Методическая разработка конспекта по речевому развитию.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Методическая разработка по теме "Животные Африки" .
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия по развитию речи.
Тема «Животные Африки».
Подготовила учитель-логопед – Дергачева А.Б.
Цель: формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи по теме.
Коррекционно-образовательные задачи: расширение знаний о характерных особенностях животных Африки (внешний вид, повадки, места обитания). Уточнение и расширение словаря по теме. Формирование лексико-грамматических навыков: упражнение в образовании существительных множественного числа (в том числе в родительном падеже), формирование умения образовывать притяжательные прилагательные, закрепление умения использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы. Продолжать совершенствовать связную речь (составлять распространенные предложения).
Коррекционно-развивающие задачи: развитие речевого дыхания, фонематических представлений, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Оборудование: рисунок зебры, раскраска «В саванне» издательства Махаон, объемные фигурки и плоскостные изображения животных Африки, макет плоскостной «Африка», игра мемо «Зоопарк» по методике Монтессори, колонка.
Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики.
1.Организационный момент.
Логопед: дети сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь, пожалуйста.
Дети: здравствуйте.
Дети стоят рядом с педагогом.
Ребята сегодня утром я встретила своего воспитанника – Сашу, он тоже ходит в наш детский сад. Он еще маленький, ему всего 3 года, но очень любит рисовать. Мне он подарил рисунок. Отгадаете, что на нем нарисовано?
Вот лошадка, вся в полосках,
Может быть, она в матроске?
Нет, она такого цвета.
Угадайте, кто же это?
Дети: это зебра.
Показываю рисунок мальчика.
Логопед: дети, а разве так выглядит зебра?
Дети: нет.
Логопед: Мне кажется, Саша что-то не успел дорисовать, а что?
Дети: он не нарисовал полоски.
Логопед: правильно, дети. А вы знали, что каждая зебра покрыта полосками, и они не повторяются. По рисунку детеныш зебры узнает свою мать. А также их окрас позволяет им сбить с толку хищников, они не могут выделить одну зебру. Их много, и они сливаются в одно большое полосатое пятно).
А где живут зебры?
Дети: в Африке.
Логопед: Да, в Африке. Давайте вспомним, как выглядит этот жаркий континент. (показываю макет Африки).
Логопед: ребята, а вы всех животных, живущих в Африке, знаете?
Дети: да.
Логопед: тогда тот, кто отгадает мои загадки будет приклеивать к этому макету фигурки животных. Договорились?
Дети: да.
Логопед: присаживайтесь на стульчики, а Полина, которая отгадала загадку про зебру приклеит её фигурку к макету Африки.
2.Основная часть – на актуализацию предметного словаря.
Логопед: Ребята, внимательно слушайте. Если знаете ответ- поднимайте руку.
Царь зверей – большая кошка
Порычит со зла немножко,
Спит он в логове, поев
Носит гриву, грозный… (лев)
(показ иллюстрации), отдаю отгадавшему ребенку, он приклеивает.
Логопед: А вы знаете, почему льву важно быть незаметным?
Дети: он хищник, выслеживает добычу.
Почему мы его не видим? (цвет шерсти позволяет быть незаметным среди желтой сухой травы).
А чем внешне отличаются львы от львицы? (у льва большая пушистая грива, а у львицы ее нет).
Логопед: Послушайте, о ком следующая загадка?
Такой длинной шеи
Не видывал люд:
Всех выше на свете
Пятнистый… (в рифму хочется сказать «верблюд», но это жираф)
(показ иллюстрации)
Высота жирафа 6 метров, он ростом с 2-этажный дом, половина высоты приходится на шею.
Зачем ему такая шея? (легко достает до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья).
Логопед: О ком же следующая загадка?
Носом – шлангом великан
Моется, как в душе.
Это житель жарких стран
Всех крупней на суше.
Какое самое большое животное в Африке? Слон
(показ иллюстрации)
Самое удивительное у слона – хобот.
Что делает им слон?
(С помощью хобота слон срывает листья с деревьев, рвет траву, пьет. Он переносит очень толстые деревья. Хоботом слон защищается от врагов, выражает нежность, поглаживает с любовью своих детенышей.)
Кто может принести вред слону?
(Мышь, когда слон спит, забирается в хобот и прогрызает всё; а муравей, во время сна слона, прогрызает подошвы ног, и слон не может ходить).
Логопед: Вдруг из воды показались глаза, уши и ноздри огромного зверя. Он целыми днями сидит в воде, чтобы догадаться, кто это, надо отгадать загадку.
В Африке толстяк живёт, у него огромный рот,
В зной весь день сидит в воде, думает лишь о еде,
Травку тоннами жуёт ненасытный… (бегемот)
(показ иллюстрации)
У нашего большого бегемота есть маленький друг. Кто это? (Бегемот дружит с птицами).
Как они ему помогают?
(Птичка сидит на голове у бегемота, когда он сидит в воде, так она ловит рыбу для себя; птица бегемоту чистит от насекомых шкуру, лечит ранки).
Логопед: Следующая загадка
Травояден, ростом с метр.
Ты в саванне меня встретишь.
Вместо носа рог иль два –
Еле держит голова.
Чёрным быть могу иль белым.
Плаваю в воде умело.
Коль увидишь на дороге…
Враз узнаешь … носорога.
(показ иллюстрации)
Тело носорога покрыто толстой кожей грязно-серого цвета. У него очень слабое зрение. Питается носорог, преимущественно, растительной пищей и предпочитают траву. На равнинах, где в больших количествах произрастает трава, они предпочитают поедать мелкие кустарники, выдергивая их с корнем.
Логопед: А каких еще животных Африки мы не назвали?
Дети перечисляют: обезьяна, крокодил, и т. д., а я выкладываю картинки на столик. Даю детям приклеить картинки на макет.
Логопед: Молодцы! А теперь перенесем наш макет на коврик и поиграем.
3. Игра с мячом «Один-много».
Логопед: Сейчас я вам буду кидать мяч и называть животное, а вы должны назвать его во множественном числе. Пример: обезьяна- обезьяны.
4. Игра «Назови детенышей».
Логопед: А теперь подойдите за мной к этому столику.
(дети стоят вокруг столика)
А сейчас я проверю, как вы знаете названия детёнышей животных жарких стран. Я называю взрослое животное, вы – детёныша:
Например: У верблюда- верблюжонок
У бегемота -…бегемотик
У льва – … львёнок
У слона – … слонёнок
У зебры- зебренок
У обезъяны - …обезъянка
У жирафа – … жирафёнок.
5.Игра «Считай и называй».
Логопед: Молодцы, ребята, а теперь присядем. Как же много животных в Африке живет! Давайте попробуем их посчитать. Сейчас вы по очереди вытащите карточку. Переверните, на ней написана цифра.
Теперь на ваше игровое поле положите столько фишек, сколько указано на вашей карточке. И назовите животных, нарисованных на ваших фишках. Пример: вытащила карточку с цифрой 3. Беру 3 фишки, раскладываю на игровом поле и называю кто изображен на фишках (допустим бегемот, обезьяна, лев).
6.Физкультминутка «А в Африке».
Логопед: Вы отлично справились с заданием и заслужили отдых. Отправляемся с вами в Африку.
Логопед: повеселились, понравилось вам в Африке.
Дети: да.
Логопед: пришло время возвратиться обратно в детский сад.
7. Игра «Кого не стало?».
Логопед: присаживайтесь за столик, поиграем?
Дети: да.
Игра «Зоопарк» на фишках по методике Монтессори. Выкладываю все фишки. Дети закрывают глаза, убираю две парные фишки, дети должны угадать кого не стало.
8.Игра «Найди пару».
Логопед: Вы внимательно смотрели и уже запомнили, где находятся фишки. Затем я переверну фишки. Первый игрок открывает любую фишку и должен вспомнить и найти такую же на игровом поле. Тот, кто найдет пару забирает себе обе фишки.
9. Творческое задание.
Логопед: ребята, мне очень хочется, чтобы, уходя сегодня домой, вы взяли с собой на память о сегодняшнем занятии подарок. Перед вами на столиках подносы на них специально приготовленное соленое тесто. Вы должны раскатать его, взять формочки и сделать фигурки животных. Мы их оставим до вечера подсушиться, а потом вы заберете их домой.
По окончании работы вытираем руки салфетками.
Логопед: как красиво у вас получилось.
10.Рефлексия.
Логопед: какое слово было главным сегодня?
Дети: животные.
Логопед: правильно. А где они живут?
Дети: в Африке.
Логопед: дети, а где еще можно увидеть этих животных?
Дети: в зоопарке, в цирке.
Логопед: скажите, а какое животное вам больше всего нравится?
Выслушиваю ответы всех детей.
Логопед: ребята сегодня вы расскажите своим родителям дома об этих удивительных животных, о нашем путешествии в Африку и покажите свои поделки.
А я дарю вам раскраску зебры и не забудьте, пожалуйста, нарисовать на ней полоски. Когда вы справитесь с работой, мы вместе сходим в младшую группу к Саше подарим деткам свои рисунки, чтобы они знали, как выглядит зебра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по познавательно- речевому развитию (старший дошкольный возраст) по теме: Загадки о времени
Использование загадок о времени поможет воспитателю закрепить знания детей о временах года, месяцах, днях недели....
методическая разработка по опытно- речевому развитию
Цель поисково-экспериментальной деятельности дошкольников: развитие познавательных интересов, потребности и способности самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эм...
методическая разработка по опытно-речевому развитию
Цель поисково-экспериментальной деятельности дошкольников: развитие познавательных интересов, потребности и способности самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эм...
методическая разработка по опытно-речевому развитию
Цель поисково-экспериментальной деятельности дошкольников: развитие познавательных интересов, потребности и способности самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эм...

Методическая разработка по познавательно- речевому развитию детей 6-го года жизни на тему: «Такой разный воздух...»
Развитие познавательной активности детей в исследовательской деятельности....
Методическая разработка конспекта по речевому развитию в разновозрастной группе.
Методическая разработка конспекта по речевому развитию в разновозрастной группе. «ВЕСЁЛЫЕ ПОТЕШКИ».Цель: Воспитание любви к народному творчеству, развивать интонационную выразите...

Методическая разработка. Занятие по речевому развитию (интеграция художественно-эстетическое развитие) во второй младшей группе (3-4 года) «ТЕРЕМОК»
Методическая разработка. Занятие по речевому развитию во второй младшей группе «ТЕРЕМОК» (интеграция художественно-эстетическое развитие). Цель: Развитие познавате...
