Учимся говорить правильно
рабочая программа по логопедии
Программа имеет речевую направленность, поскольку способствует полноценному овладению фонетическим строем русского языка, интенсивному развитию фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитию связной речи как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 64.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Оренбургской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8» города Сорочинска Оренбургской области
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
речевой направленности
«Учимся говорить правильно»
Возраст учащихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 года
Составитель:
Рогожина Елена Александровна,
учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 8»
г. Сорочинск, 2025 г.
Содержание
I. | Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. | 3 | |
1. | Пояснительная записка | 3 | |
1.1. | Актуальность программы | 3 | |
1.2. | Направленность программы | 4 | |
1.3. | Уровни усвоения программы | 4 | |
1.4. | Педагогическая целесообразность | 5 | |
1.5. | Отличительные особенности программы | 5 | |
1.6. | Адресат программы | 6 | |
1.7. | Объем и сроки усвоения программы | 7 | |
1.8. | Формы обучения и виды занятий | 8 | |
1.9. | Режим занятий | 8 | |
2. | Цель и задачи программы | 8 | |
3. | Содержание программы | 8 | |
3.1. | Учебный план | 8 | |
3.2. | Содержание учебного плана | 10 | |
4. | Планируемые результаты | 16 | |
II. | Комплекс организационно-педагогических условий | 17 | |
1. | Календарный учебный график | 17 | |
2. | Условия реализации программы | 17 | |
3. | Формы аттестации и контроля | 17 | |
4. | Оценочные диагностические материалы | 18 | |
5. | Методические материалы | 18 | |
III. | Список литературы | 21 | |
Приложения | 22 | ||
I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Речевичок» составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273- ФЗ от 29 декабря 2012 г.);
- Концепцией развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением РФ от 04.09.14 № 1726-р);
- Приказом министерства просвещения РФ № 196 от 9 ноября 2018 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Сан.ПиН 2.4.4. 3172-14);
- Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» (включая разноуровневые программы);
1.1.Актуальность программы
Основной задачей логопедической работы является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Один из показателей готовности к чтению и письму – это чистая, четкая, правильная во всех отношениях речь. У большинства детей к 4-5 годам произношение достигает языковой нормы. Однако, в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития, у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают стойкий характер. Основные причины – незаконченность процесса формирования фонематического восприятия или вторичные нарушения развития фонематических процессов и звукобуквенного анализа и синтеза, к которым приводит неправильное произнесение звуков родного языка. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких устойчивых и достаточно дифференцированных представлений о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.
Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.
1.2. Направленность программы
Программа имеет речевую направленность, поскольку способствует полноценному овладению фонетическим строем русского языка, интенсивному развитию фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитию связной речи как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Учимся говорить правильно» направлена на преодоление фонетического и фонематического недоразвития у детей 5-7 лет.
Программа разработана на основе: Программы “Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФНР” Филичевой Т.Б. и Чиркиной Г. В.; Методических рекомендации Г. А. Каше. Подготовка к школе детей с недостатками речи.
1.3.Уровень освоения программы
Логопедические занятия в рамках данной программы направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.
Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи.
В основе программы лежат принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и обеспечивает поступательное развитие.
1.4. Педагогическая целесообразность
Особенности организации занятий с детьми в рамках реализации данной программы:
- система занятий включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте;
- логопедическая работа включает формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и формирование навыков звукового анализа и синтеза слова;
- коррекционное обучение предусматривает также определенный круг знаний об окружающем мире и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.
На материале правильного произношения звуков осуществляется:
- развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
- развитие у детей умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи;
- развитие связной речи, работа над рассказом, пересказом с постановкой какой-либо коррекционной задачи;
- развитие словаря детей путем привлечения внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
- развитие произвольного внимания и памяти.
1.5. Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия программы включают в себя здоровьесберегающие технологии, что в свою очередь благотворно влияет на весь организм ребенка и способствует максимально эффективной коррекции звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста.
Программа включает работу над закреплением звуков в определенной последовательности. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.
1.6. Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Учимся говорить правильно» рассчитана на дошкольников 5-7 лет, имеющих нарушения звукопроизношения и фонематического восприятия. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Дети с ФФНР — это дети с дислалией, дизартрией.
Основные проявления, характеризующие ФФНР:
- недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков «с», «ч», «ш» ребенок произносит звук «ть»: «тюмка» вместо «сумка», «тяска» вместо «чашка», «тяпка» вместо «шапка»;
- замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа свистящих и шипящих звуков может заменяться звуками «т» и «д», «р» заменяется на «л», «ш» заменяется на «ф». «Табака» вместо «собака», «лыба» вместо «рыба», «фуба» вместо «шуба»;
- смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки «р», «л» и «с» изолированно, но в речевых высказываниях вместо «столяр строгает доску» говорит «старял стлагает дошку»;
-другие недостатки произношения: звук «р» — горловой, звук «с» — зубной, боковой и т.д.
При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных. Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия.
Несформированность фонематического восприятия выражается в:
- нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;
- неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
- затруднениях при анализе звукового состава речи.
У детей с ФФНР наблюдается некоторое недоразвитие или нарушение высших психических процессов:
- внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также — слабо сформированным произвольное внимание, когда ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой;
- объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал;
- отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д.
Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности, дети с ФФН в педагогическом плане характеризуются следующим образом:
- поведение может быть нестабильным, с частой сменой настроения;
-могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени;
- возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно- двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения;
- в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера.
1.7. Объем и сроки освоения программы
Рабочая программа рассчитан на один год.
Возраст детей - старший дошкольный.
В зависимости от сложности речевого нарушения возможно, как продлить коррекционную работу на срок до 2 лет, так и сократить в течении 1 года коррекции речевого развития на срок до 5 - 8 месяцев если речевой дефект удалось исправить быстрее запланированного.
1.8. Формы обучения и виды занятий
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Учимся говорить правильно» предусматривает очную форму организации образовательного процесса.
Виды занятий: индивидуальные.
1.9. Режим занятий
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей и особенностей речевого дефекта, нормами СанПина.
Занятия проводятся 2 раза в неделю в индивидуальной форме с каждым ребёнком.
Продолжительность занятия составляет 20-25 минут.
2. Цель и задачи программы
Цель программы: преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста, формирование полноценной фонетической системы языка.
Задачи программы:
- развивать артикуляционную, мелкую моторику,
- формировать навыки правильного звукопроизношения
- развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, доступные возрасту формы звукового и слогового анализа, синтеза;
- развивать навыки слухового и зрительного внимания, слуховой и зрительной памяти, логического мышления, пространственной ориентировки.
-формировать элементарные навыки письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.
3.Содержание программы
3.1. Учебный план
Основное содержание коррекционной работы по этапам обучения в рамках платной образовательной услуги «Учимся говорить правильно»
№ п/п | Этапы, направления работы | Количество часов | Формы контроля |
I | Подготовительный | ||
1.1. | Развитие мелких движений кистей рук и пальцев | при дислалии 5-7 ч при дизартрии 7-14ч | Пальчиковые игры |
1.2. | Развитие речевого слуха, зрительного, слухового внимания и памяти | Дидактическая игра | |
1.3. | Развитие подвижности артикуляционного аппарата | Имитационные игры | |
II | Постановка и коррекция звука | ||
2.1. | Знакомство с артикуляцией звука | при дислалии 2- 5 ч при дизартрии 5-8 ч | |
2.2. | Специальные, предпостановочные упражнения для звука | Имитационные игры | |
2.3. | Постановка звука | Имитационные игры | |
III | Автоматизация поставленного звука в речи, развитие фонематического восприятия, фонематических представлений и аналитико-синтетической деятельности | ||
3.1. | Работа над звуком, автоматизация Звук в слоге: Звук в слове: Звук в предложении Звук в тексте Пословицы, поговорки, стихи Скороговорки | при дислалии 5-10 ч при дизартрии 10-15 ч | Произнесение слов, слогов и предложений, чистоговорок, стихов, текстов |
3.2. | Развитие фонематического восприятия, аналитико-синтетической деятельности и фонематических представлений | Дидактические игры | |
IV | Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи. Работа над следующим звуком | ||
4.1. | Дифференциация звуков | при дислалии 15 ч при дизартрии 20 ч | Дидактические игры |
4.2. | Продолжение работы над чистотой и лёгкостью произношения. Введение звука в самостоятельную речь | Дидактические игры | |
Порядок изучения звуков, последовательность тем, количество занятий проводится по усмотрению логопеда в зависимости от текущих успехов ребёнка.
3.2. Содержание учебного плана
Вся индивидуальная коррекционная работа по коррекции звукопроизношения делится на несколько этапов:
Диагностический этап (1-2 часа)
Цель: постановка логопедического заключения, изучение уровня развития психических процессов, уровня речевого развития ребёнка.
Работа логопеда на этом этапе включает в себя:
Исследование неречевых психических функций ребёнка;
Сбор анамнестических данных;
Обследование состояния звукопроизношения, речи в целом.
Все данные обследования (а в дальнейшем и результаты работы по коррекции звукопроизношения) записываются в речевую карту, которая заполняется в ходе обследования.
Подготовительный этап (5-14 часов)
Цель: подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. Важно вызвать на этом этапе у ребенка интерес к логопедическим занятиям.
Работа логопеда на этом этапе включает в себя:
формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи,
отработка опорных звуков, сходных с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования), но произносимых ребенком правильно;
развитие слухового внимания и слухового контроля;
развитие звукового восприятия;
консультации врачей, узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж.
К следующему этапу — постановке звука — можно переходить, когда ребенок научится легко, быстро, правильно воспроизводить основные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, четко отличать правильное звучание от искаженного.
Этап постановки звука (2-8 часов)
Цель: вызывание отсутствующего звука или исправление искажённого звука (изолировано).
Работа логопеда на этом этапе включает в себя:
объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата;
создание артикуляционной базы данного звука;
добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких);
отработка произношения изолированного звука.
Способы постановки звука:
по подражанию, когда внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный контроль) и звучании данной фонемы (слуховой контроль). Тем самым создается база для осознанного воспроизведения ребенком звука.
с механической помощью. Он используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение.
смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели постановки правильного произношения изолированного звука.
К следующему этапу — автоматизации звука – переходят только тогда, когда ребенок по требованию взрослого может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).
Этап автоматизации звука (5-15 часов)
Цель: закрепление звука в речи (в слогах, в словах, в предложениях, во фразовой речи).
Работа логопеда на этом этапе включает в себя:
коррекция дефектов произношения;
формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;
развитие мелкой моторики, артикуляционной моторики;
активизация и расширение словарного запаса;
обучение навыкам пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью).
Этап дифференциации звуков (15-20 часов)
Цель: различать и четко произносить звуки, схожие по звучанию, в собственной речи.
Работа логопеда на этом этапе включает в себя:
коррекция дефектов произношения;
активизация и расширение словарного запаса;
развитие мелкой моторики, органов артикуляции;
развитие слухового внимания и слухового контроля;
развитие звукового восприятия.
Этап введения звука в самостоятельную речь
Цель: нормализация просодической стороны речи, обучение рассказыванию.
Работа логопеда на этом этапе включает в себя обучение рассказыванию на базе правильно произносимых звуков, в лексических и грамматических упражнениях, по серии сюжетных картинок.
На всех этапах логопед воспитывает внимание, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, т. е. все то, что помогает ребенку в дальнейшем хорошо учиться.
Поскольку новый навык вырабатывается не сразу и требует продолжительного закрепления, на каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового идет частичное повторение материала предыдущего этапа.
Структура индивидуального логопедического занятия
Статичные и динамичные артикуляционные упражнения:
а) упражнения по тренировке губ;
б) упражнение по тренировке нижней челюсти;
в) упражнения для тренировки языка.
Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов.
Упражнения по развитию речевого дыхания.
Упражнения по развитию мимической выразительности.
Упражнения по формированию речевого голоса.
Воспитание четкой дикции и интонационной выразительной речи.
Упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия.
Исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация правильного звукопроизношения в речи ребенка.
Коррекция нарушения слоговой структуры слова.
Формирование лексико-грамматических представлений.
Обучение элементам грамоты.
Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления.
Коррекция нарушений чтения и письма (дисграфия, дислексия, дизорфография) у школьников.
Содержание разделов занятия
Структура индивидуального логопедического занятия на этапе постановки звуков
1.Название темы.
2.Определение цели; задач (образовательных, коррекционных, воспитательных).
3.Оборудование (зеркала, зонды, шпатель, спирт, вата, профиль артикуляции звука, предметная картинка-символ звука, картинки на данный звук).
4.Ход занятия:
а).Организационный момент (массаж или самомассаж рук, лица, органов артикуляции; упражнения на развитие пальцевой моторики).
б).Артикуляционная гимнастика (общие артикуляционные упражнения; специальные артикуляционные упражнения; упражнения по развитию силы голоса и речевого выдоха).
в). Объявление темы занятия.
г). Развитие фонематического слуха (формировать умение определять заданный звук на слух и соотносить с предметом-символом, учить выделять на слух из ряда предложенных, отбирать предметные картинки, в начале которых слышится данный звук).
д).Постановка звука (по подражанию, от сохранной фонемы, механическим и смешанными способами).
е).Анализ и заучивание артикуляции по плану:
положение губ
положение зубов
положение языка (кончика, спинки, корня)
участие голосовых складок
характер выдыхаемой струи
ж).Характеристика звука (согласный-гласный, звонкий-глухой, твердый-мягкий).
з).Закрепление изолированного звука: индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание.
и).Упражнения на развитие модуляции, высоты и силы голоса.
к).Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, воображения.
л).Формирование лексико-грамматического строя речи.
м).Итог занятия (повторить какой звук отрабатывался на занятии, каковы основные положения артикуляции изучаемого звука, его характеристика; оценка деятельности ребенка на занятии).
н). Домашнее задание.
В середине занятия или по мере усталости ребенка проводится физкультминутка
Структура индивидуального логопедического занятия на этапе автоматизации звуков
1. Название темы.
2.Определение цели; задач (образовательных, коррекционных, воспитательных).
3. Оборудование (зеркала, профиль артикуляции звука, предметная картинка-символ звука, картинки на данный звук, слоговые дорожки и таблицы, сюжетные картинки, в подготовительной к школе группе буквы из разрезной азбуки).
4.Ход занятия:
а) Организационный момент (массаж или самомассаж рук, лица, органов артикуляции; упражнения на развитие пальцевой моторики).
б) Артикуляционная гимнастика ( специальные артикуляционные упражнения; упражнения по развитию силы голоса и речевого выдоха).
в) Объявление темы занятия.
г) Развитие фонематического слуха (учить отбирать предметные картинки, заданный звук в которых слышится в начале, в конце и середине, самостоятельно придумывать слова на данный звук).
д) Изолированное произношение звука, его характеристика:
положение губ
положение зубов
положение языка (кончика, спинки, корня)
участие голосовых складок
характер выдыхаемой струи
согласный-гласный
звонкий - глухой
твердый - мягкий
связь с буквой (подготовительная группа)
е). Упражнения на развитие модуляции, высоты и силы голоса.
ж).Закрепление звука в слогах, звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись (выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение).
з).Закрепление звука в словах, звукослоговой анализ слов с графической записью (выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение).
и).Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, воображения.
к) Закрепление произношения звука во фразе, графическая запись предложения (печатание в тетради).
л) Автоматизация звука в связной речи.
м) Формирование лексико-грамматического строя речи.
н) Итог занятия (повторить какой звук отрабатывался на занятии, каковы основные положения артикуляции изучаемого звука, его характеристика; оценка деятельности ребенка на занятии).
о) Домашнее задание.
Структура индивидуального логопедического занятия на этапе дифференциации звуков
1. Название темы.
2.Определение цели; задач (образовательных, коррекционных, воспитательных).
3. Оборудование (зеркала, профили артикуляции звуков, предметные картинки-символы звуков, предметные картинки на данные звуки, слоговые дорожки и таблицы, сюжетные картинки, в подготовительной к школе группе з разрезная азбука и букварь).
4.Ход занятия:
а) Организационный момент (массаж или самомассаж рук, лица, органов артикуляции; упражнения на развитие пальцевой моторики).
б) Артикуляционная гимнастка (планируются только самые основные упражнения, моделирующие главные артикуляционные движения для того и другого звука).
в) Объявление темы занятия.
г) Развитие фонематического слуха (формировать умение определять звуки на слух, учить выделять на слух из ряда предложенных, отбирать предметные картинки, в начале которых слышатся данные звуки, учить отбирать предметные картинки, заданные звуки в которых слышатся в начале, в конце и середине, самостоятельно придумывать слова на данные звуки).
д) Изолированное проговаривание звуков (хоровое, индивидуальное с использованием звукоподражания).
е) Анализ артикуляции звуков по плану с выделением общих и различных моментов артикуляции.
ж) Характеристика звуков.
з) Связь звуков и букв.
и) Дифференциация звуков в слогах, звуковой анализ и синтез, (выкладывание и чтение слогов).
к) Дифференциация звуков в словах, работа со словами-паронимами, звукослоговой и графический анализ слов (выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение).
л) Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, воображения.
м) Дифференциация звуков в предложении, анализ предложения с графической записью и выделением слов, содержащих смешиваемые звуки, выделение из слов данные звуки.
н)Дифференциация звуков в тексте (заучивание, рассказывание или чтение).
о) Формирование лексико-грамматического строя речи.
п) Итог занятия (повторить какие звуки отрабатывались на занятии, каковы основные положения артикуляции звуков, их характеристика; оценка деятельности ребенка на занятии).
р) Домашнее задание.
4. Планируемые результаты
По окончании обучения по программе дети научатся:
-правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
-четко дифференцировать все изученные звуки;
-различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
-называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
производить элементарный звуковой анализ и синтез;
-читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы;
-выкладывать из букв разрезной азбуки и печатать слова различного слогового состава
II. Комплекс организационно-педагогических условий
1.Календарный учебный график
Индивидуальный план коррекционой работы разрабатывается логопедом на каждого ребенка на основании результатов логопедического обследования и структуры речевого нарушения (см приложение № 1)
2.Условия реализации программы
Для коррекционной образовательной деятельности необходимы следующие условия:
- материально-технические: логопедический кабинет, оснащенный мебелью, соответствующей возрасту детей; дидактические пособия и материалы;
- кадровые: учитель-логопед, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями по профилю обучения.
- Санитарно-гигиенические условия в логопедическом кабинете должны соответствовать предъявляемым требованиям СанПиН.
3. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
Для оценки результативности логопедических занятий применяется входная и итоговая диагностика речевых навыков детей. Диагностика проводится с целью:
- оценить умения ребенка произносить звуки в различных фонетических условиях: изолированно, в слогах, в словах, во фразовой речи;
- выявить уровень сформированности фонематических процессов.
Данные обследования заносятся в речевую карту (см приложение № 2)
Формы контроля: наблюдение, анализ речи ребенка как в ходе непосредственно организованной деятельности педагогов с детьми, так и в самостоятельной речи детей в различных режимных моментах.
4. Оценочные диагностические материалы
В начале логопедических занятий и по окончании проводится обследование фонетической стороны речи ребенка по традиционной методике обследования устной речи с использованием иллюстративного материала О.Б.Иншаковой. Целенаправленная логопедическая помощь детям с фонетическим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим недоразвитием речи, позволяет преодолеть выявленные речевые недостатки, таким образом, пресекает развитие вторичных нарушений и обеспечивает психологическую готовность ребенка к школе.
5. Методические материалы
№ п/п | Направления работы | Виды методической продукции |
1 | Логопедическое обследование | Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие 2006 Иншакова О. Б. Альбом логопеда. 2008. |
2 | Коррекция артикуляционной, мимической, общей, мелкой моторики | Костылева Н. Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук 2005г. Борисенко М. Г. Лукина Н. А. Наши пальчики играют (развитие мелкой моторики)2005г. Борисенко М. Г, Датешидзе Т. А, Лукина Н. А. Ползаем. Ходим. Бегаем. Прыгаем. (развитие общей моторики) 2005г Воробьева Т. А. Крупенчук О. И. Логопедические упражнения. Артикуляционная моторика. 2009г. |
3 | Коррекция фонетических и фонетико-фонематических нарушений речи | Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина; Пожиленко Е. А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков с, ш, р, л Коноваленко В. В. Коноваленко С. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения Коноваленко В. В. Коноваленко С. В. Коррекция произношения звуков Г, Гь, К, Кь, Х, Хь Коноваленко В. В. Коноваленко С. В. Автоматизация сонорных звуков л, ль, р, рь у детей 2006г. Коноваленко В. В. Коноваленко С. В. Автоматизация свистящих звуков с, сь, з, зь, ц у детей 2006г. Коноваленко В. В. Коноваленко С. В. Автоматизация шипящих звуков ш, ж, ч, щ у детей 2006г. Спивак Е. Н. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков л, ль, р, рь у детей 5-7 лет 2011г. Спивак Е. Н. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков с, сь, з, зь, ц у детей 5-7 лет 2011г. Спивак Е. Н. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков ш, ж, ч, щ у детей 5-7 лет 2011г. Тригер Р. Д. Владимирова Е. В. Звуки речи, слова, предложения в 3 частях 2000г. Глинка Г. Буду говорить, читать, писать правильно 2011г. Александрова Т. В. Живые звуки или фонетика для дошкольников 2005г. Комарова Л. А. Автоматизация звука С в игровых упражнения. Альбом дошкольника 2007г. Комарова Л. А. Автоматизация звука З в игровых упражнения. Альбом дошкольника 2007г. Комарова Л. А. Автоматизация звука Ц в игровых упражнения. Альбом дошкольника2007г. Комарова Л. А. Автоматизация звука Ж в игровых упражнения. Альбом дошкольника2007г. Комарова Л. А. Автоматизация звуков Ч, Щ в игровых упражнения. Альбом дошкольника 2007г. Комарова Л. А. Автоматизация звука Ль в игровых упражнения. Альбом дошкольника 2007г. Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми 1994г. |
III. Список литературы
1. Бабаева Т. Детство. Комплексная образовательная программа дошкольного образования.– СПб.: Детство-Пресс, 2016.
2. Верещагина Н. Диагностика педагогического процесса. ФГОС. – СПб.: Детство-Пресс, 2015.
3. Каше Г.А., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни)».
4. Н. В. Нищева «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет»
5. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П.Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. — 386 с.
6. Солнцева О.В., Сомкова О.Н., Вербенец А.М. Планирование образовательного процесса дошкольной организации. Современные подходы и технология. ФГОС. – СПб.: Детство-Пресс, 2015.
7.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада)». – М.: МГОПИ, 1993.
8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5 лет с общим недоразвитием речи».
9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. В 2-х частях».
Приложение № 1
План индивидуальной работы
ФИО ребенка _____________________________________________________
Возраст ____________
Дата________________
1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата __________________________________________________________________
2. Развитие фонематического слуха __________________________________________________________________
3. Коррекция звукопроизношения __________________________________________________________________
4. Формирование навыков фонематического восприятия __________________________________________________________________
5. Развитие речевого дыхания, голоса __________________________________________________________________
6. Развитие общей и мелкой моторики __________________________________________________________________
7. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления _________________________________________________________
8. Подготовка к обучению грамоте __________________________________________________________________
Приложение №2
Диагностический инструментарий к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Учимся говорить правильно»
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка_______________________________________________
Дата рождения_____________________________________________________
Домашний адрес ___________________________________________________
Группа ____________________________________________________________
Анамнез
Протекание беременности, родов______________________________________
Раннее развитие ребенка:
- физическое_______________________________________________________
- речевое___________________________________________________________
Психологические особенности ребенка:
Контактность_______________________________________________________Особенности поведения______________________________________________
Состояние слуховой функции:
Слуховое внимание_________________________________________________ Восприятие речи____________________________________________________
Состояние зрительного восприятия, пространственного праксиса __________________________________________________________________
Особенности состояния моторной сферы:
общая, мелкая моторика _____________________________________________ артикуляционная моторика___________________________________________
Анатомическое строение периферического отдела артикуляционного аппарата___________________________________________________________
Общее звучание речи ( голос, темп, разборчивость, дыхание) __________________________________________________________________
Состояние звукопроизношения______________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние фонематических функций
- слуховая дифференциация звуков, не смешиваемых в произношении ________________________________________________________________
- слуховая дифференциация звуков, смешиваемых в произношении __________________________________________________________________
- слухо-произносительная дифференциация звуков (при повторении серии слогов)____________________________________________________________
Способность к фонематическому анализу:
- выделение ударного гласного в начале слова (Аня, Оля, утро, эхо, иглы) __________________________________________________________________
- выделение звука на фоне слова:
Звук /С/: сом, мак, нос, коса, утка, миска, дерево, автобус, лопата___________
Звук /Ш/: дым, шар, нога, книга, кошка, картина, подушка, камыш_________
Звук /р/: рак, дом, перо, стакан, пирамида, машина, листья, помидор________
Звук /Л/: сад, лом, шум, лапа, бумага, весло, самокат, булавка, стол_________
- определение первого и последнего звука в слове (дом, мак, забор, малыш, самолет, палец)_____________________________________________________
- выделение конечного ударного гласного в словах (мука, рука, шары)_____________________________________________________________
- определение места звука в слове (сад, фокус, лиса)______________________
-определение последовательности и количества звуков в слове (дым, зубы, маска, волк)________________________________________________________
Фонематический синтез:
- составление слова из последовательно данных звуков ( д,о,м; в,а,з,а; п,у,ш,к,а ) _______________________________________________________
Фонематические представления:
- нахождение картинки, в названии которой есть заданный звук __________________________________________________________________
- подбор слов с заданным звуком______________________________________
Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова
Снеговик ____________________ телевизор ___________________
Сковорода _________________ аквариум ____________________ велосипед ___________________Велосипедист ______________________
водопроводчик______________Электричество ________________________ инструмент______________
Мальчики слепили снеговика.______________________________________
Водопроводчик чинит водопровод. _________________________________
Лексика:____________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние грамматического строя речи:_____________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности связной речи: _________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение : ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учимся говорить правильно в 6-7 лет
В данном пособии сделана попытка обобщения моего опыта работы в специализированной группе для детей с речевыми патологиями.Разработанные конспекты представляют собой систему специальных логопеди...

Учимся говорить правильно.
Обучающий материал, который помогает повысить интерес детей к логопедическим занятиям. Представлены разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по коррекции звукопроизношения....
Учимся говорить правильно
Игры, дидактические упрожнения на формирование грамматически правильной речи у детей старшего возраста....
Проект "Учись говорить правильно"
Цель проекта: стимулирование произносительной стороны речи, снижение количества детей с нарушением звукопроизношения путем профилактических мероприятий на этапе становления речи в условиях дошко...

Компьютерная игра для развития речи "Учимся говорить правильно "
Методические рекомендациипо использованию пособия «Учимся правильно говорить» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Пособие «Учимся правильно говорить» предназначено для коррек...
"Учись говорить правильно" проект
Характерной особенностью речевого дизонтогенеза у детей с общим недоразвитием речи является факт длительного сосуществования предложений грамматически правильно и неправильно оформленных. Эти дети нуж...

Семейный праздник "Учимся говорить правильно"
Данное мероприятие способствует повышению интереса родителей воспитанников к логопедической работе дошкольного учреждения....
