Тема опыта: «Работа над дыханием — создание базы для коррекции звукопроизношения»
проект по логопедии (старшая группа)
Дети дошкольного возраста часто имеют несовершенное речевое дыхание, что негативно сказывается на их способности развивать речь. Недостаточное умение рационально использовать вдох и выдох приводит к тихому говору, затруднениям в произношении длинных фраз и недоговариванию слов. Развитие речевого дыхания является одним из ключевых этапов в коррекционной работе с дошкольниками с речевыми нарушениями. Регулярные занятия с логопедами и сотрудничество с родителями помогают предотвратить неуспеваемость в школе и снизить риск дезадаптации в новых социальных условиях.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 865.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление педагогического опыта
Учителя-логопеда структурного подразделения «Красносельцовский детский сад» МБДОУ «Детство» Рузаевского муниципального района
Введение (тема опыта, сведения об авторе, актуальность, основная идея, теоретическая база, новизна).
1.Тема опыта: «Работа над дыханием — создание базы для коррекции звукопроизношения»
2.Сведения об авторе:
Ф.И.О.: Мирошина Наталья Николаевна
Дата рождения: 27.09.1980г.
Должность: учитель – логопед
Место работы: структурное подразделение «Красносельцовский детский сад» МБДОУ «Детство»
Образование: высшее.
- Окончила 28.01.2003г МГПИ им. М.Е.Евсевьева. Олигофренопедагог, учитель-логопед по специальности «Олигофренопедагогика с дополнительной специальностью «Логопедия»
Повышение квалификации:
2022 г. – прошла курсы повышения квалификации по программе
«Инновационные технологии коррекционно-развивающей работы в профессиональной деятельности педагога-дефектолога (учителя-логопеда, сурдопедагога, олигофренопедагога, тифлопедагога)
в объеме 72 ч., ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников - «Педагог13.ру»
Общий педагогический стаж: 20 лет
Стаж в занимаемой должности: 20 года
3.Актуальность, проблема массовой практики, решаемая автором.
«Дыхание – основа жизни».
«Правильное дыхание – основа здоровья и долголетия»
К.С. Станиславский
Дети дошкольного возраста часто имеют несовершенное речевое дыхание, что негативно сказывается на их способности развивать речь. Недостаточное умение рационально использовать вдох и выдох приводит к тихому говору, затруднениям в произношении длинных фраз и недоговариванию слов. Развитие речевого дыхания является одним из ключевых этапов в коррекционной работе с дошкольниками с речевыми нарушениями. Регулярные занятия с логопедами и сотрудничество с родителями помогают предотвратить неуспеваемость в школе и снизить риск дезадаптации в новых социальных условиях.
Правильное дыхание играет важную роль в развитии речи, так как дыхательная система является энергетической основой для речевой системы. Воздушная струя необходима для формирования звуков, слогов, слов и фраз. Неправильное дыхание не только приводит к нарушению произношения звуков, но и влияет на общее звучание речи - она становится нечеткой, слова не до конца произносятся.
Выбранная тема имеет большую актуальность, так как правильное дыхание является важным элементом для развития речи. Речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, поддерживает нормальную громкость речи, четкие паузы, плавность и интонационную выразительность.
4.Основная идея опыта.
Ведущей педагогической идеей моей работы является формирование правильного дыхания, которое проводится в следующей последовательности: развитие грудобрюшного типа дыхания, обучение длительному целенаправленному ротовому выдоху и формирование таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность и целенаправленность.
Дыхание играет важную роль в жизни каждого человека, заключаясь в вентилировании легких и замене использованного воздуха свежим, богатым кислородом. Чтобы научить детей полноценно дышать, вызывается потребность в притоке большого количества кислорода и удалении накопившейся углекислоты. Такая потребность возникает при активных физических нагрузках, таких как бег и прыжки. Именно поэтому подвижные игры на свежем воздухе считаются наиболее полезными. Во время них дети увеличивают свою мышечную энергию и развивают способность дышать правильно. Такая систематическая проработка дыхания способствует укреплению организма и поддержанию его физической формы.
Правильное дыхание является неотъемлемой частью здоровья и благополучия каждого ребенка. Вместе с тем, оно имеет непосредственное влияние на концентрацию и активность, что важно для успешного обучения и развития. Поэтому формирование правильного дыхания является важной задачей педагогов и тренеров, и подвижные игры на свежем воздухе оказываются отличным и эффективным средством для достижения этой цели.
5.Теоретическая база, опора на современные педагогические теории; заимствование новаторских систем или их элементов
Существуют определенные методики, направленные на восстановление важной функции дыхания у детей с ринолалией. Одна из таких методик разработана А.Г. Ипполитовой и заключается в дифференциации ротового и носового выдоха. Эта методика помогает детям с ринолалией наладить правильное дыхание и восстановить его нормальную функцию.
Для детей, страдающих заиканием, существуют методики Н.А. Рождественской и Е.Л. Пеллингер. Они направлены на снятие напряжения с мышц всего тела и органов артикуляции, что помогает ребенку преодолеть заикание и нормализовать функцию речи.
Кроме того, существуют оздоравливающие и целительные методики, разработанные К.П. Бутейко и А.Н. Стрельниковой. Они основаны на осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. Эти методики позволяют детям восстановить нормальную функцию дыхания и оказывают положительное влияние на организм. Кроме указанных методик, существует еще одна методика - образная гимнастика по М. Норбекову, разработанная Т. А. Воробьевой. Она направлена на работу над дыханием и создание базы для коррекции звукопроизношения. Данная методика помогает детям с проблемами связанными с дыханием, восстановить функцию дыхания и оздоровить организм. Все эти методики имеют свою суть и основаны на осознанном управлении дыханием. Они помогают детям с ринолалией, заиканием и другими проблемами связанными с дыханием, восстановить нормальную функцию и оздоровить организм. Применение этих методик может быть очень полезным для детей, которые сталкиваются с подобными проблемами.
6.Новизна, творческие находки автора. Рекомендуется рассматривать что-то новое для данной ОО, района, республики.
Новизна опыта работы заключается в применении развития речевого дыхания. Оно играет ключевую
роль в формировании звуков речи, источником которых является воздушная струя, выходящая из
наших легких через гортань, глотку, полость рта или нос наружу.
Правильное речевое дыхание не только обеспечивает нормальное формирование звуков, но и
создает условия для поддержания нормальной громкости речи. Благодаря ему мы можем ясно и
четко выражать свои мысли, делая паузы в нужных местах и сохраняя плавность речи. Более того,
правильное дыхание способствует интонационной выразительности, делая нашу речь более живой и
убедительной.
Для достижения оптимального речевого дыхания необходимо выполнять специальные упражнения,
направленные на развитие дыхательной системы. Контроль над дыханием позволяет нам лучше
управлять речевым потоком и улучшать качество нашей коммуникации. Также стоит обратить
внимание на осанку и телодвижения, которые также влияют на эффективность речи и ее
звукообразование.
Важно понимать, что правильное речевое дыхание - это не только навык, но и процесс, который
требует постоянной практики и развития. Чем больше мы обращаем внимание на наше дыхание и
уделяем ему время, тем более уверенно и выразительно мы можем выступать перед публикой.
Таким образом, использование развития речевого дыхания в нашей работе позволяет нам достичь
лучшей коммуникации, улучшить качество нашей речи и сделать ее более выразительной. Это
неотъемлемая часть нашего профессионального опыта и ключевой элемент успешной писательской
деятельности.
"Параметры правильного ротового выдоха" - это набор правил, которые помогут нам эффективно
выдыхать воздух через рот. Важно придерживаться следующих параметров:
1. Предшествующий сильный вдох через нос - это первый шаг перед выдохом. Мы должны заполнить
свою грудь полным воздухом.
2. Выдох должен быть плавным, без резких толчков. Мы должны осуществлять выдох спокойно и
плавно.
3. Во время выдоха губы должны быть сложены трубочкой. Не следует сжимать губы или надувать
щеки.
4. Воздух должен выходить через рот, а не через нос. Если ребенок выдыхает через нос, можно зажать
его ноздри, чтобы он осознал, как правильно выходит воздух.
5. Мы должны выдыхать, пока воздух полностью не закончится.
6. При пении или разговоре не рекомендуется делать множество коротких вдохов для
дополнительного снабжения организма воздухом.
Главная и основная цель дыхательных упражнений - повышение стрессоустойчивости, синхронизация
работы обеих полушарий головного мозга, развитие мыслительной деятельности, мелкой и крупной
моторики, улучшение памяти и внимания. Они также облегчают процесс чтения и письма, снижают
утомляемость и повышают работоспособность.
Технология опыта.
Занятия с ребенком должны учитывать обнаруженные недостатки его речи после обследования. Ребенок имеет проблемы с произношением определенных звуков, а также может иметь нарушения речевого дыхания. Однако его речевой слух остается нормальным, а подвижность речевых органов хорошей. На первом этапе работаем с речевым дыханием. Затем вводим звуки, которые ребенок не выговаривает. После того, как он научится произносить звук в изолированном положении, мы должны закрепить его автоматически. Последний этап – введение этого звука в повседневную речь ребенка. При выполнении упражнений необходимо набирать воздух через нос, сохраняя плавный и длительный выдох. Важно следить за тем, чтобы не надувались щеки, и при необходимости руками их придерживать. Не рекомендуется повторять упражнения много раз подряд, чтобы избежать головокружения. Можно использовать игры, направленные на развитие дыхания, и чередовать их с другими упражнениями. Песочные часы могут быть полезны в этом процессе. В своей работе я часто сталкиваюсь с детьми, которые испытывают трудности с концентрацией и выполнением заданий. Именно с этой проблемой часто обращаются ко мне педагоги и родители. Перед тем как исправлять неправильное звукопроизношение у ребенка, необходимо устранить или
смягчить причины, вызвавшие эти нарушения. Это может включать исправление нарушений речевого выдоха, речевого слуха, подвижности речевых мышц и недостатков строения речевых органов. В заключение, следует отметить основные типы дыхания, включая верхнереберное, грудное и диафрагмально-реберное (грудобрюшное). Внимательное учет этих факторов поможет добиться успешных результатов в работе с ребенком.
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
«Погаси свечу» — возьми цветные полоски бумаги в правую руку, положи левую ладонь на живот,
сделай вдох через нос и надуй живот, затем медленно выдохни, словно «гасишь свечу».
«Пароход» — ходи, имитируя движения парохода согнутыми руками, произнося при этом «чух-чух»,
меняя скорость, громкость и частоту произношения.
«Зов пастуха» — громко запей в небольшую дудочку, чтобы созвать разбежавшихся коров. Сделай
вдох через нос, надуй живот и долго выдохни.
«Кто громче» — выпрями спину, сомкни губы, плотно прижми указательным пальцем левой руки
левую ноздрю, глубоко вдохни через правую ноздрю, произнося на выдохе «м-м-м» и одновременно
похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре. Повтори то же самое, прижимая
правую ноздрю.
«Парящий аист» — стой прямо, распростри руки в стороны, вынеси одну ногу вперед и согни ее в
колене, удерживая равновесие. Сделай вдох через нос, а на выдохе опусти ногу и руки, произнося
тихо «ш-ш-ш».
«Качель» — сядь в позу по-турецки, положи руки на затылок, спокойно вдохни, затем наклонись
вперед и выдохни, вернувшись в исходное положение. Повтори 3–4 раза.
«Воздушный шарик» — представь себя в форме воздушного шарика, сделай четыре коротких вдоха,
надув живот, и задержи дыхание. Затем медленно выдохни через рот, считая до пяти.
«Каша» — вдыхай через нос и произнеси слово «пых» не менее шести раз при выдохе.
«Ворон» — сядь прямо, подними руки через стороны вверх, вдохни, медленно опусти руки при
выдохе, при этом произнося «кар-р-р» шесть раз.
«Карандаш на столе» — произведи вдох через нос и, выдыхая через рот, прокати карандаш по столу.
«Теплые руки» — вдыхай через нос и плавно выдыхай через рот на свои руки, словно согревая их.
«Дровосек» — встань прямо, поставь ноги чуть шире плеч, при выдохе сложи руки и подними их
вверх. Затем резко опусти их вниз, наклони корпус, позволяя рукам «прорубить» пространство между
ногами. Произнеси «уууух». Повтори 6–8 раз.
«Сбор урожая» — встань прямо, подними руки вверх, как будто собираешь яблоки, сделай вдох, затем
опусти руки, наклони корпус вперед и вниз, выпустив воздух. Повтори 3–4 раза."
«Комарик» - это упражнение, которое выполняется сидя на стуле. Сначала ноги обхватывают ножки стула, а руки ставятся на пояс. Затем делается вдох, после которого туловище медленно поворачивается в сторону, а при выдохе приглашается звучать комарику – «з-з-з». Затем возвращаются в исходное положение и делается новый вдох, с последующим поворотом в другую сторону.
«Сыграем на гармошке» - для этого упражнения необходимо встать прямо, слегка расставив ноги, и положить руки на пояс. Затем делается вдох, выполняется пауза в течение трех секунд. После этого происходит наклон влево, при котором медленно выдыхается, растягивая правый бок. После возвращаются в исходное положение и делается вдох с паузой в три секунды. Затем делается наклон вправо, сопровождаемый медленным выдохом. Эти движения можно повторить 3-4 раза.
«Трубач» - в этом упражнении нужно сделать вид, что у вас есть воображаемая труба. Имитируя движения трубача, нажимайте пальцами на воображаемые клавиши и на выдохе произносите «ту-ту-ту» в течение 10-15 секунд.
«Жук» - для выполнения этого упражнения необходимо сесть и развести руки в стороны, слегка отведя их назад. Затем делается вдох, а при выдохе показывается, как долго жужжит большой жук – «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.
«Шину прокололи» - для этого упражнения делается легкий вдох, а при выдохе показывается, как медленно выходит воздух через прокол в шине – «ш-ш-ш».
«Снег» - вдыхайте через нос и подувайте на вату, мелкие бумажки или пушинки, чтобы превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы должны быть округлены и слегка вытянуты вперед. При выполнении этого упражнения желательно не надувать щеки.
«Кораблики» - наполните таз водой и научите ребенка дуть на легкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Можно устроить соревнование, чтобы определить, чей кораблик уплывет дальше. Можно использовать пластмассовые капсулы от "киндер-сюрпризов" или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.
«Футбол» - сделайте из конструктора или другого материала ворота и возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. Играйте с ребенком в футбол, при этом ребенок должен дуть на шарик, стараясь забить его в ворота.
«Бульбульки» - возьмите два прозрачных стаканчика из пластмассы. В один налейте много воды, а в другой чуть-чуть. Предложите ребенку сыграть в "бульбульки" с помощью трубочек для коктейля. В стаканчик, где много воды, нужно слабо дуть через трубочку, а в стаканчик, где мало воды, можно дуть сильнее. Задача ребенка - не пролить воду.
«Дудочка» - высуньте узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувайте воздух на кончик языка так, чтобы пузырек свистел как дудочка.
Для развития плавного выдоха вы можете использовать различные детские игрушки. Например, можно вешать яркие бумажные бабочки на палочку, играть с бумажными султанчиками, вертеть игрушки-вертушки или звенеть китайским колокольчиком «музыка ветра». Также вам помогут свистки, детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде птиц и животных, а также разноцветные птички, сложенные из бумаги в стиле оригами. Для большего разнообразия можно использовать воздушные шары или мыльные пузыри.
Не стоит стремиться выполнить все упражнения сразу. Вы можете выбирать несколько хорошо знакомых и постепенно добавлять новые, или менять их, разбивая по дням недели.
Упражнения для развития речевого дыхания требуют многократного повторения для достижения эффекта, поэтому при работе с детьми важно использовать творческий подход и менять оформление дыхательной гимнастики.
Наибольшей популярностью на моих логопедических занятиях у дошкольников пользуются следующие игры:
- «Воздушное лото». Это фабричная игра, включающая игровое поле с ячейками и песочные часы. Ребята могут выполнять разные игровые задачи, сдувая шарик и перенося его в нужную ячейку, чтобы достичь своей цели.
- «Перышки». В современном мире дети любят работу с натуральными материалами. Перепелиные перья являются универсальным вариантом для развития речевого выдоха. Из них можно создавать разные игры, такие как «Фокус», «Кто быстрее» или «Лови ладошка».
- «Поющие баночки». Обычные стеклянные баночки, которые при правильном расположении языка и направленном выдохе начинают издавать уникальные мелодии.
- «Логопедические дудочки», «Паровозик». Фабричные дудочки, которые при направленном выдохе поднимают легкие пластмассовые шарики или двигаются паровозики. Это не только тренирует фонационный выдох, но и повышает самооценку ребенка и помогает исправлять звукопроизношение.
- «Мыльное мороженое». В этой игре используются стаканчики с мыльным раствором и коктейльные трубочки. При активном выдохе в стакан образуется обильная мыльная пена, которая «выползает из стакана». Детям дают инструкцию, что воздух нужно выдыхать, а не втягивать через трубочку, чтобы избежать неприятных последствий.
- «Футбол», «Яблочко». В этих вариантах игры детей приглашают забить гол или накормить яблочко. Они должны переместить легкий пенопластовый шарик в цель. Это развивает не только речевое дыхание, но и точность направления, координацию, ловкость и меткость.
- «Полет снежинки/листика/цветка». В этой игре развивается речевое дыхание и закрепляются представления о временах года. Игровое поле представляет картинку времени года, а ребенка приглашают управлять погодой, запуская бумажные снежинки, листочки или лепестки, которые сбрасываются с цветущих деревьев.
Результативность опыта
1. Значимый вклад педагога в процесс обучения и воспитания личности, то есть какими становятся учащиеся (воспитанники) и чем они отличаются. Результативность опыта была определена путем диагностики и коррекции звукопроизношения, а также сопоставления результатов с применением дыхательных упражнений.
Таким образом, за последние три года работы мы наблюдали следующие положительные изменения:
Учебный год Количество упражнений для развития речевого выдоха на занятии Процент коррекции звукопроизношения
2020-2021 1 70%
2021-2022 2 75%
2022-2023 3 80%
В процессе работы над опытом я накопил множество знаний, умений и навыков, что сделало мою работу более эффективной. Я стала быстрее определять предстоящие задачи и выполнять их качественно и в более короткие сроки.
2. Стабильность. Применение опыта на протяжении определенного времени приводит к стабильно высоким результатам в обучении, воспитании и развитии учащихся (воспитанников).
Наш опыт требует значительного труда, так как требуется много времени на разработку учебных планов, создание учебных и наглядных материалов, а также проведение диагностики знаний, умений и навыков у детей по соответствующей теме. Однако к концу дошкольного возраста дети владеют
речью достаточно хорошо, они умеют анализировать звуки в словах из 3-5 звуков и могут описывать эти звуки. Таким образом, к концу подготовительной группы они развивают комплекс необходимых навыков в области речи, скорости и ритма речи, а также движений глаз и рук.
Я считаю, что приобретенные навыки помогут детям успешно учиться в школе и облегчат их адаптацию к новой образовательной среде. Система графомоторных упражнений, которую мы применяем в работе со своими воспитанниками, будет полезна им при освоении навыков письма.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о необходимости продолжения работы по данной теме и возможности внедрения нашей системы работы в практику педагогов-воспитателей старших подготовительных групп детского сада.
Мы разработали проект под названием «Роль развития речевого дыхания в коррекции звукопроизношения». Мы начали с изучения и анализа литературы по этой проблеме, обоснования актуальности темы, определения цели и задач проекта, а также разработки комплекса диагностических методик.
Цель проекта - сформировать у детей основу нового отношения к языку и осознанное управление им путем осознания звукового состава слова и словесного состава предложения.
В рамках мероприятия «День открытых дверей» в нашем детском саду я провела открытое занятие с детьми по обучению грамоте, где продемонстрировала эффективные методы работы со старшими дошкольниками и принципы использования наглядных и раздаточных материалов родителям нашей группы."
2.Доступность
Было организовано собрание, где родители старших школьников поделились своими трудностями, возникшими при изучении русского языка в школе. Кроме того, проводились индивидуальные беседы с родителями для развития дыхательной системы, которые способствовали их вовлечению совместную работу по данному направлению.
Перспективы применения этого опыта в массовой практике очень велики. Работа в этом направлении является сильным стимулом для постоянного творчества и поиска новых форм проведения дыхательных упражнений. Использование дыхательной гимнастики для улучшения коррекции звукопроизношения имеет большую значимость, не только как метод развития речевого выдоха, но и как эффективный способ поддержания здоровья у детей дошкольного возраста.
Многие дошкольники имеют слабый иммунитет и часто подвержены респираторным заболеваниям, а родители часто не осознают, что причиной этого может быть неправильное дыхание. Неполноценная вентиляция легких и недостаток кислорода влияют на здоровье мозга и других органов, а также ослабляют защитную функцию клеток, делая их более уязвимыми перед вредными микроорганизмами.
Неправильное дыхание также влияет на физическое развитие ребенка, проявляясь в бледности, сонливости и медлительности. Частые проблемы со здоровьем и самочувствием часто вызываются именно неправильным дыханием.
Основная цель дыхательной гимнастики заключается в обучении детей дошкольного возраста правильному дыханию, что принесет пользу их здоровью. Во время вдоха легкие должны полностью заполняться кислородом, а грудная клетка должна расширяться. При выдохе важно освободить все воздуха, чтобы обеспечить поступление свежего в необходимом количестве.
Также существуют упражнения, направленные на тренировку быстрого дыхания, которые укрепляют носоглотку и гортань.
Значение дыхательных упражнений для дошкольников очень велико:
- Насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов и нормальная работа всех органов.
- Снижение подверженности респираторным заболеваниям и быстрое выздоровление в случае болезни.
- Помощь в борьбе с хроническими заболеваниями, такими как астма, гайморит, проблемы с аденоидами и др.
- Коррекция дефектов речевого дыхания и укрепление речевого аппарата, что способствует логопедическому прогрессу.
- Увеличение работоспособности, активности и интеллектуального развития за счет лучшего кислородного питания для мозга.
- Управление дыханием учит детей управлять своими действиями и контролировать себя.
- Медленное дыхание способствует расслаблению, успокоению и помогает в борьбе с эмоциональной усталостью и нервозностью.
Дыхательные упражнения мало имеют противопоказаний. Однако рекомендуется избегать их выполнения детям с травмами головы и позвоночника, а также с высоким давлением (артериальным, внутриглазным, внутричерепным).
3. Заключение
Анализ опыта показывает, что систематические занятия по формированию правильного речевого дыхания имеют следующие положительные эффекты:
1. Укрепление мышц лица и грудной клетки.
2. Профилактика заболеваний верхних дыхательных путей и нервной системы.
3. Повышение умственной работоспособности у детей.
4. Нормализация звукопроизношения и просодических компонентов речи.
5. Укрепление знаний по лексическим темам и грамматическим категориям.
6. Стимуляция интереса к урокам.
Полученный опыт имеет практическую значимость, и его можно применять педагогами дошкольных учреждений не только на местном, но и на всероссийском уровне. Я регулярно делюсь своими практическими наработками в области развития речевого дыхания дошкольников на педагогическом
портале nsportal.ru.
Я планирую продолжить работу с детьми в этом направлении, используя проверенные и эффективные методы и средства, и не останавливаясь в своем творческом педагогическом поиске. Моя цель - создать свою уникальную систему по формированию речевого дыхания, которая будет поддерживать интерес современных детей, развивать их эмоционально положительное отношение к урокам, повышать их самооценку, веру в собственные силы, исправлять дефекты звукопроизношения и создавать прочную основу для успешного обучения в школе.
Данный опыт был реализован в МБДОУ "Детство", сельском поселении "Красносельцовский детский сад". Участниками опыта были дети старшего дошкольного возраста.
Мой опыт был представлен и изучен на разных площадках:
- Выступление на методическом объединении учителей-логопедов Рузаевского муниципального района в 2023 году в структурном подразделении "Детский сад No9 комбинированного вида" МБДОУ "Радуга" Рузаевского муниципального района.
- Проведение открытого занятия для воспитателей в 2022 году в МБДОУ "Детство" с/п "Красносельцовский детский сад" в рамках мастер-класса "Работа над дыханием -создание базы для коррекции звукопроизношения".
Список литературы
1. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. – М., 1991.
2. Эльконин, Д. Б. Психология игры в дошкольном возрасте / Д. Б. Эльконин // Психологи личности и деятельности дошкольника. – М., 1966. – С. 143.
3. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: практическое пособие. – СПб.: Издательство «Корона век», 2014. – 80 с.
4. Бельтюков В.И. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе / В.И. Бельтюков // Вопросы психологии. - 1984. - №1. - С. 141-145.
5. Белякова Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова. - М.: Книголюб, 2004. - 132 с.
6. Воробьева Т.А. Дыхание и речь. Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения, - 2014, СПб, - 144 с.
7. Развитие речи малыша. Упражняем язычок. Звукопроизношение, речевое дыхание, артикуляция и сказки. – 2019, - ТЦ сфера, - 150 с.
8. Нищева Н.В. Веселая дыхательная гимнастика. – 2018, Детство-Пресс, - 85 с.
9. Османова Г.А., Позднякова Л.А. Мастер-класс логопеда. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (3-4 года), - 2015, - СПб, - 120 с.
10. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г., Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. -М.: Книголюб, 2004. - 56 с.
Приложение
«КОРАБЛИКИ»
Наполнить таз с водой и научить ребенка дуть на легкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики.
Учим детей делать Вдох
«Понюхаем Цветок»
Цель-тренировка вдоха (Нюх!» «нюх-нюх) и свободного выдоха.
Оборудование: цветы, вырезанные из открыток, пластиковые цветы.
Детям предлагается выбрать цветок. Затем они совместно с логопедом «нюхают» свои цветы, совершая короткий шумный вдох носом («Нюх!»). Выдох происходит свободно. Делаем 4-5 подходов.
3. «БУЛЬКИ»
Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.
Оборудование: стакан с водой, коктельные трубочки.
4. «РАСТИ ПЕНА»
ЦЕЛЬ: РАЗВИТИЕ СИЛЬНОГО РОТОВОГО ВЫДОХА; АКТИВАЦИЯ ГУБНЫХ МЫШЦ.
ОБОРУДОВАНИЕ: СТАКАН С ВОДОЙ, КОКТЕЛЬНЫЕ ТРУБОЧКИ, ЖИДКОЕ МЫЛО.
5. ИГРА «ЗВУКИ ГЛАСНЫЕ ПОЕМ МЫ С МЯЧОМ МОИМ ВДВОЕМ»
ЦЕЛЬ: РАЗВИТИЕ ДЛИТЕЛЬНОГО, ПЛАВНОГО ВЫДОХА, ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.
- ЛОГОПЕД ПРЕДЛАГАЕТ ДЕТЯМ ПРОПЕТЬ ГЛАСНЫЙ ЗВУК, ОДНОВРЕМЕННО ПРОКАТЫВАЯ МЯЧ. ВДОХ НОСОМ – ВЫДОХ СО ЗВУКОМ А-А-А-А-А
6. ВСЕ ГЛАСНЫЕ ПРОПЕВАЮТСЯ НА ВЫДОХЕ: {А}, {У}, {О}, {И}, {Ы} – ПРОПЕВАЮТСЯ НА ВЫДОХЕ.
7. «ПУСКАЕМ ОБЛАЧКО» -{О}.
Ребенок стоит, руки опущены, ноги на ширине плеч. Руки в стороны – вдох. Руки соединяются, кисти скидываются, изображая букву «О», продвигаются вперед ото рта – выдох, поем: «О-о-о»
8. «РУБИМ ДРОВА» - {У}.
Ребенок стоит, руки опущены, ноги на ширине плеч. Прямые руки вверх – вдох. Наклон – поем: «У-у-у»
9. «ПОЙМАЙ ЛУЧИК» - {И}.
Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки опущены – вдох. Руки плавно поднимаются вверх – выдох: «И-и-и»
10. «МАЯТНИК» - {Ы}
Ребенок стоит, руки опущены, ноги на ширине плеч. Прямые руки со сжатыми кулаками вперед – вдох. Прямые руки со сжатыми кулаками отводятся назад – выдох: «Ы-ы-ы»
11. «ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»
ЦЕЛЬ: ОБУЧЕНИЕ ПЛАВНОМУ, СВОБОДНОМУ ВЫДОХУ.
РЕБЕНОК ДЕЛАЕТ ВДОХ, ВЫДОХ – ДУЕТ НА ЛИСТОЧКИ ТАК, ЧТОБЫ ОНИ ПОЛЕТЕЛИ. УПРАЖНЕНИЕ ПОВТОРЯЕТСЯ 2-3 РАЗА.
12. «ПАРОВОЗ»
ЦЕЛЬ: РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
ВДОХ НОСОМ – ВЫДОХ СО ЗВУКОМ «У=У-У» ПРОТЯЖНО
13. «ПУЗЫРЬ»
Цель: Развитие речевого дыхания и звукового аппарата.
Дети становятся тесным кругом и надувают «пузырь»: наклонив голову вниз, дуют в кулачки, составленные «трубочкой»
14. «УПРАЖНЕНИЕ «КОРАБЛИК»
ШТОРМ КОРАБЛИКОМ ИГРАЕТ, ПОДНИМАЕТ – ОПУСКАЕТ
КАЧАЕМ РЫБКУ НА ВОЛНЕ, ТО ВВЕРХ, ТО ВНИЗ – ПЛЫВЕТ.
15. УПРАЖНЕНИЕ «МИШКИ – ЗАЙКИ»
ТОЛСТЯЧКИ МИШУТКИ ЖИВОТИКИ НАДУЛИ
ХУДЕНЬКИЕ ЗАЙЧИКИ ЖИВОТИКИ ВТЯНУЛИ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по использованию занимательных упражнений в коррекции звукопроизношения у детей с ОНР
Представлены игры и игровые упражнения, позволяющие решать ряд задач: закрепление произносительных умений, развитие фонематического восприятия, уточнение расширения словаря совершенствование грамматич...

Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения
Игры и упражнения с гласными звуками являются тем фундаментом, на котором базируется работа по воспитанию у детей с нарушениями речи грудобрюшного типа дыхания. Пропевание глас...

Тема самообразования: "Развитие артикуляционной моторики как эффективное средство коррекции звукопроизношения"
Материал содержит информацию о важности развития артикуляционной моторики,описаны методы и приемы ее развития....

Свидетельство об обобщении педагогического опыта работы и внесении в базу данных городского округа "Охинский"
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством взаимодействия с родителями"...

Доклад Тема: "Особенности формирования мелкой моторики пальцев рук при коррекции звукопроизношения" (из опыта работы)
Основные пути развития и совершенствования мелкой моторики это одно из направлений работы по профилактике письменной речи в коррекционно-логопедической работе у детей с речевыми нарушениями...

Работа над дыханием и голосом при коррекции заикания
Дыхание - одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох ...

Из опыта работы: Семинар-практикум «Игровые приемы в коррекции звукопроизношения»
Игра занимает значительное место в жизни детей дошкольного возраста. В игре ребенок не только овладевает конкретными знаниями и умениями, но и приобретает социально и личностно значимые качества...

















