Проект "Страна букв"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Солдатова Дарья Владимировна

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Они не всегда правильно слышат и дифференцируют звуки родного языка, а это приводит к появлению ошибок при чтении и при письме. Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимо вести целенаправленную работу по предупреждению ошибок чтения и письма в дошкольном возрасте. Возникает вопрос: «С чего начинать обучение грамоте?». Понятие «обучение грамоте» подразумевает развитие у ребёнка ряда умений и навыков ещё до знакомства с буквами и слогами.

 

Главная задача педагогов и родителей дошкольника – сформировать предпосылки к овладению грамотой. И начинать надо с развития фонематического восприятия, то есть умения правильно слышать, выделять и различать все звуки речи, а также делать простейший звуковой анализ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_strana_bukv.docx33.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 366

Проект

«Страна букв»

                                                                                   Подготовила:

                                                                                   Солдатова Д.В.,
                                                                                  учитель – логопед

Екатеринбург, 2024

Тема проекта

«СТРАНА БУКВ»

Основания

для разработки

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования

Актуальность проекта

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Они не всегда правильно слышат и дифференцируют звуки родного языка, а это приводит к появлению ошибок при чтении и при письме. Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимо вести целенаправленную работу по предупреждению ошибок чтения и письма в дошкольном возрасте. Возникает вопрос: «С чего начинать обучение грамоте?». Понятие «обучение грамоте» подразумевает развитие у ребёнка ряда умений и навыков ещё до знакомства с буквами и слогами.

Главная задача педагогов и родителей дошкольника – сформировать предпосылки к овладению грамотой. И начинать надо с развития фонематического восприятия, то есть умения правильно слышать, выделять и различать все звуки речи, а также делать простейший звуковой анализ.

Основная идея проекта

Для того чтобы ребёнок научился правильно читать, нужно знать все звуки, уметь их правильно произносить и дифференцировать. Поэтому возникла идея обучить ребёнка грамоте совместно «воспитатель и родители».

Воспитатель знакомит детей с буквами и звуками родного языка, выявляет трудности в произношении вновь введённых звуков, ведёт работу над правильностью произношения этих звуков, по формированию фонематических представлений, родители в домашних условиях закрепляют знания и умения детей, полученные на занятиях.

Цель проекта

Повысить мотивацию дошкольников к обучению чтению через организацию проектной деятельности с детьми.

Задачи проекта

Образовательные:

  • Повысить эффективность НОД по подготовке к обучению грамоте;
  • Закрепить образ букв;
  • Упражнять детей в умении выполнять звуковой анализ слов, делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
  • Уточнить понятия «звук» и «буква»;
  • Закрепить знания о буквах, выработать навыки составления и чтения слогов, слов.

Развивающие:

  • Развивать фонематическое восприятие, закрепить навыки правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
  • Развивать коммуникативные способности детей, формировать эмоциональный контакт педагогов, родителей с детьми через совместную деятельность.
  • Развивать психические процессы у детей: восприятие, память, мышление.

Воспитательные:

  • Активизировать и обогащать словарный запас, развивать связную речь.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.
  • Повышать компетентность родителей в вопросах подготовки детей к обучению в школе.

Сроки и этапы реализации проекта

С 01.02.2024 по 28.02.2024

ЭТАПЫ ПРОЕКТА:

  1. подготовительный, который включает в себя опрос детей и родителей, составление плана работы;
  2. основной, в ходе которого проводится совместная работа участников проекта согласно плану,
  3. заключительный этап, где участники проекта обобщают полученный опыт и транслируют его социуму.

Формы реализации проекта, основное содержание деятельности

Развивающая предметно-пространственная среда:

  • подбор художественной литературы;
  • дидактические игры;
  • ТСО.
  • Самостоятельная деятельность детей:
  • рассматривание иллюстраций букв в азбуках;
  • рассматривание книг;
  • чтение книг «Читаем по слогам»;
  • рисование, лепка, аппликация.

Совместная деятельность педагогов и детей:        

  • беседы;
  • чтение художественной литературы, сказок;
  • экскурсии;
  • выставки.

Совместная свободная деятельность детей и родителей:

  • заучивание стихотворений о буквах,
  • чтение сказок, рассказов о буквах;
  • пополнение книжного уголка;
  • посещение выставок детского творчества в детском саду;
  • совместная продуктивная деятельность(изготовление букв из различного материала).

Работа с родителями:

  • индивидуальные беседы, консультации.

Ожидаемые результаты реализации проекта

Для детей:

  • Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.
  • Развитие фонематического восприятия, закрепление навыка правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
  • Выработка навыков составления и чтения слогов, слов;
  • Выработка навыков печатания букв, слогов, слов.
  • Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.
  • Воспитание чувства дружбы и коллективизма.

Для педагогов:

  • организация выставки «Моя любимая буква»;
  • презентация проекта – КВН «Моя любимая буква»;
  • фотоотчёт;
  • оформление альбома «Моя любимая буква»;
  • оформление проекта.

Для родителей:

  • содержательно проведённое с ребёнком время, желание приниматьучастие в совместных мероприятиях, общие интересы;
  • рост уровня информированности родителей о деятельности ДОО;
  • укрепление детско-родительских отношений.

Система организации контроля реализации проекта

Контроль в рамках проекта осуществляет руководитель и старший воспитатель ДОО.

Ресурсная база для реализации проекта

Педагоги: воспитатели группы.

Администрация ДОО: руководитель, старший воспитатель.

Родители воспитанников.

Материально-технический ресурс:

групповое помещение;

музыкальный зал;

технические средства обучения (ноутбук, мультимедийный проектор, магнитофон и т.д.);

наглядно-методические пособия;

методическая литература.

Информационный ресурс:

использование ИКТ;

обмен опытом работы (выставки, консультации и т.д.);

изучение методической литературы;

участие в конкурсах и выставках различного уровня.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Этапы проекта

Совместная деятельность

педагога с детьми

Взаимодействие с семьей

1.

Подготовительный

Мотивационный

Постановка проблемы.

Создание мотивационной ситуации «Чтение художественной литературы дома».

Беседа «Почему я хочу в школу?».

Экскурсия в ЦРБ «Путешествие в книжноецарство».

Виртуальная экскурсия в библиотеку «Мои любимые сказки».

Выбор варианта названия проекта.

Консультации для родителей:«Учите,играя», «Как правильно учить читать», «Какие бывают буквы».

2.

Основной

Проектирование

проектной деятельности

Изучение и анализ материалов по теме.

Постановка цели и задач проекта, определение методов и приёмов.

Составление перспективного плана.

Создание условий для реализации основных видов деятельности по направлениям проекта.

Создание материальной базы (изготовление пособий для оснащения педагогического процесса, пополнение методической и художественной литературой).

Создание презентаций средствами PowerPoint для индивидуальных и итоговых НОД.

Реализации основных видов деятельности.

Беседа с родителями «Знакомство с проектом».

Участие родителей в совместной продуктивной деятельности (изготовление букв из различного материала).

Подбор и заучивание дома с детьми стихотворений о буквах.

Помощь в пополнении книжного уголка книгами «Читаем по слогам».

Наглядная информация для родителей (консультации, папки-передвижки).

Поиск информации

Образовательные области.

Виды деятельности

«Социально-коммуникативное развитие»

Составление рассказов на тему «Почему я люблю книги».

«Речевое развитие»

Ежедневная артикуляционная гимнастика:

«Лошадка», «Дует ветер нам в лицо», «Индюк», «Буквы», «Шмель» и т.д.

Проведение НОД по обучению грамоте:

«Из истории алфавита», «Моя любимая буква», «Как мы делали имя».

Обогащение словаря детей:

Заучивание загадок, стихотворений о буквах.

Знакомство с творчеством детских писателей и поэтов.

Чтение и пересказ прочитанных рассказов: Виктора Драгунского «Заколдованная буква», Н.Федотова «Домашняя читалка», Г.А.Глинка «Буду говорить читать, писать правильно».

«Художественное – эстетическое развитие»:

Продуктивная деятельность

Аппликация«Буквы разные«, «Обложка азбуки».

Рисование «На что похожа буква».

Лепка букв из солёного теста и их раскрашивание.

Ручной труд – ремонт книг в группе.

Самостоятельное детское творчество.

Помощь в оформлении выставок в группе.

Прослушивание и заучивание песен «Алфавит», «Азбука».

Конструирование:

Поделок из природного материала: «Буквы»;

Из бросового материала: «Буква моего имени»;

«Физическое развитие»:

Проведение утренней гимнастики «Буквы», НОД по физическому развитию, тематические прогулки:«Путешествие в Букварию», «Остров любимых букв».

«Познавательное развитие»

Рассматривание иллюстраций к буквам в различных азбуках(В.А.Степанов «Азбука и букварь», Л.Е.Журова «Азбука. Пособие для семьи» и т.д.).

Тематические занятия, беседы.

Просмотр мультфильма «Наш друг Пишичитай», развивающий мультфильм для детей «Алфавит».

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Мягкие буквы», «Собери слово», «Составь слово».

Настольно-печатные игры: пазлы «Азбука», «Обведи букву», «Заштрихуй букву», «Найди слово».

Словесные игры: «Исправь ошибку», «Назови слово на букву …», «Назови слово со звуком …».

Сюжетно-ролевые игры «Школа», «Библиотека».

Интернет- ресурсы.

Предложить родителям маршрут выходного дня «Планируем посещение детской библиотеки».

Организация предметно-пространственной развивающей среды

для самостоятельной деятельности детей

Рассматривание иллюстраций букв в различных азбуках.

Чтение книжек-малышек (читающие дети).

Разгадывание ребусов, кроссвордов по теме.

Создание уголка«Книжкина больница».

Организация выставки «Моя любимая буква».

Презентационный

Презентация продуктов проекта:

Оформление выставки совместного творчества детей и родителей «Моя любимая буква»;

Дидактические игры своими руками «Мягкие буквы», «Собери слово», «Отгадай слово»;

Выставка книг «Читаем по слогам».

Презентация проекта – КВН совместно с родителями «Моя любимая буква»;

Оформление проекта.

Презентация проектной деятельности для родителей группы

5.

Заключительный

Подведение итогов проектной деятельности (оценка, самооценка педагога)

ВЫВОДЫ:

1. Дети выделяют звук на фоне слова, определяют позицию звука в слове, придумывают слова на заданный звук, большинство детей овладели навыком анализа и синтеза слогов и слов, дети знают буквы, большее число детей овладели послоговым чтением, выполняют звукобуквенный анализ слогов, слов.      

2. Родители воспитанников приняли активное участие в проекте. На индивидуальных консультациях родители получали советы по коррекции речи детей, подготовке их к обучению в школе; о необходимости занятий с детьми не только в детском саду, но и дома. Ими были созданы буквы для выставки «Моя любимая буква». Родители проявили себя как активные, заинтересованные партнёры своих детей, помогая им выполнять творческие задания педагогов.

Повысилась психологическая готовность и компетентность родителей в понимании своего ребёнка, видении и развитии его талантов, преодолении возможных трудностей при подготовке к школе.

 3. Проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

4. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведёт к саморазвитию детей.

В заключении хотелось бы сказать, что мы живём в такое время, когда необходимо менять отношение к себе, как профессионалу: от консервативного «так живётся спокойнее» на позитивное «мне и это по плечу».

ЛИТЕРАТУРА

  1. Е.В.Колесникова «От А до Я». Рабочая тетрадь. – М., 2016.
  2. Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М., 2001.
  3. Л.Е.Кыласова «Развитие речи». Конспекты занятий для подготовительной группы. – Волгоград, изд. «Учитель», 2012.
  4. Н.Ю.Дунаева, С.В.Зяблова «Учимся правильно произносить звуки. Весёлая школа». – Спб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014.
  5. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Изд. 2-е, дополненное. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
  6. Т.А.Куликовская «Говорим и играем». Картотека упражнений, игр, текстов для автоматизации звуков. - Спб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" Путешествие за пропавшими буквами. Буква И

Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" )Путешествие за пропавшими буквами. Буква И. Цели и задач...

Индивидуальное занятие для детей старшей группы с проблемами запоминания букв на тему: " Буква К """

Цель: закрепление буквы "К".   Задачи:совершенствовать навыки звукового анализа, зрительно-пространственной ориентации, развивать зрит. внимание и память, а также закреплять навыки пользован...

Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)

Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.

Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.Развитие фонетических представлений, навыков звукового и сло...

Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б

Презентация для занятия на тему: Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б...