Мастер-класс для родителей "Развитие речевого дыхания у дошкольников"
методическая разработка по логопедии
Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Ужурский детский сад №4 «Искорка»
Мастер-класс для родителей:
«Развитие речевого дыхания у дошкольников»
Подготовила:
Учитель-логопед:
А.Н. Кожемякина
Ужур, 2025
Мастер-класс для родителей:
«Развитие речевого дыхания у дошкольников»
Цель: информирование родителей о значимости работы по развитию речевого дыхания у детей. Демонстрация и обучение родителей играм и игровым упражнений для развития плавного ротового выдоха.
Задачи:
- Познакомить родителей с понятием «речевое дыхание».
- Познакомить участников мастер – класса с эффективными способами развития длинного плавного речевого выдоха, через игры и упражнения.
- Вызвать у родителей интерес и желание использовать полученные в процессе мастер – класса навыки для занятий с ребенком в домашних условиях.
- Сделать речевой тренажёр «Весёлый петушок» для дыхательной гимнастики.
Участники мастер - класса: учитель–логопед А.Н. Кожемякина, родители (законные представители) воспитанников средней группы «Лучики» детей с ОВЗ.
Ход мастер-класса
I. Теоретическая часть
- Что такое речевое дыхание?
- Рекомендации по соблюдению условий проведения упражнений на развитие дыхания и целенаправленной воздушной струи.
Вступительная беседа
Добрый вечер, уважаемые родители!
«Дыхание – основа жизни.
Правильное дыхание – основа
Здоровья и долголетия»
К.С. Станиславский
Сегодня я хочу рассказать Вам, что такое речевое дыхание и зачем нужно его развивать.
Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.
У детей дошкольного возраста речевое дыхание несовершенно, у детей, имеющих ослабленный вдох и неправильный речевой выдох, как правило, нарушено звукопроизношение.
Дети не умеют рационально использовать вдох и выдох, что отрицательно влияет на развитие речи детей.
Правильному речевому дыханию детей можно обучить. Обучение проводится в игровой форме.
Правильное дыхание – это основа жизни и здоровья. Плавный длительный выдох – это энергетическая основа и важнейшее условие правильной речи. В норме у ребенка одновременно с развитием речи вырабатывается правильное речевое дыхание. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков. Правильное дыхание является базой для развития правильной речи. У детей с нарушениями речи соответственно нарушено речевое дыхание. Для формирования правильного речевого дыхания используем дыхательную гимнастику, которая формирует направленную воздушную струю.
- Практическая часть
- Знакомство с пособиями, представленными на выставке «Игры для развития речевого дыхания» и наглядная демонстрация способов работы с ними.
2. Усвоение приемов работы с игровыми пособиями по развитию дыхания.
- теперь я хочу познакомить Вас с играми, представленными на выставке, которые помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную целенаправленную струю воздуха.
Рассмотрим приёмы (приглашаю родителя и ребенка, выполнить данные упражнения).
Мыльные пузыри самый простой и отличный инструмент для формирования направленной воздушной струи, дети часто любят ловить и лопать пузыри, а тут мы просим ребенка подуть пузыри, при этом акцентируем внимание на то, что губки должны быть вытянуты вперед, как хоботок у слоника, вы показываете как выполнять, затем ребенок продолжает.
Ветряные мельницы (крутилки, вертелки, пропеллеры) предлагаем ребенку подуть и завести моторчик, все довольно очень просто, если есть несколько цветов, ребенок имеет право выбора, а какой ты сегодня хочешь цвет, усложнение – отодвинуть дальше от себя, сложнее дуть.
Перышки (снежинки, бабочки, листики) положить на ладошку и его запустить, усложнение – запускать так чтобы оно не падало.
Паучок предложить ребенку сделать вдох носом и выдохнуть на паучка, при этом щеки не надувать, губы трубочкой. Дуть через трубочку. Под воздействием воздушной струи паучок будет двигаться.
Аэрофутбол просим ребенка загнать мяч в ворота, для ребенка это не так просто, как кажется, мяч легкий и может легко лететь мимо ворот, можно одному, либо вдвоем.
Аэробол положите шарик в отверстие и плавно подуйте в трубочку, чтобы шарик парил в воздухе, опускайте и поднимайте шарик, усложнение – кто дольше продержит шарик в воздухе.
Кружки предложить ребенку остудить горячий чай, носом вдох –выдох ртом, дуем на пар (на полосочки, чтобы они шевелились).
Дети необходимо дуть на полосочки (волосы), чтобы они развивались по ветру.
Бабочки дуем на бабочек.
Животные берем ватку (косточку) и дуем в пустое место (будку).
Цветочек дуем на бабочку, смотрим как она летит с цветка (тучка-капелька, листочек-божья коровка, озерцо-рыбка).
- Заключительная часть
- Изготовление пособия для развития речевого дыхания своими руками.
- Обсуждение, обмен мнениями, обратная связь.
Предлагаю совместно с ребенком сделать речевой тренажёр «Весёлый петушок» для дыхательной гимнастики.
У вас на столах есть чек-лист по изготовлению тренажёра и необходимый материал для этого. Выполняем.
Оборудование: бумажный стаканчик, пластиковая трубочка, полиэтиленовая перчатка, фетр (красный и черный), двусторонний скотч, разноцветные перья, резиночка, ножницы.
1. Берем перчатку и скотч. Сначала нарезаем тонкие 4 полоски скотча и наклеиваем с одной стороны на каждый палец перчатки, кроме большого. На каждую полоску скотча прикрепляем перо. Готов разноцветный красивый хвост петушка.
2. Теперь делаем голову петушка на большом пальце. Вырезаем из красного фетра гребешок и бородку; из черного - глаз. Прикрепляем скотчем.
3. Делаем ножницами в стакане отверстие, вставляем в отверстие трубочку.
4. Сверху стакана надеваем перчатку, закрепляем резиночкой.
Наш тренажёр готов.
Сейчас мы его испробуем: сделать глубокий вдох через нос подуть в трубочку наша перчатка начнёт надуваться, (необходимо, прежде всего, сформировать у детей плавный ротовой выдох).
Сделанный тренажёр забирают домой для выполнения дыхательной гимнастики.
Однако помните, что дыхательные упражнения быстро утомляют детей, могут вызвать головокружение, поэтому они должны быть ограничены во времени (3-5 минут).
Сегодня я познакомила Вас с играми и упражнениями, которые помогут вам в работе с детьми, развивая речевое дыхание. Ведь мама многое может сделать для своего ребёнка. Тем самым создать условия для успешности своего малыша в развитии речи.
Вы молодцы, хорошо справились с заданиями!
Скажите, пожалуйста, изменилось ли у вас мнение о понимании проблемы, улучшились ли знания, умения и навыки?
Что для вас сегодня было новым?
Что было интересным?
Удачи вам на трудном пути формирования и развития речи ваших детей.
Раздача буклетов «Игры для развития речевого дыхания»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель дыхательных упражнений: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка. ПИРАТСКАЯ РЫБАЛКА . ВДЫХАЯ ВОЗДУХ ЧЕРЕЗ КОКТЕЛЬНУЮ ТРУБОЧКУ ПОДНИМАЕМ КАРТИНКУ, ЗАДЕРЖИВАЕМ ДЫХАНИЕ И ПЕРЕНОСИМ ВЕЩИ ПИРАТА С ОДНОЙ ТАРЕЛКИ «МОРЕ» НА ДРУГУЮ ТАРЕЛОЧКУ -«СУШУ» И ВЫДЫХАЕМ. 2 . ПРИВЕДИ КОРАБЛЬ В ГАВАНЬ В ТАЗ С ВОДОЙ ОПУСКАЕМ КОРАБЛЬ. ЧЕРЕЗ КОКТЕЛЬНУЮ ТРУБОЧКУ ДУЕМ НА КОРАБЛЬ ТАК, ЧТОБ ОН НАЧАЛ ДВИЖЕНИЕ В НУЖНОМ НАПРАВЛЕНИИ. ДО ТЕХ ПОР, ПОКА ОН НЕДОСТИГНЕТ ЦЕЛИ. НАПРИМЕР, КАРТИНКИ НА ПРОТИВОЛОЖНОЙ СТОРОНЕ БЕРЁМ КОКТЕЛЬНЫЕ ТРУБОЧКИ И НАЧИНАЕМ ДУТЬ ЧЕРЕЗ НИХ В ТАЗ С ВОДОЙ. ДЕТЯМ ПОСТАРШЕ МОЖНО ДОБАВИТЬ В ВОДУ ШАМПУНЬ, ЧТОБ ПОЛУЧАЛИСЬ МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРЬКИ 4. ФУТБОЛ ДУЯ НА МЯЧ ЧЕРЕЗ КОКТЕЛЬНЫЕ ТРУБОЧКИ, СТАРАЕМСЯ ЗАГНАТЬ ЕГО В ВОРОТА СОПЕРНИКА 3. БУРЯ НА МОРЕ 5. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НЕБУ И ПО СУШЕ ИЗОБРАЖАЕМ ПОЛЕТ НА САМОЛЕТЕ. РУКИ В СТОРОНУ И ПОЛЕТЕЛИ : УУУУУ. ПЕРЕСАЖИВАЕМСЯ В АВТОМОБИЛЬ. «КРУТИМ РУЛЬ» И ИЗОБРАЖАЕМ СИГНАЛ: БИ-БИ-БИ. ДАЛЕЕ ЕДЕМ НА ПОЕЗДЕ. ИЗОБРАЖАЕМ РУКАМИ КАК РАБОТАЮТ И СТУЧАТ КОЛЕСА ПРИ ПОМОЩИ ЗВУКА: ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ. А ТЕПЕРЬ ПОДАДИМ СИГНАЛ РУКАМИ И ЗВУКОМ: ТУ-ТУ-ТУ! ВОТ И ПРИЕХАЛИ В НАЗНАЧЕННЫЙ ПУНКТ. 6. ЗАДУЙ СВЕЧУ НА ТОРТЕ СДЕЛАТЬ ГЛУБОКИЙ ВДОХ НОСОМ И ПОСТАРАТЬСЯ ЗАДУТЬ КОРОТКИМИ ОТРЫВИСТЫМИ ВЫДОХАМИ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ВО ВРЕМЯ ПРОЦЕССА ЗАДУВАНИЯ ДОБИРАТЬ ВОЗДУХ НЕЛЬЗЯ. 7. ПОЗДРАВЛЕНИЕ ИМЕННИНИКА ДУЕМ В ДУДОЧКИ, СВИСТЕЛКИ, ГУДЕЛКИ. МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ, СДУВАЕМ С ЛАДОНИ СЕРПАНТИН.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Дыхание – основа жизни. Правильное дыхание – основа з доровья и долголетия» К.С. Станиславский Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков и голоса.
Пособия для развития речевого дыхания
Изготовление речевого тренажёра «Весёлый петушок»
Чек-лист по изготовлению речевого тренажёра «Весёлый петушок» Оборудование: бумажный стаканчик, пластиковая трубочка, полиэтиленовая перчатка, фетр (красный и черный), двусторонний скотч, разноцветные перья, резиночка , ножницы. 1. Берем перчатку и скотч. Сначала нарезаем тонкие 4 полоски скотча и наклеиваем с одной стороны на каждый палец перчатки, кроме большого. На каждую полоску скотча прикрепляем перо. Готов разноцветный красивый хвост петушка. 2. Теперь делаем голову петушка на большом пальце. Вырезаем из красного фетра гребешок и бородку; из черного - глаз. Прикрепляем скотчем. 3. Делаем ножницами в стакане отверстие, вставляем в отверстие трубочку. 4. Сверху стакана надеваем перчатку, закрепляем резиночкой . Наш тренажёр готов.
Б уклет «Игры для развития речевого дыхания»
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Развитие речи и речевого дыхания посредством игр-упражнений"
Программное содержаниеЦель. Развивать речь дошкольников (обеспечивать нормальное звукообразование, громкость речи, соблюдение пауз, сохранять плавность речи и ее интонационную выразительнос...

Мастер - класс «Игры для развития речевого дыхания у детей с ОНР в ДОУ»
Цель мастер – класса: Создать условия для овладения воспитателями ДОУ игровой технологией для развития плавного длинного речевого выдоха.Задачи: Познакомить воспитателей с понятием «речево...
Мастер класс для педагогов "Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста с ОНР"
Добрый день, уважаемые педагоги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Здоровье сберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с наруш...

Мастер-класс для воспитателей "Развиваем речевое дыхание с помощью игр и тренажеров"
laquo;Развиваем речевое дыхание: обзор эффективных игр и тренажеров»...

Мастер - класс для родителей "Развитие речевого дыхания"
Мастер - класс для родителей "Развитие речевого дыхания"...
Мастер-класс для родителей "Развитие речевого дыхания у детей с ОНР "Новогодние колокольчики"
Мастер-класс для родителей на тему:«Развитие речевого дыхания у детейдошкольного возраста с ОНР «Новогодние колокольчики»»Цель: Информирование родителей о значимости работы по ...
Мастер -класс для педагогов "Развитие речевого дыхания у дошкольников."С презентацией
Когда малыш появляется на свет, он практически беспомощен. Но его окружают любимые люди, которые с первых дней его жизни учат малыша говорить. Да я не ошиблась. Вспомните, как мы улыбаемся деткам ,пок...