Конспект коррекционного занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе: "Дед Щукарь и буква Р"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Закрепление умения дифференцировать звуки [р], [р,] - [л], [л,] в словах,
фразах.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели занятия:
1.Закрепить умение дифференцировать звуки [р], [р,] - [л], [л,] в словах,
фразах.
2.Учить различать и называть твердые и мягкие согласные звуки в словах,
проводить звуковой анализ слов.
3.Упражнять в подборе родственных слов.
4.Закрепить навыки печатания слов под диктовку.
5.Развивать фонематический слух, память, внимание, логическое мышление.
6.Воспитывать любовь к родному краю.
Ход занятия
Организационный момент. Сообщение темы занятия.
Логопед под негромкую, спокойную музыку входит в группу с детьми. Раздается стук в дверь.
Входят два ребенка, переодетые в купцов.
Логопед: Здравствуйте, вы к нам?
1-й купец: Здравствуйте, ребята!
Мы – купцы, приехали к вам в детский сад с письмом.
Логопед: Как вас зовут?
2-й купец: Меня зовут Разумник, значит, умный, а моего помощника –
Ларион – радостный, веселый.
Логопед: Проходите, пожалуйста. Ребята, вам интересно узнать, что в письме
написано?
Логопед читает письмо: «Здравствуйте, ребята детского сада № 32.
Приглашаю вас к себе в гости».
Дед Щукарь
Логопед: А еще в письме кроссворд, но я не могу его разгадать. Помогите, ребята!
1. | р | е | к | а | |||||
2. | о | б | л | а | к | о | |||
3. | д | о | ж | д | ь | ||||
4. | г | р | и | б | |||||
5. | н | о | ч | ь | |||||
6. | р | о | с | а | |||||
1.Течет, течет - не вытечет.
Бежит,бежит – не выбежит. (река)
2.Белая волна
Поплыла куда – то. (облако)
3.Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет,
И никуда я не иду,
Покуда он идет (дождь).
4.Маленький, удаленький,
Сквозь землю прошел,
Красную шапочку нашел. (гриб)
5.Махнула птица крылом,
Закрыла весь свет одним пером. (ночь)
6.Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем.
Ищем, ищем - не найдем. (роса)
Какое слово получилось по вертикали? (Родина). Ребята, как вы понимаете, что такое «Родина»? (Родина, Отечество, Отчизна, отчий край. Так называют люди ту землю, на которой они родились.)
В какой стране мы живем? (В России)
Россия – наша общая Родина.
В какой области живем? (В Ростовской области)
Ростовская область – наша « малая родина». У каждого человека есть своя «малая» родина – место, где он родился, где находится его город, село, дом.
И сегодня мы совершим путешествие по Ростовской области. Отправляемся в гости к деду Щукарю в г. Старочеркасск вместе с нашими гостями – Ларионом и Разумником.
Давайте собираться в путь.
Что это у меня? (Рюкзак)
Положите в рюкзак продукты, в названии которых есть звуки [л], [л,], [р], [р,]: рыбные консервы, сахар, макароны, картошку, лапшу, лук, яблоки.
Теперь одежду: рубашку, брюки, платье, шорты.
В путешествии мы будем фотографировать. Что надо взять? (фотоаппарат)
Как мы доберемся до Старочеркасска?
Купцы говорят, что поплывем.
Чтобы не заблудиться, нам понадобится карта, на которой будем отмечать свой путь. (Моделирование).
Оправляемся на речную пристань.
Купцы: Пройдите на борт корабля, уважаемые пассажиры. Счастливого
пути!» (Звучит музыку – шум волны).
Логопед: Отправились из г. Новочеркасска
(на карте прикрепляется модель .
Показ фотографии с изображением г. Новочеркасска).
Плывем по реке Аксай. Какая речка: узкая или широкая? (узенькая)
Как можно ласково назвать речку? (Реченька, речушка)
А здесь совсем маленький ручей (ласково – ручеек).
И вот, наконец, плывем по реке Дон (модель на карту ).
Показ фотографии с изображением реки Дон.
Логопед: Опишите, какая река? (Широкая, по ней плывут суда, в реке водится много рыбы – сазаны, карпы, лещи, щуки). Вот проплываем мимо г. Ростова – на – Дону. Это наш областной центр, столица «малой родины» (показ фотографии города, прикрепляется модель на карту).
Какие еще города Ростовской области вы знаете? (Таганрог, Азов, Шахты, Волгодонск)
Где расположен Азов? (На берегу Азовского моря)
Прикрепить на карту модель
Показать фотографию. Азов – небольшой портовый город.
Купцы предлагают прочитать радиограмму, которую они получили от деда Щукаря.
Логопед: (читает)
Видимость плохой. Густая туман. Разрешить причалить в Старочеркасск. Приглашаю в гости.
Ничего не могу разобрать. Ребята, помогите мне. (Правильное построение предложений)
Пора к деду Щукарю, он ждет нас.
(Плывут, звучит тревожная музыка)
Наше судно сквозь густой туман причаливает к берегу. Чувствуете напряжение?
И вот мы на берегу. Теперь нам приятно и легко. (Релаксация)
Логопед: Кто нас встречает? (Дед Щукарь)
(Макет казачьего куреня, деда Щукаря)
Дед Щукарь - человек умный и веселый.
Как по – другому можно сказать «веселый»? (Смешной, забавный, комичный, потешный, юмористичный, уморительный)
А умный? (Понятливый, толковый, смышленый, головастый, разумный)
Дед Щукарь предложил нам выполнить его задания:
1.Расселить слова в разные куреня (так называли домики на Дону в старину).
В один курень - слова со звуком [л], в другой – со звуком [р].
Логопед диктует слова: лук, стул, рак, луна, радуга, рыба. Выставляет картинки на мольберт.
Дети печатают слова в тетрадях.
Проверка – читают вслух слова.
2.Загадка про луну:
В небе круглая лепешка,
От нее струится свет.
Света вроде и немножко,
А на весь хватает свет.
Выполните звуковой анализ слова «луна».
Дети выполняют задание самостоятельно, затем коллективный разбор, дают характеристику каждого звука.
Дед Щукарь: Умные вы, ребята!
Теперь посмотрю, какие вы трудолюбивые.
Помогите мне засолить капусту.
(Проводится упражнение для пальчиков)
Мы капусту рубим,
мы морковку трем,
мы капусту солим,
мы капусту жмем.
Дед Щукарь: Молодцы! Справились со всеми заданиями. Сейчас мы
поиграем в игру «Наоборот». Для этого случая я припас
необыкновенный мяч – он сделан из лоскутков.
Таким мячом играли в старину казачата.
Я называю твердый звук и бросаю вам мяч. Вы называете мягкий звук -возвращаете мне мяч:
ра - ря ла - ля
ро - рё ло - лё
ру - рю лы - ли
ру - лю ры - ри
Молодцы, ребята! Настоящие казачата!
Ох,устали мы с вами, давайте немного отдохнем. Дети ложатся на ковер, закрывают глаза. Звучит спокойная музыка.
Пробуждение. Проводится гимнастика для глаз.
1.Массаж для глаз.
2. «Филин»
3. «Метелки»
Логопед: Ребята, вам что-либо приснилось?
(Дети рассказывают сны – небылицы)
Логопед: Дети ,пора нам возвращаться в г.Новочеркасск.
Дед Щукарь! А на чем же нам добираться до города.
Дед Щукарь: А вы составьте слово из «рассыпанных» букв, на нем и поедете
(ИКНО).
(Дети составляют на доске слово «кони»)
До города будете добираться на конях.
Проводится физминутка «Лошадки»:
По дороге ровной ,гладкой
Скачут быстрые лошадки,
Цок – цок –цок,
Цок – цок – цок,
Скачет резвый табунок.
Логопед: Вот, наконец, мы и вернулись домой, в Новочеркасск.
(Прикрепляют на карте модель )
Понравилось вам путешествие?
Что бы вы хотели сделать, чтобы наш край стал еще лучше, богаче, краше?
(Нужно беречь родину, охранять природу, помогать родителям.)
Что может принести вред природе?
(Человек должен добрым быть, природу и свой родной край беречь и любить)
Запомните эти слова.
Спасибо, дети, вы очень порадовали своими ответами на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе по теме: «Животные жарких стран».
Цели:1. Коррекционно-образовательные: -уточнить названия животных жарких стран и их детенышей;-учить согласовывать существительные с числительными;-учить образовывать названия детенышей животных;-учит...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе
Конспект по развитию речи в подготовительной логопедической группе на тему «Москва – столица нашей Родины»....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе ОНР. Лексическая тема: "Овощи"
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе по теме «Овощи»Подготовила и провела: учитель – логопед Ефимова Н.СЦели:Обобщить и расширить имеющиеся знан...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе «Путешествие в зимний лес»
Путешествие в зимний лес...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе "Притяжательные прилагательные"
Цель: Формирование у детей представления о притяжательных прилагательныхКоррекционно - образовательные: совершенствование навыков словообразования, закрепление умения детей образовывать притяжат...
Коррекционное занятие по развитию речи в старшей логопедической группе "Зима"
Цели. Закрепить знание детей характерных признаков зимы, свойств снега; учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи; знакомить с символами, активизировать словарь; продолжать учить отве...





