Научно-исследовательский проект для детей подготовительного возраста с ОНР на тему «Осенние листья»
проект по логопедии (подготовительная группа)

Тихоновцева Оксана Геннадьевна

В данном материале отображена взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя речевой группы подготовительного возраста по лексической теме "ОСЕНЬ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Территориальный отдел главного управления образования

администрации города по Октябрьскому району города

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №322 «Морозко»

660130, г. Красноярск, ул. Гусарова, 31, тел.246-47-79, dou322@mailkrsk.ru

Научно-исследовательский проект для детей подготовительного возраста с ОНР на тему

«Осенние листья»

Составители:

Воспитатель: Русских О.В.

Учитель-логопед: Тихоновцева О.Г.

Вид проекта:  Научно-исследовательский, практико-значимый

Продолжительность:  короткосрочный

По составу участников:  учитель – логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, семья воспитанииков группы.

Актуальность:

    У дошкольников 6-7 года жизни с ОНР недостаточный уровень четких и системных представлений о времени года осени, имеются лишь отдельные отрывочные сведения, что не позволяет им хорошо ориентироваться во временах года, признаках времен года, причинно – следственных связях (например: день становится короче – листья желтеют и опадают, становится холоднее - прячутся насекомые – улетают перелетные птицы и т.д.). Недостаточно сформирован грамматический строй речи, что мешает детям с ОНР составлять правильные предложения, а затем рассказы и пересказы. Все это тормозит развитие психических функций .  

Проблема:

Отсутствие у детей с ОНР четких представлений о временах года. Словарный запас по данной теме на недостаточном уровне развития. Грамматический строй речи и уровень развития связной речи требует дальнейшего развития.

Цель:

- Формировать целостную картину окружающего мира.

- Формировать лексико – грамматические категории и уровень развития связной речи.

Задачи:

- обогащение, активизация и систематизация словаря по теме;

- формирование грамматического строя речи (словоизменение, согласование в числе, роде падеже, употребление простых предлогов);

- развитие связной речи;

- развитие социально – коммуникативных навыков;

- художественно – эстетическое развитие;

- развитие познавательных способностей;

- развитие психических функций;

- активное вовлечение семьи в образовательный процесс.

Основные направления реализации проекта:

- НОД воспитателя и логопеда по лексическим темам: «Осень», «Деревья».

- НОД логопеда и воспитателя по развитию связной речи детей по этим темам: составление рассказов – описаний по образцу педагога, рассказы по серии картин и сюжетной картине;

- НОД воспитателя по художественно – эстетическому развитию:

1.Лепка: «Кленовый листик», «Коллективное составление композиции из пластилина, природного и бросового материала на тему «Осень»»

2.Аппликация: «Осенний букет» (растительный орнамент), «Листопад в лесу».

3.Рисование: (с натуры «Ваза с осенним букетом», «Осенний лист» (монотипия), «Золотая осень» (рисование тампоном)

4.Декоративное рисование: «Орнамент из осенних листьев», «Осенний орнамент»

5.Проведение опытов:

- Рассматривание свежих и высушенных листьев на свету, под лупой, под микроскопом.

- опыты с водой и ветром (наблюдение за свойствами листьев).

6.Индивидуальная, подгрупповая работа логопеда и воспитателя – дидактические, сюжетно – ролевые игры:

  • «Кто быстрее соберёт листья в корзину»
  • «Четвертый лишний» (по форме, величине, цвету)
  •  «Определи по цвету» (разложить листья в корзинки)
  • «Отгадай по описанию»
  • «Что может делать осенний листик»
  • «Скажи какой» (лист с клена – кленовый лист)
  •  «Посчитай» (от 1до 10)
  • «Соберём грибы в корзину»
  • «Съедобный – несъедобный»
  • «Куда упал лист»
  •  «Узнай дерево по листу»
  • «Много – нет» (Р.п.мн.ч.сущ.)
  •  «Назови ласково»
  • «Скажи наоборот»  т.д.

7. Музыкальная образовательная деятельность (музыкальный руководитель):    

  • разучивание песен: «Ах, какая осень» З.Роот, «Осень» М.Еремеевой, «Топ, сапожки, шлёп, сапожки» М.Еремеевой.
  • Танцы: «Танец осенних листочков», «Хороводная».

8.Изготовление совместно с родителями книжек-малышек «Мой осенний листочек лучше всех».

Задание: высушить и приклеить настоящий листик в книжку-малышку, на другой страничке нарисовать свой листик похожий на свой настоящий. На следующей картинке описать какой мой листик.

9. Составление логопедом картотеки для родителей по этим темам и знакомство с ней родителей детей для закрепления полученных знаний в домашних условиях.

Предварительная работа:

- Экскурсии:

  • по осеннему городу,
  • в рощу,
  • с родителями в лес,
  • в парк.

- Наблюдения:

  • Рассматривание деревьев в парке, на улице, узнавание  
  • Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень»
  • Наблюдение примет осени, листопада, листьев
  • Рассматривание осенних пейзажей И. Левитана, И. Грабаря, И. Остроухова (учить внимательно, зорко всматриваться, ощущать красоту осеннего пейзажа, замечать отдельные детали)
  • Рассматривание изменений на иллюстрациях ранней и поздней осени
  • Чтение художественной литературы:
  • А.К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад…»
  • И. Соколов – Микитов «Листопадничек»,  Плещеев «Осень наступила…»
  • Загадки, пословицы, поговорки по вышеуказанным темам

 Обеспечение:

  • Специальная методическая литература;
  • Компьютер, видео-презентации по теме;
  • Выставка творческих работ детей и родителей.
  • Костюмы, атрибуты для проведения сюжетно – ролевых игр, инсценировок, праздника.
  • Картинный тематический словарь
  • Картотека сюжетных картин (больших) по темам, серий сюжетных картин по темам
  • Картинно – графические планы по темам
  • Картотека для родителей по лексическим темам

Бардышева Т.Ю Картинный материал.

К.Е.Бухарина Логопедическая тетрадь для занятий с детьми 6-7 лет.

Предполагаемые результаты:

- сформировать четкое представление об осени, её признаках

- развить стойкий интерес к получению новых знаний и умений

- свободное оперирование словарем по теме, знаниями и умениями по теме

- сформировать умение связно и последовательно рассказывать на заданную тему

Продукт проектной деятельности:

- Выставка рисунков, поделок по теме

- Проведение открытого занятия логопедом для родителей по теме: «Осень. Деревья»

Срок реализации: сентябрь-октябрь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Тема: "Осень. Овощи, фрукты"

Данное занятие по развитию речи   продолжает изучение материала по теме: «Осень. Овощи - фрукты». Это занятие включает в себя приемы мнемоте...

Конспект НОД по художественному творчеству в подготовительной к школе группе на тему "Осенние листья"

Знаком­ство с техникой нетрадиционного рисования «эстамп», овладение приемами по­лучения отпечатков листьев на бумаге и составление композиций из них.Обобщение знаний о признаках и природных явлениях ...

Конспект НОД по художественному творчеству в подготовительной к школе группе на тему "Осенние листья"

Знаком­ство с техникой нетрадиционного рисования «эстамп», овладение приемами по­лучения отпечатков листьев на бумаге и составление композиций из них.Обобщение знаний о признаках и природных явлениях ...

Мәктәпкә хәзерлек төркеме балалары өчен “Сугыш кайтавазы” темасына проект / Проект для детей подготовительной к школе группы на тему "Эхо войны"

     Соңгы елларда патриотик тәрбиягә игътибар кими төште. Нәрсә соң ул патриотик  тәрбия?  “Патриот”  -- ул туып үскән җирен, Ватанын яратучы, хөрмәт итүче, аның ...

Мәктәпкә хәзерлек төркемендә “Бүлмә гөлләре” дигән темага проект / Проект для детей подготовительной к школе группы на тему "Комнатные цветы"

Актуальлелек. Традиция буенча көзен бүлмә гөлләрен күчереп утыртабыз, бу эшкә балалар да тартылалар һәм актив катнашалар. Эш барышында балаларда  күп төрле сораулар да туа: “Ни өчен бу гөлнең яфр...

ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА: «Развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»

Проект "Развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности"...

Проект для детей подготовительного возраста на тему "Космос"

ldquo;Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”К. Цио...