Организация педагогической деятельности с учётом индивидуальных особенностей учащихся
консультация по логопедии


Предварительный просмотр:

Организация педагогической деятельности с учётом индивидуальных особенностей учащихся

1.Изучение индивидуальных особенностей учащихся
•  
Проведение комплексной логопедической диагностики. Тщательное обследование речевого развития каждого ребенка с ЗПР с использованием стандартизированных и авторских методик, включающих анализ произношения, фонематического восприятия, словарного запаса, слоговой структуры слова, грамматического строя речи, связной речи.

•  Сбор анамнестических данных.

 Изучение истории развития ребенка, особенностей протекания беременности и родов, наличие сопутствующих заболеваний и нарушений.

•  Взаимодействие с другими специалистами.

Сотрудничество с педагогами, психологам, неврологам, учителем-дефектологом и другими специалистами для получения полной картины развития ребенка и разработки индивидуальной программы коррекции.

•  Наблюдение за ребенком в различных видах деятельности.

 Оценка речевых и неречевых проявлений ребенка в игровой, учебной и бытовой деятельности для выявления особенностей его поведения и взаимодействия с окружающими.

•  Выявление сильных сторон и зон ближайшего развития.

 Определение сильных сторон ребенка, на которые можно опираться в процессе обучения, а также выявление зон ближайшего развития, которые необходимо стимулировать.

2.Создание благоприятной образовательной среды
•  
Организация коррекционно-развивающей среды.

Создание в логопедическом кабинете и группе обстановки, способствующей развитию речи и познавательных процессов детей с ЗПР (наличие наглядных пособий, дидактических игр, технических средств обучения).

•  Создание атмосферы эмоционального комфорта.

Установление доверительных отношений с каждым ребенком, создание атмосферы принятия и поддержки, где дети чувствуют себя безопасно и уверенно.

•  Использование игровых методов и приемов.

Организация занятий в форме игры, использование сюрпризных моментов и элементов соревнования для поддержания интереса и мотивации к занятиям.

•  Создание ситуации успеха.

Поощрение малейших достижений ребенка, акцент на его сильные стороны, создание условий, в которых он может почувствовать себя успешным и уверенным в своих силах.

•  Обеспечение преемственности между логопедическими занятиями и другими видами деятельности в детском саду 

Согласование задач и методов работы с воспитателями и другими специалистами для обеспечения комплексного подхода к развитию ребенка.

  1. 3.Разнообразие методов обучения

•  Использование  наглядности.

 Применение предметных и сюжетных картинок, реальных предметов, муляжей, моделей, схем для облегчения понимания и усвоения материала.

•  Применение сенсорного подхода 

Задействование различных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус) для повышения эффективности обучения.

Использование игровых технологий:

Применение дидактических игр, сюжетно-ролевых игр, настольных игр для развития речи, познавательных процессов и социальных навыков.

Использование элементов кинезиотерапии и логоритмики

 Включение в занятия упражнений, направленных на развитие общей и мелкой моторики, координации движений, чувства ритма, что способствует

улучшению речевой деятельности.

Применение компьютерных технологий

 Использование развивающих и обучающих программ для стимуляции речевой активности и познавательных процессов.

4.Индивидуальный подход к обучению
•  
Разработка индивидуальных образовательных маршрутов

 Составление индивидуальных планов коррекционной работы для каждого ребенка с ЗПР с учетом его особенностей развития, уровня речевого развития и образовательных потребностей.

•  Адаптация материалов

 Адаптация содержания и темпа обучения к индивидуальным возможностям и потребностям каждого ребенка.

Гибкое изменение методов и приемов обучения

 Корректировка методов и приемов обучения в зависимости от динамики развития ребенка и его реакции на различные виды воздействия.

Предоставление дополнительной помощи и поддержки 

Обеспечение индивидуальной поддержки и помощи ребенку в процессе обучения, при необходимости оказание дополнительной помощи в выполнении заданий.

•  Учет темпа усвоения материала:

Предоставление ребенку необходимого количества времени для усвоения материала, не оказывая давления и не подгоняя его.

5.Дифференциация заданий
•  Предоставление заданий разного уровня сложности

 Предложение ребенку заданий разного уровня сложности в зависимости от его возможностей и уровня подготовки.

•  Использование карточек-помощниц, опорных схем и планов 

Предоставление ребенку наглядных опор и подсказок для облегчения выполнения заданий.

Дозирование помощи

 Оказание помощи ребенку в необходимом объеме, постепенно уменьшая ее по мере усвоения материала.

•  Дробление заданий на более мелкие этапы 

Разделение сложных заданий на более мелкие и простые этапы для облегчения их выполнения.

Использование разных форм работы

 Предложение ребенку разных форм работы (индивидуальная, парная, групповая) в зависимости от его предпочтений и возможностей.

6.Оценка достижений

•  Регулярная оценка динамики развития ребенка

 Проведение регулярной диагностики для отслеживания динамики развития речи и познавательных процессов ребенка.

Использование портфолио

 Сбор и систематизация работ ребенка, отражающих его достижения в различных видах деятельности.

•  Обратная связь с родителями и другими специалистами

 Предоставление родителям и другим специалистам регулярной обратной связи о достижениях ребенка и проблемах, возникающих в процессе обучения.

•  Поощрение 

 Акцент на усилиях и прогрессе ребенка, а не только на конечных результатах.

Создание позитивной атмосферы оценивания, подчеркивание достижений ребенка и создание атмосферы поддержки и мотивации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуальной НОД с учётом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС

Конспект индивидуального занятия с учётом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС. Приоритетная образовательная область: «Музыкально-художественная деятельность»....

Учёт индивидуальных особенностей детей в выборе образовательных педагогических технологий

Учёт индивидуальных особенностей детей в выборе образовательных педагогических технологий...

«Организация педагогического процесса с учётом особенностей речевого развития детей в младших группах в детском саду»

laquo;Организация педагогического процесса  с учётом особенностей речевого развития детей в младших группах в детском саду»...

Организация математического образования развивающего типа с учётом индивидуальных особенностей и познавательных интересов дошкольников

Организация математического образования развивающего типа с учётом индивидуальных особенностей и познавательных интересов дошкольников в программе ОткрытиЯ...

Презентация опыта работы «Система здоровьесберегающей деятельности с учётом индивидуальных особенностей дошкольника»

Система здоровьесберегающей деятельности с учётом индивидуальных особенностей дошкольника...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста с учётом индивидуальных особенностей и возможностей детей, уровня активности и интересов по программе «Вдохновение».

   Разработка предметно-пространственной развивающей среды нашей группы осуществляется на основе характеристик детского сообщества:возрастного состава малышей;психологической характер...

Учёт индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста в образовательной деятельности

Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя вкачестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собст...