Формирование навыков пространственной ориентировки у детей 5-6 лет с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
консультация по логопедии (старшая группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование навыков пространственной ориентировки у детей 5-6 лет с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
1. Введение. Актуальность проблемы
Умение ориентироваться в пространстве – фундаментальный навык, лежащий в основе успешной социализации, обучения и безопасной жизнедеятельности ребенка. Для детей 5-6 лет с ОВЗ (задержкой психического развития - ЗПР, расстройствами аутистического спектра - РАС, тяжелыми нарушениями речи - ТНР) этот процесс сопряжен с серьезными трудностями.
Несформированность пространственных представлений приводит к:
* Трудностям в обучении: проблемы с чтением и письмом (путают буквы, пишут зеркально), счетом, пониманием условий задач.
* Бытовой дезориентации: ребенок может заблудиться в знакомом здании, не найти свою группу, шкафчик.
* Социальным сложностям: неуверенность в себе, страх новых помещений, трудности в общении со сверстниками в подвижных играх.
Нарушениям моторного развития: неуклюжесть, проблемы с координацией.
Таким образом, целенаправленная работа по развитию пространственной ориентировки является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.
2. Особенности пространственных представлений у детей с ОВЗ 5-6 лет
В зависимости от структуры нарушения, трудности могут проявляться по-разному:
При ЗПР: фрагментарность представлений, трудности вербализации пространственных отношений (путают предлоги «в», «на», «под», «над»).
При РАС: нарушение целостного восприятия пространства, возможны страхи, ригидность (ребенок хочет ходить только одним маршрутом), игнорирование препятствий.
При ТНР: прямая связь между речью и мышлением – безвербальные задания могут выполняться успешно, но обозначить словами расположение предметов ребенок не может.
Общие для многих нарушений черты: несформированность схемы собственного тела, трудности в определении направлений («справа-слева»), низкий уровень развития зрительно-пространственного гнозиса и праксиса.
3. Основные направления и этапы работы
Работа должна быть системной и проходить в несколько этапов:
1. Ориентировка «на себе»: Освоение схемы собственного тела. Ребенок учится показывать и называть части тела, определять правую и левую сторону.
2. Ориентировка «от себя»: Определение расположения объектов по отношению к себе (впереди, сзади, слева, справа).
3. Ориентировка в окружающем пространстве: Определение взаимного расположения предметов друг относительно друга (стул стоит справа от стола, мяч лежит под столом).
4. Ориентировка на плоскости (листа, стола): Понимание верхнего/нижнего, левого/правого края, центра листа.
5. Ориентировка в знакомом помещении и на местности: Составление и использование простейших схем и маршрутов.
4. Практический материал: игры и упражнения
Все упражнения должны проводиться в игровой форме с учетом индивидуальных возможностей ребенка.
Направление 1: Ориентировка «на себе»
* «Повторяй за мной»: Педагог касается частей тела и называет их, ребенок повторяет. Усложнение: педагог говорит: «Дотронься до левого уха правой рукой».
* «Зеркало»: Дети в парах повторяют движения друг друга.
* Игры с куклой: «Одень куклу», «Покажи, где у куклы правая рука».
Направление 2: Ориентировка «от себя»
* «Что где находится?»: Ребенок отвечает на вопросы: «Что ты видишь слева от себя?», «Кто сидит справа от тебя?».
* «Угадай, где звенит?»: С завязанными глазами ребенок определяет направление звука (колокольчик, погремушка).
* «Робот»: Ребенок-«робот» выполняет команды ведущего: «Сделай два шага вперед, поверни налево, шаг назад».
Направление 3: Ориентировка в пространстве и на плоскости
* «Спрячь игрушку»: Взрослый дает задание: «Положи мишку под стул», «Поставь машинку между кубиками».
* Графические диктанты («Клеточка»): Простейшие диктанты по клеткам: «Две клетки вправо, одна клетка вниз».
* Аппликация и конструирование по образцу и словесной инструкции: «Положи красный круг в верхний правый угол листа, а синий квадрат – в центр».
* Лабиринты и схемы: Прохождение нарисованных лабиринтов, составление схемы комнаты из геометрических фигур (стол – квадрат, кровать – прямоугольник).
Направление 4: Ориентировка в помещении
* «Найди клад»: По словесной инструкции или простой схеме-пиктограмме ребенок ищет спрятанный предмет.
* «Экскурсия по группе»: Составление маршрута и его описание: «От двери мы идем к окну, поворачиваем к игровому уголку...».
* Сюжетно-ролевые игры: «Почта» (нужно разнести письма по разным «адресам» в группе), «Магазин» (найти отдел «Овощи-Фрукты»).
5. Рекомендации для родителей
* Используйте бытовые ситуации: Просите ребенка подать предмет, который стоит на верхней полке справа. Обсуждайте маршрут до детского сада.
* Активно используйте предлоги:** Комментируйте свои действия: «Я кладу ложку в чашку», «Кот спрятался под диваном».
* Играйте в настольные игры: «Ходилки» с кубиком, пазлы, конструкторы.
* Поощряйте двигательную активность: Ползание, лазание, игры в мяч, катание с горки прекрасно развивают пространственное чувство.
6. Заключение
Развитие пространственной ориентировки у детей с ОВЗ – это длительный и многогранный процесс, требующий терпения, творческого подхода и тесного сотрудничества педагогов и родителей. Систематическое использование специальных игр и упражнений, интегрированных в повседневную жизнь, позволит сформировать у ребенка прочную основу для успешного обучения в школе и уверенной адаптации в окружающем мире.
Литература:
1. Мусейибова Т.А. «Генезис отражения пространства и пространственных представлений у детей дошкольного возраста».
2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. «Пространственные представления в речи и играх детей».
3. Стребелева Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения
Данная работа представляет интерес в плане обселдования уровня развития активности и самостоятельности дошкольников в овладении пространством, что обеспечивает всокий уровень мобильности, контактности...

Взаимодействие специалистов в процессе формирования навыков пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения в дошкольной образовательной организации
Статья посвящена актуальной проблеме взаимосвязи специалистов дошкольного образовательного учреждения в обучении пространственному ориентированию детей с нарушением зрения. Даная тема актуальна,...

Роль коррекционно-развивающих музыкальных игр в формировании навыков пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Ориентировка в пространстве – одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения. Это объясняется тем, что успешность интеграции человека со зр...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ЗРИТЕЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЧЕРЕЗ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
В работе представлены коррекционно-развивающих игры, направленные на формирование пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с нарушением зрения....

Конспект занятия по формированию элементарных количественных представлений для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Тема: "Сравнение"
Вид занятия: формирование элементарных количественных представлений.Тип занятия: подгрупповое.Тема занятия: «Сравнение».Цель занятия: Закрепление понятий о равенстве и неравенстве совокупн...

Формирование основ личной безопасности у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Представлен опыт работы по формированию у дошкольников безопасного поведения в быту, социуме, природе....

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Тема: "Цвет предметов"
Вид занятия: формирование элементарных математических представлений.Тип занятия: подгрупповое.Тема занятия: «Цвет предметов».Цель занятия: изучение цвета как одного из свойств предмета. За...
