Семинар-практикум «Организация работы учителя-логопеда по ранней профориентационной направленности детей с нарушение речи»
консультация по логопедии (младшая группа)

Башарова Светлана Явдатовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №6 города Агрыз Агрызского муниципального района Республики Татарстан"

Семинар-практикум «Организация работы учителя-логопеда по ранней профориентационной направленности детей с нарушение речи»

                               «Профессии будущего – кто будет востребован завтра?»

       Время летит стремительно. Сегодняшний дошкольник уже менее, чем через десять лет столкнется с проблемой выбора профессионального пути. Кто-то может возразить, что очень рано говорить о профориентации детей дошкольного возраста и пусть этим занимается школа. Да, наверное, в какой-то мере это так, но мы понимаем, что дошкольное образование это первый уровень общего образования. А это значит, что в рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в системе непрерывного образования.

     Вектор развития современного общества и потребностей рынка труда диктует определенные условия. Для успешной деятельности и развития  работник должен уверенно ориентироваться в цифровой среде, обладать новыми компетенциями, иметь хорошо развитый soft.skills навыки. А что же нам мешает уже в детском саду создавать условия для формирования этих полезных навыков ключевых компетенций у детей? Необходимо лишь выбрать правильные современные образовательные технологии, которые позволят нам успешно реализовать эти цели.

      Что такое профориентация? Под термином «профориентация» или «профессиональная ориентация» следует понимать систему мероприятий, направленных на выявление личных интересов и способностей человека для оказания ему помощи в выборе профессии. В настоящее время вышеуказанный термин применим не только к школьникам, но и к дошкольникам. В таком случае говорят о ранней профориентации детей, поскольку трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность, и у него проявляются способности и наклонности в той или иной деятельности. Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы). В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в системе образования и первой ступенью в формировании базовых знаний о профессиях.

    Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована в дошкольном образовании. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

     Дошкольный возраст традиционно подразделяется на три периода. Перед каждым ставятся свои цели и задачи в овладении знаниями по профориентации. Для работы с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года) выделяются следующие задачи. Научиться разбираться в простейших трудовых операциях, обращать внимание детей на положительных сказочных героев и на заботу их о людях. Развивать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей из ближайшего окружения. Учиться вычленять труд взрослых как особую деятельность.    

       Одним из важнейших условий по формированию профессионального самоопределения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи является концентрированное изучение определенной профессии (например, в течение одной недели), благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения очень важна как для восприятия речи воспитанниками (пассив), так и для ее активизации.

       Самым эффективным способом закрепления знаний, применение их на практике является игра.  Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.

     Поэтому, широко использую дидактические игры, которые решают важные для учителя-логопеда задачи:

-активизировать, закрепить и обобщить знания воспитанников по теме «Профессии»

-стимулировать речь ребёнка;

-способствовать развитию речевого высказывания, развитию связной речи;

-развивать слуховое внимание, умение отвечать на вопросы, вести диалог.

В работе применяю различные дидактические игры:

1. Лото «Профессии»

Цель: изучение профессий, орудий труда, инструментов необходимых для работы. Способствует развитию логики, ориентировки в пространстве воображения, используется для изучения и закрепления профессий.

 2. Игра «Кто это? Чем занимается?»

- поочередно демонстрируем карточки, спрашиваем – кто это? Чем занимается? (например - это повар, он готовит еду, это пожарный, он тушит пожар, и. т. д)

-  можно подобрать загадки по теме. Выкладываем 3 или 4 карточки, просим детей внимательно послушать загадку и найти подходящую картинку с ответом.

3. Игра  «Что нужно для работы»

Цель: развитие активного и пассивного словаря, развитие мышления, внимания. Выкладываем по 2 карточки с окошками и картинки с предметами вперемешку. Просим детей положить картинки в подходящие окошки и рассказать, почему этот предмет нужен для работы.

4. Пальчиковый театр  «Профессии»

Цель: развитие активного словаря, связной речи, интонационной выразительности речи, актерского мастерства.

    Дети с помощью таких игр получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, активизировать словарный запас.

       Для закрепления полученных знаний о профессиях и речевых навыков  даю рекомендации воспитателям и родителям по индивидуальной работе с детьми.

     Родители, получив рекомендации, закрепляют материал дома. 

     Воспитатели закрепляют материал логопедических занятий во вторую  половину дня, в различных режимных моментах проводят «логопедические пятиминутки», которые включают в себя лексико-грамматические игры и игровые упражнения.

     Выстроенная таким образом работа по ранней профориентации дошкольников, разнообразие игр и упражнений способствуют активизации, уточнению, расширению словарного запаса по теме «Профессии», происходит коррекция грамматического строя речи, развитие связной речи, развиваются внимание, память, мышление; формируется интерес и уважение к людям разных профессий.

 

Работа с детьми:

-рассматривание материала по теме «Профессии», «Атлас новых профессий», «Мой папа - машинист», «Профессии в нашем городе Агрыз», «Многообразие профессий», «Профессии в детском саду», «Правила поведения на дороге и на улице с Полицейским Петей», иллюстрации с изображением профессий цифрового будущего, альбомы по теме «Семейные профессии»;

- беседа «Неважно, кем ты будешь, важно, каким будешь», «Нужно, смогу, хочу», «Эко-профессии», «Веб-профессии», «5 топ-профессий цифрового будущего», «IT-профессии будущего»;

- аппликация «Наш Друг-Робот Рома», «Машинист города Агрыз», коллективная работа оригами с 3Д-ручками платье для куклы Елизаветы и мальчику  Александру костюм, «Веб-Ателье», «Наш веселый улей»;

- чтение стихотворений «Пчеловод» Ольга Малахова, С.Михалков «А что у вас?», Т.Левина «Все профессии важны», Агния Барто «Про пчеловода», С.Маршак «Почта»;

- Алексей Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино», Сергей Михалков «Дядя Степа», Корней Чуковский «Айболит», С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», английская сказка «Три поросенка»;произведения серия книг «Мулле Мек собирает автомобиль», «Мулле Мек в мастерской», «Мулле Мек собирает лодку», Ричард Скарри «Город добрых дел»,  Виктор Бундин «Такая работа», серия книг «Кем быть» от издательства «Настя и Никита» (Художник, портной, спасатель, пекарь, шофер), Гордиенко Н., Гордиенко С. «Большая книга профессий», Эдуард Успенский «25 профессий Маши Филипенко» и т.д.

- загадывание загадок по теме «Профессии», заучивание чистоговорок и скороговорок про цифровые профессии (Робот Роме помогает с ним игрушки собирает, Шайбу, клюшку взял Андрей, он пойдёт играть в хоккей.);

- дидактические игры: «Самая, самая профессия цифрового будущего», «Назови профессии, которые есть в нашем городе Агрыз», «Наш друг – Робот Рома», «Наши профессии важны», «Угадай профессию», «В мире профессии», «Профессий цифрового будущего», «Раздели на слоги», «Подскажи словечко», «Колодец знаний», «Назови профессию, начинающий на заданный звук», «Закончи предложение», «Слова-синонимы», «Кто больше»;

- подвижные игры: «Пчелки», «Воробушки и автомобиль», «Поезд», «Машины», «Трамвай», «Экскурсовод», «Путешественник», «Водитель», «Моряк», «Летчик»;

- сюжетно-ролевая игра «Веб-дизайнер», «Робот-официант», «Инженер-роботехник», «Ателье», «Буккроссинг», игры с макетом, с ширмой «Ателье», «Веб-кондитер», «Веб-парикмахер», «Моряки», «Веб-почтальон города Агрыза», «Веб-магазин», «Наш экскурсовод», «Космонавт», «Машинист поезда»;

- раскраски по ПРОФЕССИЯМ;

- детское интервью;

      Например, при закреплении знаний:

«Профессия повар» используются игры: «Какой сок (варенье, салат, суп)?», «Мороженое», «Что лишнее?», «1, 3, 5», «Один – много»;

 «Профессия почтальон»: «От кого письмо?», «Почтовый ящик» (развитие фонематического слуха);

      Профессия «Космонавт»: «Чем накормим космонавта?», «Космические ракеты», ракеты и космонавты для различения гласных и согласных звуков;

     Для зрительного внимания игра «Зашумленные картинки» (найти предметы или орудия труда необходимые парикмахеру, плотнику), «Найди тень»

Игры с педагогами:

- набор трафаретов на трудные звуки, деревянные дощечки с вырезанными в них контурами (клоун, лыжник, художник, пожарный, фехтовальщик), (самолет, лук, трактор, кошка, чайник, пожарная машина)

- «Колодец знаний»

Логопедическая игра «Я готовлю сам», мы сварим борщ из…

Мы сварим компот из… (Логопедические игры, стр.34-35)

Логопедическая игра «Доктор Айболит»

Ухо вылечит…

Ранку на лапке вылечит…

Крылышко вылечит…

Зубки вылечил…

 

 

 

 

Пальчиковая гимнастика «Много мам на белом свете»

Много мам на белом свете,

(разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи)

Всех их очень любят дети!

Журналист и инженер,

 (поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке)

Повар, продавец,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель –

Мамы разные нужны,

(сжимают обе ладошки в «замочек»)

Мамы разные важны!

(разводят руки, поднимают ладошками вверх)

Пальчиковая гимнастика «КОМПОТ»

Будем мы варить компот, (Левую ладошку держат «ковшиком», указательным

Фруктов нужно много. Вот: пальцем правой руки «мешают».)

Будем яблоки крошить, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот. (Опять «варят» и «мешают».)

Угостим честной народ.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_basharova_s.ya_.gtlfuju.pptx196.64 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар - практикум «Организация работы учителя-логопеда по ранней профориентационной направленности детей с нарушение речи»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы учителя-логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста"

"Система работы учителя-логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста",  ДОЛГОСРОЧНЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Здоро...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей «РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ И РУССКОГО НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА»

Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее....

Организация совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы для детей с нарушениями речи.

   В группе  дошкольников с речевыми нарушениями успех коррекционно- логопедической работы в большой степени зависит от логопедизации учебно- воспитательного процесса, что предпо...

Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателя в ДОУ для детей с нарушениями речи

Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление всех сист...