Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателя в ДОУ для детей с нарушениями речи
учебно-методический материал (старшая группа)

Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление всех систем и функций детского организма, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности. Однако практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество дошкольников с речевыми нарушениями. Речевая патология развивает у детей неуверенность в себе, внутренний дискомфорт. Эти дети, как правило, имеют ослабленное здоровье. Для них характерно нарушение общей и мелкой моторики, слабая нервно-мышечная регуляция процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, нестабильность нервной системы (эмоциональная возбудимость, чрезмерная расторможенность либо заторможенность, неустойчивость и повышенная истощаемость нервных процессов, дефицит внимания, низкая работоспособность) на фоне остаточных проявлений органического поражения центральной нервной системы. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений. Важным направлением модернизации образования, в соответствии с ФГОС ДО, является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях, должны получать своевременную и квалифицированную коррекционно-логопедическую помощь. Успешное преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития в дошкольных учреждениях возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям. Особую роль в логопедической работе приобретает сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя ДОУ. Коррекционно-развивающая деятельность направлена на решение следующих задач: - создание наиболее благоприятных условий, способствующих развитию личности и коррекции психофизических недостатков детей; - снятие речевого негативизма, воспитание у детей потребности в речевом общении; - обучение правильному произношению, умению говорить внятно, отчетливо, выразительно и неторопливо; - выработка у детей умения модулировать свой голос; - формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза; - формирование словарного запаса, грамматического строя речи, навыков связной речи в соответствии с возрастной нормой; - коррекция и развитие моторной сферы; - осуществление всесторонней подготовки к обучению в школе, формирование положительной мотивации учебной деятельности у детей; - осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников и сотрудниками ДОУ; - осуществление преемственности в работе ДОУ и школы. B основе слаженной работы учителя-логопеда и воспитателей лежат следующие принципы: - комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса; - единства диагностики и непосредственно коррекционнопедагогического процесса; сотрудничества между воспитателем и логопедом, педагогами и детьми; - учета интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса; дифференцированного подхода к воспитанию правильной речи. Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в соблюдении единого речевого режима в ходе учебно-воспитательного процесса, в логопедизации всей жизни и деятельности детей (на занятиях, во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях). Такая организация коррекционно-образовательного пространства предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей. Кроме того, соблюдение определенного режима (отличного от общепринятого), правильное равномерное распределение нагрузки на протяжении всего дня позволяет без лишнего напряжения и переутомления реализовать поставленные цели. Формы взаимодействия в работе педагогов логопедических групп - Выполнение воспитателем заданий учителя-логопеда в вечернее время; - Применение воспитателями комплексов самомассажа, пальчиковой, артикуляционной, дыхательной гимнастики; - Bзаимопосещения занятий учителем-логопедом и воспитателем; - Планирование и проведение итоговых мероприятий после прохождения лексической темы; - Совместная подготовка и проведение родительских собраний, консультаций, занятий (поскольку родители недостаточно осведомлены в вопросах коррекции речи, не знают и недооценивают значение своевременного устранения речевых нарушений). Одним из важных вопросов взаимосвязи в работе педагогического коллектива является распределение задач. Важно, чтобы каждый участник образовательного процесса решал как коррекционно-воспитательные, так и общеразвивающие задачи. Таким образом, развитие речи осуществляется в стройной системе и связано со всеми разделами программы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателя в ДОУ для детей с нарушениями речи

Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление всех систем и функций детского организма, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности. Однако практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество дошкольников с речевыми нарушениями. Речевая патология развивает у детей неуверенность в себе, внутренний дискомфорт. Эти дети, как правило, имеют ослабленное здоровье. Для них характерно нарушение общей и мелкой моторики, слабая нервно-мышечная регуляция процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, нестабильность нервной системы (эмоциональная возбудимость, чрезмерная расторможенность либо заторможенность, неустойчивость и повышенная истощаемость нервных процессов, дефицит внимания, низкая работоспособность) на фоне остаточных проявлений органического поражения центральной нервной системы. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений. Важным направлением модернизации образования, в соответствии с ФГОС ДО, является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях, должны получать своевременную и квалифицированную коррекционно-логопедическую помощь. Успешное преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития в дошкольных учреждениях возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям. Особую роль в логопедической работе приобретает сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя ДОУ. Коррекционно-развивающая деятельность направлена на решение следующих задач: - создание наиболее благоприятных условий, способствующих развитию личности и коррекции психофизических недостатков детей; - снятие речевого негативизма, воспитание у детей потребности в речевом общении; - обучение правильному произношению, умению говорить внятно, отчетливо, выразительно и неторопливо; - выработка у детей умения модулировать свой голос; - формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза; - формирование словарного запаса, грамматического строя речи, навыков связной речи в соответствии с возрастной нормой; - коррекция и развитие моторной сферы; - осуществление всесторонней подготовки к обучению в школе, формирование положительной мотивации учебной деятельности у детей; - осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников и сотрудниками ДОУ; - осуществление преемственности в работе ДОУ и школы. B основе слаженной работы учителя-логопеда и воспитателей лежат следующие принципы: - комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса; - единства диагностики и непосредственно коррекционнопедагогического процесса; сотрудничества между воспитателем и логопедом, педагогами и детьми; - учета интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса; дифференцированного подхода к воспитанию правильной речи. Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в соблюдении единого речевого режима в ходе учебно-воспитательного процесса, в логопедизации всей жизни и деятельности детей (на занятиях, во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях). Такая организация коррекционно-образовательного пространства предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей. Кроме того, соблюдение определенного режима (отличного от общепринятого), правильное равномерное распределение нагрузки на протяжении всего дня позволяет без лишнего напряжения и переутомления реализовать поставленные цели. Формы взаимодействия в работе педагогов логопедических групп - Выполнение воспитателем заданий учителя-логопеда в вечернее время; - Применение воспитателями комплексов самомассажа, пальчиковой, артикуляционной, дыхательной гимнастики; - Bзаимопосещения занятий учителем-логопедом и воспитателем; - Планирование и проведение итоговых мероприятий после прохождения лексической темы; - Совместная подготовка и проведение родительских собраний, консультаций, занятий (поскольку родители недостаточно осведомлены в вопросах коррекции речи, не знают и недооценивают значение своевременного устранения речевых нарушений). Одним из важных вопросов взаимосвязи в работе педагогического коллектива является распределение задач. Важно, чтобы каждый участник образовательного процесса решал как коррекционно-воспитательные, так и общеразвивающие задачи. Таким образом, развитие речи осуществляется в стройной системе и связано со всеми разделами программы. Задачи, стоящие перед учителемлогопедом Задачи, стоящие перед воспитателем 1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма 1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе 2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков 2. Обследование общего развития детей на начало учебного года 3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка 3. Заполнение протокола обследования, анализ результатов мониторинга с целью перспективного планирования коррекционной работы 4. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи 4. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания 5. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти 5. Расширение кругозора детей, овладение невербальной стороной общения 6. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий 6. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам 7. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям 7. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей) 8. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения 8. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей 9. Развитие фонематического восприятия детей 9. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда 10. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова 11. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида 11. Формирование навыков словообразования и словоизменения 12. Закрепление навыков словообразования и словоизменения в играх и в повседневной жизни 12. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации 13. Контроль речи детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок 13. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения 14. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, выполнения поручений в соответствии с уровнем речевого развития детей 14. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ 15. Закрепление навыка составления короткого рассказа Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателя начинается с начала учебного года, когда группа уже сформирована. В первые две недели сентября учитель-логопед обследует речь детей, поступивших в группу, и заполняет речевые карты. В это время воспитатель изучают знания и умения детей, опираясь на разделы программы. После проведения обследования и заполнения документов результаты обсуждаются, намечается перспективный план работы с детьми, уточняются наиболее рациональные приёмы проведения коррекции речи у каждого ребёнка. Коррекционно-развивающая работа осуществляется в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом. Во многих случаях работа воспитателя предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в других случаях воспитатель сосредоточивает свое внимание на закреплении достигнутых на занятиях логопеда результатов. Многие из коррекционных задач решаются совместно (развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности, обучение грамматически правильной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи). Bместе с этим чётко разграничены функции учителя-логопеда и воспитателя, чтобы исключить возможность дублирования коррекционного материала. Для этого воспитатель присутствует на занятиях логопеда, а тот в свою очередь посещает отдельные занятия воспитателя с целью контроля за качеством речи детей, а также оказания методической помощи. Также в задачу воспитателя логопедической группы входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т.п. При наблюдении за объектами окружающей действительности воспитатель знакомит детей с новыми словами, уточняет их значение, способствует их повторению в разных ситуациях, активизации в собственной речи детей. Воспитатель расширяет у детей представления о предметах окружающей действительности, учит вычленять и называть их существенные признаки. Специфика работы воспитателя при взаимодействии с логопедом заключается в том, что воспитатель организует и проводит во второй половине дня индивидуальные и подгрупповые занятия по заданию учителялогопеда. Для этой цели в группе оформляется тетрадь взаимосвязи учителялогопеда и воспитателя. Содержание тетради включает в себя: игровые приемы, направленные на развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания, координации общих моторных движений и мелкой моторики пальцев рук; рекомендации по автоматизации звуков у детей; перечень заданий и упражнений, направленный на развитие познавательных процессов, лексико-грамматического строя и связной речи в соответствии с лексической темой. Вся коррекционно-воспитательная работа в логопедических группах проводится как в специальном обучении, так и в свободной от занятий деятельности. Воспитатель, зная содержание не только тех разделов программы, по которым он, непосредственно, проводит занятия, но и тех, которые проводит логопед, обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей: во всех режимных моментах, на прогулке, в индивидуальном и групповом общении детей, при ознакомлении с художественной литературой, в игровой деятельности. Во всех ситуациях разговор с детьми организуется по вопросам воспитателя с учетом этапа обучения и индивидуальных особенностей детей. В процессе игры воспитатель развивает умение взаимодействовать со сверстниками, учит подчинять или ограничивать свои желания в соответствии с правилами игры, осуществлять самоконтроль за своей речью и действиями. В сюжетно-ролевых играх воспитатель активизирует и обогащает словарь, развивает связную речь, обучает ритуальному взаимодействию в знакомых ребенку социально-бытовых ситуациях (прием у врача, покупки в магазине, поездка в транспорте и пр.). Сюжетно-ролевые игры способствуют развитию коммуникативно-речевых навыков, стимулируют общительность детей, воспитывают социальные навыки и умения. Кроме речи, организованной по побуждению взрослого, поощряется инициативная речь детей. Помещения групп и логопедического кабинета оформлены в соответствии с рекомендациями по созданию речевой среды в группах коррекционной направленности. В группе имеется логопедический уголок, в котором находятся альбомы на различные звуки, карточки, настольнопечатные игры, пособия для формирования дыхания, для развития неречевых процессов, схемы для составления рассказов, различные шнуровки, наборы мелких игрушек, пуговиц для выкладывания узоров, трафареты, мозаики, различных размеров мячики, верёвочки, сухие бассейны и т.п. Логопед отслеживает соответствие развивающей среды возрастным потребностям детей, дает рекомендации воспитателям. Наглядный материал в логопедическом уголке обновляется по мере прохождения учебного материала. B конце учебного года в логопедических группах проводится итоговая диагностика. Полученные результаты общего и речевого развития ребёнка сравниваются с данными первичного обследования. На основе полученных результатов осуществляется выбор дальнейшего индивидуального образовательного маршрута ребёнка, намечаются пути повышения эффективности коррекционно-педагогической работы. Таким образом, тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы учителя-логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста"

"Система работы учителя-логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста",  ДОЛГОСРОЧНЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Здоро...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (старший дошкольный возраст)

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности в логопедической группе является основным необходимым документом для организации работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи....

Рабочая программа учителя-логопеда средней группы комбинированной направленности для детей с нарушениями речи

Рабочая программа  учителя-логопеда средней группы комбинированной направленности  для детей с нарушениями речи...

Рабочая программа учителя-логопеда старшей группы комбинированной направленности для детей с нарушениями речи

Рабочая программа  учителя-логопеда старшей группы комбинированной направленности  для детей с нарушениями речи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речиНа 2022-2023 учебный год составила учителя-логопедаЕрёмин...