Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей старшего возраста с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Звук [У]. Буква У»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Чукарина Таисия Александровна
План-конспект  подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР).
 Цель:
Формирование представлений о гласном звуке [У] и его графическом изображении (букве У) на основе развития фонематического слуха и анализа, артикуляционной моторики, а также закрепление навыков звуко-буквенного анализа и синтеза в рамках коррекционно-развивающей работы по подготовке к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u_konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya.docx15.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей старшего возраста с тяжелыми нарушениями речи

Тема: «Звук [У]. Буква У»

Автор: Учитель-логопед Чукарина Т.А.

Цели и задачи

Цель: Познакомить детей с гласным звуком [У] и буквой У через игровой персонаж.

Задачи: Формирование артикуляционного и акустического образа звука [У]; развитие фонематического слуха, включая дифференциацию [А] и [У]; обучение выделению звука в словах, знакомство с буквой У и первичное ее прописывание.

Ход занятия

 Логопед: «Здравствуйте, ребята! Чтобы сесть на свои места, назовите слово, которое начинается на наш старый, знакомый гласный звук [А].» Дети по очереди называют слова (Арбуз, Аист, Аня и т.д.) и садятся.

Логопед: «Наши губы и язычок должны подготовиться к новому звуку. Покажем Улыбку,  а теперь Трубочку. Чередуем: улыбка — трубочка, улыбка — трубочка!». Дети выполняют артикуляционные упражнения перед зеркалами.

Логопед: «Отлично! Смотрите, кто приполз к нам сегодня в гости! Это маленькая, медленная, но очень важная гостья — Улитка Уля!» (Показывает игрушку/картинку).  «Какой первый звук в её имени?»

Дети: «[У]!» Логопед: «Правильно! Это наш новый звук. Когда Уля хочет погудеть, как паровозик, или ей страшно, она издает звук: У-У-У! Повторите за ней.» Дети повторяют протяжный звук: У-У-У.

Логопед: «Давайте посмотрим в зеркало, как мы его произносим. Губы вытянуты трубочкой, как домик Улитки. Сравним с [А]: при [А] рот широкий, при [У] — круглый. Голос звучит, воздух выходит свободно. Значит, [У] — какой звук?»

Дети: «Гласный!»

Логопед: «Верно! И мы обозначаем его красным цветом, как и все гласные звуки.»

Дифференциация [А] - [У]. Проводится игра «Поймай звук для Ули». Логопед: «Помогите Уле найти только ее звук [У]! Если услышите звук [А] (звук-сосед) — хлопаем. Если услышите звук [У] (ее звук) — топаем. Слушайте внимательно: А, У, И, А, У, Ы. ТА, УХ, ЛО, МЫ, УМ.» Дети выполняют команды, хлопая на [А] и топая на [У].

Логопед: «Уля принесла нам свои любимые картинки. Назовите, что здесь нарисовано, и какой звук в начале слова: утка, утюг, уши, улей.» Дети называют слова, выделяя первый звук [У].

Логопед: «А теперь найдите, где спрятался звук [У] в других словах: Уля (начало), лук (середина), кенгуру (конец).» Дети показывают позицию звука (начало/середина/конец) на индивидуальных схемах.

 Физкультминутка.

Логопед: «Давайте немного погудим и походим, как наша гостья. Идем медленно-медленно, как Улитка Уля, тянем: У-У-У.» Дети медленно передвигаются по комнате, протяжно произнося [У].

Логопед: «Ребята, мы отлично научились слушать звук [У]. А теперь вспомните: чем звук отличается от буквы? Звук мы слышим и говорим, а букву...»

Дети: «...видим и пишем!»

Знакомство с буквой У.

Логопед: «Молодцы! А теперь мы узнаем, как выглядит буква для нашего нового звука [У]. Звук [У] живет вот в таком домике, это буква У!» (Показывает букву).

«Послушайте стишок:

Буква У как будто ушки У зайчонка на макушке.»

Логопед: «Построим Уле домик — букву У из палочек/пластилина.» Дети конструируют букву У.

Логопед: «Мы знаем [А] и [У]. Что получится, если их соединить? Читаем наши кричалки: АУ (зовем) и УА (плачем).» Дети читают слоги АУ и УА с соответствующей интонацией.

Логопед: «Чтобы буква У запомнилась нам навсегда, давайте ее напишем. Сначала обведем ее по контуру в наших прописях, а потом попробуем написать сами.» Дети обводят и прописывают букву У.

Итог занятия.

Логопед: «Молодцы! Какой звук мы выучили? (Гласный или согласный?). Чем отличается произнесение [У] от [А]? Как выглядит буква У?» Дети отвечают на вопросы.

Логопед: «Вы сегодня отлично поработали. Улитка Уля говорит вам: Ура!» Дети прощаются с персонажем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия по развитию звукопроизношения у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи (заиканием) на тему: «Жужжалочка и Шипелочка».

Данное подгрупповое занятие способствует совершенствованию навыков правильного произношения и дифференциации  звуков  Ш и Ж. Закреплению навыков плавной, синхронизированной речи с движениями...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей старшей группы "Звук и буква Т"

Логопедическое занятие для детей старшего возраста с ОВЗ (ОНР)....

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в группе старшего дошкольного возраста «Знакомство с буквой Гг».

Цель занятия: Знакомство с новой буквой Гг. Звуком [Г].Программное содержание.Коррекционно – образовательные задачи: Совершенствование навыка звукового, слогового анализа. Совершенствовани...

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Звук П»

Конспект предназначен для знакомства детей с тяжелыми нарушениями речи со звуком П, формирования фонематических представлений....

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ на тему: «Дифференциация звуков [т], [т`] - [д], [д`] и букв Т - Д»

Цель занятия: закрепление навыка различения звуков [т], [т`]- [д], [д`] и букв Т – Д.Задачи занятия: Коррекционные:закрепить навык различения звуков [т], [т`] - [д], [д`] и букв Т - Д;развивать ...

Конспект логопедического занятия с детьми старшего возраста, имеющими тяжелые нарушения речи. Тема: «Космос».

Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме «Космос», развитие фонематических процессов, совершенствование грамматического строя речи и связной речи....