Развитие речи через сказку.
статья по логопедии (младшая группа)
Статья на тему: Развитие речи через сказку
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.01 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие речи детей через сказку»
Актуальность выбранной темы подтверждается научно – обоснованными медицинскими и психологическими данными о возросшем количестве детей с тяжёлой сочетанной патологией и недостатком развития психо - эмоциональной сферы.
За основу в своей работе я беру Федеральную Образовательную программу, стремлюсь реализовать поставленные в ней задачи. При этом учитываю принципы, определённые «Концепцией дошкольного воспитания», а также руководствуюсь нормативными документами:
-Закон РФ об образовании;
- Конвенция ООН о правах ребёнка;
- Рекомендации по обновлению педагогического процесса.
На их основе вношу изменения и дополнения в свою педагогическую деятельность.
Принимая положение конвенции о гумманизации работы, нахожу приемлемой для себя педагогику сотрудничества с детьми, личностно-ориентированную модель взаимодействия.
Основной своей целью считаю создание эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий (психологических, интеллектуальных, физических) для реализации неповторимой индивидуальности ребёнка, его творческих способностей.
Задачи:
- формировать у детей умение слушать, сопереживать, анализировать поступки героев;
- развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развивать грамматический строй, связную и выразительную речь, работать над звукопроизношением;
- развивать представления об окружающем мире;
- развивать память, внимание, воображение, индивидуальные творческие способности воспитанников, используя русские народные сказки;
- воспитывать интерес и любовь к русскому народному творчеству, доброжелательное отношение к героям сказок;
- формировать умение правильно отвечать на поставленный вопрос по содержанию
- формировать навыки пересказа понравившегося отрывка по ролям, с продолжением.
- обучать детей играм-драматизациям по сказкам.
Старинная мудрость гласит: «Никого ничему нельзя научить, но всему можно научиться», И, действительно, если человек не испытывает желания и потребности постичь что то новое, бесполезно вбивать ему это в голову. А что уж говорить про малышей! Младший возраст-необычайно важный этап в развитии ребёнка, это время, когда ребёнок растёт и развивается, с интересом познаёт окружающий мир.
Многие дети приходят в детский сад с проблемами речевого развития. Это малыши, как правило, соматически ослабленные, имеющие в анамнезе родовую травму, состоящие на учёте у невролога, большинство не владеющие речью. Адаптация у таких детей чаще всего проходит долго и сложно. Диагностические данные детей логопедической группы подтверждают у них нарушение всех основных частей языковой системы, нарушение внимания, памяти, недостаточно сформированное словесно-логическое мышление. Все перечисленные процессы теснейшим образом связаны с речевой функцией, поэтому подбор эффективных методов, стимулирующих речевую активность детей, можно считать основной задачей. Для ребёнка младшего дошкольного возраста общение со взрослым является необходимым условием его полноценного развития.
С развитием эпохи современных компьютерных технологий, телевидения, наблюдается тенденция снижения интереса как взрослых, так и детей к чтению художественной литературы. Зачастую родители заменяют чтение компьютерными играми, просмотрами различных телевизионных программ или мультфильмами. Такая альтернатива негативно сказывается на развитии детей, в том числе на развитии речи. Необходимо объяснять родителям дошкольников, какую роль играет сказка в жизни детей, как можно использовать сказки в общении с ребёнком. Сказка для детей-это особый мир, источник представлений о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказка является эффективным средством развития речи у детей младшего возраста.
Оказывая на ребёнка целенаправленное воздействие, обучая в игре, можно достичь высокого уровня развития творческих, мыслительных способностей, восприятия, воображения и т.д. В этот период речь взрослого особенно привлекает малыша. Дети начинают слушать более длинные сказки, изъявляют желание познакомиться с новыми произведениями и встретиться с уже знакомыми героями ещё и ещё. Уже само чтение создаёт благоприятные условия для эмоционального контакта с детьми. Они затихают, улыбаются, просят читать дальше. Этот момент является чрезвычайно важным для зарождения интереса и любви к художественному слову. Язык сказок очень ритмичен, он даёт детям много поэтического наслаждения, облегчает восприятие. Они с удовольствием вслушиваются в звучание народной речи, улавливают богатство оттенков слов: травка, травушка-муравушка, водичка студёная…
Вот тут своевременно упомянуть всем нам знакомое волшебное слово «мотивация». В младшем возрасте очень важна игровая мотивация на всех занятиях. Игровую мотивацию может обеспечить красивая книжка (давайте заглянем), герои сказок(игрушки), загадки (поищем отгадку в сказке).
Необходимо создавать в группе такие условия, в которых дети и персонажи как бы сближаются, вступают в контакт друг с другом.
И тут наши знакомые герои сказок, потешек приходят к нам на помощь. Мы лепим крошки для петушка и дорожку для Колобка, украшаем переднички для Внучки и Бабки, в подвижных играх имитируем движения Лисички-сестрички, Лягушки-квакушки, косолапого Мишки, поём им песни.
В режимных моментах сказочные персонажи тоже незаменимы. Ласковый зайка поможет мне поздороваться с ребёнком утром, помашет вместе с ним маме из окошка. Лисичка научит мыть руки и одеваться. Замкнутому, нерешительному ребёнку часто такое опосредованное общение через игрушку даётся легче, чем напрямую с воспитателем.
В нашей группе собран универсальный набор персонажей кукольного театра, который можно использовать для многих сказок. Куклы сшиты руками родителей, некоторые мы смастерили сами. Все они успешно используются, как для показа сказок, так и для опосредованного общения через них с детьми на занятиях и в режимных моментах. Мои дети с удовольствием выполняют действия с игрушкой; вступают с ней в разговор, стараясь проявлять речевую активность. Такое общение через знакомый персонаж позволяет решить множество задач: создаёт непринуждённую обстановку, что очень важно для развития речевой коммуникации, а так же вызывает повышенный интерес к ознакомлению с новым предметом, ускоряет появление самостоятельной речи у детей.
Уже не первый год я использую в работе с детьми излюбленные произведения русского фольклора: «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Козлята и волк», «Коза-дереза», «Про бурого мишку и мышку-вертушку», «Заяц-хваста». Сказки эти очень любимы детьми. Тексты их, на первый взгляд, просты и наивны, но малышам они очень нравятся.
Детям легче воспринимать рассказ, чем чтение, поэтому для первого знакомства со сказкой я предпочитаю рассказывание. Сначала перечитываю сказку несколько раз, чтобы выучить её наизусть и точно понять характер действующих лиц, подобрать соответствующие интонации, чтобы их раскрыть.
Рассказывать детям сказку стараюсь так, чтобы у каждого создалось впечатление, что сказку рассказывают только ему, не одёргиваю, не делаю замечаний (только небольшие остановки, паузы). Использую жесты, мимику, слежу за тем, чтобы дети не напугались. Чтобы детям было интереснее, я использую сюрпризные моменты (надеваю очки и платок-бабушка Ариша, надеваю на руку учёного кота-игрушку, достаю сказку из волшебного сундучка, включаю таинственную волшебную музыку).
Иногда рассказываю сказку во второй, в третий раз на занятии. Это не надоедает детям, поскольку я обеспечиваю их активность во время слушания: предлагаю выполнить имитационные движения (они показывают, какая большая выросла репка, как её тянут-потянут, как дет яичко бил-бил, как насупился Михайло Иванович и топнул ногой и т.д.), поощряю попытки ребят инсценировать или драматизировать отрывок из сказки.
Помятуя о том, что «наглядность -это золотое правило дидактики», особенно ответственно подхожу к изготовлению настольных игр по сказкам и их персонажам, показываемых на фланелеграфе. Стараюсь рисовать героев выразительными, понятными, придумываю двойное изображение (когда персонаж дополняется атрибутом на липучке). Например: козе дети могут «дать» корзину с травкой или молоток, петушку-гармошку, козлику «надеть жакет.
Хотелось бы затронуть и такой аспект, как воспитание добрых чувств посредством сказки. Нет необходимости убеждать в важности этого аспекта: всем понятно, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Вспомним, что это понятие достаточно ёмкое. Каким мы представляем доброго человека-любящим помогать другим, подельчивым, умеющим сочувствовать, сопереживать. В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. По многим причинам дети любят героев, они становятся им родными, а значит, могут стать примером для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства в нужное русло.
И тут я бы хотела отметить важный момент. Да, мы всегда обговариваем с детьми поступки персонажей. Они очень легко и быстро соглашаются: волк-плохой, он хотел съесть козлят, лиса-тоже, она выгнала зайку из избушки, петушок-хороший, он помог зайке. Считается, что дети младшего возраста могут воспринимать героев только однозначно, я стараюсь подводить ребят к мысли, что нет однозначно плохих или хороших персонажей (людей), а есть плохие и хорошие поступки. Вот лисичка съела Колобка, плохо, конечно, но она была голодная, а потом его выплюнула, потому что он был чёрствый. Тем более в группе всегда найдётся хоть один ребёнок, который пожалеет Колобка, ещё до моих объяснений. «Лисички все разные в сказках, а какая нравится тебе?» Конечно та, которая помогла Алёнушке. Всегда поощряю правильные ответы детей. Ни одно доброе дело в группе не обходится без похвалы. У нас есть «Мешочек добрых дел», каждый хороший поступок складывается туда, как драгоценный камешек. Развести в стороны хорошие и плохие поступки, явления-значит сделать ещё один шаг в формировании добрых чувств (пусть пока на уровне представлений). В этом мне ещё помогают ск4азки К.И. Чуковского. Многим детям дома читают его стихи, скорее, чем сказки. И глупо было бы упускать воспитательную возможность его замечательных произведений. Я придумала игру «Как изменился герой сказки?» Бармалей, Федора, чумазый мальчишка и сам Мойдодыр-вначале все выглядят не особенно приятными, добрыми и привлекательными, зато потом… Детям очень нравится игра, они замечают малейшие нюансы (Бармалей злой, у него на поясе кинжал, а вот он добрый, даже побрился). Попутно, естественно вспоминается и текст, который больше всего соответствует картинке.
Игры «Как изменился герой сказки?» и «Узнай героя сказки» являются для меня диагностическими, так как позволяют определить, каких успехов удалось достичь на год.
Все сказки, с которыми я знакомлю детей в течение года, представлены как театр на фланелеграфе, настольный театр, книжки-раскладушки из серии «Живое чтение» (одну и ту же сказку можно рассказать много раз, по разному располагая липкие картинки). Кроме того, к сказкам мною подготовлены развивающие игровые задания, которые помогают детям не только лучше запомнить содержание, но и закрепить программные лексические темы. Все пособия используются как на занятиях, так и в индивидуальной работе с детьми.
Разработка стремится восполнить пробелы в методической литературе, касающейся работы с детьми младшей речевой группы.
К каждой сказке подобраны дидактические игры, в том числе несколько авторских, подвижные игры, пальчиковая гимнастика и занятия по продуктивной деятельности (лепка, аппликация, рисование). Дидактические и развивающие игры успешно используются как на занятиях, так и в индивидуальных занятиях с детьми. Подвижные игры подходят для проведения в помещении и на свежем воздухе, побуждают детей к активной игровой деятельности, развивают инициативность, подражательность, имитационные способности. Пальчиковая гимнастика направлена на развитие тонких движений пальцев, а значит, и речи. Её можно использовать для занятий с одним ребёнком или с группой детей в свободные минуты (например, перед обедом), в вечерний отрезок времени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие речи через сказку."
Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности....

НОД по развитию речи через театрализованную деятельность Во второй младшей группе «Сказка за сказкой» «Колобок»
Цель: Дать представления у детей младшего дошкольного возраста о разных видах театра....
«Развитие речи через сказку.»
Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учрежден...

Опрос для родителей «Любите ли вы театр?» и анкета для родителей «Как Вы развиваете речь ребенка?» по проекту развитие речи через театрализованную деятельность во 2 младшей группе «В гостях у сказки»
Цель: привлекать родителей к активному участию в проектной деятельности детей....

Отчет по проекту "Развитие речи через сказку"
Речь является главным средством общения. Известно, что интеллектуальное развитие ребенка зависит от уровня его речевого развития. Чем раньше начета активная работа по стимуляции развития ребенка, тем ...


