Конспект логопедического занятия в старшей группе комбинированного вида "Звуки С-З"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Дарья Дмитриевна Лифанова

Цель занятия:

Развитие фонетико-фонематической системы, формирование правильного произношения звуков [С], [З]. Коррекция дефектов речи путем автоматизации звуков в разных позициях.

Образовательные задачи:

  • Продолжить работу по формированию четкого и правильного произношения звуков [С], [З];
  • Способствовать развитию фонематического слуха и восприятия;
  • Учить различать звуки [С]-[З] в устной речи и на письме;
  • Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук;
  • Воспитывать интерес к обучению, позитивное отношение к занятиям.

Оборудование:

  • Предметные картинки с изображениями предметов, начинающихся на звуки [С], [З];
  • Логопедический альбом для автоматизации звуков;
  • Карточки с заданиями для дифференциации звуков;
  • Индивидуальные зеркала для контроля правильности артикуляции;

Доска, маркеры;

  • Настольные игры («Разложи предметы по группам», «Собери слово из букв»);
  • Мягкая игрушка или предмет для организации игрового момента.

Предварительная работа:

  • Изучение основных положений органов артикуляции при произношении звуков [С], [З];
  • Проведение занятий на автоматизацию отдельных звуков в предыдущих группах;
  • Использование игровых приемов и техник коррекции речевых нарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_s-z_starshaya_gruppa.docx17.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия для старшей группы комбинированного вида на тему «Звуки С-З»

Цель занятия:

Развитие фонетико-фонематической системы, формирование правильного произношения звуков [С], [З]. Коррекция дефектов речи путем автоматизации звуков в разных позициях.

Образовательные задачи:

  • Продолжить работу по формированию четкого и правильного произношения звуков [С], [З];
  • Способствовать развитию фонематического слуха и восприятия;
  • Учить различать звуки [С]-[З] в устной речи и на письме;
  • Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук;
  • Воспитывать интерес к обучению, позитивное отношение к занятиям.

Оборудование:

  • Предметные картинки с изображениями предметов, начинающихся на звуки [С], [З];
  • Логопедический альбом для автоматизации звуков;
  • Карточки с заданиями для дифференциации звуков;
  • Индивидуальные зеркала для контроля правильности артикуляции;

Доска, маркеры;

  • Настольные игры («Разложи предметы по группам», «Собери слово из букв»);
  • Мягкая игрушка или предмет для организации игрового момента.

Предварительная работа:

  • Изучение основных положений органов артикуляции при произношении звуков [С], [З];
  • Проведение занятий на автоматизацию отдельных звуков в предыдущих группах;
  • Использование игровых приемов и техник коррекции речевых нарушений.

Ход занятия:

I. Подготовительный этап (организационно-подготовительный)

Время: 3 минуты

Логопед приветствует детей и приглашает их сесть удобно за столы. Затем объявляет тему занятия, мотивируя ребят активной деятельностью и возможностью научиться лучше произносить трудные звуки.

Пример вопроса: «Ребята, вспомните, какие звуки мы учились правильно произносить раньше?» Ответы детей фиксируются логопедом на доске.

II. Основной этап (артикуляция и коррекция)

1. Постановка цели и мотивация

Логопед объясняет детям важность правильного произношения звуков и рассказывает, почему важно уметь точно слышать разницу между ними.

Вопрос детям: «Что изменится, если мы научимся четко произносить звуки [С] и [З]?»

2. Речевая разминка

Артикуляционные упражнения перед зеркалом для правильной постановки органов речи:

Улыбнуться широко, показывая зубы («улыбочка»),

Высунуть язычок вперед и провести по верхней губе («чашечка»),

Покрутить языком слева направо («часики»),

Надуть щеки и втянуть воздух обратно («шарик лопнул»).

Дети выполняют упражнения сначала вместе с логопедом, затем самостоятельно.

3. Дифференциация звуков [С]-[З]

Используя предметные картинки, логопед просит детей определить, какой звук присутствует в каждом слове (самолет, собака, зонт, замок). Например:

Самолет начинается на звук [С],

Замок начинается на звук [З].

Затем ребята называют картинки сами, определяя начальный звук. Поощряются правильные ответы.

4. Произнесение звуков в слогах

Игра «Доскажи слог»: логопед называет первый слог, дети продолжают второй слог с противоположным звуком (Са-за, Со-зо, Су-зу).

Пример задания: Са... (за), Со... (зо), Су... (зу).

Логопед следит за точностью артикуляции и исправляет возможные дефекты произношения.

5. Автоматизация звуков в словах

Работа с картинками и карточками. Дети выбирают картинку, определяют начальный звук и составляют слово. Например: ребенок выбирает изображение самолета → определяет, что слово начинается на звук [С], затем произносит слово целиком («самолет»). Аналогично проводятся задания с другими предметами.

Дополнительное задание: придумать предложения с выбранными словами (пример: «Самолет летит быстро», «Собака сидит рядом»).

6. Игра на закрепление материала

Игра «Найди ошибку»: логопед намеренно неправильно произносит некоторые слова, а дети указывают на неверное звучание. Если ошибка обнаружена верно, ребенок получает небольшой подарок или символическую награду.

III. Заключительный этап (рефлексия и итог урока)

Подведение итогов занятия:

Что нового узнали?

Какие трудности возникли?

Чем запомнилось занятие?

Какого успеха достигли?

Учитель хвалит каждого ребенка за старания и хорошие достижения. Напоминает о важности дальнейшего продолжения занятий дома с родителями.

Общее обсуждение успешности занятия помогает ребятам закрепить материал и ощутить удовлетворение от проделанной работы.

Дополнительные мероприятия:

Для родителей предлагаются домашние задания: Повторение и правильное произношение слов с этими звуками. Прослушивание песенок и стихов с участием звуков [С], [З].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты интегрированного занятия в старшей группе комбинированной направленности

Организация и проведение занятия в игровой форме с использованием элементов игры «Геокешенг», способствует формированию у детей умения  ориентироваться по карте....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе комбинированной направленности МОЙ ГОРОД

Занятие организовано в игровой форме с использованием технологии ГЕОКЕШЕНГ....

Конспект логопедического занятия в старшей группе комбинированной направленности по теме: "Все профессии важны, все профессии нужны".

Конспект логопедического занятия по теме "Професии" в старшей группе комбинированной направленности.В конспекте представлена проблема, задания и игры, с помощью которых, дети решают поставле...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе комбинированной направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи на тему: «Твори добро»

Занятие нацелено:Уточненить и  расширить лексический запас по теме «Добро и доброта»;Совершенствовать грамматический строй речи детей; Формировать навыки работы в малых группах, ...

Конспект логопедического занятия в старшей группе комбинированной направленности по теме: "Домашние и дикие животные"

Конспект включает в себя упражнение нейрогимнастика, игра с нейродосками, интерактивная игра...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР НА ТЕМУ: «ДОБРОТА ВНУТРИ НАС»

Тема: «Доброта внутри нас!»Цель: обобщение представлений детей о доброте как о ценном качестве человека, развитие социальных чувств, взаимопомощи....