«Готовим ребенка к школе» ( методы и приемы обучения дошкольников письму)
консультация по логопедии
Письмо – очень сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику. Подготовка ребенка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений, заданий.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.09 КБ |
Предварительный просмотр:
[Введите текст]
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 27 «Сказка»
Консультация для родителей:
«Готовимребенка к школе»
( методы и приемы обучения дошкольников письму)
Выполнила: учитель-логопед
Фролкина А.В.
2025г.
Письмо – очень сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику. Подготовка ребенка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений, заданий.
Развитие графического навыка зависит не только от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений,
но и от уровня сформированности психических процессов: внимания, памяти, пространственных представлений. Кроме того, помогает в развитии графических навыков способность к наблюдению, сравнению, творческому воображению, интерес ребенка к работе.
В подготовительной к школе группе во втором полугодии занятий особенно эффективно рисование под диктовку. Оно вызывает у детей интерес, радость, снимает психическое напряжениевызванное недостатками произношения , позволяет быстрее и легче усваивать предлагаемый материал, преодолевать речевое нарушение.
Детям даются задания нарисовать:
- большой треугольник, на нем чуть поменьше, сверху - еще меньше;
(дети отвечают, что получилось (елочка) и раскрашивают ее.
- квадрат, сверху треугольник, в квадрате – окно, на крыше – труба, из трубы идет дым (домик);
- дождик; тучу (дождевую, снеговую), дождинки – кап- кап;
- ветку; на ней слева сверху веточку поменьше, справа снизу еще одну веточку; на верхушке ветки один листочек, на левой ветке два листочка, с правой веточки осыпалось три листочка.
Родитель: сколько листочков было на ветке? ребенок отвечает.
Для развития воображения ассоциативного мышления, детской фантазии, расширения словарного запаса следует обучать дошкольников рисованию.
Легче рисовать слова – существительные, слова- глаголы: день (солнце, светло), ракета.
Свет (солнце, фонарь, окно)
Труднее рисовать слова – состояния, слова – определения:
Жарко (солнце); весело (улыбка); добрая (мама, бабушка), верный (щенок, пес).
Еще более интересное для детей задание – нарисовать слово с противоположным значением: большой- маленький, добрый-злой, чистый – грязный, утро-вечер. Или отразить на рисункеподбор прилагательных к существительным: дом - ветхий, гостеприимный;Шарик: веселый, добрый, злой, сильный.
По мере развития навыка можно перейти к рисованию предложения. Особенно эффективно рисование под диктовку при закреплении предлогов, определении количества слов в предложении. При усвоении предлогов рисунок помогает понять пространственное расположение предметов. Параллельно тексту следует дать схему предлога:
В гнезде – дрозды, в небе белеют облака. У Бобика в будке будильник. Буквы в букваре, яблоки на яблоне, птичка на веточке. Опенок на пеньке, а боровики в теньке. На сосне сосновые шишки. На козе – стрекоза. Над Волгой – иволга. Махаон порхал над мухомором. В кресле перс, под креслом – Рекс. Лиза и Зина под зонтом, а зяблик на зонте. У Даши подушка под ушком. У воза – коза, на возу – Зина. За возом – забор, а под возом – Тузик. За селом - стожок, на стожке – снежок. Звездолет летит к звездам.
При отработке ударного гласного звука опять помогает рисунок:
Гвоздики в заборе, гвоздики в вазе.
При рисовании стихотворения нужно предложить детям , что они запомнили.
Возле речки наша Таня, рядом с ней братишка Ваня, солнце яркое светило, им веснушки подарило.
Я рисую вечер, темные дома.
В окнах зажигаю огоньки сама.
Загорелся красный, желтый, голубой.
Я рисую дождик, лужи под сосной.
Мне совсем не трудно вечер рисовать,
Только очень грустно маму долго ждать.
После знакомства с первыми согласными звуками детей старшей группы можно обучать чтению по подставляемым ориентирам. В слоге-слиянии «согласный-гласный», таким ориентиром является гласный звук. Для этого пригоден метод «пальчикового» чтения с использованием известных символов гласных звуков:
А – большой круг, у – маленький кружок, о – овал, и – полоска.
Гласные звуки – символы красного цвета. Каждому пальчику соответствует свой звук:
Большой палец – согласный звук; указательный – а; средний – у; безымянный – о; мизинец – и.
Согласный звук подставляется по мере изучения, место гласного звука не меняется, например:
Сначала на пальчики детям надеваются колпачки с символами гласныхзвуков, затем они работают по памяти, меняя согласный звук.
ТА - МА
ТУ – МУ
ТО – МО
ТИ – МИ
Метод « пальчикового» чтения помогает активизировать детей, вызывать у них интерес к чтению, поскольку предлагается в игровой занимательной форме. Слияние СГ (согласный-гласный) должно восприниматься как цельный элемент.
Наиболее важным для овладения быстрым прочтением слога - слиянияявляется выполнение упражнения в замене гласного звука гласным.
Обучению чтению и письму слогов СГна всем диапазоне изученных к этому времени гласных является важнейшим моментом, предшествующим и обеспечивающим успешность чтения и письма слов разной слоговой структуры.
Обучение на основе усвоения детьми позиционного принципа чтения слогов типа СГ, доведенное до автоматизма «пальчиковым» чтением, позволяет быстро и без проблем считывать слоги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые методы и приемы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей
Данные игровые приемы помогут улучшить координацию движений пальцев и кистей рук, научат ориентироваться на листе бумаги, подготовят руку к обучению письму, разовьют аккуратность, графические умения, ...

Семинар-практимум для педагогов ДОУ "Пути повышения подготовки детей к школе. Методы и приемы"
Старый, как мир, вопрос: нужно ли учить ребенка до школы? – давно потерял свою актуальность. Стремительность XXI века внесла коррективы и в эту проблему: рост информации, интенсификация обучения...

Модифицированная программа по развитию речи и подготовки обучению грамоте «Готовимся к школе. Подготовка к чтению и письму детей старшего дошкольного возраста»
Надеюсь, что данный материал удет полезен педагогам и родителям в подготовке детей к школе....

Игровые методы и приемы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей
Данные игровые приемы помогут улучшить координацию движений пальцев и кистей рук, научат ориентироваться на листе бумаги, подготовят руку к обучению письму, разовьют аккуратность, графические умения, ...
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ...

Игровые методы и приемы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей
Игровые методы и приемы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей...

