Дислексия
статья по логопедии
Что такое дислексия? Признаки предрасположенности к дислексии у детей 4-7 лет.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИСЛЕКСИЯ
Что такое дислексия: определение и классификация
ДИСЛЕКСИЯ, ДИСГРАФИЯ И ДИСКАЛЬКУЛИЯ – частичное специфическое нарушение процессов чтения, письма и счета, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Дислексия, а также дисграфия, дискалькулия — это особенности восприятия информации, из-за которых детям сложно учиться чтению, письму, математике. По данным зарубежных исследований, такие особенности проявляются у каждого десятого школьника.
Все дети в процессе обучения делают ошибки, но если у обычных детей ошибки довольно быстро исчезают, то у детей с дислексией они сохраняются довольно продолжительное время - месяцы и даже годы.
Важно понимать, что дислексия — это не болезнь, это нейробиологическая особенность, при которой интеллект ребенка не нарушен, а его трудности в обучении связаны вовсе не с нежеланием учиться или ленью.
Однозначного определения причин возникновения дислексии и других трудностей в обучении, а также какой-то единой классификации пока нет.
Признаки предрасположенности к дислексии у детей 4-7 лет.
В России дошкольникам дислексию, дисграфию и дискалькулию не диагностируют, т.к.ребенок только делает первые шаги по усвоению навыков чтения, письма и счета, и достаточного количества данных для диагностики у специалистов еще нет. Но понять, есть ли у ребенка предрасположенность к дислексии и другим трудностям в обучении можно уже в раннем возрасте.
Особое внимание к развитию ребенка следует уделить семьям, где у одного или обоих родителей есть дислексия, дисграфия и другие трудности с чтением и письмом, сопровождающие их на протяжении всей жизни.
Также рекомендуем быть особенно внимательными, если были трудные роды или у ребенка была родовая травма, а также наблюдаются подтвержденные специалистами различные нарушения речи, слуха, зрения и др.
Признаки предрасположенности к наличию дислексии, дисграфии, дискалькулии и других трудностей в обучении:
- ребенок поздно начал ползать, не ползал и сразу пошел
- активно пытался заговорить и заговорил к 2 годам, но позже развитие речи затормозилось
- речь развивается медленнее, чем у сверстников
- не удается держать ложку и пишущие предметы правильно
- испытывает проблемы с развитием мелкой моторики (например, с завязыванием шнурков)
- не может научиться играть с мячом (кидает мимо, не может словить мяч и пр), избегает такие игры
- проявляются проблемы с удержанием баланса: не может стоять на одной ноге, не может научиться ездить на велосипеде, самокате и т.п.
- не может правильно повторить серии ударов по столу (карандашом) с длинными и короткими интервалами
- ребенок часто замыкается в себе, не может наладить контакт со сверстниками
- наблюдаются поведенческие особенности: резкие перепады настроения, сложности с контролем и выражением эмоций, быстрая утомляемость, сложности с концентрацией внимания и выполнением задач, требующих строгой последовательности шагов и пр.
У ребенка возникают сложности при обучении чтению и письму:
- имеет проблемы с распознаванием букв и плохо сопоставляет их со звуками;
- плохо различает и воспроизводит звуки (например, парные буквы)
- не узнает слова, которые встречает постоянно (например, вход, выход)
- возникают трудности с запоминанием букв, слов и понятий (делает повторяющиеся ошибки в произношении и на письме)
- может игнорировать стоящие слева знаки, буквы и даже страницу
- читает или пишет слова задом наперед
- пропускает отдельные слова или места в тексте
- поздно начинает говорить и с трудом учит новую лексику;
- меняет буквенный порядок при чтении;
- обладает слабо развитым для его возраста навыком чтения.
Если вы обнаружили у ребенка хотя бы более трех вышеперечисленных проблем рекомендуем обратиться к специалистам – нейропсихологу и логопеду -
Диагностика
При наличии признаков дислексии и других трудностей в обучении рекомендуем обратиться за консультацией к специалистам: логопеду и нейропсихологу.
Логопед
Когда мы говорим о нарушениях речи и школьных трудностях, мы подразумеваем, что ребенку необходима помощь. Помощь в освоении чтения и письма, рассказывания, правильного звукопроизношения. Это значит, чем больше ошибок сделает ребенок во время логопедического обследования, тем лучше. Только в этом случае специалист сможет построить занятия таким образом, чтобы ребенок преодолел все ошибки и трудности, научился говорить, читать и писать правильно.
Логопед проводит диагностику речевого развития ребенка. Из чего она состоит и что проверяет специалист?
Звукопроизношение
Есть нормы произношения для каждого звука русского языка, и они должны соблюдаться.
Фонематическое восприятие, анализ и синтез
Среди звуков русского языка есть много похожих по акустическим (на слух, по звучанию) и артикуляционным (по расположению губ и языка во время произнесения) параметрам. Очень важно их различать, от этого зависят возможности освоения грамматики, чтения и письма.
Слоговая структура слов
Есть короткие и длинные, простые и сложные слова. Есть звуки, которые сложно произносить друг за другом. Усвоение слоговой структуры слова тесно связано с ритмом речи и произносительными возможностями. Нарушение говорения на этом языковом уровне значительно снижает разборчивость и внятность речи, отражается на усвоении грамоты, возможности учить стихотворения и писать.
Словарный запас
Вряд ли кто-то будет спорить, что очень важно верно понимать значение слов, уметь точно подобрать нужное слово, чувствовать лексические отношения. А однокоренные слова – общий кошмар всех школьников!
Грамматический строй речи
Как из отдельных слов составить предложение и донести до окружающих свою мысль? Хорошо бы при этом не запутаться в порядке слов и выборе грамматических конструкций. А сколько в русском языке нетипичных способов образования новых слов и их форм! Знание языка – это усвоение исключений.
Связная речь
Возможность красиво и правильно говорить делает человека успешным во всех сферах жизни, не так ли?
Чтение и письмо
Почему-то русский язык и литературное чтение ребенок упоминает среди нелюбимых предметов. Может быть, на это есть основания, и школьнику нужна помощь, а не критика?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: "Звуковой анализ слов как метод профилактики дислексии у дошкольников"
В работу по обучению звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста включаются все виды учебно-игровой деятельности. Технология опыта включает разработку перспективного плана...
Профилактика дислексии у детей старшего дошкольного возраста
Подробное описание мероприятий по профилактики дислексии у детей старшего дошкольного возраста. Даны рекомендации по формированию функционального базиса навыков чтения...
Оптическая дисграфия и дислексия
В данном материале данна краткая информация родителям о оптической дисграфии и дислексии...
методические рекомендации по профилактике дисграфии и дислексии у дошкольников
ПРЕДУПРЕДИТЬ ДИСЛЕКСИЮ У РЕБЕНКА МОЖНО В 5 ЛЕТВ 5 лет выявляется предрасположенность ребенка к дислексии, определяется комплекс мероприятий по дислексии.Подробная психолого-педагогическая диагно...

"В гостях у сказки" .Совместная деятельность детского сада с родителями в рамках проекта по предупреждению дислексии и дисграфии у детей с нарушением речи, с использованием развивающих игр.
Совместная деятельность детского сада с родителями в рамках проекта по предупреждению дислексии и дисграфии у детей с нарушением речи, с использов...

"В гостях у сказки" .Совместная деятельность детского сада с родителями в рамках проекта по предупреждению дислексии и дисграфии у детей с нарушением речи, с использованием развивающих игр.
Совместная деятельность детского сада с родителями в рамках проекта по предупреждению дислексии и дисграфии у детей с нарушением речи, с использов...

Развитие фонематического анализа, синтеза и представлений с целью профилактики дислексии и дисграфии.
Актуальность выюранной темы, пример активной коррекционной деятельности воспитанников....
