Научно-исследовательский проект для детей подготовительного возраста с ОНР на тему «Осенние листья»
проект по логопедии (подготовительная группа)
В данном материале отображена взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя речевой группы подготовительного возраста по лексической теме "ОСЕНЬ"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Территориальный отдел главного управления образования
администрации города по Октябрьскому району города
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №322 «Морозко»
660130, г. Красноярск, ул. Гусарова, 31, тел.246-47-79, dou322@mailkrsk.ru
Научно-исследовательский проект для детей подготовительного возраста с ОНР на тему
«Осенние листья»
Составители:
Воспитатель: Русских О.В.
Учитель-логопед: Тихоновцева О.Г.
Вид проекта: Научно-исследовательский, практико-значимый
Продолжительность: короткосрочный
По составу участников: учитель – логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, семья воспитанииков группы.
Актуальность:
У дошкольников 6-7 года жизни с ОНР недостаточный уровень четких и системных представлений о времени года осени, имеются лишь отдельные отрывочные сведения, что не позволяет им хорошо ориентироваться во временах года, признаках времен года, причинно – следственных связях (например: день становится короче – листья желтеют и опадают, становится холоднее - прячутся насекомые – улетают перелетные птицы и т.д.). Недостаточно сформирован грамматический строй речи, что мешает детям с ОНР составлять правильные предложения, а затем рассказы и пересказы. Все это тормозит развитие психических функций .
Проблема:
Отсутствие у детей с ОНР четких представлений о временах года. Словарный запас по данной теме на недостаточном уровне развития. Грамматический строй речи и уровень развития связной речи требует дальнейшего развития.
Цель:
- Формировать целостную картину окружающего мира.
- Формировать лексико – грамматические категории и уровень развития связной речи.
Задачи:
- обогащение, активизация и систематизация словаря по теме;
- формирование грамматического строя речи (словоизменение, согласование в числе, роде падеже, употребление простых предлогов);
- развитие связной речи;
- развитие социально – коммуникативных навыков;
- художественно – эстетическое развитие;
- развитие познавательных способностей;
- развитие психических функций;
- активное вовлечение семьи в образовательный процесс.
Основные направления реализации проекта:
- НОД воспитателя и логопеда по лексическим темам: «Осень», «Деревья».
- НОД логопеда и воспитателя по развитию связной речи детей по этим темам: составление рассказов – описаний по образцу педагога, рассказы по серии картин и сюжетной картине;
- НОД воспитателя по художественно – эстетическому развитию:
1.Лепка: «Кленовый листик», «Коллективное составление композиции из пластилина, природного и бросового материала на тему «Осень»»
2.Аппликация: «Осенний букет» (растительный орнамент), «Листопад в лесу».
3.Рисование: (с натуры «Ваза с осенним букетом», «Осенний лист» (монотипия), «Золотая осень» (рисование тампоном)
4.Декоративное рисование: «Орнамент из осенних листьев», «Осенний орнамент»
5.Проведение опытов:
- Рассматривание свежих и высушенных листьев на свету, под лупой, под микроскопом.
- опыты с водой и ветром (наблюдение за свойствами листьев).
6.Индивидуальная, подгрупповая работа логопеда и воспитателя – дидактические, сюжетно – ролевые игры:
- «Кто быстрее соберёт листья в корзину»
- «Четвертый лишний» (по форме, величине, цвету)
- «Определи по цвету» (разложить листья в корзинки)
- «Отгадай по описанию»
- «Что может делать осенний листик»
- «Скажи какой» (лист с клена – кленовый лист)
- «Посчитай» (от 1до 10)
- «Соберём грибы в корзину»
- «Съедобный – несъедобный»
- «Куда упал лист»
- «Узнай дерево по листу»
- «Много – нет» (Р.п.мн.ч.сущ.)
- «Назови ласково»
- «Скажи наоборот» т.д.
7. Музыкальная образовательная деятельность (музыкальный руководитель):
- разучивание песен: «Ах, какая осень» З.Роот, «Осень» М.Еремеевой, «Топ, сапожки, шлёп, сапожки» М.Еремеевой.
- Танцы: «Танец осенних листочков», «Хороводная».
8.Изготовление совместно с родителями книжек-малышек «Мой осенний листочек лучше всех».
Задание: высушить и приклеить настоящий листик в книжку-малышку, на другой страничке нарисовать свой листик похожий на свой настоящий. На следующей картинке описать какой мой листик.
9. Составление логопедом картотеки для родителей по этим темам и знакомство с ней родителей детей для закрепления полученных знаний в домашних условиях.
Предварительная работа:
- Экскурсии:
- по осеннему городу,
- в рощу,
- с родителями в лес,
- в парк.
- Наблюдения:
- Рассматривание деревьев в парке, на улице, узнавание
- Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень»
- Наблюдение примет осени, листопада, листьев
- Рассматривание осенних пейзажей И. Левитана, И. Грабаря, И. Остроухова (учить внимательно, зорко всматриваться, ощущать красоту осеннего пейзажа, замечать отдельные детали)
- Рассматривание изменений на иллюстрациях ранней и поздней осени
- Чтение художественной литературы:
- А.К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад…»
- И. Соколов – Микитов «Листопадничек», Плещеев «Осень наступила…»
- Загадки, пословицы, поговорки по вышеуказанным темам
Обеспечение:
- Специальная методическая литература;
- Компьютер, видео-презентации по теме;
- Выставка творческих работ детей и родителей.
- Костюмы, атрибуты для проведения сюжетно – ролевых игр, инсценировок, праздника.
- Картинный тематический словарь
- Картотека сюжетных картин (больших) по темам, серий сюжетных картин по темам
- Картинно – графические планы по темам
- Картотека для родителей по лексическим темам
Бардышева Т.Ю Картинный материал.
К.Е.Бухарина Логопедическая тетрадь для занятий с детьми 6-7 лет.
Предполагаемые результаты:
- сформировать четкое представление об осени, её признаках
- развить стойкий интерес к получению новых знаний и умений
- свободное оперирование словарем по теме, знаниями и умениями по теме
- сформировать умение связно и последовательно рассказывать на заданную тему
Продукт проектной деятельности:
- Выставка рисунков, поделок по теме
- Проведение открытого занятия логопедом для родителей по теме: «Осень. Деревья»
Срок реализации: сентябрь-октябрь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Тема: "Осень. Овощи, фрукты"
Данное занятие по развитию речи продолжает изучение материала по теме: «Осень. Овощи - фрукты». Это занятие включает в себя приемы мнемоте...

Конспект НОД по художественному творчеству в подготовительной к школе группе на тему "Осенние листья"
Знакомство с техникой нетрадиционного рисования «эстамп», овладение приемами получения отпечатков листьев на бумаге и составление композиций из них.Обобщение знаний о признаках и природных явлениях ...

Конспект НОД по художественному творчеству в подготовительной к школе группе на тему "Осенние листья"
Знакомство с техникой нетрадиционного рисования «эстамп», овладение приемами получения отпечатков листьев на бумаге и составление композиций из них.Обобщение знаний о признаках и природных явлениях ...

Мәктәпкә хәзерлек төркеме балалары өчен “Сугыш кайтавазы” темасына проект / Проект для детей подготовительной к школе группы на тему "Эхо войны"
Соңгы елларда патриотик тәрбиягә игътибар кими төште. Нәрсә соң ул патриотик тәрбия? “Патриот” -- ул туып үскән җирен, Ватанын яратучы, хөрмәт итүче, аның ...

Мәктәпкә хәзерлек төркемендә “Бүлмә гөлләре” дигән темага проект / Проект для детей подготовительной к школе группы на тему "Комнатные цветы"
Актуальлелек. Традиция буенча көзен бүлмә гөлләрен күчереп утыртабыз, бу эшкә балалар да тартылалар һәм актив катнашалар. Эш барышында балаларда күп төрле сораулар да туа: “Ни өчен бу гөлнең яфр...

ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА: «Развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»
Проект "Развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности"...

Проект для детей подготовительного возраста на тему "Космос"
ldquo;Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”К. Цио...
