Методическая разработка конспекта по речевому развитию.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Дергачева Анна Борисовна

Методическая разработка по теме "Животные Африки" .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия по развитию речи.

Тема «Животные Африки».

Подготовила учитель-логопед – Дергачева А.Б.

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи по теме.

Коррекционно-образовательные задачи: расширение знаний о характерных особенностях животных Африки (внешний вид, повадки, места обитания). Уточнение и расширение словаря по теме. Формирование лексико-грамматических навыков: упражнение в образовании существительных множественного числа (в том числе в родительном падеже), формирование умения образовывать притяжательные прилагательные, закрепление умения использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы. Продолжать совершенствовать связную речь (составлять распространенные предложения).

Коррекционно-развивающие задачи: развитие речевого дыхания, фонематических представлений, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Оборудование: рисунок зебры, раскраска «В саванне» издательства Махаон, объемные фигурки и плоскостные изображения животных Африки, макет плоскостной «Африка», игра мемо «Зоопарк» по методике Монтессори, колонка.

Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики.

1.Организационный момент.

Логопед: дети сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь, пожалуйста.

Дети: здравствуйте.

Дети стоят рядом с педагогом.

Ребята сегодня утром я встретила своего воспитанника – Сашу, он тоже ходит в наш детский сад. Он еще маленький, ему всего 3 года, но очень любит рисовать. Мне он подарил рисунок. Отгадаете, что на нем нарисовано?

Вот лошадка, вся в полосках,

Может быть, она в матроске?

Нет, она такого цвета.

Угадайте, кто же это?

Дети: это зебра.

Показываю рисунок мальчика.

Логопед: дети, а разве так выглядит зебра?

Дети: нет.

Логопед: Мне кажется, Саша что-то не успел дорисовать, а что?

Дети: он не нарисовал полоски.

Логопед: правильно, дети. А вы знали, что каждая зебра покрыта полосками, и они не повторяются. По рисунку детеныш зебры узнает свою мать. А также их окрас позволяет им сбить с толку хищников, они не могут выделить одну зебру. Их много, и они сливаются в одно большое полосатое пятно).

 А где живут зебры?

Дети: в Африке.

Логопед: Да, в Африке. Давайте вспомним, как выглядит этот жаркий континент. (показываю макет Африки).

Логопед: ребята, а вы всех животных, живущих в Африке, знаете?

Дети: да.

Логопед: тогда тот, кто отгадает мои загадки будет приклеивать к этому макету фигурки животных. Договорились?

Дети: да.

Логопед: присаживайтесь на стульчики, а Полина, которая отгадала загадку про зебру приклеит её фигурку к макету Африки.

2.Основная часть – на актуализацию предметного словаря.

Логопед: Ребята, внимательно слушайте. Если знаете ответ- поднимайте руку.

Царь зверей – большая кошка

Порычит со зла немножко,

Спит он в логове, поев

Носит гриву, грозный… (лев)

(показ иллюстрации), отдаю отгадавшему ребенку, он приклеивает.

Логопед: А вы знаете, почему льву важно быть незаметным? 

Дети: он хищник, выслеживает добычу.

Почему мы его не видим? (цвет шерсти позволяет быть незаметным среди желтой сухой травы).

А чем внешне отличаются львы от львицы? (у льва большая пушистая грива, а у львицы ее нет).

Логопед: Послушайте, о ком следующая загадка?

Такой длинной шеи

Не видывал люд:

Всех выше на свете

Пятнистый… (в рифму хочется сказать «верблюд», но это жираф)

 (показ иллюстрации)

Высота жирафа 6 метров, он ростом с 2-этажный дом, половина высоты приходится на шею.

Зачем ему такая шея? (легко достает до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья).

Логопед: О ком же следующая загадка?

Носом – шлангом великан

Моется, как в душе.

Это житель жарких стран

Всех крупней на суше.

Какое самое большое животное в Африке? Слон

(показ иллюстрации)

Самое удивительное у слона – хобот.

Что делает им слон?

 (С помощью хобота слон срывает листья с деревьев, рвет траву, пьет. Он переносит очень толстые деревья. Хоботом слон защищается от врагов, выражает нежность, поглаживает с любовью своих детенышей.)

Кто может принести вред слону?

(Мышь, когда слон спит, забирается в хобот и прогрызает всё; а муравей, во время сна слона, прогрызает подошвы ног, и слон не может ходить).

Логопед: Вдруг из воды показались глаза, уши и ноздри огромного зверя. Он целыми днями сидит в воде, чтобы догадаться, кто это, надо отгадать загадку.

В Африке толстяк живёт, у него огромный рот,

В зной весь день сидит в воде, думает лишь о еде,

Травку тоннами жуёт ненасытный… (бегемот)

 (показ иллюстрации)

У нашего большого бегемота есть маленький друг. Кто это? (Бегемот дружит с птицами).

Как они ему помогают?

(Птичка сидит на голове у бегемота, когда он сидит в воде, так она ловит рыбу для себя; птица бегемоту чистит от насекомых шкуру, лечит ранки).

Логопед: Следующая загадка

Травояден, ростом с метр.

Ты в саванне меня встретишь.

Вместо носа рог иль два –

Еле держит голова.

Чёрным быть могу иль белым.

Плаваю в воде умело.

Коль увидишь на дороге…

Враз узнаешь … носорога.

(показ иллюстрации)

Тело носорога покрыто толстой кожей грязно-серого цвета. У него очень слабое зрение. Питается носорог, преимущественно, растительной пищей и предпочитают траву. На равнинах, где в больших количествах произрастает трава, они предпочитают поедать мелкие кустарники, выдергивая их с корнем.

Логопед: А каких еще животных Африки мы не назвали?

Дети перечисляют: обезьяна, крокодил, и т. д., а я выкладываю картинки на столик. Даю детям приклеить картинки на макет.

Логопед: Молодцы! А теперь перенесем наш макет на коврик и поиграем.

3. Игра с мячом «Один-много».

Логопед: Сейчас я вам буду кидать мяч и называть животное, а вы должны назвать его во множественном числе. Пример: обезьяна- обезьяны.

4. Игра «Назови детенышей».

Логопед: А теперь подойдите за мной к этому столику.

(дети стоят вокруг столика)

А сейчас я проверю, как вы знаете названия детёнышей животных жарких стран.  Я называю взрослое животное, вы – детёныша:

Например: У верблюда- верблюжонок

У бегемота -…бегемотик

У льва – … львёнок

У слона – … слонёнок

У зебры- зебренок

У обезъяны - …обезъянка

У жирафа – … жирафёнок.

5.Игра «Считай и называй».

Логопед: Молодцы, ребята, а теперь присядем. Как же много животных в Африке живет! Давайте попробуем их посчитать. Сейчас вы по очереди вытащите карточку. Переверните, на ней написана цифра.

Теперь на ваше игровое поле положите столько фишек, сколько указано на вашей карточке.  И назовите животных, нарисованных на ваших фишках. Пример: вытащила карточку с цифрой 3. Беру 3 фишки, раскладываю на игровом поле и называю кто изображен на фишках (допустим бегемот, обезьяна, лев).

6.Физкультминутка «А в Африке».

Логопед: Вы отлично справились с заданием и заслужили отдых. Отправляемся с вами в Африку.

Логопед: повеселились, понравилось вам в Африке.

Дети: да.

Логопед: пришло время возвратиться обратно в детский сад.

7. Игра «Кого не стало?».

Логопед: присаживайтесь за столик, поиграем?

Дети: да.

Игра «Зоопарк» на фишках по методике Монтессори. Выкладываю все фишки. Дети закрывают глаза, убираю две парные фишки, дети должны угадать кого не стало.

8.Игра «Найди пару».

Логопед: Вы внимательно смотрели и уже запомнили, где находятся фишки. Затем я переверну фишки. Первый игрок открывает любую фишку и должен вспомнить и найти такую же на игровом поле. Тот, кто найдет пару забирает себе обе фишки.

9. Творческое задание.

Логопед: ребята, мне очень хочется, чтобы, уходя сегодня домой, вы взяли с собой на память о сегодняшнем занятии подарок. Перед вами на столиках подносы на них специально приготовленное соленое тесто. Вы должны раскатать его, взять формочки и сделать фигурки животных. Мы их оставим до вечера подсушиться, а потом вы заберете их домой.

По окончании работы вытираем руки салфетками.

Логопед: как красиво у вас получилось.

10.Рефлексия.

Логопед: какое слово было главным сегодня?

Дети: животные.

Логопед: правильно. А где они живут?

Дети: в Африке.

Логопед: дети, а где еще можно увидеть этих животных?

Дети: в зоопарке, в цирке.

Логопед: скажите, а какое животное вам больше всего нравится?

Выслушиваю ответы всех детей.

Логопед: ребята сегодня вы расскажите своим родителям дома об этих удивительных животных, о нашем путешествии в Африку и покажите свои поделки.

А я дарю вам раскраску зебры и не забудьте, пожалуйста, нарисовать на ней полоски. Когда вы справитесь с работой, мы вместе сходим в младшую группу к Саше подарим деткам свои рисунки, чтобы они знали, как выглядит зебра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по познавательно- речевому развитию (старший дошкольный возраст) по теме: Загадки о времени

Использование загадок о времени поможет воспитателю закрепить знания детей о временах года, месяцах, днях недели....

методическая разработка по опытно- речевому развитию

Цель поисково-экспериментальной деятельности дошкольников: развитие познавательных интересов, потребности и способности самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эм...

методическая разработка по опытно-речевому развитию

Цель поисково-экспериментальной деятельности дошкольников: развитие познавательных интересов, потребности и способности самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эм...

методическая разработка по опытно-речевому развитию

Цель поисково-экспериментальной деятельности дошкольников: развитие познавательных интересов, потребности и способности самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эм...

Методическая разработка по познавательно- речевому развитию детей 6-го года жизни на тему: «Такой разный воздух...»

Развитие познавательной активности детей в исследовательской деятельности....

Методическая разработка конспекта по речевому развитию в разновозрастной группе.

Методическая разработка конспекта по речевому развитию в разновозрастной группе. «ВЕСЁЛЫЕ ПОТЕШКИ».Цель: Воспитание любви к народному творчеству, развивать интонационную выразите...

Методическая разработка. Занятие по речевому развитию (интеграция художественно-эстетическое развитие) во второй младшей группе (3-4 года) «ТЕРЕМОК»

Методическая разработка. Занятие по речевому развитию во второй младшей группе «ТЕРЕМОК» (интеграция художественно-эстетическое развитие). Цель: Развитие познавате...