Логопедический кружок. Возраст 5-7 лет
рабочая программа по логопедии (старшая группа)
Актуальность программы
Нарушение звукопроизношения относится к наиболее распространённым речевым дефектам. Даже в старшем дошкольном возрасте у многих детей наблюдаются нарушения в звукопроизношении, что в дальнейшем по мнению специалистов осложняет процесс овладения чтением и письмом. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к школьному овладению письменной формы речи. Чистота речи зависит от многих факторов: развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. Эти компоненты без специальной «тренировки» часто не достигают нужного уровня.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 75.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Логопедический кружок»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель: учитель-логопед Истомина А.А. |
Калининград 2025 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность -профиль программы
Дополнительная образовательная программа имеет социально- педагогическую направленность.
Актуальность программы
Нарушение звукопроизношения относится к наиболее распространённым речевым дефектам. Даже в старшем дошкольном возрасте у многих детей наблюдаются нарушения в звукопроизношении, что в дальнейшем по мнению специалистов осложняет процесс овладения чтением и письмом. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к школьному овладению письменной формы речи. Чистота речи зависит от многих факторов: развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. Эти компоненты без специальной «тренировки» часто не достигают нужного уровня.
Отличительные особенности программы
Отличительная особенность программы заключается в создании условий для включения ребенка в новые социальные формы общения, а именно готовит обучающихся к переходу от игровой к творческой учебной деятельности. Она инвариантна и готовит к любой системе школьного образования, однако программа не допускает дублирования программ первого класса.
Программа предполагает обучение в игровой форме с использованием информационных коммуникационных технологий: интернет ресурсы, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, что предоставляет широкие возможности для усвоения программных задач.
Реализация программы позволит сформировать у обучающихся культуру речевого общения, положительную самооценку, потребность в самоорганизации, основы самоконтроля и самостоятельности, которые необходимы в начальной школе.
Адресат программы
Данная программа рассчитана на детей 5-7 лет.
Объём и срок усвоения программы.
Срок освоения программы – 2 года. Общее количество часов в год – 64 часа.
Первый год обучения- дети 5-6 лет.
Второй год обучения- дети 6-7 лет.
Форма обучения – очная.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Программа по темам рассчитана на 64 занятия в год.
Групповые занятия проводятся 2 раза в неделю, 8 занятий в месяц, продолжительность занятий:
Первый год обучения-25 минут.
Второй год обучения- 30 минут.
Особенности организации образовательного процесса
Программа предусматривает объединения в группы по 6 человек.
Количество фронтальных (групповых) занятий в неделю – 2 занятия.
Педагогическая целесообразность
В основе программы лежит комплексный подход, позволяющий решить ряд взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую), и эффективно достигать главной цели - развития связной речи детей.
Цель дополнительной общеразвивающей образовательной программы:
Максимально полно скорректировать нарушения в устной речи воспитанников в соответствии с уровнем и степенью речевого нарушения: сформировать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа и синтеза, развивать связную речь и способствовать накоплению словарного запаса.
Цель будет достигнута при решении следующих задач:
1. Формирование связной речи.
2. Формирование речевых навыков, на базе которых будет в дальнейшем развиваться коммуникативная функция речи.
3. Развитие познавательной речевой активности детей, позволяющей расширять кругозор и дающую возможность глубже постигать правила грамматики, явления окружающей действительности, их связи и зависимости.
4. Формирование фонематических процессов (слуха, восприятия)
5. Развитие выразительность речи, умение говорить с разной силой звучания, в разном темпе, изменяя высоту голоса и ритм речи.
6. Обогащение и активизация словаря.
Формы и методы
Групповые занятия с педагогом в кабинете логопеда. Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, слайдов, презентаций. Практические - упражнения, игры. Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова. Применение методов обучения, направленных на обогащение словарного запаса, развития речи, мышления, памяти.
Методика обследования речевого развития детей.
Диагностическое обследование по альбому О. Б. Иншаковой «Альбом для логопеда» проводится 2 раза в год. Главным предназначением данной книги является предоставление помощи в обследовании устной речи детей старшего дошкольного возраста. Для этого в учебном пособии содержатся разнообразные иллюстрированные материалы. Диагностическое обследование по оценке эффективности работы, направленной на выявление нарушений: произношения звуков, фонематического синтеза и анализа, словаря, слоговой структуры слов и грамматического строя речи.
Углубленное логопедическое обследование позволяет выявить не только негативную симптоматику в отношении общего и речевого развития ребенка, но и позитивные симптомы, компенсаторные возможности, зону ближайшего развития. После углубленного логопедического обследование каждого ребенка составляется диагностическая таблица состояния общего и речевого развития, экран звукопроизношения, заполняются речевые карты.
Планируемые результаты
Первый год обучения
В результате освоения программы достижения ребёнка 5-6 лет выражаются в следующем:
-понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
-фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
-правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
-пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
-владеть элементарными навыками пересказа;
-владеть навыками диалогической речи;
-владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
-грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка;
падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко;
простые и сложные предлоги правильно употребляться;
-использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.).
Второй год обучения
В результате освоения программы достижения ребёнка 6-7 лет выражаются в следующем:
-правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
-чётко дифференцировать все изученные звуки;
-называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
-находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
-различать понятия «звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
-называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
-производить элементарный звуковой анализ и синтез;
-овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов;
-использовать полученные навыки в процессе общения со взрослыми и сверстниками.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Первый год обучения (5-6 лет)
Раздел, тема программы | Всего | Теория | Практика |
Звуки «Ш», «Ж» | 8 | 8 | 8 |
Развитие артикуляционного аппарата | 6 | 0 | 6 |
Развитие фонематического слуха | 6 | 6 | 6 |
Развитие речевого дыхания | 6 | 6 | 6 |
Развитие мелкой моторики | 6 | 6 | 6 |
Автоматизация звука «Ш» | 11 | 11 | 11 |
Автоматизация звука «Ж» | 4 | 4 | 4 |
Звук «Ч» | 4 | 4 | 4 |
Автоматизация звука «Ч» | 5 | 5 | 5 |
Звук «Щ» | 4 | 4 | 4 |
Автоматизация звука «Щ» | 4 | 4 | 4 |
Итого | 64 |
Задачи (для детей 5-6 лет):
Образовательные:
-Формировать слуховое внимание и восприятие.
-Формировать у детей восприятие речи в процессе произношения слогов, слов, коротких предложений.
-Активизировать словарный запас.
Развивающие:
-Развивать дыхание; голос и мимические мышцы.
-Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику.
-Развивать слуховое и зрительное внимание.
Воспитательные:
-Воспитывать умение слушать друг друга.
-Воспитывать самоконтроль за речью.
-Воспитывать чувства сопереживания, взаимоуважения.
-Воспитывать у детей аккуратность.
Содержание программы
Первый год обучения (5 – 6) лет
№ занятия | Тема | Теория | Практика |
Звуки «Ш», «Ж» | Выявление особенностей поведения во время обследования, в игровой деятельности. Диагностика речевого развития | Игра «Давайте познакомимся». Обследование звукопроизношения, лексико-грамматического строя, связной речи. И т.д. | |
Развитие артикуляционного аппарата | Знакомство с органами артикуляционного аппарата | Знакомство с домиком Язычка. Упр. «Домик открывается», «Улыбка», «Трубочка», «Любопытный язычок» (картотека) | |
Развитие фонематического слуха | «Учимся различать звуки» | Игры на развитие фонематического слуха «Громко-тихо» | |
Развитие речевого дыхания | «Учимся правильному речевому выдоху» | Использование логопедического комплекса «Говорун», игра «Сдуй жуков» | |
Развитие мелкой моторики | Игры и упражнения на развитие мелкой моторики | Упражнение «Мы капусту рубим, рубим!» (картотека) | |
Развитие артикуляционного аппарата | Упр. «Домик открывается», «Толстячки» - «Худышки». Упр. «Накажем непослушный язычок» (картотека) | ||
Развитие фонематического слуха | «Учимся различать звуки» | Игры на развитие фонематического слуха «Найди пару» | |
Развитие речевого дыхания | «Учимся правильному речевому выдоху» | Использование логопедический комплекса «Говорун», игра «Подуй на усы» | |
Развитие мелкой моторики | Игры и упражнения на развитие мелкой моторики | Использование Су-ДЖОК Терапии «Этот пальчик самый сильный» | |
Развитие артикуляционного аппарата | Упр. «Почистим зубки», «Вкусное варенье», «Маляр», «Часики» (картотека) | ||
Развитие фонематического слуха | Учимся различать звуки» | Игры на развитие фонематического слуха Упражнение «Эхо» | |
Развитие речевого дыхания | «Учимся правильному речевому выдоху» | Использование Логопедический комплекса «Говорун». Игра «Сдуй жуков» | |
Развитие мелкой моторики | Игры и упражнения на развитие мелкой моторики | Использование логопедического комплекса «Говорун». | |
Развитие артикуляционного аппарата | Упр. «Улыбка», «Почистим зубки», «Качели», «Лошадка» (картотека) | ||
Развитие фонематического слуха | «Учимся различать звуки» | Игры на развитие фонематического слуха «Договорилки» (Ребёнок должен выбрать одно слово из предложенных, добиваясь рифмы в стихах) | |
Развитие речевого дыхания | «Учимся правильному речевому выдоху» | Использование логопедического комплекса «Говорун», игра «Задуй свечи». | |
Развитие мелкой моторики | Игры и упражнения на развитие мелкой моторики | Самомассаж подушечек пальцев «Шел медведь к своей берлоге». | |
Развитие артикуляционного аппарата | Упр. «Вкусное варенье», «Блинчик», «Пирожок», «Квадратная трубочка». Произнесение открытых, закрытых слогов | ||
Развитие фонематического слуха | «Учимся различать звуки» | «Хлопни, когда услышишь заданный звук, слог» | |
Развитие речевого дыхания | «Учимся правильному речевому выдоху» | Упр. «Подуй через трубочку» | |
Развитие мелкой моторики | Игры и упражнения на развитие мелкой моторики | Использование логопедического комплекса «Говорун» | |
Развитие артикуляционного аппарата | Упр. «Маляр», «Лошадка», «Парус» (картотека) | ||
Развитие фонематического слуха | «Учимся различать звуки» | Различение звучания музыкальных инструментов (картотека) | |
Развитие речевого дыхания | «Учимся правильно дышать» | Дыхательное упражнение «Ветер и листья». | |
Развитие мелкой моторики | Игры и упражнения на развитие мелкой моторики | Самомассаж подушечек пальцев «Шел медведь к своей берлоге» | |
Звуки «Ш», «Ж» | Знакомство с артикуляцией звуков «Ш», «Ж». Игры на развитие связной речи | «Какой? Какая? Какое?». Постановка звуков | |
Звуки «Ш», «Ж» | Игры на развитие связной речи | «Скажи наоборот». Постановка звуков | |
Звуки «Ш», «Ж» | Игры на развитие связной речи | «Узнай по описанию» (картотека). Постановка звуков | |
Звуки «Ш», «Ж» | Игры на развитие связной речи | Игра «Четвертый лишний». Постановка звуков | |
Звуки «Ш», «Ж» | Игры на развитие связной речи | «Отгадай предмет по названиям его частей». Постановка звуков | |
Звуки «Ш», «Ж» | Игры на развитие связной речи | «Назови одним словом». Постановка звуков | |
Звуки «Ш», «Ж» | Игры на развитие связной речи | Мультимедийная презентация «Чьи детки?» (закрепить названия детенышей) | |
Автоматизация звука «Ш» в слогах | Игры и упражнения по автоматизации звука | Произнесение открытых, закрытых слогов | |
Автоматизация звука «Ш» в слогах | Игры и упражнения по автоматизации звука | Произнесение открытых, закрытых слогов | |
Автоматизация звука «Ш в слогах | Игры и упражнения по автоматизации звука | Произнесение открытых, закрытых слогов | |
Автоматизация звука «Ш» в словах | Игры и упражнения по автоматизации звука | Произнесение слов со звуком «Ш»: в начале слова, в конце (картотека) | |
Автоматизация звука «Ш» в словах | Игры и упражнения по автоматизации звука | Произнесение слов со звуком «Ш»: в середине слова (картотека) | |
Автоматизация звука «Ш» в словах | Игры и упражнения по автоматизации звука | Произнесение слов со звуком «Ш»: со стечением согласного звука (картотека) | |
Автоматизация звука «Ш» в словосочетаниях | Игры и упражнения по автоматизации звука | Произнесение словосочетаний со звуком «Ш» (картотека) | |
Автоматизация звука «Ш» в словосочетаниях | Игры и упражнения по автоматизации звука | Составление словосочетаний со звуком «Ш» (картотека) | |
Автоматизация звука «Ш» в связной речи | Игры и упражнения по автоматизации звука | Проговаривание чистоговорок | |
Автоматизация звука «Ш» в связной речи | Игры и упражнения по автоматизации звука | Составление предложений по серии сюжетных картинок (картотека) | |
Автоматизация звука «Ш» в связной речи | Игры и упражнения по автоматизации звука | Заучивание стихов | |
Автоматизация звука «Ж» в слогах | Игры и упражнения по автоматизации звука | Произнесение открытых, закрытых слогов | |
Автоматизация звука «Ж» в словах | Игры и упражнения по автоматизации звука | Произнесение слов со звуком «Ж»: в начале слова, в конце, в середине, со стечением согласного звука (картотека) | |
Автоматизация звука «Ж» в словосочетаниях | Игры и упражнения по автоматизации звука | Составление словосочетаний со звуком «Ж» (картотека) | |
Автоматизация звука «Ж в связной речи | Игры и упражнения по автоматизации звука | Составление предложений по серии сюжетных картинок (картотека) | |
Звук «Ч" | Знакомство с артикуляцией звука «Ч». Игры на развитие связной речи | Мультимедийная презентация «Чьи детки?» (закрепить названия детенышей). Постановка звука | |
Звук «Ч" | Игры и упражнения по автоматизации звука | «Подбери действие». Постановка звука | |
Звук «Ч" | Игры на развитие связной речи | «Узнай на ощупь» («Ящик ощущений»), «Какой? Какая? Какое?» (картотека). Постановка звука | |
Звук «Ч" | Игры на развитие связной речи | «Узнай по описанию» (картотека). Постановка звука | |
Автоматизация звука «Ч» в слогах | Игры и упражнения по автоматизации звука | Произнесение открытых, закрытых слогов | |
Автоматизация звука «Ч» в слогах | Игры и упражнения по автоматизации звука | Произнесение открытых, закрытых слогов | |
Автоматизация звука «Ч» в словах | Игры и упражнения по автоматизации звука | Произнесение слов со звуком «Ч»: в начале слова, в конце, в середине, со стечением согласного звука (картотека) | |
Автоматизация звука «Ч» в словосочетаниях | Игры и упражнения по автоматизации звука | Проговаривание словосочетаний со звуком «Ч» | |
Автоматизация звука «Ц в связной речи | Игры и упражнения по автоматизации звука | Составление предложений по серии сюжетных картинок (картотека) | |
Звук «Щ" | Знакомство с артикуляцией звука «Щ». Игры на развитие связной речи | «Похожие слова». Постановка звука | |
Звук «Щ" | Игры на развитие связной речи | «Узнай на ощупь» («Ящик ощущений»), «Какой? Какая? Какое?» (картотека). Постановка звука | |
Звук «Щ" | Игры на развитие связной речи | «Найди противоположное». Постановка звука | |
Звук «Щ" | Игры на развитие связной речи | «Найди похожее». Постановка звука | |
Автоматизация Звука «Щ» в слогах | Игры и упражнения по автоматизации звука | Произнесение открытых, закрытых слогов | |
Автоматизация Звука «Щ» в словах | Игры и упражнения по автоматизации звука | Произнесение слов со звуком «Щ»: в начале слова, в конце, в середине, со стечением согласного звука (картотека) | |
Автоматизация Звука «Щ» в словосочетаниях | Игры и упражнения по автоматизации звука | Проговаривание и составление словосочетаний со звуком «Щ» | |
Автоматизация Звука «Щ» в связной речи | Диагностика речевого развития | Обследование звукопроизношения, лексико-грамматического строя, связной речи. И т.д. Заучивание стихов, составление рассказа по серии сюжетных картинок |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Второй год обучения (6-7 лет)
Раздел, тема программы | Всего | Теория | Практика |
Звуки «Р», «Рь» | 8 | 8 | 8 |
Развитие артикуляционного аппарата | 6 | 0 | 6 |
Развитие фонематического слуха | 6 | 6 | 6 |
Развитие речевого дыхания | 6 | 6 | 6 |
Развитие мелкой моторики | 6 | 6 | 6 |
Автоматизация звука «Р» | 11 | 11 | 11 |
Автоматизация звука «Рь» | 4 | 4 | 4 |
Звуки «Л», «Ль» | 4 | 4 | 4 |
Автоматизация звука «Л» | 7 | 7 | 7 |
Автоматизация звука «Ль» | 6 | 6 | 6 |
Итого | 64 |
Задачи (для детей 6-7 лет):
Образовательные:
-Формировать слуховое внимание и восприятие.
-Формировать у детей восприятие речи в процессе произношения слогов, слов и предложений.
-Познакомить с понятиями «звук», «слово», «слог», «предложение».
-Формировать понятия о грамматических категориях языка; обогащать и активизировать словарный запас.
-Формировать нравственно — этические нормы поведения.
Развивающие:
-Развивать дыхание, голос и мимические мышцы.
-Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику.
-Развивать слуховое и зрительное внимание.
Воспитательные:
-Воспитывать умение внимательно вслушиваться в речь педагога.
-Воспитывать умение слушать друг друга.
-Воспитывать самоконтроль за речью.
-Воспитывать чувства сопереживания, взаимоуважения.
-Воспитывать у детей аккуратность и умение пользоваться раздаточным материалом.
Содержание программы
Второй год обучения
№ занятия | Тема | Теория | Практика |
Звуки «Р», «Рь» | Выявление особенностей поведения во время обследования, в игровой деятельности. Диагностика речевого развития | Игра «Давайте познакомимся». Обследование звукопроизношения, лексико-грамматического строя, связной речи. И т.д. | |
Развитие артикуляционного аппарата | Знакомство с органами артикуляционного аппарата | Знакомство с домиком Язычка. Упр. «Заборчик», «Квадратная трубочка», «Домик открывается, «Кролик» | |
Развитие фонематического слуха | «Учимся различать звуки» | «Лови звук» | |
Развитие речевого дыхания | «Учимся правильному речевому выдоху» | Использование логопедического комплекса «Говорун», игра «Сдуй жуков» | |
Развитие мелкой моторики | Игры и упражнения на развитие мелкой моторики | Использование Су-ДЖОК Терапии «Этот пальчик самый сильный» | |
Развитие артикуляционного аппарата | Упр. «Домик открывается», «Толстячки» - «Худышки». Упр. «Накажем непослушный язычок» (картотека) | ||
Развитие фонематического слух | «Учимся различать звуки» | «Найди пару» | |
Развитие речевого дыхания | «Учимся правильному речевому выдоху» | Использование логопедический комплекса «Говорун», игра «Подуй на усы» | |
Развитие мелкой моторики | Игры и упражнения на развитие мелкой моторики | Самомассаж подушечек пальцев «Шел медведь к своей берлоге» | |
Развитие артикуляционного аппарата | Упр. «Почистим зубки», «Вкусное варенье», «Маляр», «Часики», «Качели» (картотека) | ||
Развитие фонематического слуха | Учимся различать звуки» | Упражнение «Эхо» | |
Развитие речевого дыхания | «Учимся правильному речевому выдоху» | Использование Логопедический комплекса «Говорун», игра «Сдуй жуков» | |
Развитие мелкой моторики | Игры и упражнения на развитие мелкой моторики | Пальчиковая гимнастика «Танины игрушки» (картотека) | |
Развитие артикуляционного аппарата | Упр. «Почистим зубки», «Качели», «Лошадка», «Грибочек», «Маляр» (картотека) | ||
Развитие фонематического слуха | «Учимся различать звуки» | Игра «Поймай слог» | |
Развитие речевого дыхания | «Учимся правильному речевому выдоху» | Использование логопедического комплекса «Говорун», игра «Задуй свечи». | |
Развитие мелкой моторики | Игры и упражнения на развитие мелкой моторики | Пальчиковая гимнастика «Перчатки и мышата» (картотека) | |
Развитие артикуляционного аппарата | Упр. «Парус», «Грибочек», «Лошадка, «Дятел» | ||
Развитие фонематического слуха | «Учимся различать звуки» | Использование логопедического комплекса «Говорун». | |
Развитие речевого дыхания | «Учимся правильному речевому выдоху» | Упр. «Подуй через трубочку» | |
Развитие мелкой моторики | Игры и упражнения на развитие мелкой моторики | Использование логопедического комплекса «Говорун» | |
Развитие артикуляционного аппарата | Упр. «Маляр», «Лошадка», «Парус», «Гармошка» (картотека) | ||
Развитие фонематического слуха | «Учимся различать звуки» | Игра «Лови слово» (педагог произносит ряд схожих по звучанию слов) | |
Развитие речевого дыхания | «Учимся правильному речевому выдоху» | Дыхательное упражнение «Ветер и листья». | |
Развитие мелкой моторики | Игры и упражнения на развитие мелкой моторики | Самомассаж подушечек пальцев «Шел медведь к своей берлоге» | |
Звуки «Р», «Рь» | Знакомство с артикуляцией звуков «Р», «Рь». Игры на развитие связной речи | «Какой? Какая? Какое?». Постановка звуков | |
Звуки «Р», «Рь» | Игры на развитие связной речи | «Скажи наоборот». Постановка звуков | |
Звуки «Р», «Рь» | Игры на развитие связной речи | «Узнай по описанию» (картотека). Постановка звуков | |
Звуки «Р», «Рь» | Игры на развитие связной речи | Игра «Четвертый лишний». Постановка звуков | |
Звуки «Р», «Рь» | Игры на развитие связной речи | «Отгадай предмет по названиям его частей». Постановка звуков | |
Звуки «Р», «Рь» | Игры на развитие связной речи | Игры на развитие связной речи «Назови одним словом». Постановка звуков | |
Звуки «Р», «Рь» | Игры на развитие связной речи | «Найди противоположное» | |
Автоматизация звука «Р» в слогах | Игры и упражнения по автоматизации звука | Произнесение открытых, закрытых слогов | |
Автоматизация звука «Р» в слогах | Игры и упражнения по автоматизации звука | Произнесение открытых, закрытых слогов | |
Автоматизация звука «Р» в слогах | Игры и упражнения по автоматизации звука | Произнесение открытых, закрытых слогов | |
Автоматизация звука «Р» в словах | Игры и упражнения по автоматизации звука | Произнесение слов со звуком «Р»: в начале слова, в конце (картотека) | |
Автоматизация звука «Р» в словах | Игры и упражнения по автоматизации звука | Произнесение слов со звуком «Р»: в середине слова (картотека) | |
Автоматизация звука «Р» в словах | Игры и упражнения по автоматизации звука | Произнесение слов со звуком «Р»: со стечением согласного звука (картотека) | |
Автоматизация звука «Р» в словосочетаниях | Игры и упражнения по автоматизации звука | Произнесение словосочетаний со звуком «Р» (картотека) | |
Автоматизация звука «Р» в словосочетаниях | Игры и упражнения по автоматизации звука | Составление словосочетаний со звуком «Р» (картотека) | |
Автоматизация звука «Р» в связной речи | Игры и упражнения по автоматизации звука | Проговаривание чистоговорок | |
Автоматизация звука «Р» в связной речи | Игры и упражнения по автоматизации звука | Составление предложений по серии сюжетных картинок (картотека) | |
Автоматизация звука «Р» в связной речи | Игры и упражнения по автоматизации звука | Заучивание стихов | |
Автоматизация звука «Рь» в слогах | Игры и упражнения по автоматизации звука | Произнесение открытых, закрытых слогов | |
Автоматизация звука «Рь» в словах | Игры и упражнения по автоматизации звука | Произнесение слов со звуком «Рь»: в начале слова, в конце, в середине, со стечением согласного звука (картотека) | |
Автоматизация звука «Рь» в словосочетаниях | Игры и упражнения по автоматизации звука | Составление словосочетаний со звуком «Рь» (картотека) | |
Автоматизация звука «Рь» в связной речи | Игры и упражнения по автоматизации звука | Составление предложений по серии сюжетных картинок (картотека) | |
Звуки «Л», «Ль» | Знакомство с артикуляцией звуков «Л», «Ль» Игры на развитие связной речи | Мультимедийная презентация «Чьи детки?» (закрепить названия детенышей). Постановка звука | |
Звуки «Л», «Ль» | Игры на развитие связной речи | Игра «Похожие слова» Постановка звука | |
Звуки «Л», «Ль» | Игры на развитие связной речи | «Узнай на ощупь» («Ящик ощущений»), «Какой? Какая? Какое?» (картотека). Постановка звука | |
Звуки «Л», «Ль» | Игры на развитие связной речи | Дидактическое упражнение «Узнай по описанию» (картотека). Постановка звука | |
Автоматизация звука «Л» в слогах | Игры и упражнения по автоматизации звука | Произнесение открытых, закрытых слогов | |
Автоматизация звука «Л» в слогах | Игры и упражнения по автоматизации звука | Произнесение открытых, закрытых слогов | |
Автоматизация звука «Л» в словах | Игры и упражнения по автоматизации звука | Произнесение слов со звуком «Л»: в начале слова, в конце, в середине, со стечением согласного звука (картотека) | |
Автоматизация звука «Л» в словах | Игры и упражнения по автоматизации звука | Произнесение слов со звуком «Л»: в начале слова, в конце, в середине, со стечением согласного звука (картотека) | |
Автоматизация звука «Л» в словосочетаниях | Игры и упражнения по автоматизации звука | Проговаривание и составление словосочетаний со звуком «Л» (картотека) | |
Автоматизация звука «Л» в связной речи | Игры и упражнения по автоматизации звука | Составление предложений по серии сюжетных картинок (картотека) | |
Автоматизация звука «Л» в связной речи | Игры и упражнения по автоматизации звука | Заучивание стихов | |
Автоматизация звука «Ль» слогах | Игры и упражнения по автоматизации звука | Произнесение открытых, закрытых слогов | |
Автоматизация звука «Ль» словах | Игры и упражнения по автоматизации звука | Произнесение слов со звуком «Ль»: в начале слова, в конце, в середине, со стечением согласного звука (картотека) | |
Автоматизация звука «Ль» словах | Игры и упражнения по автоматизации звука | Произнесение слов со звуком «Ль»: в начале слова, в конце, в середине, со стечением согласного звука (картотека) | |
Автоматизация звука «Ль» в словосочетаниях | Игры и упражнения по автоматизации звука | Проговаривание словосочетаний со звуком «Ль» | |
Автоматизация звука «Ль» в словосочетаниях | Игры и упражнения по автоматизации звука | Составление словосочетаний со звуком «Ль» (картотека) | |
Автоматизация Звука «Ль» в связной речи | Диагностика речевого развития | Обследование звукопроизношения, лексико-грамматического строя, связной речи. И т.д. Заучивание стихов, составление рассказа по серии сюжетных картинок |
Материально-техническое и методическое обеспечение программы
Занятия по реализации данной программы проводятся в кабинете учителя-логопеда. Кабинет оснащен учебной литературой, методическими пособиями для занятий с детьми, учебно-дидактическим материалом, интерактивным логопедическим комплексом.
Наглядно-дидактическое обеспечение программы:
Дидактические игры:
«Общий комплекс артикуляционной гимнастики» (Гусеница);
«Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков»
«Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков»
Мыльные пузыри
Барабан; дудочки;
Металлофон;
Бубны;
Шумовые маракасы
Счетные палочки
Символы гласных и согласных звуков
Наборы «Азбука».
Картотеки:
Упражнения артикуляционной гимнастики;
Картинки для автоматизации звуков;
Комплексы игр по формированию дыхания;
Коррекционные игры по звукопроизношению;
«Логопедическое обследование» О.Б. Иншаковой
Настольные игры
«Логопедическое лото», «Короткие истории», «Магазин»,
«Делим слова на слоги».
Календарный план воспитательной работы (традиционные события, праздники, мероприятия)
п. 36.4. ФОП ДО
ЯНВАРЬ
-27 января: День снятия блокады Ленинграда;
- 7 января: Рождество
ФЕВРАЛЬ
- 8 февраля: День российской науки;
- 15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества;
- 21 февраля: Международный день родного языка;
- 23 февраля: День защитника Отечества.
МАРТ
- 8 марта: Международный женский день;
- 27 марта: Всемирный день театра. Масленичная неделя
АПРЕЛЬ
- 12 апреля: День космонавтики;
МАЙ
Пасха - 1 мая: Праздник Весны и Труда;
- 9 мая: День Победы;
- 19 мая: День детских общественных организаций России;
- 24 мая: День славянской письменности и культуры.
ИЮНЬ
- 1 июня: День защиты детей;
- 6 июня: День русского языка;
- 12 июня: День России;
- 22 июня: День памяти и скорби.
ИЮЛЬ
- 8 июля: День семьи, любви и верности.
День города.
АВГУСТ
12 августа: День физкультурника;
- 22 августа: День Государственного флага Российской Федерации;
- 27 августа: День российского кино.
СЕНТЯБРЬ
- 1 сентября: День знаний;
- 3 сентября: День окончания Второй мировой войны. День солидарности в борьбе с терроризмом;
- 27 сентября: День воспитателя и всех дошкольных работников.
ОКТЯБРЬ
- 1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день музыки;
- 4 октября: День защиты животных;
- 5 октября: День учителя;
Третье воскресенье октября: День отца в России.
Праздник осени
НОЯБРЬ
- 4 ноября: День народного единства;
- Последнее воскресенье ноября: День матери в России;
- 30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации. Неделя энергосбережения
ДЕКАБРЬ
- 3 декабря: День неизвестного солдата; Международный день инвалидов;
- 5 декабря: День добровольца (волонтера) в России;
- 8 декабря: Международный день художника; -
9 декабря: День Героев Отечества;
- 12 декабря: День Конституции Российской Федерации;
- 31 декабря: Новый год.
Список литературы
- Ульева Е. Большая книга заданий по развитию речи. Для детей 4-8 лет, их воспитателей, учителей, родителей, бабушек и дедушек.-М.: «Грамотей»,2013
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.-М.Туманит, изд. Центр ВЛАДОC
- Азова Е.А., Чернова О.О., Учим звуки Ш, Ж
- Азова Е.А., Чернова О.О., Учим звуки Ч, Щ
- Азова Е.А., Чернова О.О., Учим звуки Р, Рь
- Азова Е.А., Чернова О.О., Учим звуки Л, Ль
- Азова Е.А., Чернова О.О., Учим звуки С-Ш, З-Ж, С-Ч, Ч-Ц, Щ-СЬ
- Азова Е.А., Чернова О.О., Учим звуки Р, Рь, Л, Ль
- Куликовская Т. А. Говорим и играем. Картотека упражнений, игр, текстов для автоматизации звуков. СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
- Лиманская О. Н. Конспекты логопедических занятий в старшей группе.-М.:ТЦ Сфера.2016.
- Лиманская О. Н. Конспекты логопедических занятий в подготовительной к школе группе.-М.:ТЦ Сфера.2016.
- Теремкова. Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1,2,3,4.-М.Издательство ГНОМ. 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический кружок "Риторика"-2 класс
Пояснительная записка логопедического кружка "риторика"Планирование логопедического кружка...

Логопедический кружок "Озорные звуки" в средней группе
В данном материале,вы можете ознакомится с целью,планом работы кружка "Озорные звуки" в нашей средней группе ....

логопедический кружок " В стране правильной речи"
Дети с отклонением в речевом развитии сегодня составляют самую многочисленную группу – до 80 % от всех детей. Полноценное развитие всех средств речи и её основных функций в период дошкольного детства ...

Коррекционный логопедический кружок "Мой веселый язычок".
Коррекционный логопедический кружок "Мой веселый язычок"....

Логопедический кружок в подготовительной группе
laquo;Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы. Научившись этому так, чтобы всё это вошло в привычку – можно творить»К.С. СтаниславскийЦель кружка: развитие ...

Дополнительная образовательная деятельность - музыкально-логопедического кружок «Говоронушки» по развитию и совершенствованию речи детей дошкольного возраста на 2022-2023 учебный год
Авторы-составители:Ковалёва Людмила Сергеевна, учитель-логопед,Петрова Алина Гурьевна, музыкальный руководитель Музыкальный руководитель организует деятельность воспитанников по автоматизаци...

