НАЧИНАЕМ ЧИТАТЬ! КАК ИЗБЕЖАТЬ ОПТИКО - ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРОБЛЕМ?
консультация по логопедии (старшая группа)

Какие навыки нужны, чтобы не было проблем при чтении на начальном этапе обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НАЧИНАЕМ  ЧИТАТЬ!

КАК  ИЗБЕЖАТЬ

ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРОБЛЕМ?

  Какие могут возникнуть  проблемы на начальном этапе  обучения чтению? Это проблемы, связанные с узнаванием букв, ориентировкой на листе бумаги, трудностями соотнесения букв с артикулемами, восприятием зрительного ряда.

Оптико – пространственный гнозис – ориентировка в пространственных признаках окружающей среды и изображений объектов восприятия расположения предметов относительно друг друга (слева – справа) и т.д. Осуществляется за счёт комплексного взаимодействия с несколькими анализаторными системами (слуховой, тактильный, вестибулярный, кинетический).

   Буквенный гнозис – способность распознавать буквы. У детей могут быть недостаточно сформированы оптико – пространственный гнозис и зрительное восприятие. Поэтому ребёнку трудно усвоить буквы на глаз и ещё название. Ребёнок может путать похожие буквы: Б – В, И-Й, Ш-Щ. может путать по-разному развёрнутые: С -Э. Медленно узнаёт буквы, а потому читает по ним или по слогам, опускает звуки. Ребёнок не ориентируется на листе. Не соблюдает направления слева направо и сверху вниз. У ребёнка нарушено зрительное восприятие. Чтение требует усилия. Это приводит к напряжению мышц и задержке дыхания. Взгляд тоже скован – застревает на одной – двух буквах, и прочесть слово целиком не удаётся. Ребёнок не решается охватить взглядом всё слово, он перемещается от буквы к букве. Что делать?

1.Формируем у детей умение ориентироваться на листе. Навык нужно формировать параллельно с освоением букв. Ориентировка на листе. Пусть ребёнок покажет середину, верх, низ, правую и левую сторону страницы. ориентировка по строке и ряду. Пусть ребёнок ведёт пальцем по строке до конца, переходит на следующую строку. Ориентировка в последовательности букв. Пусть ребёнок покажет в словах буку за буквой, предыдущую и следующую. Формирование представлений о понятиях «начало», «конец», «перед», «за».

2.Освоение букв глазами. Нужно разучить заглавные буквы. Можно использовать кубики с буквами без картинок. Например, покажите букву  О. Пусть ребёнок найдёт такую же среди похожих (4-5 букв: О, С, Ф,Э,Ю).  Можно заштриховывать буквы, конструировать буквы из элементов конструктора, палочек.

3.Соотнесение букв со звуками. Если ребёнок плохо распознаёт буквы, нужно «привязать»  буквы к обозначаемым ими звукам. Делать это по мере освоения букв. При чтении буквы переводятся в артикулемы. Ребёнок будет готов к чтению, когда называет их мгновенно. Проверьте, как ребёнок называет буквы (Б или БЭ).

Обучение детей соотнесению букв с артикулемами. Показывайте букву и называйте её правильно и неправильно. Соотнесение букв со звуками при замене звуков. Например, перед ребёнком должно быть изображение буквы Ш, он слышит звук, произносит его и смотрит на букву, т.е. соотносит с буквой произносимый и слышимый звук.

4.Формирование беглости взгляда. Чтобы не было нарушения кинетики глаз, напечатайте строчки букв и читайте с указкой по букве, затем без указки. Пусть ведёт глазами по буквам!   Удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие оптико - пространственной деятельности и зрительного восприятия"

Конспект индивидуального занятия для старшего дошкольного возраста, направленное на развитие зрительного восприятия и оптико- пространственной деятельности, пополнение активного и пассивного словаря....

Развитие оптико-пространственных представлений у воспитанников С ОНР"

Уважаемые коллеги! Ведущим анализатором, сложной нервно-рецепторной системой, воспринимающей 80 % всей поступающей информации, является зрение.Человеческий глаз – это воспринимающий, отража...

«Формирование оптико-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза у дошкольников с нарушением речи с целью профилактики оптической дисграфии»

Уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предви­деть, кому из детей в дальнейшем «угрожает» появление дисграфии. О профилактике оптической дисграфии можно говорить т...

Предупреждение оптико-пространственных нарушений у детей с ОНР

В данной статье приведены нарушения у дошкольников при поступлении в школу и причины их возникновения....

Непосредственная образовательная деятельность по формированию оптико-пространственного представления

Данная НОД проводилась на методическом объединении "Развитие оптико-пространственных представлений в рамках технологии "Формирование предпосылок письменной речи у дошкольников". Цель ММО: предоставлен...

Презентация:"Развитие оптико - пространственных представлений у детей дошкольного возраста"

Цель: Своевременное развитие оптико – пространственных представлений и графо – моторных навыков...

Развитие пространственной ориентации, оптико - пространственного анализа и синтеза. Буклет.

Как сформировать у ребёнка зрительно-пространственное восприятие....