конспект занятия по развитию лексико - грамматических категорий в подготовительной группе по лексической теме Профессии
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Сафарьян Мария Евгненьевна

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико - грамматических категорий по лексической теме "Професии"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы по теме «Профессии»

Цель: активизировать, уточнить и расширить словарь детей по теме «Профессии».

Задачи:

- образовательные:

- закреплять умение изменять существительные по числам в ходе игры «Один-много»;

- отрабатывать умение правильно согласовывать существительные с числительными;

- закреплять умение делить слова на слоги;

- продолжать учить образовывать сложные слова в ходе игры «Назови профессию»;

- закреплять умение отвечать на вопросы полным ответом;

- коррекционно-развивающие:

- развивать слуховое внимание, восприятие, активизировать мыслительную деятельность в процессе выполнения игровых упражнений, развивать общую и мелкую моторику.

- воспитательные:

- воспитывать уважение к людям различных профессий;

- воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование: картинки с изображением людей различных профессий, мяч, мешочек с картинками разных профессий.

Ход занятия:

1.Оргмомент.

Логопед: давайте поприветствуем друг друга и настроимся на занятие.

«Здравствуй утро, здравствуй день, заниматься нам не лень»

Логопед: Предлагаю вам отгадать загадки:

1.Скажите, кто так вкусно готовит щи капустные,
Пахучие котлеты, салаты, винегреты, все завтраки, обеды? (Повар)

2.Кто учит детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать? (Учитель)

3.Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней? (Доктор)

4.Средь облаков, на высоте,
Мы дружно строим новый дом,
Чтобы в тепле и красоте
Счастливо жили люди в нем. (Строители)

5.С огнём бороться мы должны,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Скорее, кто же мы? (Пожарные)

6.Он делает прически, подстригает челки.
Фены, ножницы, расчески у него на полке.  (Парикмахер)

7. Бесстрашный герой, что всегда на посту,

Он чует беду и огонь за версту.

Неравный ведет со стихией он бой,

Стремится всегда защитить нас с тобой. (пожарный)

8. Есть у мамы на прилавке

Куклы, мячики, булавки,

Обувь — справа, ткани — слева,

Чашки — на витрине.

Мама словно королева

В нашем магазине! (продавец)

9. Я в машине за рулём

Утром, вечером и днём.

Вместе с мамами ребят

Отвожу я в детский сад.

Вот включаю я мотор,

Эй, поехали, ...водитель!

2.Сообщение темы занятия.

Логопед: Ребята, посмотрите на картинки отгадок, как можно все эти картинки назвать одним словом?  

Дети: профессии. И сегодня, о чем мы сегодня с вами будем говорить, догадались?

Дети: «О профессиях».

Логопед: «Посмотрите на экран компьютера, на нем появился Незнайка, как он выглядит?

Дети: Он удивленный.

Логопед:   Он в недоумении! Незнайка не понимает и не знает, чем занимаются люди этих профессий.

Давайте поможем и объясним ему, что делают люди этих профессий?

Игра с мячом «кто что делает»

Что делает:

Повар – готовит еду

Парикмахер – подстригает и делает прически

Учитель – учит детей

Доктор – лечит людей

Пожарный - тушит пожары

Строитель – строит дома и здания

Водитель – управляет транспортом

Продавец – продает различные товары.

 

3.Логопед: «Ребята, Незнайка никак не может разобраться, сколько людей работают по профессиям, давайте сыграем в игру «Один-много» и он все поймет.  Я буду кидать вам мяч и называть профессию в единственном числе, а вы должны назвать ее во множественном числе, например, повар – много поваров;

Водитель – много водителей,

И т.д. называем все профессии.

Логопед: Хорошо, ребята, здесь Незнайка все понял, но он никак не разберется, что нужно для работы людям этих профессий. Расскажем ему и поиграем в игру «Кому, что нужно для работы» Передаем мяч по цепочке и называем: повару для работы нужны: посуда, продукты, форма;

Доктору для работы нужны: белый халат, шприц, шпатель, фонендоскоп, лекарства.

Парикмахеру для работы нужны: ножницы, расческа, фен, краска для волос;

И т.д.

4.Логопед: «Ребята, теперь Незнайка много знает он профессиях, но он запутался и никак не может сосчитать, сколько бывает людей этих профессий, давайте поиграем в игру «Сосчитай до 5», и тогда он сразу все поймет! В мешочке лежат картинки с профессиями, каждый из вас достает картинку и считает до 5 название профессии. Например: 1 повар, 2 повара, 3 повара, 4 повара, 5 поваров…, 1 доктор, 2 доктора, 3 доктора, 4 доктора, 5 докторов… и т.д…

5.Логопед: А чтобы Незнайка хорошо запомнил название профессий, давайте произнесем по слогам слова (название профессий) считая слоги хлопками.

6.Логопед: 

Физминутка.

Я – шофёр, помыл машину

Сел за руль, расправил спину.

Загудел мотор и шины

Зашуршали у машины.                 (имитация  вождения автомобиля)

Подметает дворник двор

Убирает дворник сор.                     ( подметание)

Наш охранник на посту

Смело смотрит в темноту.            (повороты, приставив ладони к глазам)

А сапожник сапоги

Для любой сошьёт ноги.

К сапогам прибьёт подковки

И пляши без остановки.                (шитьё, прибивание молотком, пляска)

Наши лётчики – пилоты

Приготовились к полёту.            ( руки в стороны, наклоны корпуса)

А портной сошьёт для нас

Брюки – просто высший класс.    (имитация шитья)

Я - маляр, шагаю к вам

С кистью и ведром

Свежей краской буду сам

Красить новый дом.                        (плавные взмахи руками вверх-вниз)

7.Логопед. Ребята, Незнайка не знает, как называются места работы у ледей различных профессий, давайте его расскажем и об этом. Игра «Кто где работает»

Дети по цепочке показывают картинку и говорят: Доктор работает в больнице,

Парикмахер работает в парикмахерской, пожарный работает в пожарной службе,

Продавец работает в магазине и т.д.

8.Логопед: Игра «Назови профессию людей» «Ребята, Незнайка был в лесу и увидел, как рубят лес, он задумался, кто же рубит лес?

Дети:  «Лесоруб».

Потом он отправился на пасеку, и стал думать, кто разводит пчел?

Дети: Пчеловод.

Потом он проходил мимо рыбного завода и задумался, кто же рыбу ловит?

Дети: Рыболов

Гуляя по улице, он увидел как люди землю капают, и ему захотелось узнать как называется эта профессия?

Дети: Землекоп.

Дальше он пошел в гости к своему другу, а у него какой то человек трубы чистит, и ему стало интересно, как называется этот человек?

Дети: трубочист.

По дороге домой, Незнайка увидел, как по полю пробегало много коней, и он подумал, а кто же коней разводит?

Дети: Коневод.

А на мосту он увидел человека, который птиц ловил, и ему захотелось узнать как он называется?

Дети: Птицелов.

А когда посмотрел с моста, там человек в воду лез, кто же он, подумал незнайка?

Дети: Водолаз.

Незнайке было интересно узнавать новые профессии людей.

И он решил поиграть с вами  и придумал вот такие небылицы, послушайте и скажите правильно:

9. Игра «Исправь ошибки в предложениях».

Врач готовит для учеников вкусный обед.

Парикмахер готовит выставку своих картин.

Воспитатель лечит людей в поликлинике.

Садовник продает продукты в магазине.

Маляр выдает книги в библиотеке.

Учитель чинит часы в мастерской.

Ветеринар печет свежий хлеб.

Кондитер управляет самолетом.

Строитель фотографирует детей.

Сапожник шьет красивую одежду.

10.Логопед: «Ребята, а вы знаете кем работают ваши мамы? давайте теперь каждый расскажем Незнайке кем и где работают ваши мамы.

Дети: по цепочке говорят: Моя мама работает в магазине продавцом, моя мама работает в детском саду воспитателем….и т.д.

11.Логопед: «Ребята, вокруг нас столько разных профессий и Незнайка не понимает, какая же из них самая главная?

Дети: разные ответы.  

12.Логопед: «А Давайте я помогу и вам и Незнайке  разобраться в этом.  Я вам сейчас прочитаю рассказ, который поможет нам разобраться в этом, а вы помогите дополнить некоторые предложения словами. Слушайте внимательно.

      Однажды Ваня и Таня мечтали о том, кем они станут, когда вырастут.

- Я буду врачом, — сказала Таня, — Ведь врач — самая глав
ная профессия, потому что... (он лечит людей).

- А я буду строителем. Ведь строитель главнее врача, по
тому что он... (строит больницы) — ответил сестре Ваня.

- Нет, наверное, повар главнее строителя. Ведь если повар не приготовит обед, то … (строитель не сможет работать), — сказала Таня.

- Значит, главнее повара продавец. Если он не продаст
продукты, … (то повар не приготовит обед), — подумав, заметил Ваня.

- А что будет, если продавец заболеет и не сможет продавать продукты?

- Его вылечит... (врач) — уверенно ответил Ваня.

- Так кто же тогда главнее? — растерянно спросила Таня.
Загадку разрешила мама, вернувшаяся с работы.

- Нет такой профессии, которую можно назвать самой главной. Все профессии одинаково важны, потому что... (приносят пользу людям) — сказала мама».

12.Подведение итогов.

-О чем мы с вами сегодня говорили?

-Как вы думаете, Незнайка разобрался в этом нелегком вопросе?

-Посмотрите на него, какой он стал веселый и довольный, потому что все понял! И даже думает теперь, кем хочет стать он, когда вырастет!  А вам домашнее задание, тоже подумать кем бы вы хотели стать в будущем, на следующим занятии вы расскажите нам.

- Молодцы!

Раскраска картинок с профессиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических представлений в подготовительной группе Тема: Дикие животные.

Формирование лексико-грамматических средств языка по теме « Дикие животные»Задачи:1. Коррекционно-образовательныеуточнение представлений о животных, уточнение, обогащение и активизация словаря по теме...

Конспект занятия по развитию лексико -грамматической стороны речи у детей с ОНР в подготовительной группе по лексической теме: «Транспорт»

Конспект занятия по развитию лексико грамматической стороны речи у детей С ОНР в подготовительной группе .Лексическая тема "Транспорт"...

Конспект занятия по развитию лексико - грамматического строя речи в подготовительной к школе группе для детей с речевыми нарушениями.

Конспект занятия  по развитию лексико – грамматического строя речи в подготовительной к школе группе для детей с речевыми нарушениями.Задачи:Коррекционно – образовательные:Повторить и закре...

План конспекта занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи по теме «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»» на примере темы «Дикие птицы» в подготовительной группе с обучающимися ОНР с использованием презентации "Перелётные птицы".

Тема: «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»»Цели: 1. Упражнять в практическом употреблении качественных прилагательных с существительными множественного числа на материале лексической темы «Птицы».2. ...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи в подготовительной к школе группе «Профессии»

Данное занятие предназначено для детей подготовительной к школе группы.  Так как на сайт не публикуются презентации, тяжелее 3 мб, то здесь представлена презентация в виде pdf файла. Если Вам нуж...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме "Профессии"

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме "Профессии"...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического словаря для детей с ОВЗ (ТНР) «Профессии»

Цель:Вызвать у детей интерес  к окружающему миру, расширять знания и представления о профессиях....