Семинар – практикум для педагогов на тему: «Культура речи педагога ДОУ»
консультация по логопедии

Повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ « КУЛЬТУРА РЕЧИ ПЕДАГОГА» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №1 «Умка»

Слайд 2

Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т. д .), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.

Слайд 3

"Слово - визитная карточка человека".

Слайд 4

К компонентам профессиональной речи педагога относятся: голос; дикция; орфоэпия; выразительность; правильное использование специальной терминологии

Слайд 5

Среди требований к речи педагога выделяют: - Правильность - Точность - Логичность - Чистота - Выразительность - Богатство - Уместность

Слайд 6

Практикум «ПРОВЕРЬ СЕБЯ»

Слайд 7

Задание № 1. Расставьте правильно ударения в словах: договор дремота жалюзи з аусеница к вартал каталог опека феномен звонит торты обеспечение банты свекла средства сливовый танцовщица пальцами ножницами новорождённый ходатайство творог туфля уведомить ракушка

Слайд 8

Задание № 2. Определите род существительных. шампунь мозоль кофе тюль вуаль к акао пальто гель вермишель кенгуру

Слайд 9

Задание № 3 . Исправь ошибку в предложениях. С новостями спорта вас познакомил мой коллега Мария Киселёва. Именно Газпрому принадлежат 51 % акций компании. Мы проводим обыска, следственные мероприятия. Четырёхклассники местной школы участвовали в фестивале. Мы только что вернулись из Архангелогородской области Она владеет несколькью европейскими языками. Порядка пятиста миллионов рублей было выдано за последние два года. В КВН женщин было всегда мало, в жюри их оказалось ещё меньше – всего трое. Я хотела бы поздравить свою дочь с днём рождением. Такого оптимистического взгляда на жизнь я редко встречала в своей практике.

Слайд 10

Задание № 4. Образуйте форму именительного падежа мн. числа следующих имён существительных : б ухгалтер , веер , возраст, ворох, выговор , герб , госпиталь , диспетчер , договор , крем ; о круг, отпуск, очередь , паспорт, порт, почерк , прибыль , сторож , шофер , штабель .

Слайд 11

Задание №5. Образуйте форму родительного падежа мн. числа следующих имён существительных: Валенки, носки, джинсы, консервы, лыжи, абрикосы, армяне, вафли, блюдца, воскресенье Сапоги, чулки, очки, шахматы, шорты, ясли, помидоры, цыгане, кухни, полотенца.

Слайд 12

Задание № 6. Скажи правильно слова. К онечно , Ильинична, рейс, яичница, купе, булочная, сердечник, теннис, фанера , горчичник, прачечная. П юре , молочный, скворечник, декан , артезианский, порядочный, супермен, сердечный, конгресс, крем, сонет.

Слайд 13

Задание № 7. Такие старые слова. Отопки — несгоревшие дрова или стоптанные башма­ки? Книгочей — любитель чтения или библиотекарь? Вертун — вертлявый че­ловек (непоседа) или ветряная мельница? Катанки — санки или валенки? Каракуль — ценный мех или непонятная запись? Сирый — волк или си­рота? Хмарь — темнота, пеле­на тумана или преступник? Тараторка — тот, кто много говорит или сорока? Карла — ворона или че­ловек маленького роста? Шамкать — есть не спе­ша или говорить невнятно?

Слайд 14

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Цель:

повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.

Задачи:

  1. Уточнить и закрепить знания воспитателей о культурных и методических требованиях к речи педагога;
  2. Совершенствовать качество языкового оформления высказываний с использованием основных языковых норм;
  3. Способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.

План проведения семинара:

Семинар – практикум для педагогов ДОУ на тему:

 «Культура речи педагога ДОУ»

1. Культура речи педагога.

2. Компоненты профессиональной речи педагога.

3. Требования к речи воспитателя ДОУ.

4.  Практикум «Проверьте свою грамотность».

5. Памятка «Искусство говорить с детьми».

I. Культура речи педагога.

К речи педагога ДОУ, сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи  педагога рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Что же такое «Культура речи»?

Профессор Л. И. Скворцов дает определение, согласно которому “Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и словоизменения и т. д., а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”.

Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности.

В настоящее время известна поговорка "Слово - визитная карточка человека". От того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагогаработающего с детьми дошкольного возраста. т к

Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.

II. Компоненты профессиональной речи педагога.

Одной из составляющих речи является качество голоса педагога.

1. Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда. К голосу предъявляется ряд требований:

• Голос не должен вызывать неприятных ощущений, а должен обладать благозвучностью.

Педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения. Одинаковая громкость речи на протяжении всего занятия (стабильность высоты звука) действует усыпляюще.

2. Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Она облегчает понимание речи педагога. Дефекты - невнятная, неразборчивая речь, небрежное произнесение окончаний слов («проглатывание», гнусавость.)

3. Важным компонентом речи является орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь словарями – справочниками.

4. Выразительность – еще один элемент профессиональности речи педагога. Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика. Интонационные средства выразительности: логическое ударение (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса) изменения темпа, (норма - 120 слов за 1 минуту).  паузы (с помощью паузы можно увеличить интригующий смысл речи педагога,   Слишком быстрая речь - при ней детям трудно сосредоточиться на том, что говорит педагог, успеть «переварить» всю информацию, медленная речь - действует на детей усыпляюще.

5. Правильное использование специальной терминологии:

  • исключение режущих слух фразеологических оборотов;
  • исключение лишних слов.

Речь воспитателя должна строго соответствовать по содержанию возрасту детей, на которых она направлена, их развитию, запасу представлений об окружающем и опираться на их опыт. Речь педагога ясельных, младших групп должна быть более эмоциональна, насыщена всякого рода потешками, прибаутками, песенками, стишками.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют :

1. Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

2.Точность (конкретность, немногословность при подаче инструкции ребёнку) С детьми младшего возраста желательно говорить простыми, нераспространёнными предложениями.

3. Логичность – именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания.

4. Уместность – соответствие речи условиям общения. С детьми используется один стиль общения, с родителями и педагогами другой (деловой).

5. Выразительность - является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует формированию выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого.

6. Правильность – соответствие речи языковым нормамПедагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов. Встречаются, например, ошибки при постановке ударений в словах. («килОметр» вместо «киломЕтр»«понЯли» вместо «пОняли» и т. д.).

7. Чистота – устранение нелитературной лексики. Решая данную задачу, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи : недопустимо использование слов- паразитов (ну, это, типа, диалектных и жаргонных слов. Педагогу необходимо изгонять из своей речи и жаргонные и модные словечки, такие как «круто»«пипец»«прикол» и т. п. Недопустимы в речи педагога, как бы он ни был раздражен, оскорбительные слова.

К сожалению, на практике бывает, что в речи педагогов встречаются следующие недостатки:

  • нечёткое артикулирование звуков в процессе речи;
  • побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся («что» вместо «што»; «его» вместо «ево»);
  • неправильное ударение в словах;
  • монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;
  • ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;
  • многословие, наслоение лишних фраз, деталей;
  • насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;
  • использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;
  • частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика!»);
  • засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.);
  • копирование речи малышей, «сюсюканье»;
  • использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения и т.д.

IV. Игра-тренинг : «Культура речи».

Сейчас я предлагаю обратиться к нормам языка и проверить самих себя.

Для разогрева участников ИГРА  « Кто больше…?»      

Всем известно, что наш русский язык велик и могуч… В.Белинский говорил: «Русский язык – один из богатейших языков в мире,  в этом нет никакого  сомнения».    Лично убедиться в этом нам поможет игра «Кто больше…?»      

Ваша задача, за 1 минуту, придумать как можно больше слов – прилагательных к слову – язык и записать их. Победит та команда, которая придумает больше слов. Хорошо, молодцы!

Итоговая игра «Сплетни».

И  последний, самый интересный конкурс «Сплетни». Мы все знаем, что сплетни это плохо, знаем, что они искажают, видоизменяют истину. Мы против сплетен. Хочу  вам реально показать к чему они приводят.

Для этого конкурса нам необходимо по 2 человека из каждой команды. Оставляем одного, а троих просим выйти за дверь.

Сейчас я прочитаю текст  1 раз. Вам (обращаясь к участнику) предстоит запомнить как можно точнее текст, а затем рассказать его следующему участнику. Читаю текст.

В одной из московских квартир обитал дрессированный шимпанзе Иннокентий, одетый в желтую майку, синие шорты и красную кепку. Однажды через форточку в квартиру влез вор и стал открывать ящики шкафа, в надежде найти какие-либо ценные вещи. И тут из-за угла высунулось дуло ружья и появился козырёк кепки, а за ним и появился  сам шимпанзе с оружием в руках. Вор от неожиданности выронил из рук ящик и всё содержимое с грохотом высыпалось на пол. Не понимая, как поступит животное дальше, вор моментально вытащил сотовый телефон, набрал номер милиции. Ровно через 20 минут появились сотрудники милиции. Они выменяли у шимпанзе ружьё на банан, а вора забрали в отделение.  (Участники пересказывают его друг другу).

Вот именно так распространяются сплетни. Поэтому прежде чем передавать полученную информацию, убедитесь, что вы её поняли правильно. А то вы станете разносчиками сплетен".

Одной из важных задач нашего семинара была – проверка своей грамотности.

Воспитатель должен помнить, что непрерывное совершенствование своей речи – наш профессиональный долг, наша должностная обязанность. Наша задача – не останавливаться на достигнутом уровне, избавлятьтся от ошибок в речи, самообразовываться и самосовершенствоваться.

IV. Итог мероприятия – памятки для педагогов «Искусство говорить с детьми»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"...

Семинар –практикум для воспитателей «Грамматически правильная речь педагога - образец для подражания»

Семинар –практикум для воспитателей«Грамматически правильная речь педагога - образец  для подражания»...

Консультация для педагогов на семинар – практикум «Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов, детей и родителей»

        Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия....

Семинар-практикум с элементами тренинга для молодых педагогов «Личностный и профессиональный рост педагогов»

Цель семинара: поиск резервов для эффективной педагогической деятельности....