АОП ДО для детей с ТНР
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

  АОП ДО для детей с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop_kondrateva.docx64.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Камня-на-Оби Детский сад № 27 « Петушок»

МБДОУ д/с № 27

Адаптированная образовательная

программа воспитанницы

Подготовительной группы

Кондратьевой Екатерины Геннадьевны

Составила: учитель-логопед

Бесполденова О.А

         

       

1. Информационный блок

Дата заполнения: 01.10.2023 г.

Общие данные

Ф.И.О. ребенка

Кондратьева Екатерина Геннадьевна

Дата рождения, возраст на момент поступления.

07.11. 2017г. 6 лет

Дата поступления в учреждение

? 31.08.2020

Сведения о семье:

Семья полная

Мать

Кондратьева Ольга Александровна

Отец 

Кондратьев Геннадий Евгеньевич

Домашний адрес:

Телефон:

89293251103

Воспитатели (ФИО):

Специалисты:

Учитель-логопед:

Бесполденова Ольга Андреевна

Режим пребывания ребёнка в ДОУ

Полная пятидневная неделя.

Заключение логопеда

ОНР - 3 уровень речевого развития. Стертая дизартрия. Познавательное развитие в нижних границах возрастных требований. Синдром речевых нарушений на резидуальном перинатальном фоне.

Заключение ТПМПк

Рекомендации ПМПк

Формирование активной подражательной речевой деятельности, накопление и активизация словаря. Формирование простой фразы. Формирование простого речевого высказывания. Формирование простого произвольного речевого высказывания.  Коррекция и развитие всех компонентов речи. Коррекция и развитие просодических темпо- ритмической организации речи

Цели на текущий период (учебный год)

Разработка системы мероприятий по социализации ребенка: постепенное включение в занятия коммуникативно-творческой направленности совместно со сверстниками. Оказание помощи в осознании требований социума.

   2. Диагностический блок

Период -  сентябрь - май   2023г.- 2024г.

Цели и задачи диагностического этапа специалистов.

Логопедическое сопровождение

Цель: Определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможности обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушения в речевой сфере

Задачи: - выявление особенностей речевого развития для последующего учета при планирование и проведение образовательного процесса

- выявление негативных тенденций в развитии, для определения необходимости последующего углубленного изучения

- выявление изменений в речевой деятельности для определения эффективной педагогической деятельности.

Педагогическое сопровождение

Цель: 

Оценка готовности ребенка к вхождению в группу сверстников

Задачи: 

1. Оценка состояния ребенка, уровня его развития, запаса знаний, поведенческих навыков.

2. Взаимодействие с родителями ребенка.

Медицинское сопровождение

Цель: Укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости.

Задачи:

- получение объективной информации о физическом состоянии

и здоровье детей.

- анализ физического, нервно-психического развития и здоровья детей для планирования профилактических и оздоровительных мероприятий.

- осуществление эффективной организационно-медицинской работы в ДОУ, своевременное внесение соответствующих коррективов в медицинское обслуживание детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

- проведение консультативно-просветительской работы с работниками ДОУ и семьями воспитанников по вопросам физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста

Характеристика особенностей развития детей 6-7 лет с ТНР (тяжелым нарушением речи)

Речевое развитие у детей отмечается в целом возросший уровень речевых навыков. Однако их речь в полном объеме еще не соответствует норме. Различный уровень речевых средств позволяет разделить всех детей на 2 подгруппы. Первую подгруппу составляет дети, которые достаточно свободно овладели фразовой речью. Они адекватно отвечают на вопросы, могут без помощи логопеда составить несложный рассказ по картине, пересказать простой текст, рассказать о хорошо известных, интересных событиях, т.е. построить все высказывание в пределах близкой им темы. Анализ их речевой продукции позволяет говорить о том, что объем обиходного словаря приближается к невысокой                            норме. Отмечается тенденция роста количества слов, появление однородных членов, входящих в структуру распространенного предложения. Стремление детей пользоваться разными типами предложений является показателем возросшей речевой активности, а также желанием в своих высказываниях отразить более сложные связи и отношения объективной действительности.

 Произносительная сторона речи в значительной степени сформирована. Дети пользуются достаточно свободно словами разной слоговой структуры и звуконаполняемости. Ошибки в смешении и замене, пропуске звуков, перестановке, употреблении слогов встречаются, как правило, при выполнении специально подобранных усложненных заданий. Нарушения встречаются в воспроизведении наиболее трудных или малоизвестных слов: «тестофор» (светофор), «саморубка» (мясорубка), «калявста» (лекарства), «фотирует» (фотографирует).

Они достаточно уверенно справляются с выделением заданного звука в ряду других звуков, слышат и определяют место изучаемого звука в слове, владевают навыком звукового анализа и синтеза прямого слога и односложных слов. Однако, при изменении условий коммуникации, расширения самостоятельности речевого общения, при выполнении специальных заданий возникает ряд специфических трудностей. Это говорит о том, что дети не достигли того уровня развития, который свойственен их сверстникам с нормальной речью.

 На фоне развернутой речи отмечаются отдельные отклонения в развитии каждого из компонентов речевой системы. В речи детей присутствуют элементы ситуативности, затруднения в использовании вариантов сложных предложений, особенно заметные при составлении рассказов по картине и в спонтанных высказываниях. Простые предложения в самостоятельных рассказах этих детей нередко состоят из подлежащего, сказуемого, дополнения, что связано с недостаточностьюв их лексическом запасе прилагательных, числительных, наречий, причастии, деепричастии.

Зачастую у них наблюдаются однообразие и неточность в употреблении слов, содержащих обобщения, оттенки значений, названия явлений природы, а также абстрактные понятия. Структура сложносочиненных предложений в ряде случаев оказывается упрощенной (типа: «Таня рисовала дом, а Миша лепил гриб»). Имеются случаи пропуска членов предложения, особенно подлежащих, редко встречаются разделительные и противительные союзы. Не полностью усвоены сложноподчиненные союзы, почти нет условных, уступительных, определительных придаточных предложений. Понимая зависимость между отдельными событиями, дети не всегда правильно используют форму сложноподчиненного предложения («Карандаш сломался, как я много рисовала. Мальчик упал, что споткнулся на камень»).

 Ограниченность речевых средств наиболее ярко проявляется при выполнении заданий, связанных со словоизменением и словообразованием. Анализ речевой деятельности детей позволяет считать, что словарный запас недостаточно точен по способу употребления. В нем наблюдаются, в основном, слова, обозначающие конкретные предметы и действия, мало слов, обозначающих отвлеченные и обобщенные понятия. Это приводит к тому, что лексический запас характеризовался стереотипностью, частым употреблением одних и тех же слов. Большие трудности дети испытывают при подборе синонимов, однокоренных слов. Метафоры и сравнения, слова с переносным значением часто совсем недоступны для их понимания.

У детей с ОНР на втором году обучения остаются ошибки в употреблении форм множественного числа с использованием непродуктивных окончаний (деревы, гнезды). Характерно смешение форм склонения, особенно много трудностей при овладении предложными конструкциями.

 В активной речи правильно употребляются лишь простые и хорошо отработанные ранее предлоги (в, на, под). Ограниченность речевого общения, отставание в развитии познавательной деятельности не позволили детям самостоятельно овладеть более сложными предлогами (из-под, из-за, между, над). Отсюда появляются ошибки на замену и смешение предлогов. Например: Мячик выкатился из шкафа. Лампа висит на столе. Мяч лежит над стулом. Данные обследования свидетельствуют, что дети в простых сочетаниях правильно согласуют прилагательные с существительными. Однако, при усложненных заданиях (типа: Мальчик рисует красной ручкой и синим карандашом) нередко появляются ошибки (Мальчик рисует красной ручкой и синей карандашей). Это связано с недостаточной дифференциацией форм слова.

 Вторую подгруппу образуют дети с более ограниченным речевым опытом и несовершенными языковыми средствами. Уровень автоматизированности речевых навыков у них ниже, чем у детей первой подгруппы. Так, при составлении рассказов по картинке, пересказе требуются словесные и изобразительные подсказки. В процессе рассказа появляются длительные паузы между синтагмами или короткими фразами. Уровень самостоятельности при свободных высказываниях недостаточен, такие дети периодически нуждаются в смысловых опорах, помощи взрослого, нередко их рассказы носят фрагментарный характер.

Отмечаются нарушения модели предложений: инверсии, пропуск главного или второстепенного члена предложения; опускаются, заменяются, неправильно употребляются союзы и сложные слова. Количественный диапазон употребляемых в предложениях слов невелик. Большие трудности дети испытывают в программировании своих высказываний. Словарный запас этих детей ниже, чем у детей первой подгруппы как по количественным, так и качественным показателям. Так, дети овладели основными значениями слов, выраженными их корневой частью, но они недостаточно различают изменение значений, обусловленных употреблением разных приставок. Например: машина ехала около дома (вместо: объехала дом); в ряде упражнений не могут добавить недостающее слово, точное по смыслу: гремит..., стрекочет..., порхает..., звенит... и т. д. Задания на подбор однокоренных слов, синонимов, составление сложных слов им практически почти недоступны. Недостаточно усвоили эти дети обобщающие слова: транспорт, обувь, профессия и т. д. Они нередко заменяют родовые понятия видовыми: деревья — елочки, головные уборы — шапки; вместо малознакомых слов употребляют словосочетания: дупло — белка-тут живет; грядка — огурчики тут растут; кран — здесь ручки моют, водичка льется.

Таким образом, несмотря на значительное продвижение в речевом развитии детей, обнаруживаются заметные различия в овладении ими связной речью, определяющие специфику индивидуального подхода, вариативность применения логопедических приемов и различных прогнозов в отношении дальнейшего обучения в школе. У детей быстро наступают признаки утомления, темп неравномерен, чаще снижен, особенно при работе с вербальными заданиями. На фоне утомления может проявляться как импульсивность, так и выраженная вялость, потеря интереса.

Представление психолого-педагогического консилиума на воспитанника/обучающегося

ФИО          Кондратьева Екатерина Геннадьевна

Дата рождения    07.11.2017

Образовательная организация  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 27 «Петушок»

Класс/группа   группа общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет

I. Общие сведения

1. Дата поступления в образовательную организацию   31.08.2020

2. Программа обучения (полное наименование)   Основная образовательная прогамма муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 27 «Петушок»

3. Форма получения образования:

группа: группа общеразвивающей направленности

4. Форма обучения: очная

5. Факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в образовательной организации): нарушение речевого развития

6. Состав семьи: Семья полная. Двое детей.  

мать – Кондратьева Ольга Александровна, средне-специальное, временно не работает, 89293251103.

Отец – Кондратьев Геннадий Евгеньевич, средне-специальное, ООО «Надежда Строй», грузчик, 89501647593.

II. Информация об условиях и результатах образования ребенка в образовательной организации:

1. Краткая характеристика познавательного, речевого, двигательного, коммуникативно-личностного развития ребенка на момент поступления в образовательную организацию: качественно в соотношении с возрастными нормами развития  средний уровень -  ребенок ранее посещал ДО, навыки самообслуживания сформированы в соответствии с возрастом, познавательная активность слабо выражена, проявляется при положительном результате. Речевое развитие отстает от нормы, наблюдается нарушение звукопроизношения. Коммуникативно-личностное развитие ребенка на момент поступления достаточное, с легкостью вступает в игровую деятельность, конфликтов со сверстниками не наблюдалось.

2. Краткая характеристика познавательного, речевого, двигательного, коммуникативно-личностного развития ребенка на момент подготовки характеристики: качественно в соотношении с возрастными нормами развития неравномерно отстает.

3. Динамика (показатели) познавательного, речевого, двигательного, коммуникативно-личностного развития (по каждой из перечисленных линий): Познавательное развитие: достаточная;

Речевое развитие: незначительная;

 Двигательное развитие:  достаточная;

Коммуникативное развитие: достаточная.

4. *Динамика (показатели) деятельности (практической, игровой, продуктивной) за период нахождения в образовательной организации: достаточная.

5. Динамика освоения программного материала:

программа, по которой обучается ребенок (авторы или название ОП/АОП): ООП для детей дошкольного возраста.

соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы или, для обучающегося по программе дошкольного образования: достижение целевых ориентиров в соответствии с годом обучения соответствует среднему уровню.

6. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению нестабильная, сензитивность в отношениях с педагогами в учебной деятельности на критику и замечания реагирует адекватно; эмоциональная напряженность при необходимости публичного ответа, высокая из-за речевых нарушений,  истощаемость умеренная, зависит от сиеминутного психо-физического состояния ребенка.

7. Отношение семьи к трудностям ребенка: Родители адекватно воспринимают проблемы ребенка, готовы к сотрудничеству.

8. Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь (конкретизировать): дополнительная коррекционная работа не проводится.

   

Дата   24.03.2023 

Председатель ППк МБДОУ «Детский сад № 27»  _______________ С.А.Карякина

3. Коррекционный блок

Пояснительная записка

Настоящий план составлен в соответствии с программой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Часть 1,2. Первый (старшая группа), второй год обучения (подготовительная группа)» и на основе рабочей программы логопеда. Фронтальные занятия проводятся с учетом федеральных государственных  образовательных стандартов(ФГОС) Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР», Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 6-7 лет».

Коррекционную работу с детьми 6-7 лет, рассчитанную на 30 недель, условно можно разделить на 3 периода.

I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

6-7 лет:занятие -  по формированию фонетической стороны речи и обучение грамоте –10 занятий

 -  по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи – 10 занятий

II период обучения (декабрь, январь, февраль)

6-7 лет:занятие -  по формированию фонетической стороны речи и обучение грамоте – 10 занятий

-  по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи – 10 занятий

III период обучения (март, апрель, май)

6-7 лет:занятие -  по формированию фонетической стороны речи и обучение грамоте –12 занятий

-  по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи – 12 занятий

I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Недели

Лексическая

тема

Формирование

фонетической стороны речи

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

СЕНТЯБРЬ

1,2

ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ

3

Осень

учить детей отвечать на вопросы и задавать их;

систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;

активировать словарь по данной теме;

воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Рассказывание по теме «Осень».

№1

Уточнение артикуляции звуков [а], [у] звука [и]

Буквы А, У

№1,2,4

4

Деревья осенью. Листья.

обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на схему;

закреплять у детей правильное употребление в речи относительных прилагательных;

развивать умение задавать вопросы;

обобщать знания о деревьях.

воспитывать бережное отношение детей к природе.

Составление описательного рассказа о дереве с использованием схемы описания.

№2

Уточнение акустико-артикуляционную хар-ку звукам [п], [пь]

Звуки П, ПЬ

№5

ОКТЯБРЬ

1

Овощи. Труд взрослых на полях и огородах.

учить детей составлять пересказ сказки, проявляя творческое воображение и артистизм;

развивать у детей умение распространять предложения определениями;

развивать мыслительную деятельность;

расширять знания детей по теме;

воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» с элементами драматизации

№3

Уточнение акустико-артикуляционнуюхар-ку звукам [к], [кь]

Звуки К, КЬ

№6

2

Фрукты

Уточнение акустико-артикуляционнуюхар-ку звукам [т], [ть]

Дифференциация звуков [к]- [т]

Звуки Т, ТЬ Звуки К-Т

№7,8

обучать детей составлению пересказа текста с помощью сюжетных картинок;

закреплять правильное употребление в речи имен существительных в творительном падеже;

развивать умение грамматически правильно и логически последовательно строить свое высказывание;

воспитывать у детей желание честно оценивать свои поступки.

Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Косточка» с помощью сюжетных картин.

№4

3

Насекомые

Дифференциация    Звуки  звуков [п]-[т]-[к].     П-Т-К Уточнение артику- №9

ляции.

обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на схему;

пополнять словарный запас по теме «Насекомые»;

развивать умение логически последовательно выстраивать свое высказывание;

закреплять употребление в речи притяжательных прилагательных;

воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Составление описательно рассказа о пчеле с опорой на схему.

№5

4

Перелет-ные птицы

Уточнение акустико-артикуляционнуюхар-ку звукам [х], [хь]

Дифференциация звуков [к]- [х]

Звуки Х, ХЬ.

№11,12

обучать детей выразительно пересказывать текст с помощью опорных сигналов;

закреплять у детей умение правильно употреблять в речи слова «перелетные», «зимующие»;

закреплять умение синтаксически верно строить предложения;

упражнять детей в образовании сложных прилагательных;

воспитывать у детей интерес к окружающей природе и ее обитателям.

Пересказ рассказа И.С.Соколова-Микитова «Улетают журавли» с помощью опорных сигналов

№6

НОЯБРЬ

1

Грибы. Ягоды.

обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту с помощью сюжетных картин;

уточнять и пополнять знания о съедобных и несъедобных грибах;

упражнять   в   согласовании   числительных   с существительными;

развивать у детей умение точно отвечать на поставленные вопросы;

воспитывать и прививать интерес к художественному слову.

Пересказ рассказа В.Катаева «Грибы» с помощью сюжетных картин.

№7

Уточнение артикуляции звуков [а], [у], [и], [о],  [ы]

Звуки А,У.И,Ы,О №14

2

Домашние животные

Уточнение акустико-артикуляционнуюхар-ку звукам [м], [мь]

Звуки М, МЬ.

Буква М

№15

обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин;

развивать  умение   строить   последовательно свое высказывание;

активизировать и расширять словарь детей по теме домашние животные;

воспитывать у детей любознательность к окружающей природе.

Составление рассказа «Неудачная охота» по серии сюжетных картин.

№8

3

Дикие животные

Уточнение акустико-артикуляционнуюхар-ку звукам [н], [нь]

Дифференциация звуков [н]- [м]

Звуки Н-М.Н-НЬ

№16,17

обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту;

закреплять у детей правильное употребление в речи притяжательных прилагательных;

развивать умение отвечать на вопросы полными ответами;

воспитывать у детей интерес к художественному слову.

Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежа

№9

4

Осенняя одежда, обувь, головные уборы.

Уточнение акустико-артикуляционнуюхар-ку звука [б], [бь]

Звуки Б,БЬ. Буква Б.

№18,19

обучать детей составлению описательного рассказа;

расширять и активизировать словарь детей по теме «Одежда»;

упражнять в употреблении распространенных предложений;

воспитание навыков самообслуживания.

Составление описательного рассказа с опорой на схему.

№10

Дифференциация звуков [б]- [п]

Звуки П-Б№20

IIпериод обучения (декабрь,январь,февраль)

Недели

Лексическая

тема

Формирование

фонетической стороны речи

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

ДЕКАБРЬ

1

Зима.

Зимние месяцы.

Уточнение акустико-артикуляционнуюхар-ку звука [с], [сь]

Звуки С, СЬ. Буква С. №23

№21,22

Развитие семантического поля слова «снег». Практическое закрепление в речи детей глаголов прошедшего времени.

Уточнение и расширение словаря по теме.

Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине (образец – рассказ логопеда)

№11

2

Дикие животные зимой.

Уточнение акустико-артикуляционнуюхар-ку звука [з], [зь]

Звуки З, ЗЬ. Буква З. №24,25,

26

Расширение предикатного словаря. Практическое употребление в речи имен существительных в различных падежах.

Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин.№12

3

Мебель.

Дифференциация звуков [сь]-[зь], [с]-[з].

Расширение знания значения предлогов и употребление их в самостоятельной речи. Закрепление предложно-падежных конструкций.

Составление рассказа «Как изготавливают мебель» по опорным словам.

№13

4

Новый год.

Уточнение акустико-артикуляционнуюхар-ку звука [в], [вь]

Звуки В,ВЬ. №27

Формирование словаря прилагательных. Образование относительных прилагательных. Развитие навыка словообразования. Закрепление употребления имен существительных в Т.п.

Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» (с элементами драматизации)№14

Буква В№28

ЯНВАРЬ

1,2

КАНИКУЛЫ

3

Животные жарких стран.

Дифференциация звуков [д]-[дь], [т]-[д].

Звуки Д,ДЬ. Буква Д№29

Закрепление употребления имен существительных множественного числа в Р.п.

Формирование навыка словообразования по теме

Пересказ рассказа Б.С.Житкова «Как слон спас хозяина от тигра».№15

ЗвукиТ-Д№30

4.

Семья.

Дифференциация звуков [ть]-[дь].

Звуки ТЬ-ДЬ№31

Обучение составлению сложносочиненных предложений. Расширение словаря антонимов. Словообразование притяжательных прилагательных.

Составление рассказа по сюжетной картине «Семья»№16

ФЕВРАЛЬ

1

Инструменты.

Дифференциация звуков [г]-[гь], [г]-[к].

Звуки Г-ГЬ.

Буква Г№33ЗвукиК-Г №34

Закрепление навыка употребления имен существительных в Тв.п.

Формирование словаря глаголов.

Пересказ сказки «Две косы».№17

2

Морские, речные и аквариумные обитатели.

Уточнение артикуляции и произношения звука [э], [й]

Звук и буква Э,Й

№35,36

Образование притяжательных прилагательных. Образование отыменных прилагательных.

Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка»№18

3

День защитни-ков Отечества

Механизм  образования звука [йэ]Механизм  образования звука [йа]

Буква Е,Я

№37,38

Расширение словаря по теме.

Составление рассказа «Собака-Санитар» по серии сюжетных картин.№19

4

Транспорт

Дифференциация звуков [ш]-[с]

Звук и буква Ш

№39Звуки С-Ш №40

Образование и закрепление в речи глаголов движения с приставками. Дифференциация транспорта по видам. Закрепление употребления формы Тв.п. существительных и расширение словаря по теме.

Составление рассказа «Все хорошо, что хорошо кончается» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий.№20

IIIпериод обучения (март, апрель, май)

Недели

Лексическая

тема

Формирование

фонетической стороны речи

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

МАРТ

1

Весна

Дифференциация звуков [ж]-[ш]

Звуки Ш-Ж№45

Формирование и расширение семантического поля слова «жук». Развитие словаря прилагательных.

Пересказ рассказа К.Д.Ушинского «Четыре желания» №21

2

Весна. Мамин праздник.

Дифференциация звуков [ж]-[ш], [ш]-[ж]-[с]-[з]

Звуки Ш-Ж-С-З №46

Формирование словаря по теме. Развитие навыков словообразования.

Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий.№22

3

Перелетные птицы весной

Уточнение артикуляции и произношения звука [л], [ль]

Звук и Л и ЛЬ буква Л №47,48

Формирование семантического поля слова «ласточка». Расширение глагольного словаря по теме.

Составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин. №23

4

Растения и животные весной.

Уточнение артикуляции и произношения звука [ц]Дифференциация звуков [ц]-[с]

Уточнение и расширение словаря по теме. Формирование и расширение семантического поля слова «цветок».

Пересказ рассказа Г.А.Скребицкого «Весна»  с    №24 придумыванием последующих событий.

Звук и буква Ц№50,51

АПРЕЛЬ

1

Наша страна.

Механизм  образования звука [йу]

Упражнение в образовании синонимических рядов. Уточнение и расширение словаря по теме.

Пересказ рассказа С.А.Баруздина «Страна, где мы живем» с №25 изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий.

Буква Ю№52

2

Профессии

Уточнение артикуляции и произношения звука [р],[рь]

Звук Р РЬ буква Р №53,№54

Расширение словаря по теме. Формирование навыков словообразования и расширения словаря.

Составление рассказа «Кто кормит нас вкусно и полезно» (из коллективного опыта)

№26

3

Наш дом.

Уточнение артикуляции и произношения звука, дифференциация[р]-[л]

Упражнение в образовании слов сложного состава. Уточнение и расширение словаря по теме.

Cоставление рассказа «Дом, в котором я живу» (из личного опыта)

№27

Звуки Р-Л №54

4

Сад-огород-лес.

Уточнение артикуляции и произношения звука [ч],[ч]-[ть]

Звук и буква Ч Звуки Ч-ТЬ

№55,

№56

Формирование и расширение семантического поля слова «бабочка». Сад-огород-лес: разграничение понятий по теме.

пересказ рассказа В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» с           №28 придумыванием предшествующих событий.

МАЙ

1

Человек

Уточнение артикуляции и произношения звука [ф]- [фь], [ф]-[в]

Звуки Ф,ФЬ. Буква Ф №57

Расширение словаря по теме.формирование навыка употребления в речи возвратных глаголов.

Составление рассказа «Человек» по серии картин. №29

Звуки Ф-В №58

2

Домашние животные

Дифференциация звуков [щ]- [ч]

Звук и буква Щ№59

Формирование и расширение семантического поля слова «щенок». Развитие навыка словообразования.

Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картин.

№30

Звуки Щ-Ч №60

3

Школа. Школьные принадлежности.

Дифференциация звуков [щ]- [ть], [щ]-[ч]- [сь]-[ть]

Звуки Щ-ТЬ №61

Согласование притяжательных местоимений с существительными.

Составление рассказа по серии сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом) №31

Звуки Щ-Ч-СЬ-ТЬ №62

4

Лето

Мягкие и твердые согласные.

Глухие и звонкие согласные №63

Упражнение в образовании и употреблении в речи прилагательных сравнительной степени. Формирование и расширение словаря по теме.

Составление рассказа «Как я проведу лето» (на заданную тему) №32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В итоге логопедической работы ребенок должен научиться:

  • понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной группы;
  • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
  • правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
  • пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
  • владеть элементарными навыками пересказа;
  • владеть навыками диалогической речи;
  • владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
  • грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги – употребляться адекватно;
  • использовать в спонтанном обращении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
  • владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов, коротких предложений в пределах программы

Модель взаимодействия специалистов коррекционно-развивающей работы.

Специалист

Форма взаимодействия

с ребенком

Форма  взаимодействия

с родителями

Форма взаимодействия  со специалистами ДОУ

Учитель-логопед

индивидуальная, подгрупповая

консультативная,

информационно-

просветительская

профилактическая,

 консультативная,

информационно-

просветительская

Муз.руководитель

индивидуальная, групповая

консультативная,

информационно-

просветительская

консультативная,

информационно-

просветительская

Медицинский персонал

индивидуальная

консультативная,

информационно-

просветительская

консультативная,

информационно-

просветительская

Инструктор по физической культуре

индивидуальная, подгрупповая

консультативная,

информационно-

просветительская

консультативная,

информационно-

просветительская

Педагоги

индивидуальная, подгрупповая

консультативная,

информационно-

просветительская

консультативная,

информационно-

просветительская

Цель коррекционно-развивающей работы – помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих развитию ребенка, а также планирование работы с педагогами и родителями, каждым специалистом.

Логопедическое сопровождение

Цель: оказание своевременной коррекционно-развивающей помощи ребенку с речевыми нарушениями

Задачи: - коррекция нарушений устной речи:

- формирование правильного произношения;

- развитие лексических и грамматических средств языка;

- навыков связной речи

Музыкальное сопровождение

Цель: Формирование пространственной организации собственных движений, ориентировки в пространстве зала через движение и музыкальное сопровождение.

Задачи: Развитие способности ориентироваться в пространстве.

Нормализация мышечного тонуса, тренировка отдельных групп мышц, развитие основных видов движений.

Выработка правильной осанки, чувства равновесия.

Физическое сопровождение

Цель: развитие двигательной активности.

Задачи:

- развивать крупную моторику (имитация на уровне тела, предмета, манипуляция формами), ОВД.

Педагогическое сопровождение

Цель: социализация и коммуникация ребенка в группе сверстников

Задачи    

1. Помощь в организации социально адекватных форм поведения с другими людьми. Формирование у ребенка навыков диалога, способности слушать и приспосабливаться к собеседнику, развитие умения ждать, терпения, гибкости в управлении своими непосредственными желаниями.

2. Взаимодействие с родителями

Медицинское сопровождение

Цель: Укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости.

Задачи: - получение объективной информации о физическом состоянии и здоровье детей.

- анализ физического, нервно-психического развития и здоровья детей для планирования профилактических и оздоровительных мероприятий.

- осуществление эффективной организационно-медицинской работы в ДОУ, своевременное внесение соответствующих коррективов в медицинское обслуживание детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

- проведение консультативно-просветительской работы с работниками ДОУ и семьями воспитанников по вопросам физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста.

Основные задачи специалистов.

1. Изучить стиль или модель воспитания родителей

 2.  Взаимодействовать с родителями (законными представителями) на каждом этапе включения;

 3.   Привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе через выполнение рекомендаций

Рекомендации специалистов родителям

- Не завышать требования. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенность в понимании ситуации, но и может проявиться как агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения

- Развивать навыки постепенно, начиная с самых простых - тех, которыми ребенок уже обладает, и заканчивая сложными. Рисование, лепка, аппликация - все эти занятия помогают развивать координацию, концентрацию, внимание.

- Помогать познавать ребенку и понимать окружающий мир с помощью общения: интересные и увлекательные рассказы взрослых, а затем можно задать вопросы о том, что нового узнал ребенок.

-Познавательная активность, стремление к умственному труду должны формироваться на легком, доступном и интересном для ребенка материале.

-Необходимо уделить особое внимание развитию крупной и мелкой моторики;

- Используйте многократное повторение простых игр-потешек в сочетании с краткими комментариями;

- Развитие ребенка на положительной эмоциональной базе;

- Обеспечивать круг общения со сверстниками;

- Поддерживать режим дня.

Рекомендации специалистов педагогам (по областям)

Задачи по образовательным областям:

Область социально-коммуникативного развития.

Задачи:

Развитие представлений о себе:

-осознание себя, своих желаний и потребностей;

-осознание нужности и функциональной значимости частей тела;

-осознание своих состояний и настроения.

Развитие эмоционально-волевой сферы:

-различие, осознание своих чувств

-различение, осознание эмоций других людей;

-адекватное реагирование на актуальные жизненные ситуации;

-развитие произвольного поведения.

Обучение взаимодействию ребенка со взрослыми и сверстниками

-развитие сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками (очередность, просьбы, ожидание);

-усвоение ребенком правил и норм поведения в ДОУ

Область художественно-эстетического развития.

Задачи:

-Развивать интерес к картинке, книге.

-Стимулировать и поощрять танцевальные ритмичные движения под музыку.

- Развивать продуктивную деятельность

Область физического развития

Задачи:

Развивать пространственную ориентацию

Развивать основные движения : ходьба в паре за руку, ходьба по лестницам вверх и вниз по очереди.

Развивать навыки обращения с мячом

Область познавательного развития

Задачи:

  1. Развивать дифференциацию свойств и качеств предметов: большой-маленький, высокий-низкий, тяжелый-легкий и др.
  2. Развивать функциональное использование предметов, замещение предметов другими.
  3. Развивать знания об окружающем мире: обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности;
  4. Учить вычленять из нескольких предметов по определенному признаку (например, большой) производя простые обобщения.
  5.  Развивать целостность мышления через действия с предметами, проигрывание простых сюжетов и рассказов по книге. Установление причинно-следственных связей.

Область речевого развития

  Задачи:

Учить утвердительно и отрицательно говорить о своих желаниях.

Пересказывать совместно с ребенком прочитанные короткие сказки с опорой на картинки, игрушки, жесты и вопросы.

Развивать рассказ с показом (проигрыванием) по картинке с использованием игрушек и жестов.

Примерное планирование деятельности учителя-логопеда с участниками образовательных отношений.

Социально-коммуникативное развитие

План взаимодействия с ребенком

План взаимодействия с педагогами, специалистами

План взаимодействия с родителями

Сроки реализации

Игры на изучение частей тела

Игра «Собери человека»

Совместная игра «Мы»

Игра «Чудесный мешочек».

Игра «Найди отличие, сходство»

Игра «Кому это принадлежит»

Дидактическая игра «Похоже — непохоже».

«Змея»

Цель: развитие навыков группового взаимодействия

Игры на развитие коммуникативных навыков

Изобрази пословицу

Разговор через стекло

Замри

Хор животных

Кто ты?

Пум – пум – пум

Собери чемодан

«Развитие коммуникации и общения у ребенка с ТНР» (рекомендации)

Консультация «Развитие социально-бытовых навыков у детей»

«Развитие коммуникации и общения у ребенка с ТНР»

В течение года

Познавательное развитие

План взаимодействия с ребенком

План взаимодействия с педагогами, специалистами

План взаимодействия

с родителями

Сроки

реализации

1.Сенсорное развитие

- Величина: «Большие, средние, маленькие», «Какой мяч больше?», «Угости зайчика»

- Форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка», «Заштопай штанишки»

- Цвет: «Разноцветные бусы», «Угостим медведя ягодой», «Поставь букет цветов в вазу

2. Игры с предметами: 

Действуя с предметами, ребенок познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата — собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр — способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).

3. Развитие пространственных представлений.

1. Ориентация в предметно-пространственном окружении от себя (ориентировка на собственном теле).

2. Ориентация в предметно-пространственном окружении от другого человека /напротив/.

3. Ориентировка по основным пространственным направлениям (направо-налево, вверх-вниз, спереди-справа, сзади-слева). Ориентируются как от себя, так и от других.

4. Ориентировка на листе бумаги. Определить пространство: центр, справа, слева, верх, низ. Вводится понятие посередине, верхний, нижний, правый и левый угол, сторона

5. Воссоздание по образцу или пространственное размещение узора. Игры (“Поиск предмета в пространстве в заданной схеме”, "Лабиринт").

6.Выполняет упражнения по словесной инструкции.

4.  Формирование временных представлений.

1. Формировать представление о сутках: утро, вечер, день, ночь.

2. Формировать понятия: сегодня, завтра, вчера.

3. Формировать понятие: неделя.

4. Формировать понятие: времена года по контрасту: зима-лето, весна-осень.

5. Формировать представление о месяцах года

Консультация «Развитие познавательной активности у детей с ТНР»

Консультация «Сенсорное развитие детей дошкольного

возраста»

 «Познавательное развитие ребенка с ТНР»

Консультация

«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»

В течение года

Художественно- эстетическое развитие

План взаимодействия с ребенком

План взаимодействия

с педагогами, специалистами

План взаимодействия с

родителями

Сроки реализации

1.Ритмотерапия:

песенки – «Чунга -Чанга», «Песенка крокодила Гены»; стихотворения - потешки – «Баба сеяла горох», «Большие ноги идут по дороге»; «Охотники», «Погуляем»,

«Музыкальный ежик»,

«Мишка»,

«Научи матрешек танцевать», «Ловушка»

2«Оркестр» с ложками и погремушками»

«Кулачок с ладошкой», музыкальный оркестр

3. Продуктивная деятельность

(рисование, лепка, аппликация, пескотерапия)

Консультация «Использование ритма в развитие ребенка дошкольного возраста»

Консультация «Использование элементов ритмики и логоритмики в развитие ребенка дошкольника в семье»

В течение года

Физическое развитие

План взаимодействия

с ребенком

План взаимодействия

с педагогами, специалистами

План взаимодействия родителями

Сроки реализации

1. Марш

2.Игры с мячом

• Отбивание мяча от пола

• Отбивание мяча руками и ловлю мяча

3. Равновесие

Удержание равновесия на балансире

Балансировочная доска – очередной полезный снаряд с обозначенным перечнем эффектов.

4.Имитация движений животных, транспорта и людей:

Самолётом, летящим спокойно и высоко

Птицей, парящей в чистом небе

Газующим с места в карьер мотоциклом

Морем, которое размеренно бьёт волнами о берег

Пожарником, который одевается на скорость при вызове на пожар.

5. Символические игры

• «Летаем как самолетик»

• «Прыгаем как кролик»

• «Одеваемся»

6.Шаги в коробку

7.Туннель

8. Полоса препятствий

• «Крабовую» походку

• Прыжки лягушкой

• Перекатывания

• Прыжки на скакалке

• Ходьбу по линии

• Лазание по предметам и т. п.

«Особенности общей моторики у детей с ТНР»

Консультация «Упражнения на развитие крупной моторики

у детей с ТНР»

Рекомендации педагогам по игровой деятельности у ребенка.

Разъяснительная беседа о важности физического развития ребёнка для стимуляции речи и развития психических процессов.

Консультация «Развитие навыков крупной и мелкой моторики у детей с ТНР»

Рекомендации родителям по игровой деятельности (индивидуальные консультации)

В течение года

Речевое развитие

План взаимодействия

с ребенком

План взаимодействия

 с педагогами, специалистами

План взаимодействия с родителями

Сроки реализации

Игра «Что у тебя есть?»

Работа в парах с картинками или игрушками. Закрепления родительного падежа единственного числа.

 «Отвечай быстро»

«Кто больше назовет действий?»

«Да — нет»

«  Кто больше заметит небылиц?»

« Что кому нужно?»

«Придумай предложение»

«  Кузовок»

Составь рассказ по картинкам

Семинар по теме: «Особенности речевого развития у дошкольников 6-7 лет»

Индивидуальные консультации

В течение года

4 Блок.

Условия реализации индивидуальной программы развития ребенка  

 - Создание условий в ДОУ способствующих позитивной социализации дошкольников,

их социально-личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами

интеллектуальной, эмоциональной, эстетической, физической и других видов развития личности ребенка.

- Создание благоприятной предметно-развивающей среды для социального развития ребенка

- Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медперсонала и родителей по социально-личностному развитию ребенка.

- Придерживаться психологически корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия ребенка

- Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей

- Провести профилактику и коррекцию имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.

- Осуществлять индивидуальную педагогическую помощь ребенку, оказать методическую помощь родителям

- Способствовать усвоению ребенком образовательной программы; обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребенка; его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей, стимулирование индивидуальных возможностей

- Организация условий для максимального развития и эффективной адаптации ребенка в инклюзивной группе.

Список литературы

  1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. II. Второй год обучения (подготовительная группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей.» (М.: Альфа, 1993.)
  2. Филичева Т.Б.,ЧиркинаГ.В.,ТумановаТ.В.и др. «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.» (М.:  Просвещение, 2008)
  3. Гомзяк О.С. «Говори правильно в 6-7 лет» Конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе группе. (М.: Издательство «ГНОМ иД» 2010)
  4. Гомзяк О.С. «Говори правильно в 5-6 лет» Конспекты фронтальных занятий в старшей  группе. (М.: Издательство «ГНОМ иД» 2010)
  5. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР» (СПб.: «Детство-пресс», 2001.)
  6. Волкова Л.С. и др. «Логопедия» (М.: Просвещение, Владос, 1995.)
  7. «Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет (в соответствии с ФГТ)». Блочно-тематическое планирование/ Э.Ф. Курмаева)


        

                                                                                                         

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...

Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет).

Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы. Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет)....

Планирование воспитательно-образовательной работы (на неделю с 3.06..24 -7. 06.24 г.) Тема: «День защиты детей». Цель:. Дать детям элементарные знания и представления о международном празднике «День защиты детей», развивать у детей творческие наклонности

Планирование воспитательно-образовательной работы (на неделю с  3.06..24 -7. 06.24 г.)Тема: «День защиты детей».Цель:. Дать детям элементарные знания и представления о международном п...