Зрительный образ букв как предпосылка к обучению чтению
статья по логопедии (подготовительная группа)
При обучении чтению старший дошкольник, прежде всего, знакомится со зрительными образами букв. Запоминание всех букв алфавита и умение узнавать (идентифицировать) каждую из них является обязательным условием овладения навыком чтения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Зрительный образ букв как предпосылка к обучению чтению.
При обучении чтению старший дошкольник, прежде всего, знакомится со зрительными образами букв. Запоминание всех букв алфавита и умение узнавать (идентифицировать) каждую из них является обязательным условием овладения навыком чтения. Буквы русского алфавита представлены плоскостными геометрическими объектами, обладающими разной степенью сложности для восприятия, заучивания и узнавания. Несмотря на многообразие существующих шрифтов и вариантов написания, все печатные буквы русского алфавита состоят из ограниченного набора элементов: горизонтальная прямая, вертикальная прямая, наклонная прямая, овал, полуовал. В такой ситуации смыслоразличительное значение может иметь каждый элемент буквы, а также его расположение в пространстве. Например, в русском алфавите есть буквы, которые являются графически сходными: о – с – е, т – г; п – н – и и др. Старшие дошкольники в процессе чтения часто допускают ошибки, связанные со смешением именно этих букв. Процесс узнавания букв при чтении текста создает для ребенка сенсибилизированные (осложненные) условия восприятия, поскольку выделение специфических для той или иной буквы признаков затрудняется соседством с другими буквами, что вызывает так называемый эффект «краудинга», то есть столпления. В результате элементы рядом стоящих букв могут восприниматься как части одного целого, то есть образовывать новый зрительный образ, новую псевдобукву.
В начале чтения глаза фиксируют какую-либо информацию (букву, слог) и остаются неподвижными в течение некоторого времени (1⁄4 - 1⁄2 c.). Именно в это время воспринимается изображение. Далее происходит скачок, перемещающий глаза вправо вдоль строки до фиксации следующего изображения, и так до конца строки.
Восприятие изображения, или «видение», происходит только в момент фиксации. Движущийся глаз информацию не воспринимает. Перерывы в видении не ощущаются благодаря существованию остаточного изображения, которое заполняет временные интервалы, необходимые для передвижения глаз, и создает иллюзию непрерывного видения. Даже после кратковременного предъявления информации в зрительной памяти откладывается ее большая часть, которая сохраняется в течение нескольких секунд. Затем происходит считывание информации, отложенной в памяти, или сканирование. Под сканированием в зависимости от контекста может пониматься не только процесс считывания информации из памяти, с остаточного изображения, но и упорядоченное, целенаправленное перемещение взгляда по объекту восприятия для обнаружения и рассмотрения его деталей. При этом порядок осмотра, его направление для каждого индивидуально и формируется уже в дошкольном детстве.
Как считает Н.В. Пылаева, передвижение глаз, то есть моторный компонент зрения, в процессе чтения занимает примерно 5% всего времени. Остальные 95% времени приходится на опознание увиденного в моменты фиксаций взора, то есть на гностический компонент зрения. Скорость чтения зависит от объема информации, воспринятой за короткое время фиксации [1].
Пылаева, Н.В. Трудности зрительно-предметного восприятия: диагностика и коррекция [Текст] / Н.В. Пылаева // Школьный психолог. – 1996. - №4. – 24-35с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Мастерская букв» Игры и упражнения для запоминания зрительного образа букв
Уважаемые родители!Формирование навыка чтения необходимо для дальнейшего успешного обучения в школе. Но не все дети быстро овладевают этим умением. Это отчасти происходит из – за того, что...

Консультация для родителей. Игры для знакомства с буквами и закрепления зрительного образа букв.
Прежде чем начать играть с ребенком, давайте разберемся, что такое буква. Буква - это комбинация графических элементов (вертикальных, горизонтальных, диагональных линий, окружностей и полукружий); бук...

Психологические предпосылки к обучению навыкам чтения у дошкольников
Для формирования учебных навыков: чтения, письма и счета, важным и необходимым качеством является наличие у ребенка «психологического фундамента», без которого освоение этих умений будет п...

Продуктивные виды деятельности, как средство закрепления зрительных образов букв
КОНСУЛЬТАЦИЯ«Продуктивные виды деятельности, как средство закрепления зрительных образов букв»...

Приемы помогающие детям лучше запоминать зрительный образ букв (по И.Л. Калининой).
Приемы помогающие детям лучше запоминать зрительный образ букв (по И.Л. Калининой)....

"Шершавые буквы" - дидактическое пособие для обучения чтению и письму
Описание материала - дидактического пособия, выполненного своими руками по методике Марии Монтессори. Статья будет полезна воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста, педагогам дополнитель...

ПОИГРАЙТЕ ДОМА С РЕБЕНКОМ для того чтобы закрепить зрительный образ букв и помочь ребенку закрепить материал.
Для того чтобы закрепить зрительный образ букв и помочь ребенку усвоить материал ПОИГРАЙТЕ ДОМА С РЕБЕНКОМ следующим образом....
