Организация педагогической деятельности с учётом индивидуальных особенностей учащихся
консультация по логопедии
,
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация педагогической деятельности с учётом индивидуальных особенностей учащихся
1.Изучение индивидуальных особенностей учащихся
• Проведение комплексной логопедической диагностики. Тщательное обследование речевого развития каждого ребенка с ЗПР с использованием стандартизированных и авторских методик, включающих анализ произношения, фонематического восприятия, словарного запаса, слоговой структуры слова, грамматического строя речи, связной речи.
• Сбор анамнестических данных.
Изучение истории развития ребенка, особенностей протекания беременности и родов, наличие сопутствующих заболеваний и нарушений.
• Взаимодействие с другими специалистами.
Сотрудничество с педагогами, психологам, неврологам, учителем-дефектологом и другими специалистами для получения полной картины развития ребенка и разработки индивидуальной программы коррекции.
• Наблюдение за ребенком в различных видах деятельности.
Оценка речевых и неречевых проявлений ребенка в игровой, учебной и бытовой деятельности для выявления особенностей его поведения и взаимодействия с окружающими.
• Выявление сильных сторон и зон ближайшего развития.
Определение сильных сторон ребенка, на которые можно опираться в процессе обучения, а также выявление зон ближайшего развития, которые необходимо стимулировать.
2.Создание благоприятной образовательной среды
• Организация коррекционно-развивающей среды.
Создание в логопедическом кабинете и группе обстановки, способствующей развитию речи и познавательных процессов детей с ЗПР (наличие наглядных пособий, дидактических игр, технических средств обучения).
• Создание атмосферы эмоционального комфорта.
Установление доверительных отношений с каждым ребенком, создание атмосферы принятия и поддержки, где дети чувствуют себя безопасно и уверенно.
• Использование игровых методов и приемов.
Организация занятий в форме игры, использование сюрпризных моментов и элементов соревнования для поддержания интереса и мотивации к занятиям.
• Создание ситуации успеха.
Поощрение малейших достижений ребенка, акцент на его сильные стороны, создание условий, в которых он может почувствовать себя успешным и уверенным в своих силах.
• Обеспечение преемственности между логопедическими занятиями и другими видами деятельности в детском саду
Согласование задач и методов работы с воспитателями и другими специалистами для обеспечения комплексного подхода к развитию ребенка.
- 3.Разнообразие методов обучения
• Использование наглядности.
Применение предметных и сюжетных картинок, реальных предметов, муляжей, моделей, схем для облегчения понимания и усвоения материала.
• Применение сенсорного подхода
Задействование различных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус) для повышения эффективности обучения.
•Использование игровых технологий:
Применение дидактических игр, сюжетно-ролевых игр, настольных игр для развития речи, познавательных процессов и социальных навыков.
•Использование элементов кинезиотерапии и логоритмики
Включение в занятия упражнений, направленных на развитие общей и мелкой моторики, координации движений, чувства ритма, что способствует
улучшению речевой деятельности.
•Применение компьютерных технологий
Использование развивающих и обучающих программ для стимуляции речевой активности и познавательных процессов.
4.Индивидуальный подход к обучению
• Разработка индивидуальных образовательных маршрутов
Составление индивидуальных планов коррекционной работы для каждого ребенка с ЗПР с учетом его особенностей развития, уровня речевого развития и образовательных потребностей.
• Адаптация материалов
Адаптация содержания и темпа обучения к индивидуальным возможностям и потребностям каждого ребенка.
• Гибкое изменение методов и приемов обучения
Корректировка методов и приемов обучения в зависимости от динамики развития ребенка и его реакции на различные виды воздействия.
• Предоставление дополнительной помощи и поддержки
Обеспечение индивидуальной поддержки и помощи ребенку в процессе обучения, при необходимости оказание дополнительной помощи в выполнении заданий.
• Учет темпа усвоения материала:
Предоставление ребенку необходимого количества времени для усвоения материала, не оказывая давления и не подгоняя его.
5.Дифференциация заданий
• Предоставление заданий разного уровня сложности
Предложение ребенку заданий разного уровня сложности в зависимости от его возможностей и уровня подготовки.
• Использование карточек-помощниц, опорных схем и планов
Предоставление ребенку наглядных опор и подсказок для облегчения выполнения заданий.
•Дозирование помощи
Оказание помощи ребенку в необходимом объеме, постепенно уменьшая ее по мере усвоения материала.
• Дробление заданий на более мелкие этапы
Разделение сложных заданий на более мелкие и простые этапы для облегчения их выполнения.
• Использование разных форм работы
Предложение ребенку разных форм работы (индивидуальная, парная, групповая) в зависимости от его предпочтений и возможностей.
6.Оценка достижений
• Регулярная оценка динамики развития ребенка
Проведение регулярной диагностики для отслеживания динамики развития речи и познавательных процессов ребенка.
• Использование портфолио
Сбор и систематизация работ ребенка, отражающих его достижения в различных видах деятельности.
• Обратная связь с родителями и другими специалистами
Предоставление родителям и другим специалистам регулярной обратной связи о достижениях ребенка и проблемах, возникающих в процессе обучения.
• Поощрение
Акцент на усилиях и прогрессе ребенка, а не только на конечных результатах.
Создание позитивной атмосферы оценивания, подчеркивание достижений ребенка и создание атмосферы поддержки и мотивации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуальной НОД с учётом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС
Конспект индивидуального занятия с учётом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС. Приоритетная образовательная область: «Музыкально-художественная деятельность»....

Учёт индивидуальных особенностей детей в выборе образовательных педагогических технологий
Учёт индивидуальных особенностей детей в выборе образовательных педагогических технологий...

«Организация педагогического процесса с учётом особенностей речевого развития детей в младших группах в детском саду»
laquo;Организация педагогического процесса с учётом особенностей речевого развития детей в младших группах в детском саду»...

Организация математического образования развивающего типа с учётом индивидуальных особенностей и познавательных интересов дошкольников
Организация математического образования развивающего типа с учётом индивидуальных особенностей и познавательных интересов дошкольников в программе ОткрытиЯ...
Презентация опыта работы «Система здоровьесберегающей деятельности с учётом индивидуальных особенностей дошкольника»
Система здоровьесберегающей деятельности с учётом индивидуальных особенностей дошкольника...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста с учётом индивидуальных особенностей и возможностей детей, уровня активности и интересов по программе «Вдохновение».
Разработка предметно-пространственной развивающей среды нашей группы осуществляется на основе характеристик детского сообщества:возрастного состава малышей;психологической характер...
Учёт индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста в образовательной деятельности
Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя вкачестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собст...
- Мне нравится (1)