнее. На рисунке животные спрятались от вас, найдите их!

( см. Крупенчук – наложения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию лексико-грамматической и связной стороны речи с использованием игровых технологий. На тему: "Дикие животные" (КВН).

Цели и задачи:закреплениеполученных знаний о диких животных;практическое употребление притяжательных прилагательных, существительных в творительном падеже;развитие связной речи;развитие внимания, памя...

КОНСПЕКТ занятия по развитию лексико-грамматических средств и связной речи в старшей группе Тема занятия: «Дикие животные»

Цель: развитие лексико-грамматических средств речи.Задачи:1.  Расширять и активизировать словарь существительных и прилагательных по данной теме.2.  Закреплять практическое употребление в ре...

Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме "Дикие животные весной"

Целями данного конспекта является систематизация и обобщение знаний детей о диких животных и их детёнышах, а также развитие грамматической стороны речи, психических процессоов....

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий для подготовительной логопедической группы «Цветы»

Цели занятия:Уточнить и расширить представления детей о цветах, строении цветка, местах его произрастания.Продолжать учить детей самостоятельно образовывать относительные прилагательные (цветы садовые...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе "Животные в русских народных сказках"

Задачи:Коррекционно-образовательные:-закрепить и систематизировать представления детей о диких животных;-активизировать  активный словарный запас по теме;-развивать словообразовательную функцию р...

конспект занятия по развитию лексико - грамматических категорий в подготовительной группе по лексической теме "Фрукты. Сад. Домашние заготовки"

Конспект занятия по развитию - лекско грамматических категорий в подготовительной группе  омпенрующей направленности для детей с ТНР  по лексической теме "фрукты. са. домашние заготовки...