Занятие "Звук [ ы ]. Буква Ы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ГУРЬЕВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
_____________УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №5 «РУЧЕЁК»___________
238310, Калининградская область, Гурьевский район, пос. Васильково, ул. Калининградская, д.12, тел.
615004, ИНН 3917044678 КПП 391701001 ОГРН 1163926068184,
E-mail:mbdouds5rucheek@mai.ru
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
«Звук [ы]. Буква Ы»
Составила: учитель-логопед
Бойко Оксана Александровна
Категория: первая
п. Васильково
2025 г.
Социально-коммуникативная область
Речевое развитие
Цель: формирование фонематического анализа посредством знакомства с гласным звуком [ ы ]и буквы Ы.
Задачи:
Обучающие:
-обучение фонематическому анализу: расширение представлений о звуке [ы], дифференциация гласного звука [ ы ] с другими гласными звуками, развитие умения выделять их в речевом потоке (на звуковом, слоговом, словесном уровнях);
-закрепление знаний о гласных звуках;
-обогащение словарного запаса прилагательными;
Развивающие:
Развитие концентрации слухового внимания (звук барабана), фонематического восприятия; артикуляционной тонкой, общей моторики; координации движений, ловкости, творческого воображения; активизация когнитивных процессов.
Воспитывающие: воспитывать интерес к звуковой культуре русского языка, формирование чувства взаимопонимания, самостоятельности, инициативы, активности, ответственности
Оборудование: индивидуальные зеркала по колличеству воспитанников (6 штук), подносы, барабан, указка, массажные коврики, иллюстрации: сыр, цыпленок, киты; знаковые обозначения гласных звуков; мольберт; резинки; схема слова; буква Ы красного цвета, магниты, 6 нарисованных осенних листьев большого размера, листья натуральные (дуб, клен, липа, осина) бросовый материал (желуди, шишки);
Ход занятия
1.Ситуация, создающая мотивацию к занятию.
(За спиной педагог издает звук барабана)
-Ребята, звук какого музыкального инструмента вы сейчас услышали?
Кто мне скажет, какое сейчас время года?
Я предлагаю этим осенним утром отправиться в страну Звуков на поиски важного звука русского языка.
Произнесем волшебное заклинание, смотрите на меня и повторяйте за мной (Овчинникова пропевание + дыхательная гимнастика а, о, у, и )
Может кто-то из вас вспомнит как называются эти звуки? (ответы детей)
Правильно, гласные звуки — это те звуки, которые во рту не встречают преграды.
Ребята, впереди у нас важные испытания.
Присядет кто назовет мне слово которое начинается со звука а, у, и ..
Основная часть (расширение представлений по теме занятия)
Звук барабана
2. «Открой картинки и назови слова»
На доске вы видите ряд картинок (3 шт). Ряд у нас начинается слева направо. Откройте крайнюю справа картинку (вызываю детей).
Проговорим вместе каждое слово (выделяю голосом звук [ ы ])
Какой одинаковый звук живет в названии всех слов? Какой звук долго тянули когда произносили? Правильно, в каждом слове живет звук [ ы ]
Какой звук мы сегодня нашли в Стране Звуков? Верно, звук [ ы].
Звук барабана
Возьмите зеркала, мы выполним гимнастику для язычка.
3.Артикуляционная гимнастика с зеркалами «Окошко», «Улыбка – Хоботок», «Толстяк – Худышка», «Забор», «Чистим верхние зубки», «Часики», «Блинчик», «Накажем непослушный язычок».
Произнесем звук [ ы ]: широко откройте рот, губы в улыбке, зубы не смыкать, язык лежит во рту, края языка касаются коренных зубов; горлышко работает (дети произносят звук [ы]).
Звук барабана
4. Проведем эксперимент с резинками «Звук [ы] гласный»
Наденьте резинки на запястье как я. Произнесем звук [ ы ]. Можно произнести звук [Ы ] долго? Звук [Ы ] встречает во рту преграду? (Нет.) Это подтверждает и наша растянутая резинка.
Звук Ы во рту не встречает преграды, легко произносится. Поэтому звук [Ы ]– гласный звук. (Хоровое проговаривание, индивидуальное)
Какой звук Ы? Гласный. Почему? Если звук во рту не встречает преграду, такой звук называется гласным.
В русском языке, гласный звук [ы] – обозначается красным цветом.
Звук барабана
5. Произнесите звук [Ы ] столько раз, сколько я топну ногой» (фронтально, индивидуально)
Звук барабана
6. «Деление слов на слоги»
Встаньте около своих стульев. Мы будем делить слова на слоги.
Руки на пояс.
(сколько раз подпрыгнем, столько и слогов) 3-4 слова
Присаживайтесь
Звук барабана
7. «Схема слова»
Положите перед собой схему слова. Скажите, где могут жить звуки? Чтобы определить место звука мы возьмем красный квадрат.
(2 слова)
8. «Звуковой диктант (подними красный квадрат, если услышишь звук Ы) Ы, И, Ы, И, У, Э, Ы, И, О, Ы, И, И, МЫ, МИ, МЭ, ПЫ, МЫШь, мишка, дыня, киты.
Звук барабана
(ФИЗКУЛЬТМИНУТКА)
9. Мы идем играть. Выходите ко мне
Перед вами осенняя тропинка. Что лежит на тропинке? (листья). От какого дерева лист? (с клёна). Значит он какой? (кленовый дубовый, липовый)
Вам нужно пройти по тропинке перепрыгивая коврики двумя ногами. Становитесь друг за другом, ноги вместе, руки на пояс.
Подходят к мольберту
10. Мы отправляемся в Страну Букв, и познакомимся с буквой Ы.
Буквы мы видим. И вы видите букву Ы
А почему у нашей буквы Ы наряд красного цвета? Правильно потомучто буква Ы обозначает гласный звук [ы ]
Следим за моей палочкой, обведем букву Ы глазами и посчитаем, сколько частей у буквы Ы: одна, две, три (показ буквы, прикрепить ее на мольберт).
Подвожу итог:
Звуки мы слышим, с помощью чего?
С помощью чего можно увидеть букву?
Звук барабана
11. «Превращаемся в букву Ы» (я поднимаю левую ногу)
А бедняжка буква Ы
Ходит с палочкой. Увы!
Потому что много ела
И немножко потолстела!
Проходите за стол
12. «Выложи букву Ы из каштанов, желудей». Перед вами 6 осенних листьев, на каждом листе нарисована буква Ы. Выберете осенний лист, и выложите букву Ы из материала, который лежит у вас на столах. Приступайте.
Заключительная часть
- С каким звуком мы сегодня познакомились в стране Звуков?
Какой этот звук? – гласный. Почему?
Каким цветом мы обозначим этот звук?
Что мы знаем про звуки: звуки мы слышим и говорим.
Что мы знаем про буквы: буквы мы видим и пишем, трогает, рисуем, выкладываем из каштанов и желудей.
Мне было с вами очень интересно, до новых встреч, ребята.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" Путешествие за пропавшими буквами. Буква И
Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" )Путешествие за пропавшими буквами. Буква И. Цели и задач...

Индивидуальное занятие для детей старшей группы с проблемами запоминания букв на тему: " Буква К """
Цель: закрепление буквы "К". Задачи:совершенствовать навыки звукового анализа, зрительно-пространственной ориентации, развивать зрит. внимание и память, а также закреплять навыки пользован...

Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)
Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.
Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.Развитие фонетических представлений, навыков звукового и сло...

Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б
Презентация для занятия на тему: Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б...
