«Готовим ребенка к школе» ( методы и приемы обучения дошкольников письму)
консультация по логопедии

Фролкина Антонина Васильевна

          Письмо – очень сложный  навык и в полном объеме недоступен дошкольнику. Подготовка ребенка  к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему               специальных игр, упражнений, заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл noyabr_2025_roditelyam.docx29.09 КБ

Предварительный просмотр:

[Введите текст]

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 27 «Сказка»

Консультация для родителей:

          «Готовимребенка  к школе»

( методы и приемы обучения  дошкольников письму)

     Выполнила: учитель-логопед

                                                                                        Фролкина А.В.

2025г.

 Письмо – очень сложный  навык и в полном объеме недоступен дошкольнику. Подготовка ребенка  к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений, заданий.

   Развитие графического навыка  зависит не только от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений,

но и от уровня сформированности психических процессов: внимания, памяти, пространственных представлений. Кроме того, помогает в развитии графических навыков способность к наблюдению, сравнению, творческому воображению, интерес ребенка к работе.

   В подготовительной к школе группе во втором полугодии занятий особенно эффективно рисование под диктовку. Оно вызывает у детей интерес, радость, снимает психическое напряжениевызванное недостатками произношения , позволяет быстрее и легче усваивать предлагаемый материал, преодолевать речевое нарушение.

    Детям даются задания нарисовать:

- большой треугольник, на нем чуть поменьше, сверху -  еще меньше;

(дети отвечают, что получилось (елочка) и раскрашивают ее.

- квадрат,  сверху треугольник, в квадрате – окно, на крыше – труба, из трубы идет дым (домик);

- дождик; тучу (дождевую, снеговую), дождинки – кап- кап;

- ветку; на ней слева сверху веточку поменьше, справа снизу еще одну веточку; на верхушке ветки один листочек, на левой ветке два листочка, с правой веточки осыпалось три листочка.

Родитель: сколько листочков было на ветке? ребенок отвечает.

    Для развития воображения ассоциативного мышления, детской фантазии, расширения словарного запаса следует обучать дошкольников рисованию.

   Легче рисовать слова – существительные, слова- глаголы: день (солнце, светло), ракета.

Свет (солнце, фонарь, окно)

Труднее рисовать слова – состояния, слова – определения:

Жарко (солнце); весело (улыбка); добрая (мама,  бабушка),  верный (щенок, пес).

   Еще более интересное для детей задание – нарисовать слово с противоположным значением: большой- маленький, добрый-злой, чистый – грязный, утро-вечер. Или отразить на рисункеподбор прилагательных к существительным: дом - ветхий, гостеприимный;Шарик: веселый, добрый, злой, сильный.

По мере развития навыка  можно перейти к рисованию предложения. Особенно эффективно рисование  под диктовку при закреплении предлогов,  определении количества слов в предложении. При усвоении предлогов рисунок помогает понять пространственное расположение предметов. Параллельно тексту следует дать схему предлога:

В гнезде – дрозды, в небе белеют облака. У Бобика в будке будильник. Буквы в букваре, яблоки на яблоне, птичка на веточке. Опенок на пеньке, а боровики в теньке. На сосне сосновые шишки. На козе – стрекоза. Над Волгой – иволга. Махаон порхал над мухомором. В кресле перс, под креслом – Рекс. Лиза и Зина под зонтом, а зяблик на зонте. У Даши подушка под ушком. У воза – коза, на возу – Зина. За возом – забор, а под возом – Тузик. За селом - стожок, на стожке – снежок. Звездолет летит к звездам.

    При отработке ударного  гласного звука опять помогает рисунок:

Гвоздики в заборе, гвоздики в вазе.

   При рисовании стихотворения нужно предложить детям , что они запомнили.

Возле  речки наша Таня, рядом с ней братишка Ваня, солнце яркое светило, им веснушки подарило.

Я рисую вечер, темные дома.

В окнах зажигаю огоньки сама.

Загорелся красный, желтый, голубой.

Я рисую дождик, лужи под сосной.

Мне совсем не трудно вечер рисовать,

Только очень грустно маму долго ждать.

   После знакомства с первыми согласными звуками детей старшей группы можно обучать чтению по подставляемым ориентирам. В слоге-слиянии «согласный-гласный», таким ориентиром является гласный звук. Для этого  пригоден метод «пальчикового»  чтения с использованием известных символов гласных звуков:

А – большой круг, у – маленький кружок, о – овал, и – полоска.

   Гласные звуки – символы красного цвета. Каждому пальчику соответствует свой звук:

Большой палец – согласный звук; указательный – а; средний – у; безымянный – о; мизинец – и.

   Согласный звук  подставляется  по мере  изучения, место гласного звука не меняется, например:

 Сначала на пальчики детям надеваются колпачки с символами гласныхзвуков, затем они работают по памяти, меняя согласный звук.

ТА -  МА

ТУ – МУ

ТО – МО

ТИ – МИ

   Метод « пальчикового» чтения помогает активизировать детей, вызывать у них интерес к чтению, поскольку предлагается в игровой занимательной форме. Слияние СГ (согласный-гласный) должно восприниматься как цельный элемент.

   Наиболее важным для овладения быстрым прочтением  слога - слиянияявляется выполнение упражнения в замене гласного звука  гласным.

   Обучению чтению и письму слогов  СГна всем диапазоне изученных к этому времени гласных является важнейшим моментом, предшествующим и обеспечивающим  успешность чтения и письма слов разной слоговой структуры.

   Обучение на основе усвоения детьми позиционного принципа чтения слогов типа СГ, доведенное до автоматизма «пальчиковым» чтением, позволяет быстро и без проблем считывать слоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые методы и приемы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей

Данные игровые приемы помогут улучшить координацию движений пальцев и кистей рук, научат ориентироваться на листе бумаги, подготовят руку к обучению письму, разовьют аккуратность, графические умения, ...

Семинар-практимум для педагогов ДОУ "Пути повышения подготовки детей к школе. Методы и приемы"

Старый, как мир, вопрос: нужно ли учить  ребенка до школы? – давно потерял свою актуальность. Стремительность XXI века внесла коррективы и в эту проблему: рост информации, интенсификация обучения...

Игровые методы и приемы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей

Данные игровые приемы помогут улучшить координацию движений пальцев и кистей рук, научат ориентироваться на листе бумаги, подготовят руку к обучению письму, разовьют аккуратность, графические умения, ...

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ...

Готовность ребенкак школе!

Часто родители торопят события. А для чего?...

Игровые методы и приемы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей

Игровые методы и приемы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей...