АОП ДО для детей с ТНР
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Камня-на-Оби Детский сад № 27 « Петушок»
МБДОУ д/с № 27
Адаптированная образовательная
программа воспитанницы
Подготовительной группы
Кондратьевой Екатерины Геннадьевны
Составила: учитель-логопед
Бесполденова О.А
1. Информационный блок
Дата заполнения: 01.10.2023 г.
Общие данные
Ф.И.О. ребенка | Кондратьева Екатерина Геннадьевна |
Дата рождения, возраст на момент поступления. | 07.11. 2017г. 6 лет |
Дата поступления в учреждение | ? 31.08.2020 |
Сведения о семье: | Семья полная |
Мать | Кондратьева Ольга Александровна |
Отец | Кондратьев Геннадий Евгеньевич |
Домашний адрес: Телефон: | 89293251103 |
Воспитатели (ФИО): | |
Специалисты: Учитель-логопед: | Бесполденова Ольга Андреевна |
Режим пребывания ребёнка в ДОУ | Полная пятидневная неделя. |
Заключение логопеда | ОНР - 3 уровень речевого развития. Стертая дизартрия. Познавательное развитие в нижних границах возрастных требований. Синдром речевых нарушений на резидуальном перинатальном фоне. |
Заключение ТПМПк | |
Рекомендации ПМПк | Формирование активной подражательной речевой деятельности, накопление и активизация словаря. Формирование простой фразы. Формирование простого речевого высказывания. Формирование простого произвольного речевого высказывания. Коррекция и развитие всех компонентов речи. Коррекция и развитие просодических темпо- ритмической организации речи |
Цели на текущий период (учебный год) | Разработка системы мероприятий по социализации ребенка: постепенное включение в занятия коммуникативно-творческой направленности совместно со сверстниками. Оказание помощи в осознании требований социума. |
2. Диагностический блок
Период - сентябрь - май 2023г.- 2024г.
Цели и задачи диагностического этапа специалистов.
Логопедическое сопровождение
Цель: Определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможности обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушения в речевой сфере
Задачи: - выявление особенностей речевого развития для последующего учета при планирование и проведение образовательного процесса
- выявление негативных тенденций в развитии, для определения необходимости последующего углубленного изучения
- выявление изменений в речевой деятельности для определения эффективной педагогической деятельности.
Педагогическое сопровождение
Цель:
Оценка готовности ребенка к вхождению в группу сверстников
Задачи:
1. Оценка состояния ребенка, уровня его развития, запаса знаний, поведенческих навыков.
2. Взаимодействие с родителями ребенка.
Медицинское сопровождение
Цель: Укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости.
Задачи:
- получение объективной информации о физическом состоянии
и здоровье детей.
- анализ физического, нервно-психического развития и здоровья детей для планирования профилактических и оздоровительных мероприятий.
- осуществление эффективной организационно-медицинской работы в ДОУ, своевременное внесение соответствующих коррективов в медицинское обслуживание детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
- проведение консультативно-просветительской работы с работниками ДОУ и семьями воспитанников по вопросам физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста
Характеристика особенностей развития детей 6-7 лет с ТНР (тяжелым нарушением речи)
Речевое развитие у детей отмечается в целом возросший уровень речевых навыков. Однако их речь в полном объеме еще не соответствует норме. Различный уровень речевых средств позволяет разделить всех детей на 2 подгруппы. Первую подгруппу составляет дети, которые достаточно свободно овладели фразовой речью. Они адекватно отвечают на вопросы, могут без помощи логопеда составить несложный рассказ по картине, пересказать простой текст, рассказать о хорошо известных, интересных событиях, т.е. построить все высказывание в пределах близкой им темы. Анализ их речевой продукции позволяет говорить о том, что объем обиходного словаря приближается к невысокой норме. Отмечается тенденция роста количества слов, появление однородных членов, входящих в структуру распространенного предложения. Стремление детей пользоваться разными типами предложений является показателем возросшей речевой активности, а также желанием в своих высказываниях отразить более сложные связи и отношения объективной действительности.
Произносительная сторона речи в значительной степени сформирована. Дети пользуются достаточно свободно словами разной слоговой структуры и звуконаполняемости. Ошибки в смешении и замене, пропуске звуков, перестановке, употреблении слогов встречаются, как правило, при выполнении специально подобранных усложненных заданий. Нарушения встречаются в воспроизведении наиболее трудных или малоизвестных слов: «тестофор» (светофор), «саморубка» (мясорубка), «калявста» (лекарства), «фотирует» (фотографирует).
Они достаточно уверенно справляются с выделением заданного звука в ряду других звуков, слышат и определяют место изучаемого звука в слове, владевают навыком звукового анализа и синтеза прямого слога и односложных слов. Однако, при изменении условий коммуникации, расширения самостоятельности речевого общения, при выполнении специальных заданий возникает ряд специфических трудностей. Это говорит о том, что дети не достигли того уровня развития, который свойственен их сверстникам с нормальной речью.
На фоне развернутой речи отмечаются отдельные отклонения в развитии каждого из компонентов речевой системы. В речи детей присутствуют элементы ситуативности, затруднения в использовании вариантов сложных предложений, особенно заметные при составлении рассказов по картине и в спонтанных высказываниях. Простые предложения в самостоятельных рассказах этих детей нередко состоят из подлежащего, сказуемого, дополнения, что связано с недостаточностьюв их лексическом запасе прилагательных, числительных, наречий, причастии, деепричастии.
Зачастую у них наблюдаются однообразие и неточность в употреблении слов, содержащих обобщения, оттенки значений, названия явлений природы, а также абстрактные понятия. Структура сложносочиненных предложений в ряде случаев оказывается упрощенной (типа: «Таня рисовала дом, а Миша лепил гриб»). Имеются случаи пропуска членов предложения, особенно подлежащих, редко встречаются разделительные и противительные союзы. Не полностью усвоены сложноподчиненные союзы, почти нет условных, уступительных, определительных придаточных предложений. Понимая зависимость между отдельными событиями, дети не всегда правильно используют форму сложноподчиненного предложения («Карандаш сломался, как я много рисовала. Мальчик упал, что споткнулся на камень»).
Ограниченность речевых средств наиболее ярко проявляется при выполнении заданий, связанных со словоизменением и словообразованием. Анализ речевой деятельности детей позволяет считать, что словарный запас недостаточно точен по способу употребления. В нем наблюдаются, в основном, слова, обозначающие конкретные предметы и действия, мало слов, обозначающих отвлеченные и обобщенные понятия. Это приводит к тому, что лексический запас характеризовался стереотипностью, частым употреблением одних и тех же слов. Большие трудности дети испытывают при подборе синонимов, однокоренных слов. Метафоры и сравнения, слова с переносным значением часто совсем недоступны для их понимания.
У детей с ОНР на втором году обучения остаются ошибки в употреблении форм множественного числа с использованием непродуктивных окончаний (деревы, гнезды). Характерно смешение форм склонения, особенно много трудностей при овладении предложными конструкциями.
В активной речи правильно употребляются лишь простые и хорошо отработанные ранее предлоги (в, на, под). Ограниченность речевого общения, отставание в развитии познавательной деятельности не позволили детям самостоятельно овладеть более сложными предлогами (из-под, из-за, между, над). Отсюда появляются ошибки на замену и смешение предлогов. Например: Мячик выкатился из шкафа. Лампа висит на столе. Мяч лежит над стулом. Данные обследования свидетельствуют, что дети в простых сочетаниях правильно согласуют прилагательные с существительными. Однако, при усложненных заданиях (типа: Мальчик рисует красной ручкой и синим карандашом) нередко появляются ошибки (Мальчик рисует красной ручкой и синей карандашей). Это связано с недостаточной дифференциацией форм слова.
Вторую подгруппу образуют дети с более ограниченным речевым опытом и несовершенными языковыми средствами. Уровень автоматизированности речевых навыков у них ниже, чем у детей первой подгруппы. Так, при составлении рассказов по картинке, пересказе требуются словесные и изобразительные подсказки. В процессе рассказа появляются длительные паузы между синтагмами или короткими фразами. Уровень самостоятельности при свободных высказываниях недостаточен, такие дети периодически нуждаются в смысловых опорах, помощи взрослого, нередко их рассказы носят фрагментарный характер.
Отмечаются нарушения модели предложений: инверсии, пропуск главного или второстепенного члена предложения; опускаются, заменяются, неправильно употребляются союзы и сложные слова. Количественный диапазон употребляемых в предложениях слов невелик. Большие трудности дети испытывают в программировании своих высказываний. Словарный запас этих детей ниже, чем у детей первой подгруппы как по количественным, так и качественным показателям. Так, дети овладели основными значениями слов, выраженными их корневой частью, но они недостаточно различают изменение значений, обусловленных употреблением разных приставок. Например: машина ехала около дома (вместо: объехала дом); в ряде упражнений не могут добавить недостающее слово, точное по смыслу: гремит..., стрекочет..., порхает..., звенит... и т. д. Задания на подбор однокоренных слов, синонимов, составление сложных слов им практически почти недоступны. Недостаточно усвоили эти дети обобщающие слова: транспорт, обувь, профессия и т. д. Они нередко заменяют родовые понятия видовыми: деревья — елочки, головные уборы — шапки; вместо малознакомых слов употребляют словосочетания: дупло — белка-тут живет; грядка — огурчики тут растут; кран — здесь ручки моют, водичка льется.
Таким образом, несмотря на значительное продвижение в речевом развитии детей, обнаруживаются заметные различия в овладении ими связной речью, определяющие специфику индивидуального подхода, вариативность применения логопедических приемов и различных прогнозов в отношении дальнейшего обучения в школе. У детей быстро наступают признаки утомления, темп неравномерен, чаще снижен, особенно при работе с вербальными заданиями. На фоне утомления может проявляться как импульсивность, так и выраженная вялость, потеря интереса.
Представление психолого-педагогического консилиума на воспитанника/обучающегося
ФИО Кондратьева Екатерина Геннадьевна
Дата рождения 07.11.2017
Образовательная организация Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 27 «Петушок»
Класс/группа группа общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет
I. Общие сведения
1. Дата поступления в образовательную организацию 31.08.2020
2. Программа обучения (полное наименование) Основная образовательная прогамма муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 27 «Петушок»
3. Форма получения образования:
группа: группа общеразвивающей направленности
4. Форма обучения: очная
5. Факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в образовательной организации): нарушение речевого развития
6. Состав семьи: Семья полная. Двое детей.
мать – Кондратьева Ольга Александровна, средне-специальное, временно не работает, 89293251103.
Отец – Кондратьев Геннадий Евгеньевич, средне-специальное, ООО «Надежда Строй», грузчик, 89501647593.
II. Информация об условиях и результатах образования ребенка в образовательной организации:
1. Краткая характеристика познавательного, речевого, двигательного, коммуникативно-личностного развития ребенка на момент поступления в образовательную организацию: качественно в соотношении с возрастными нормами развития средний уровень - ребенок ранее посещал ДО, навыки самообслуживания сформированы в соответствии с возрастом, познавательная активность слабо выражена, проявляется при положительном результате. Речевое развитие отстает от нормы, наблюдается нарушение звукопроизношения. Коммуникативно-личностное развитие ребенка на момент поступления достаточное, с легкостью вступает в игровую деятельность, конфликтов со сверстниками не наблюдалось.
2. Краткая характеристика познавательного, речевого, двигательного, коммуникативно-личностного развития ребенка на момент подготовки характеристики: качественно в соотношении с возрастными нормами развития неравномерно отстает.
3. Динамика (показатели) познавательного, речевого, двигательного, коммуникативно-личностного развития (по каждой из перечисленных линий): Познавательное развитие: достаточная;
Речевое развитие: незначительная;
Двигательное развитие: достаточная;
Коммуникативное развитие: достаточная.
4. *Динамика (показатели) деятельности (практической, игровой, продуктивной) за период нахождения в образовательной организации: достаточная.
5. Динамика освоения программного материала:
программа, по которой обучается ребенок (авторы или название ОП/АОП): ООП для детей дошкольного возраста.
соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы или, для обучающегося по программе дошкольного образования: достижение целевых ориентиров в соответствии с годом обучения соответствует среднему уровню.
6. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению нестабильная, сензитивность в отношениях с педагогами в учебной деятельности на критику и замечания реагирует адекватно; эмоциональная напряженность при необходимости публичного ответа, высокая из-за речевых нарушений, истощаемость умеренная, зависит от сиеминутного психо-физического состояния ребенка.
7. Отношение семьи к трудностям ребенка: Родители адекватно воспринимают проблемы ребенка, готовы к сотрудничеству.
8. Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь (конкретизировать): дополнительная коррекционная работа не проводится.
Дата 24.03.2023
Председатель ППк МБДОУ «Детский сад № 27» _______________ С.А.Карякина
3. Коррекционный блок
Пояснительная записка
Настоящий план составлен в соответствии с программой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Часть 1,2. Первый (старшая группа), второй год обучения (подготовительная группа)» и на основе рабочей программы логопеда. Фронтальные занятия проводятся с учетом федеральных государственных образовательных стандартов(ФГОС) Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР», Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 6-7 лет».
Коррекционную работу с детьми 6-7 лет, рассчитанную на 30 недель, условно можно разделить на 3 периода.
I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
6-7 лет:занятие - по формированию фонетической стороны речи и обучение грамоте –10 занятий
- по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи – 10 занятий
II период обучения (декабрь, январь, февраль)
6-7 лет:занятие - по формированию фонетической стороны речи и обучение грамоте – 10 занятий
- по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи – 10 занятий
III период обучения (март, апрель, май)
6-7 лет:занятие - по формированию фонетической стороны речи и обучение грамоте –12 занятий
- по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи – 12 занятий
I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Недели | Лексическая тема | Формирование фонетической стороны речи | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | |
СЕНТЯБРЬ | |||||
1,2 | ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ | ||||
3 | Осень | учить детей отвечать на вопросы и задавать их; систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; активировать словарь по данной теме; воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе. | Рассказывание по теме «Осень». №1 | ||
Уточнение артикуляции звуков [а], [у] звука [и] | Буквы А, У №1,2,4 | ||||
4 | Деревья осенью. Листья. | обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на схему; закреплять у детей правильное употребление в речи относительных прилагательных; развивать умение задавать вопросы; обобщать знания о деревьях. воспитывать бережное отношение детей к природе. | Составление описательного рассказа о дереве с использованием схемы описания. №2 | ||
Уточнение акустико-артикуляционную хар-ку звукам [п], [пь] | Звуки П, ПЬ №5 | ||||
ОКТЯБРЬ | |||||
1 | Овощи. Труд взрослых на полях и огородах. | учить детей составлять пересказ сказки, проявляя творческое воображение и артистизм; развивать у детей умение распространять предложения определениями; развивать мыслительную деятельность; расширять знания детей по теме; воспитывать у детей самоконтроль за речью. | Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» с элементами драматизации №3 | ||
Уточнение акустико-артикуляционнуюхар-ку звукам [к], [кь] | Звуки К, КЬ №6 | ||||
2 | Фрукты | Уточнение акустико-артикуляционнуюхар-ку звукам [т], [ть] Дифференциация звуков [к]- [т] | Звуки Т, ТЬ Звуки К-Т №7,8 | обучать детей составлению пересказа текста с помощью сюжетных картинок; закреплять правильное употребление в речи имен существительных в творительном падеже; развивать умение грамматически правильно и логически последовательно строить свое высказывание; воспитывать у детей желание честно оценивать свои поступки. | Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Косточка» с помощью сюжетных картин. №4 |
3 | Насекомые | Дифференциация Звуки звуков [п]-[т]-[к]. П-Т-К Уточнение артику- №9 ляции. | обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на схему; пополнять словарный запас по теме «Насекомые»; развивать умение логически последовательно выстраивать свое высказывание; закреплять употребление в речи притяжательных прилагательных; воспитывать у детей самоконтроль за речью. | Составление описательно рассказа о пчеле с опорой на схему. №5 | |
4 | Перелет-ные птицы | Уточнение акустико-артикуляционнуюхар-ку звукам [х], [хь] Дифференциация звуков [к]- [х] | Звуки Х, ХЬ. №11,12 | обучать детей выразительно пересказывать текст с помощью опорных сигналов; закреплять у детей умение правильно употреблять в речи слова «перелетные», «зимующие»; закреплять умение синтаксически верно строить предложения; упражнять детей в образовании сложных прилагательных; воспитывать у детей интерес к окружающей природе и ее обитателям. | Пересказ рассказа И.С.Соколова-Микитова «Улетают журавли» с помощью опорных сигналов №6 |
НОЯБРЬ | |||||
1 | Грибы. Ягоды. | обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту с помощью сюжетных картин; уточнять и пополнять знания о съедобных и несъедобных грибах; упражнять в согласовании числительных с существительными; развивать у детей умение точно отвечать на поставленные вопросы; воспитывать и прививать интерес к художественному слову. | Пересказ рассказа В.Катаева «Грибы» с помощью сюжетных картин. №7 | ||
Уточнение артикуляции звуков [а], [у], [и], [о], [ы] | Звуки А,У.И,Ы,О №14 | ||||
2 | Домашние животные | Уточнение акустико-артикуляционнуюхар-ку звукам [м], [мь] | Звуки М, МЬ. Буква М №15 | обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин; развивать умение строить последовательно свое высказывание; активизировать и расширять словарь детей по теме домашние животные; воспитывать у детей любознательность к окружающей природе. | Составление рассказа «Неудачная охота» по серии сюжетных картин. №8 |
3 | Дикие животные | Уточнение акустико-артикуляционнуюхар-ку звукам [н], [нь] Дифференциация звуков [н]- [м] | Звуки Н-М.Н-НЬ №16,17 | обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту; закреплять у детей правильное употребление в речи притяжательных прилагательных; развивать умение отвечать на вопросы полными ответами; воспитывать у детей интерес к художественному слову. | Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежа №9 |
4 | Осенняя одежда, обувь, головные уборы. | Уточнение акустико-артикуляционнуюхар-ку звука [б], [бь] | Звуки Б,БЬ. Буква Б. №18,19 | обучать детей составлению описательного рассказа; расширять и активизировать словарь детей по теме «Одежда»; упражнять в употреблении распространенных предложений; воспитание навыков самообслуживания. | Составление описательного рассказа с опорой на схему. №10 |
Дифференциация звуков [б]- [п] | Звуки П-Б№20 | ||||
IIпериод обучения (декабрь,январь,февраль)
Недели | Лексическая тема | Формирование фонетической стороны речи | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | |
ДЕКАБРЬ | |||||
1 | Зима. Зимние месяцы. | Уточнение акустико-артикуляционнуюхар-ку звука [с], [сь] | Звуки С, СЬ. Буква С. №23 №21,22 | Развитие семантического поля слова «снег». Практическое закрепление в речи детей глаголов прошедшего времени. Уточнение и расширение словаря по теме. | Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине (образец – рассказ логопеда) №11 |
2 | Дикие животные зимой. | Уточнение акустико-артикуляционнуюхар-ку звука [з], [зь] | Звуки З, ЗЬ. Буква З. №24,25, 26 | Расширение предикатного словаря. Практическое употребление в речи имен существительных в различных падежах. | Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин.№12 |
3 | Мебель. | Дифференциация звуков [сь]-[зь], [с]-[з]. | Расширение знания значения предлогов и употребление их в самостоятельной речи. Закрепление предложно-падежных конструкций. | Составление рассказа «Как изготавливают мебель» по опорным словам. №13 | |
4 | Новый год. | Уточнение акустико-артикуляционнуюхар-ку звука [в], [вь] | Звуки В,ВЬ. №27 | Формирование словаря прилагательных. Образование относительных прилагательных. Развитие навыка словообразования. Закрепление употребления имен существительных в Т.п. | Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» (с элементами драматизации)№14 |
Буква В№28 | |||||
ЯНВАРЬ | |||||
1,2 | КАНИКУЛЫ | ||||
3 | Животные жарких стран. | Дифференциация звуков [д]-[дь], [т]-[д]. | Звуки Д,ДЬ. Буква Д№29 | Закрепление употребления имен существительных множественного числа в Р.п. Формирование навыка словообразования по теме | Пересказ рассказа Б.С.Житкова «Как слон спас хозяина от тигра».№15 |
ЗвукиТ-Д№30 | |||||
4. | Семья. | Дифференциация звуков [ть]-[дь]. | Звуки ТЬ-ДЬ№31 | Обучение составлению сложносочиненных предложений. Расширение словаря антонимов. Словообразование притяжательных прилагательных. | Составление рассказа по сюжетной картине «Семья»№16 |
ФЕВРАЛЬ | |||||
1 | Инструменты. | Дифференциация звуков [г]-[гь], [г]-[к]. | Звуки Г-ГЬ. Буква Г№33ЗвукиК-Г №34 | Закрепление навыка употребления имен существительных в Тв.п. Формирование словаря глаголов. | Пересказ сказки «Две косы».№17 |
2 | Морские, речные и аквариумные обитатели. | Уточнение артикуляции и произношения звука [э], [й] | Звук и буква Э,Й №35,36 | Образование притяжательных прилагательных. Образование отыменных прилагательных. | Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка»№18 |
3 | День защитни-ков Отечества | Механизм образования звука [йэ]Механизм образования звука [йа] | Буква Е,Я №37,38 | Расширение словаря по теме. | Составление рассказа «Собака-Санитар» по серии сюжетных картин.№19 |
4 | Транспорт | Дифференциация звуков [ш]-[с] | Звук и буква Ш №39Звуки С-Ш №40 | Образование и закрепление в речи глаголов движения с приставками. Дифференциация транспорта по видам. Закрепление употребления формы Тв.п. существительных и расширение словаря по теме. | Составление рассказа «Все хорошо, что хорошо кончается» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий.№20 |
IIIпериод обучения (март, апрель, май)
Недели | Лексическая тема | Формирование фонетической стороны речи | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | |
МАРТ | |||||
1 | Весна | Дифференциация звуков [ж]-[ш] | Звуки Ш-Ж№45 | Формирование и расширение семантического поля слова «жук». Развитие словаря прилагательных. | Пересказ рассказа К.Д.Ушинского «Четыре желания» №21 |
2 | Весна. Мамин праздник. | Дифференциация звуков [ж]-[ш], [ш]-[ж]-[с]-[з] | Звуки Ш-Ж-С-З №46 | Формирование словаря по теме. Развитие навыков словообразования. | Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий.№22 |
3 | Перелетные птицы весной | Уточнение артикуляции и произношения звука [л], [ль] | Звук и Л и ЛЬ буква Л №47,48 | Формирование семантического поля слова «ласточка». Расширение глагольного словаря по теме. | Составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин. №23 |
4 | Растения и животные весной. | Уточнение артикуляции и произношения звука [ц]Дифференциация звуков [ц]-[с] | Уточнение и расширение словаря по теме. Формирование и расширение семантического поля слова «цветок». | Пересказ рассказа Г.А.Скребицкого «Весна» с №24 придумыванием последующих событий. | |
Звук и буква Ц№50,51 | |||||
АПРЕЛЬ | |||||
1 | Наша страна. | Механизм образования звука [йу] | Упражнение в образовании синонимических рядов. Уточнение и расширение словаря по теме. | Пересказ рассказа С.А.Баруздина «Страна, где мы живем» с №25 изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий. | |
Буква Ю№52 | |||||
2 | Профессии | Уточнение артикуляции и произношения звука [р],[рь] | Звук Р РЬ буква Р №53,№54 | Расширение словаря по теме. Формирование навыков словообразования и расширения словаря. | Составление рассказа «Кто кормит нас вкусно и полезно» (из коллективного опыта) №26 |
3 | Наш дом. | Уточнение артикуляции и произношения звука, дифференциация[р]-[л] | Упражнение в образовании слов сложного состава. Уточнение и расширение словаря по теме. | Cоставление рассказа «Дом, в котором я живу» (из личного опыта) №27 | |
Звуки Р-Л №54 | |||||
4 | Сад-огород-лес. | Уточнение артикуляции и произношения звука [ч],[ч]-[ть] | Звук и буква Ч Звуки Ч-ТЬ №55, №56 | Формирование и расширение семантического поля слова «бабочка». Сад-огород-лес: разграничение понятий по теме. | пересказ рассказа В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» с №28 придумыванием предшествующих событий. |
МАЙ | |||||
1 | Человек | Уточнение артикуляции и произношения звука [ф]- [фь], [ф]-[в] | Звуки Ф,ФЬ. Буква Ф №57 | Расширение словаря по теме.формирование навыка употребления в речи возвратных глаголов. | Составление рассказа «Человек» по серии картин. №29 |
Звуки Ф-В №58 | |||||
2 | Домашние животные | Дифференциация звуков [щ]- [ч] | Звук и буква Щ№59 | Формирование и расширение семантического поля слова «щенок». Развитие навыка словообразования. | Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картин. №30 |
Звуки Щ-Ч №60 | |||||
3 | Школа. Школьные принадлежности. | Дифференциация звуков [щ]- [ть], [щ]-[ч]- [сь]-[ть] | Звуки Щ-ТЬ №61 | Согласование притяжательных местоимений с существительными. | Составление рассказа по серии сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом) №31 |
Звуки Щ-Ч-СЬ-ТЬ №62 | |||||
4 | Лето | Мягкие и твердые согласные. Глухие и звонкие согласные №63 | Упражнение в образовании и употреблении в речи прилагательных сравнительной степени. Формирование и расширение словаря по теме. | Составление рассказа «Как я проведу лето» (на заданную тему) №32 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В итоге логопедической работы ребенок должен научиться:
- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной группы;
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
- владеть элементарными навыками пересказа;
- владеть навыками диалогической речи;
- владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги – употребляться адекватно;
- использовать в спонтанном обращении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
- владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов, коротких предложений в пределах программы
Модель взаимодействия специалистов коррекционно-развивающей работы.
Специалист | Форма взаимодействия с ребенком | Форма взаимодействия с родителями | Форма взаимодействия со специалистами ДОУ |
Учитель-логопед | индивидуальная, подгрупповая | консультативная, информационно- просветительская | профилактическая, консультативная, информационно- просветительская |
Муз.руководитель | индивидуальная, групповая | консультативная, информационно- просветительская | консультативная, информационно- просветительская |
Медицинский персонал | индивидуальная | консультативная, информационно- просветительская | консультативная, информационно- просветительская |
Инструктор по физической культуре | индивидуальная, подгрупповая | консультативная, информационно- просветительская | консультативная, информационно- просветительская |
Педагоги | индивидуальная, подгрупповая | консультативная, информационно- просветительская | консультативная, информационно- просветительская |
Цель коррекционно-развивающей работы – помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих развитию ребенка, а также планирование работы с педагогами и родителями, каждым специалистом.
Логопедическое сопровождение
Цель: оказание своевременной коррекционно-развивающей помощи ребенку с речевыми нарушениями
Задачи: - коррекция нарушений устной речи:
- формирование правильного произношения;
- развитие лексических и грамматических средств языка;
- навыков связной речи
Музыкальное сопровождение
Цель: Формирование пространственной организации собственных движений, ориентировки в пространстве зала через движение и музыкальное сопровождение.
Задачи: Развитие способности ориентироваться в пространстве.
Нормализация мышечного тонуса, тренировка отдельных групп мышц, развитие основных видов движений.
Выработка правильной осанки, чувства равновесия.
Физическое сопровождение
Цель: развитие двигательной активности.
Задачи:
- развивать крупную моторику (имитация на уровне тела, предмета, манипуляция формами), ОВД.
Педагогическое сопровождение
Цель: социализация и коммуникация ребенка в группе сверстников
Задачи
1. Помощь в организации социально адекватных форм поведения с другими людьми. Формирование у ребенка навыков диалога, способности слушать и приспосабливаться к собеседнику, развитие умения ждать, терпения, гибкости в управлении своими непосредственными желаниями.
2. Взаимодействие с родителями
Медицинское сопровождение
Цель: Укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости.
Задачи: - получение объективной информации о физическом состоянии и здоровье детей.
- анализ физического, нервно-психического развития и здоровья детей для планирования профилактических и оздоровительных мероприятий.
- осуществление эффективной организационно-медицинской работы в ДОУ, своевременное внесение соответствующих коррективов в медицинское обслуживание детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
- проведение консультативно-просветительской работы с работниками ДОУ и семьями воспитанников по вопросам физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста.
Основные задачи специалистов.
1. Изучить стиль или модель воспитания родителей
2. Взаимодействовать с родителями (законными представителями) на каждом этапе включения;
3. Привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе через выполнение рекомендаций
Рекомендации специалистов родителям
- Не завышать требования. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенность в понимании ситуации, но и может проявиться как агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения
- Развивать навыки постепенно, начиная с самых простых - тех, которыми ребенок уже обладает, и заканчивая сложными. Рисование, лепка, аппликация - все эти занятия помогают развивать координацию, концентрацию, внимание.
- Помогать познавать ребенку и понимать окружающий мир с помощью общения: интересные и увлекательные рассказы взрослых, а затем можно задать вопросы о том, что нового узнал ребенок.
-Познавательная активность, стремление к умственному труду должны формироваться на легком, доступном и интересном для ребенка материале.
-Необходимо уделить особое внимание развитию крупной и мелкой моторики;
- Используйте многократное повторение простых игр-потешек в сочетании с краткими комментариями;
- Развитие ребенка на положительной эмоциональной базе;
- Обеспечивать круг общения со сверстниками;
- Поддерживать режим дня.
Рекомендации специалистов педагогам (по областям)
Задачи по образовательным областям:
Область социально-коммуникативного развития.
Задачи:
Развитие представлений о себе:
-осознание себя, своих желаний и потребностей;
-осознание нужности и функциональной значимости частей тела;
-осознание своих состояний и настроения.
Развитие эмоционально-волевой сферы:
-различие, осознание своих чувств
-различение, осознание эмоций других людей;
-адекватное реагирование на актуальные жизненные ситуации;
-развитие произвольного поведения.
Обучение взаимодействию ребенка со взрослыми и сверстниками
-развитие сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками (очередность, просьбы, ожидание);
-усвоение ребенком правил и норм поведения в ДОУ
Область художественно-эстетического развития.
Задачи:
-Развивать интерес к картинке, книге.
-Стимулировать и поощрять танцевальные ритмичные движения под музыку.
- Развивать продуктивную деятельность
Область физического развития
Задачи:
Развивать пространственную ориентацию
Развивать основные движения : ходьба в паре за руку, ходьба по лестницам вверх и вниз по очереди.
Развивать навыки обращения с мячом
Область познавательного развития
Задачи:
- Развивать дифференциацию свойств и качеств предметов: большой-маленький, высокий-низкий, тяжелый-легкий и др.
- Развивать функциональное использование предметов, замещение предметов другими.
- Развивать знания об окружающем мире: обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности;
- Учить вычленять из нескольких предметов по определенному признаку (например, большой) производя простые обобщения.
- Развивать целостность мышления через действия с предметами, проигрывание простых сюжетов и рассказов по книге. Установление причинно-следственных связей.
Область речевого развития
Задачи:
Учить утвердительно и отрицательно говорить о своих желаниях.
Пересказывать совместно с ребенком прочитанные короткие сказки с опорой на картинки, игрушки, жесты и вопросы.
Развивать рассказ с показом (проигрыванием) по картинке с использованием игрушек и жестов.
Примерное планирование деятельности учителя-логопеда с участниками образовательных отношений.
Социально-коммуникативное развитие
План взаимодействия с ребенком | План взаимодействия с педагогами, специалистами | План взаимодействия с родителями | Сроки реализации |
Игры на изучение частей тела Игра «Собери человека» Совместная игра «Мы» Игра «Чудесный мешочек». Игра «Найди отличие, сходство» Игра «Кому это принадлежит» Дидактическая игра «Похоже — непохоже». «Змея» Цель: развитие навыков группового взаимодействия Игры на развитие коммуникативных навыков Изобрази пословицу Разговор через стекло Замри Хор животных Кто ты? Пум – пум – пум Собери чемодан | «Развитие коммуникации и общения у ребенка с ТНР» (рекомендации) Консультация «Развитие социально-бытовых навыков у детей» | «Развитие коммуникации и общения у ребенка с ТНР» | В течение года |
Познавательное развитие
План взаимодействия с ребенком | План взаимодействия с педагогами, специалистами | План взаимодействия с родителями | Сроки реализации |
1.Сенсорное развитие - Величина: «Большие, средние, маленькие», «Какой мяч больше?», «Угости зайчика» - Форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка», «Заштопай штанишки» - Цвет: «Разноцветные бусы», «Угостим медведя ягодой», «Поставь букет цветов в вазу 2. Игры с предметами: Действуя с предметами, ребенок познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата — собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр — способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет). 3. Развитие пространственных представлений. 1. Ориентация в предметно-пространственном окружении от себя (ориентировка на собственном теле). 2. Ориентация в предметно-пространственном окружении от другого человека /напротив/. 3. Ориентировка по основным пространственным направлениям (направо-налево, вверх-вниз, спереди-справа, сзади-слева). Ориентируются как от себя, так и от других. 4. Ориентировка на листе бумаги. Определить пространство: центр, справа, слева, верх, низ. Вводится понятие посередине, верхний, нижний, правый и левый угол, сторона 5. Воссоздание по образцу или пространственное размещение узора. Игры (“Поиск предмета в пространстве в заданной схеме”, "Лабиринт"). 6.Выполняет упражнения по словесной инструкции. 4. Формирование временных представлений. 1. Формировать представление о сутках: утро, вечер, день, ночь. 2. Формировать понятия: сегодня, завтра, вчера. 3. Формировать понятие: неделя. 4. Формировать понятие: времена года по контрасту: зима-лето, весна-осень. 5. Формировать представление о месяцах года | Консультация «Развитие познавательной активности у детей с ТНР» Консультация «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» | «Познавательное развитие ребенка с ТНР» Консультация «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» | В течение года |
Художественно- эстетическое развитие
План взаимодействия с ребенком | План взаимодействия с педагогами, специалистами | План взаимодействия с родителями | Сроки реализации |
1.Ритмотерапия: песенки – «Чунга -Чанга», «Песенка крокодила Гены»; стихотворения - потешки – «Баба сеяла горох», «Большие ноги идут по дороге»; «Охотники», «Погуляем», «Музыкальный ежик», «Мишка», «Научи матрешек танцевать», «Ловушка» 2«Оркестр» с ложками и погремушками» «Кулачок с ладошкой», музыкальный оркестр 3. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, пескотерапия) | Консультация «Использование ритма в развитие ребенка дошкольного возраста» | Консультация «Использование элементов ритмики и логоритмики в развитие ребенка дошкольника в семье» | В течение года |
Физическое развитие
План взаимодействия с ребенком | План взаимодействия с педагогами, специалистами | План взаимодействия родителями | Сроки реализации |
1. Марш 2.Игры с мячом • Отбивание мяча от пола • Отбивание мяча руками и ловлю мяча 3. Равновесие Удержание равновесия на балансире Балансировочная доска – очередной полезный снаряд с обозначенным перечнем эффектов. 4.Имитация движений животных, транспорта и людей: Самолётом, летящим спокойно и высоко Птицей, парящей в чистом небе Газующим с места в карьер мотоциклом Морем, которое размеренно бьёт волнами о берег Пожарником, который одевается на скорость при вызове на пожар. 5. Символические игры • «Летаем как самолетик» • «Прыгаем как кролик» • «Одеваемся» 6.Шаги в коробку 7.Туннель 8. Полоса препятствий • «Крабовую» походку • Прыжки лягушкой • Перекатывания • Прыжки на скакалке • Ходьбу по линии • Лазание по предметам и т. п. | «Особенности общей моторики у детей с ТНР» Консультация «Упражнения на развитие крупной моторики у детей с ТНР» Рекомендации педагогам по игровой деятельности у ребенка. | Разъяснительная беседа о важности физического развития ребёнка для стимуляции речи и развития психических процессов. Консультация «Развитие навыков крупной и мелкой моторики у детей с ТНР» Рекомендации родителям по игровой деятельности (индивидуальные консультации) | В течение года |
Речевое развитие
План взаимодействия с ребенком | План взаимодействия с педагогами, специалистами | План взаимодействия с родителями | Сроки реализации |
Игра «Что у тебя есть?» Работа в парах с картинками или игрушками. Закрепления родительного падежа единственного числа. «Отвечай быстро» «Кто больше назовет действий?» «Да — нет» « Кто больше заметит небылиц?» « Что кому нужно?» «Придумай предложение» « Кузовок» Составь рассказ по картинкам | Семинар по теме: «Особенности речевого развития у дошкольников 6-7 лет» | Индивидуальные консультации | В течение года |
4 Блок.
Условия реализации индивидуальной программы развития ребенка
- Создание условий в ДОУ способствующих позитивной социализации дошкольников,
их социально-личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами
интеллектуальной, эмоциональной, эстетической, физической и других видов развития личности ребенка.
- Создание благоприятной предметно-развивающей среды для социального развития ребенка
- Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медперсонала и родителей по социально-личностному развитию ребенка.
- Придерживаться психологически корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия ребенка
- Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей
- Провести профилактику и коррекцию имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.
- Осуществлять индивидуальную педагогическую помощь ребенку, оказать методическую помощь родителям
- Способствовать усвоению ребенком образовательной программы; обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребенка; его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей, стимулирование индивидуальных возможностей
- Организация условий для максимального развития и эффективной адаптации ребенка в инклюзивной группе.
Список литературы
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. II. Второй год обучения (подготовительная группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей.» (М.: Альфа, 1993.)
- Филичева Т.Б.,ЧиркинаГ.В.,ТумановаТ.В.и др. «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.» (М.: Просвещение, 2008)
- Гомзяк О.С. «Говори правильно в 6-7 лет» Конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе группе. (М.: Издательство «ГНОМ иД» 2010)
- Гомзяк О.С. «Говори правильно в 5-6 лет» Конспекты фронтальных занятий в старшей группе. (М.: Издательство «ГНОМ иД» 2010)
- Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР» (СПб.: «Детство-пресс», 2001.)
- Волкова Л.С. и др. «Логопедия» (М.: Просвещение, Владос, 1995.)
- «Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет (в соответствии с ФГТ)». Блочно-тематическое планирование/ Э.Ф. Курмаева)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация доклада на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей 5-7 лет в группе компенсирующей направленности для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием"
Мои методические разработки....

Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома...

Безопасность детей в летний период.Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!
Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)
Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...
Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет).
Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы. Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет)....

Планирование воспитательно-образовательной работы (на неделю с 3.06..24 -7. 06.24 г.) Тема: «День защиты детей». Цель:. Дать детям элементарные знания и представления о международном празднике «День защиты детей», развивать у детей творческие наклонности
Планирование воспитательно-образовательной работы (на неделю с 3.06..24 -7. 06.24 г.)Тема: «День защиты детей».Цель:. Дать детям элементарные знания и представления о международном п...

