"Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР старшего дошкольного возраста"
материал по логопедии
"Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР старшего дошкольного возраста"
Скачать:
Предварительный просмотр:
"Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР старшего дошкольного возраста"
Система коррекционной помощи детям с отклонениями начала складываться в России с конца 60-х годов XX века. За определённый период до этого был принят ряд нормативно-правовых актов, которые способствовали проведению комплексного изучения детей с нарушениями речи, разработке научных основ дифференцированной сети специализированных учреждений и системы воспитания и обучения данной категории детей.
Н. Н. Малофеев (1996 г.) дал научный анализ развития государственной системы специального образования в России. Комплексное изучение детей с опорой на клинико-психологическую диагностику позволило создать научную базу для развития специальных дошкольных и школьных учреждений. Понимание структуры речевого дефекта позволило не только установить точный диагноз, но и определить тип специального учреждения и методы коррекционно-воспитательной работы с ребёнком.
По итогам большой работы органов образования и здравоохранения были выявлены и поставлены на учёт дети разных возрастов, нуждающиеся в специальном обучении и коррекции. При массовых детских садах создали отдельные экспериментальные группы, затем отдельные детские сады и ясли-сады для детей с речевыми нарушениями.
В настоящее время в рамках инклюзивного образования в детских садах дети с нарушениями речи находятся в группах с детьми без речевых отклонений и получают помощь учителя-логопеда и психолога. К основным задачам логопедического обучения этой категории детей относятся не только коррекция самого дефекта, но и подготовка к овладению грамотой и школьному обучению, развитие дошкольника как личности. Именно поэтому такое важное значение придаётся совместной работе учителя-логопеда и других специалистов в дошкольных учреждениях, прежде всего учителя-логопеда и воспитателей.
О работе в тесном контакте с учителями, воспитателями и другими педагогическими работниками говорится прежде всего в «Должностной инструкции учителя-логопеда» в Едином квалификационном справочнике.
Организация коррекционно-логопедической работы с детьми с ОНР, совместная работа учителя-логопеда и воспитателя в ДОУ планируется и реализовывается с учётом основных нормативных документов:
- Декларации прав ребёнка и Конвенции о правах ребёнка;
- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» (2012г.);
- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (2013г.);
- Образовательной программы дошкольного образования учреждения;
- Специальных программ логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей.
Основополагающим документом здесь является ФГОС ДО [38].
Новый образовательный стандарт определяет сеть дошкольных учреждений как учреждения начального уровня в системе общего образования.
В нём говорится, что содержание Программы воспитания и образования дошкольного учреждения должно обеспечивать развитие личности, способностей детей (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области:
– социально-коммуникативное развитие;
– познавательное развитие;
– речевое развитие;
– художественно-эстетическое развитие;
– физическое развитие.
Конкретное содержание этих образовательных областей должно реализовываться в определённых видах деятельности детей в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.
Сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе с детьми с ОНР должно проявляться прежде всего в области «Речевое развитие», потому что первоочередная задача здесь — исключение речевого недоразвития, формирование у дошкольников связной речи. Тем более, что овладение родным языком является одним из основных элементов формирования ребёнка как личности.
zero.kupikod.com
Ты попал на счастливые
часы для новых
пользователей!
Только сейчас можно пополнить
Steam без комиссии и без подписки
на KUPIKOD
Развитие связной речи обучающихся проходит в соответствии с программой и целевыми ориентирами Федерального стандарта.
Задачи речевого развития в ФГОС ДО:
– овладение речью как средством общения и культуры;
– обогащение активного словаря;
– развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
– развитие речевого творчества;
– развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
– знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
– формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Необходимо также охватить и другие образовательные области, потому что это будет способствовать и развитию связной речи у детей с ОНР, и помогать решать задачу всестороннего гармонического развития личности каждого ребёнка.
В современной методической литературе отмечается, что совместная работа учителя-логопеда и воспитателя в коррекционном процессе по развитию связной речи дошкольников по новому государственному стандарту должна проводиться по следующим направлениям:
1) своевременное обследование детей с целью выявления уровня их психического развития, особенностей памяти, мышления, внимания, воображения, речи;
2) обеспечение гибкости педагогического воздействия на учащихся с учётом изменяющихся возможностей учащихся на основе коррекционной работы;
3) планирование индивидуальной работы с каждым ребёнком;
4) развитие познавательных интересов, познавательной активности у детей с ОНР на основе освоения окружающей действительности;
5) овладение детьми коммуникативными средствами общения.
Это взаимодействие должно проявляться также при организации личностного подхода к детям. Необходимо помнить о создании следующих педагогических условий:
1) видеть в каждом ребёнке уникальную личность;
2) проектировать ситуации успеха для каждого ребёнка в учебно-воспитательном процессе;
3) изучать причины незнания материала и устранять их.
В современных методических системах при разных подходах к формированию связной речи детей с ОНР обязательно отмечается необходимость тесной связи в коррекционной работе учителя-логопеда и воспитателей, так как развитие связной речи у дошкольников с ОНР осуществляется и на специально организованных занятиях, и в повседневной жизни.
К сожалению, сейчас в методической литературе и нормативных документах отсутствуют единые требования к организации совместной работы учителя-логопеда и воспитателя в дошкольных учреждениях. Наблюдается сложность в распределении запланированной коррекционной работы в рамках рабочего времени и требований СанПиН. Отсутствует чёткое деление функций учителя-логопеда и воспитателя, хотя в практической деятельности оно всё-таки складывается. У учителя-логопеда и воспитателя редко бывает возможность взаимопосещения занятий в разновозрастных группах.
Рассмотрим более подробно, в чём состоит преемственность логопеда и воспитателей в работе по развитию связной речи у дошкольников с ОНР.
Основные цели этой деятельности:
– повышение эффективности коррекционно-образовательной работы;
wildberries.ru
Больше информации
на сайте рекламодателя
– исключение дублирования воспитателем занятий учителя-логопеда;
– адекватный подбор форм, методов, приёмов и средств коррекционно-педагогической деятельности учителя-логопеда и воспитателя, нацеленных как на всю группу детей, так и отдельного ребёнка.
В скоординированной деятельности учителя-логопеда и воспитателя выделяются два направления: коррекционно-воспитательное и общеобразовательное. Потому главные задачи такого сотрудничества заключаются в следующем:
– логопед формирует первичные речевые навыки у детей с речевыми отклонениями;
– воспитатель закрепляет их.
При этом ведущая роль в коррекционной работе принадлежит учителю-логопеду.
Основные формы организации совместной деятельности логопеда и воспитателя:
– совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в дошкольном учреждении и составление совместного плана работы на текущий период по всем направлениям. Воспитателю необходимо знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит учитель-логопед, так как правильное планирование занятий воспитателя обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей;
– обсуждение и выбор форм, методов и приёмов коррекционно-развивающей работы;
– оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении;
– взаимопосещение занятий и совместное проведение интегрированных комплексных занятий;
– еженедельные задания логопеда воспитателю;
– обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни;
– совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его);
– разработка общих рекомендаций для родителей. На родительских собраниях совместно с логопедом воспитатель должен разъяснить родителям необходимость создания мотивации ребенка к занятиям дома, проведения с ним занятий вне детского сада. Воспитатель и логопед могут провести с родителями специальные индивидуальные консультации, ознакомить их с литературой для занятий с детьми дома.
Функции учителя-логопеда и воспитателя разделяются следующим образом.
Функции учителя-логопеда | Функции воспитателя |
1.Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них. 2.Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи. 3.Работа по коррекции звукопроизношения. 4.Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. 5.Работа по коррекции слоговой структуры слова. 6.Формирование послогового чтения. 7.Ознакомление с новыми лексико-грамматическими категориями и усвоение их. 8.Обучение связной речи — развёрнутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся, грамматически правильных предложений. 9.Профилактика дисграфии и дислексии. 10.Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логического мышления, памяти, внимания, воображения. | 1.Учёт лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели. 2.Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов. 3.Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики. 4.Системный контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов. 5.Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения детей. 6.Формирование связной речи: заучивание различных текстов наизусть, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составление всех видов рассказывания. 7.Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию учителя-логопеда. 8.Формирование графических навыков по заданию учителя-логопеда. 9.Развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале. |
В начале учебного года учитель-логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей, обращает их внимание на особенности поведения, характер детей. Называет сроки и продолжительность этапов коррекционной работы, намечая результаты, которых следует достигнуть к концу того или иного периода обучения. В течение всего учебного года может систематически информировать об изменении требований, предъявляемых к речевому развитию детей на разных этапах обучения [3].
Н. В. Нищева в «Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» посвятила целый раздел совместной деятельности логопеда и воспитателя в работе по развитию связной речи этой категории детей [24].
Она отмечает, что в календарных планах воспитателей в начале каждого месяца учитель-логопед должен указать лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы на этот период. Обязательно перечислить фамилии детей, которым воспитатели должны уделить особое внимание в первую очередь.
В еженедельные задания учителя-логопеда воспитателю Н. В. Нищева предлагает включить следующие разделы:
– логопедические пятиминутки;
– подвижные игры и пальчиковую гимнастику;
– индивидуальную работу;
– рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.
РЕКЛАМА
Анатомический матрас Basic iComfort Plus Askona
Скидка до 90% на товары Аскона. Чёрная пятница до 16 ноябряЕщё 2 дня
Логопедические пятиминутки служат для логопедизации занятий воспитателя, для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми учителем-логопедом. Всего в неделю допускается проводить две-три пятиминутки. В них обязательно должна учитываться изучаемая лексическая тема. Учитель-логопед не только даёт здесь рекомендации воспитателю, но и может предложить материалы и пособия для их проведения.
Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика очень важны для детей с ОНР. Они необходимы для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Физкультминутки на занятиях, подвижные игры на прогулке, в свободное время во второй половине дня, проводятся воспитателями тоже в рамках изучаемой лексической темы. «Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребёнка к значению слова» [24].
Подвижные игры с использованием стихотворных текстов позволяют расширить словарь детей, что является предпосылкой для усвоения программы по русскому языку при дальнейшем обучении.
При планировании индивидуальной работы учитель-логопед рекомендует воспитателю работу с 2–3 детьми в день по разделам программы, в которых они особенно испытывают трудности. Воспитателю необходимо в течение недели хотя бы один раз позаниматься индивидуально с каждым ребёнком.
Воспитателям очень сложно учесть особенности общего и речевого развития детей с речевой патологией. Им часто трудно бывает подобрать наглядно-дидактический или литературный материал к занятиям. Пользуясь Примерным перечнем художественной литературы и иллюстративного материала для каждой из возрастных групп, помещённом, например, в пособии Н. В. Нищевой «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР», учитель-логопед рекомендует для каждой недели список необходимого материала и литературы [24].
Совместные интегрированные занятия учителя-логопеда и воспитателя лучше проводить как обобщающие, итоговые, один раз в месяц. На этих занятиях дети учатся общаться друг с другом, а это способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря [24].
Все эти формы работы позволяют осуществить преемственность в работе логопеда и воспитателя по развитию связной речи у детей с ОНР.
Очень большое значение для таких детей в детском саду, в логопедической группе, имеет эмоциональная обстановка. Положительная атмосфера в детском коллективе помогает сглаживать отрицательные переживания, которые присутствуют у таких детей из-за речевой неполноценности, укреплять их веру в свои возможности, усиливать интерес к занятиям. Потому и воспитатель, и учитель-логопед должны иметь достаточные знания в области возрастной психологии, индивидуальных психофизических различий у детей дошкольного возраста.
Таким образом, залогом успешной коррекционной деятельности по преодолению нарушений при формировании связной речи у дошкольников с ОНР является взаимосвязанная работа всех специалистов образовательной организации, в первую очередь — учителя-логопеда и воспитателя.
Литература:
- Ахутина, Т. В. Ахутина, Т. В. Порождение речи: нейролингвистический анализ синтаксиса / Т. В. Ахутина. — Изд. 3-е. — Москва: URSS, 2008. — 213, [2] с.: схемы, табл.; 22 см.; — ISBN 978–5–382–00615–4 — Текст: непосредственный.
- Волкова, Л. С. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высш. учебн. заведений/ Под ред. Л. С. Волковой. — 5-ое изд., перераб. и дополн. //Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. — 703 с. — ISBN 978–5–691–01357–7. — Текст: непосредственный.
- Глухов, В. П. Онтогенез речевой деятельности [Текст]: курс лекций: учебное пособие / В. П. Глухов; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет». — Москва: МГПУ, 2017. — 134, [1] с.; 21 см. — ISBN 978–5–4263–0539–7. — Текст: непосредственный.
- Нищева Н. В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет. Методические рекомендации. Конспекты занятий. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. — 80 с.: цв. ил. (Методический комплект программы Н. В. Нищевой). — 240 с. — ISBN 978–5–906852–95–3 — Текст: непосредственный.
- Федеральные государственные образовательные стандарты // Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155. — [Электронный ресурс], режим доступа: https://fgosvo.ru/\
- Дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях.
- Правильная речь - одна из показателей готовности дошкольника к обучению в школе.
- Поиски эффективных приёмов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности и на сегодняшний день.
- Всегда является актуальным вопрос о взаимодействии учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе по преодолению речевых нарушений у детей.
- Как и всё новое это влечёт за собой определённые трудности. Иногда бывает очень трудно скоординировать работу логопеда и воспитателя, чётко разграничить функции каждого.
- Работа воспитателя в логопедической группе имеет ряд особенностей, она кардинально отличается от работы воспитателя массовой группы.
- Итак, давайте попробуем подробнее остановиться на этапах работы логопеда и воспитателя в логопедической группе.
- Первый этап – диагностический
- Воспитатель
- Сообщает логопеду результаты своих наблюдений за ребёнком в различных видах деятельности; историю его раннего развития и условия семейного воспитания;
- Проводит диагностику общего развития;
- Воспитатель логопедической группы должен хорошо знать индивидуальные особенности детей с недостатками речи. особенно внимание воспитателя должно быть обращено на детей, имеющих в анамнезе чётко выраженную неврологическую симптоматику и отличающихся психофизиологической незрелостью.
- Логопед
- Проводит ежегодное комплексное логопедическое обследование детей, результаты которого отражаются в речевой карте.
- Второй этап – коррекционный.
- Воспитатель
- -Осуществляет контроль за речью детей на всех видах занятий и во время режимных моментах;
- -Занимается развитием артикуляционной и мелкой моторики;
- -Проводит работу по автоматизации звуков;
- -Способствует совершенствованию грамматических категорий, развитию фонематического слуха и слоговой структуры речи;
- -Проводит необходимую работу с родителями для оптиматизации коррекционного процесса.
- Логопед
- -проводит коррекционные занятия по формированию правильного звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий и связной речи;
- -дает рекомендации по планированию занятий с учетом лексических тем, изучаемых в данный период.
- Коррекционная работа в группе осуществляется под руководством и контролем логопеда, а воспитатель является его активным помощником. Его главенствующая роль во всём педагогическом процессе объясняется тем, что он лучше знает речевые и психологические возможности детей, степень отставания каждого от возрастной нормы, динамику всех коррекционных процессов.
- Остановимся более подробно на основных разделах речевого развития взаимодействия воспитателя и логопеда.
- В первую очередь это работа по формирование правильного звукопроизношения.
- Логопед исправляет нарушения речи, а воспитатель активно участвует в коррекционной работе.
- Воспитатель
- Подготовительный этап
- Проведение артикуляционной гимнастики. Уточнение движений органов артикуляционного аппарата.
- Воспитатель по заданию логопеда закрепляет у детей отработанный логопедом материал. Необходим картинный материал для проведения артикуляционной гимнастики.
- Логопед
- Проведение артикуляционной гимнастики, массаж языка. Отработка опорных звуков для постановки отсутствующих или искажённых звуков.
- Этап появления звуков
- Воспитатель
- Уточнение и закрепление звука, при помощи таблиц с параметрами характеристики звука. Подбираются звуковые символы для закрепления звукоподражаний. Воспитатель закрепляет произнесение звука, фиксирует внимание на правильной артикуляции.
- Логопед
- Постановка звука при помощи специальных приёмов. Последовательная автоматизация звука.
- Этап усвоения звука
- Воспитатель
- Звук автоматизируется в словах, фразах, стихах и свободной речи по заданию логопеда. Работа воспитателя по формированию звукопроизношения требует определённых знаний и умений: знание правильной артикуляции каждого дефектно произносимого звука. У воспитателя на группе должен быть речевой материал по автоматизации исправляемых звуков.
- Логопед
- Автоматизация звука в словах, фразах, стихах и свободной речи через выполнение домашних заданий в тетради.
- Словарная работа
- Пополнение, уточнение и активизация словаря детей проводиться не только на занятиях по развитию речи, но и в процессе всех режимных моментов.
- Воспитатель находиться с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, умывальной комнате, спальне, уголке природы, игровом уголке и других местах, где имеется широкая наглядная база для формирования словарного запаса у детей с ОНР. Работая с детьми в продолжение всего дня, воспитатель имеет возможность многократно активизировать и закреплять новые слова, без чего не может происходить введение их в самостоятельную речь.
- Занятия по лексическим темам воспитателя и других специалистов должны предшествовать занятиям логопеда для создания необходимой познавательной и мотивационной базы для формирования речевых навыков. Например, если запланирована тема «Дикие животные», то воспитатель проводит познавательное занятие, лепку или рисование по теме, дидактические игры, беседы, наблюдения, знакомит детей с произведениями художественной литературы по данной тематике.
- Лексические темы, словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков) намечаются совместно с логопедом. Уточняются с логопедом, какие типы предложений должны преобладать в соответствующий период, а также уровень требований, предъявляемых к самостоятельной речи детей.
- Примерное разграничение функций логопеда и воспитателя в процессе работы по лексической теме
- Логопед
- На групповых занятиях знакомит детей с каждой новой лексико-грамматической категорией, выявляя детей, с которыми необходимо закреплять материал, и осуществлять работу на индивидуальных логопедических занятиях. Руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса дошкольников на занятиях и в свободное от занятий время.
- Логопед
- Проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим и с художественной литературой с учётом лексических тем.
- Пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей в процессе большинства режимных моментов. Систематически контролирует грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними.
- На занятиях по развитию речи все виды работы должны быть обеспечены наглядным материалом. Не следует включать в программу игры и упражнения, лишённые зрительной опоры, особенно на начальном этапе обучения. К этому обязывают речевые трудности детей, особенности их внимания, восприятия и мышления. Естественно, что воспитателю логопедической группы приходится готовить значительно больше пособий, чем коллегам из массовых групп.
- Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда проводятся воспитателем во второй половине дня, сразу же после дневного сна. Это так называемый логопедический час. Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, фамилии которых логопед записал в специальной тетради для вечерних занятий. Такая тетрадь заполняется ежедневно. Очень важно, чтобы во время индивидуального занятия воспитателя с ребёнком все остальные дети их не отвлекали, а были заняты тихими играми. Занятия с детьми лучше проводить в специально оборудованном логопедическом уголке, где установлено зеркало, в котором могут отразиться лица ребёнка и воспитателя. Здесь же хранится картотека по исправлению звукопроизношения. Занимаясь с ребёнком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание всего фонетического материала по тетради должно происходить с обязательным выделением закрепляемого звука голосом. Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребёнка. Все задания ребёнку должны быть знакомые. В вечерние занятия включаются упражнения по отработке артикуляционных упражнений, по автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматических категорий. Количество детей, занимающихся вечером с воспитателем, не превышает 5-6.
- Третий этап – профилактический.
- Воспитатель
- Воспитатели должны создать необходимую предметную среду, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии;
- Организация предметно-развивающей среды, а также повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования речевых нарушений составляют основное содержание деятельности воспитателя в рамках профилактического направления.
- Логопед
- Логопед отслеживает соответствие развивающей среды не только по возрастным потребностям детей, но и структуре речевого дефекта;
- Даёт рекомендации воспитателям по обогащению предметной среды.
- Предметно-развивающая среда в групповом помещении должна соответствовать особым требованиям. Должно быть достаточное количество настольных игр и лото., различных конструкторов, мозаик, различных предметных и сюжетных картинок. В группе должен быть оформлен речевой уголок с дидактическими играми, картотеками, пособиями.
- Опубликовано: 30.07.2020
- Ирина Штельма
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимосвязь учителя – логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей логопедической группы.
Тематическое планирование работы в подготовительной логопедической группе...

Проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
В настоящее время остро стоят проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Одной из причин является отсутствие в ДОУ логопедических групп, где с...

Перспективный план работы учителя-логопеда и воспитателей по развитию речевого дыхания у детей младшего и среднего дошкольного возраста (профилактика речевых нарушений)
Перспективный план работы...

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекции речевых нарушений.
Принцыпы, задачи и направления при организации совместной деятельности музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе с детьми с речевыми нарушениями....

«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста».
Успешное осуществление коррекционно-воспитательной работы предполагает взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя и, что крайне важно, правильное распределение обязанностей между ними....
«Взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей с ТНР»
laquo;Взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей с ТНР»Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевые нарушения привели ...
Доклад «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Успешное преодоление речевых нарушений в условиях коррекционной группы дошкольного образовательного учреждения возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического ...





