Проект "Страна букв"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Они не всегда правильно слышат и дифференцируют звуки родного языка, а это приводит к появлению ошибок при чтении и при письме. Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимо вести целенаправленную работу по предупреждению ошибок чтения и письма в дошкольном возрасте. Возникает вопрос: «С чего начинать обучение грамоте?». Понятие «обучение грамоте» подразумевает развитие у ребёнка ряда умений и навыков ещё до знакомства с буквами и слогами. |
Главная задача педагогов и родителей дошкольника – сформировать предпосылки к овладению грамотой. И начинать надо с развития фонематического восприятия, то есть умения правильно слышать, выделять и различать все звуки речи, а также делать простейший звуковой анализ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 366
Проект
«Страна букв»
Подготовила:
Солдатова Д.В.,
учитель – логопед
Екатеринбург, 2024
Тема проекта | «СТРАНА БУКВ» |
Основания для разработки | Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования |
Актуальность проекта | В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Они не всегда правильно слышат и дифференцируют звуки родного языка, а это приводит к появлению ошибок при чтении и при письме. Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимо вести целенаправленную работу по предупреждению ошибок чтения и письма в дошкольном возрасте. Возникает вопрос: «С чего начинать обучение грамоте?». Понятие «обучение грамоте» подразумевает развитие у ребёнка ряда умений и навыков ещё до знакомства с буквами и слогами. Главная задача педагогов и родителей дошкольника – сформировать предпосылки к овладению грамотой. И начинать надо с развития фонематического восприятия, то есть умения правильно слышать, выделять и различать все звуки речи, а также делать простейший звуковой анализ. |
Основная идея проекта | Для того чтобы ребёнок научился правильно читать, нужно знать все звуки, уметь их правильно произносить и дифференцировать. Поэтому возникла идея обучить ребёнка грамоте совместно «воспитатель и родители». Воспитатель знакомит детей с буквами и звуками родного языка, выявляет трудности в произношении вновь введённых звуков, ведёт работу над правильностью произношения этих звуков, по формированию фонематических представлений, родители в домашних условиях закрепляют знания и умения детей, полученные на занятиях. |
Цель проекта | Повысить мотивацию дошкольников к обучению чтению через организацию проектной деятельности с детьми. |
Задачи проекта | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Сроки и этапы реализации проекта | С 01.02.2024 по 28.02.2024 ЭТАПЫ ПРОЕКТА:
|
Формы реализации проекта, основное содержание деятельности | Развивающая предметно-пространственная среда:
Совместная деятельность педагогов и детей:
Совместная свободная деятельность детей и родителей:
Работа с родителями:
|
Ожидаемые результаты реализации проекта | Для детей:
Для педагогов:
Для родителей:
|
Система организации контроля реализации проекта | Контроль в рамках проекта осуществляет руководитель и старший воспитатель ДОО. |
Ресурсная база для реализации проекта | Педагоги: воспитатели группы. Администрация ДОО: руководитель, старший воспитатель. Родители воспитанников. Материально-технический ресурс: групповое помещение; музыкальный зал; технические средства обучения (ноутбук, мультимедийный проектор, магнитофон и т.д.); наглядно-методические пособия; методическая литература. Информационный ресурс: использование ИКТ; обмен опытом работы (выставки, консультации и т.д.); изучение методической литературы; участие в конкурсах и выставках различного уровня. |
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
№ | Этапы проекта | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьей |
1. | Подготовительный Мотивационный | Постановка проблемы. Создание мотивационной ситуации «Чтение художественной литературы дома». Беседа «Почему я хочу в школу?». Экскурсия в ЦРБ «Путешествие в книжноецарство». Виртуальная экскурсия в библиотеку «Мои любимые сказки». Выбор варианта названия проекта. | Консультации для родителей:«Учите,играя», «Как правильно учить читать», «Какие бывают буквы». |
2. | Основной Проектирование проектной деятельности | Изучение и анализ материалов по теме. Постановка цели и задач проекта, определение методов и приёмов. Составление перспективного плана. Создание условий для реализации основных видов деятельности по направлениям проекта. Создание материальной базы (изготовление пособий для оснащения педагогического процесса, пополнение методической и художественной литературой). Создание презентаций средствами PowerPoint для индивидуальных и итоговых НОД. Реализации основных видов деятельности. | Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Участие родителей в совместной продуктивной деятельности (изготовление букв из различного материала). Подбор и заучивание дома с детьми стихотворений о буквах. Помощь в пополнении книжного уголка книгами «Читаем по слогам». Наглядная информация для родителей (консультации, папки-передвижки). |
Поиск информации | Образовательные области. Виды деятельности «Социально-коммуникативное развитие» Составление рассказов на тему «Почему я люблю книги». «Речевое развитие» Ежедневная артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Дует ветер нам в лицо», «Индюк», «Буквы», «Шмель» и т.д. Проведение НОД по обучению грамоте: «Из истории алфавита», «Моя любимая буква», «Как мы делали имя». Обогащение словаря детей: Заучивание загадок, стихотворений о буквах. Знакомство с творчеством детских писателей и поэтов. Чтение и пересказ прочитанных рассказов: Виктора Драгунского «Заколдованная буква», Н.Федотова «Домашняя читалка», Г.А.Глинка «Буду говорить читать, писать правильно». «Художественное – эстетическое развитие»: Продуктивная деятельность Аппликация«Буквы разные«, «Обложка азбуки». Рисование «На что похожа буква». Лепка букв из солёного теста и их раскрашивание. Ручной труд – ремонт книг в группе. Самостоятельное детское творчество. Помощь в оформлении выставок в группе. Прослушивание и заучивание песен «Алфавит», «Азбука». Конструирование: Поделок из природного материала: «Буквы»; Из бросового материала: «Буква моего имени»; «Физическое развитие»: Проведение утренней гимнастики «Буквы», НОД по физическому развитию, тематические прогулки:«Путешествие в Букварию», «Остров любимых букв». «Познавательное развитие» Рассматривание иллюстраций к буквам в различных азбуках(В.А.Степанов «Азбука и букварь», Л.Е.Журова «Азбука. Пособие для семьи» и т.д.). Тематические занятия, беседы. Просмотр мультфильма «Наш друг Пишичитай», развивающий мультфильм для детей «Алфавит». Игровая деятельность Дидактические игры: «Мягкие буквы», «Собери слово», «Составь слово». Настольно-печатные игры: пазлы «Азбука», «Обведи букву», «Заштрихуй букву», «Найди слово». Словесные игры: «Исправь ошибку», «Назови слово на букву …», «Назови слово со звуком …». Сюжетно-ролевые игры «Школа», «Библиотека». | Интернет- ресурсы. Предложить родителям маршрут выходного дня «Планируем посещение детской библиотеки». | |
Организация предметно-пространственной развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Рассматривание иллюстраций букв в различных азбуках. Чтение книжек-малышек (читающие дети). Разгадывание ребусов, кроссвордов по теме. Создание уголка«Книжкина больница». Организация выставки «Моя любимая буква». | |||
Презентационный | Презентация продуктов проекта: Оформление выставки совместного творчества детей и родителей «Моя любимая буква»; Дидактические игры своими руками «Мягкие буквы», «Собери слово», «Отгадай слово»; Выставка книг «Читаем по слогам». Презентация проекта – КВН совместно с родителями «Моя любимая буква»; Оформление проекта. | Презентация проектной деятельности для родителей группы | |
5. | Заключительный | Подведение итогов проектной деятельности (оценка, самооценка педагога) |
ВЫВОДЫ:
1. Дети выделяют звук на фоне слова, определяют позицию звука в слове, придумывают слова на заданный звук, большинство детей овладели навыком анализа и синтеза слогов и слов, дети знают буквы, большее число детей овладели послоговым чтением, выполняют звукобуквенный анализ слогов, слов.
2. Родители воспитанников приняли активное участие в проекте. На индивидуальных консультациях родители получали советы по коррекции речи детей, подготовке их к обучению в школе; о необходимости занятий с детьми не только в детском саду, но и дома. Ими были созданы буквы для выставки «Моя любимая буква». Родители проявили себя как активные, заинтересованные партнёры своих детей, помогая им выполнять творческие задания педагогов.
Повысилась психологическая готовность и компетентность родителей в понимании своего ребёнка, видении и развитии его талантов, преодолении возможных трудностей при подготовке к школе.
3. Проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
4. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведёт к саморазвитию детей.
В заключении хотелось бы сказать, что мы живём в такое время, когда необходимо менять отношение к себе, как профессионалу: от консервативного «так живётся спокойнее» на позитивное «мне и это по плечу».
ЛИТЕРАТУРА
- Е.В.Колесникова «От А до Я». Рабочая тетрадь. – М., 2016.
- Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М., 2001.
- Л.Е.Кыласова «Развитие речи». Конспекты занятий для подготовительной группы. – Волгоград, изд. «Учитель», 2012.
- Н.Ю.Дунаева, С.В.Зяблова «Учимся правильно произносить звуки. Весёлая школа». – Спб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014.
- Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Изд. 2-е, дополненное. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
- Т.А.Куликовская «Говорим и играем». Картотека упражнений, игр, текстов для автоматизации звуков. - Спб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" Путешествие за пропавшими буквами. Буква И
Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" )Путешествие за пропавшими буквами. Буква И. Цели и задач...

Индивидуальное занятие для детей старшей группы с проблемами запоминания букв на тему: " Буква К """
Цель: закрепление буквы "К". Задачи:совершенствовать навыки звукового анализа, зрительно-пространственной ориентации, развивать зрит. внимание и память, а также закреплять навыки пользован...

Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)
Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.
Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.Развитие фонетических представлений, навыков звукового и сло...

Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б
Презентация для занятия на тему: Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б...
