Конспект логопедического занятия по развитию лексико грамматических представлений в средней группе «Кухня. Посуда»
план-конспект занятия по логопедии

Алентьева Анастасия Денисовна

Цели:

  • обогащение и активизация словаря по теме «Посуда»;
  • формирование лексико‑грамматических категорий (словообразование, согласование, падежные формы).

Задачи:

1.    Коррекционно‑образовательные:

  • уточнить и расширить словарь по теме (названия посуды, её частей: ручка, носик, крышка, дно, стенки);
  • учить образовывать существительные с уменьшительно‑ласкательными суффиксами (чашка → чашечкатарелка → тарелочка);
  • тренировать согласование прилагательных с существительными (красная чашкафарфоровая тарелка);
  • практиковать употребление существительных в именительном и родительном падежах («Это чашка», «Нет чашки»).

2.    Коррекционно‑развивающие:

  • развивать зрительное восприятие и внимание;
  • совершенствовать мелкую моторику и координацию речи с движением;
  • стимулировать диалогическую речь.

3.    Коррекционно‑воспитательные:

  • воспитывать доброжелательность и умение работать в группе;
  • формировать интерес к совместной деятельности.

Оборудование и материалы

  • игрушечная посуда (чайник, чашка, тарелка, ложка, кастрюля, сковорода);
  • картинки с изображением посуды и её частей;
  • разрезные картинки (чайник, чашка, тарелка);
  • мяч;
  • цветные карандаши, листы с контурами посуды;
  • аудиозапись для физкультминутки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_po_razvitiyu_leksiko.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических представлений в средней группе

Тема: «Кухня. Посуда»

Цели:

  • обогащение и активизация словаря по теме «Посуда»;
  • формирование лексико-грамматических категорий (словообразование, согласование, падежные формы).

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:
  • уточнить и расширить словарь по теме (названия посуды, её частей: ручка, носик, крышка, дно, стенки);
  • учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (чашка → чашечкатарелка → тарелочка);
  • тренировать согласование прилагательных с существительными (красная чашкафарфоровая тарелка);
  • практиковать употребление существительных в именительном и родительном падежах («Это чашка», «Нет чашки»).
  1. Коррекционно-развивающие:
  • развивать зрительное восприятие и внимание;
  • совершенствовать мелкую моторику и координацию речи с движением;
  • стимулировать диалогическую речь.
  1. Коррекционно-воспитательные:
  • воспитывать доброжелательность и умение работать в группе;
  • формировать интерес к совместной деятельности.

Оборудование и материалы

  • игрушечная посуда (чайник, чашка, тарелка, ложка, кастрюля, сковорода);
  • картинки с изображением посуды и её частей;
  • разрезные картинки (чайник, чашка, тарелка);
  • мяч;
  • цветные карандаши, листы с контурами посуды;
  • аудиозапись для физкультминутки.

Ход занятия

Этапы занятия

Речь и действия учителя-логопеда

Речь и действия детей

Организационный момент

Мимическая гимнастика 

Логопед приветствует детей, создаёт позитивный настрой.

- Давайте сейчас с вами поприветствуем солнышко и «Улыбнёмся солнцу», а теперь «Удивимся» и «Нахмуримся».

- Сегодня к нам пришла гостья — кукла Маша. Она хочет накрыть стол для чаепития, но не знает, какую посуду взять. Поможем Маше?

Дети выполняют мимическую гимнастику.

- Да.

Основная часть

Дидактическая игра «Что это?»

Игра «Назови части»

Упражнение «Назови ласково»

Игра «Хлопни, если ласково»

- Я предлагаю немножко поиграть в игру. Хотите?

- Отлично, тогда слушайте какие правила. Я буду показывать предметы посуды, а вы их будете называть. Понятны правила игры?

- Тогда приступаем. Логопед показывает картинку чайника.

- Верно, а для чего нужен чайник?

- Правильно, кипятить воду для чая.

Логопед показывает картинку кастрюли.

- Верно, а для чего нужна кастрюля?

- Правильно. Какие вы молодцы!

Логопед показывает картинку кружки.

- Для чего нужна кружка?

- Совершенно верно. В кружку ещё можно налить компот, кисель.

Логопед показывает картинку сковороды.

- А она нам для чего?

- Правильно, чтобы в ней что-то пожарить.

Логопед показывает картинку тарелки.

- А тарелка нам для чего нужна?

- Какие вы молодцы, всю посуда назвали. Если рассмотреть нашу посуду, то можно выделить части, из которых она состоит. Посмотрите, у меня есть картинки – части посуды. Давайте мы с вами назовем, из каких частей может состоять посуда.

- Молодцы, справились с этим нелёгким заданием!

- Ну а теперь, я снова предлагаю поиграть в игру, которая называется «Назови ласково». Я буду бросать каждому из вас мяч, и называть предмет, а вы возвращаете мяч, называя ласково этот предмет.

- Чашка.

- Тарелка.

- Ложка.

- Чайник.

- Молодцы, трудно было, но вы справились! Поиграем в ещё одну игру. Я буду называть слова, а вы будете хлопать, если слово прозвучало ласково. Слушайте внимательно: чайник, чашечка, кастрюля, тарелочка, ложка, ложечка.

- Хотим.

- Да.

- Это чайник.  

- Кипятить воду для чай.

-

 Это кастрюля.

- Что в ней варить суп, борщ.

- Это кружка.

- Что пить с неё чай.

- Это сковорода.

- Чтобы жарить.

- Это тарелка.

- Чтобы кушать с неё.

Дети по картинкам находят и называют части посуды.

Дети ловят мяч, бросают обратно и называют уменьшительно-ласкательные формы слов.

- Чашечка.

- Тарелочка.

- Ложечка.

- Чайничек.

Дети хлопают в ладоши, если услышат слово в уменьшительно-ласкательной форме.

Физкультминутка «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник, 
Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие, бедняжки.


Вот фарфоровые блюдца, 
Только стукни — разобьются. 

Надувают живот, одну руку на пояс, другую изгибают — «носик».

Приседают, одну руку на пояс.

Кружатся, рисуя руками круг.

Приседают, руки на колени.

Игра «Подбери цвет»

Игра «Чего не стало?»

Задание «Раскрась посуду»

- Немножко отдохнули, а теперь я предлагаю подобрать к каждой чашке  блюдце одного цвета.

- Молодцы! Посмотрите, у меня на столе есть посуда. Запомните, что за посуда здесь стоит, теперь закрывайте глаза. Логопед убирает один предмет. Открывайте глаза и отвечайте: чего не стало?

- Молодцы! Снова закрывайте глазки, только не подглядывайте.

- Умнички, внимательные. Ну и ещё один разок.

- Молодцы!

- Сейчас я вам предлагаю выбрать любую картинку посуды и раскрасить тем цветом, который вам нравится.

Дети подбирают к каждой чашке блюдце одного и того же цвета.

- У меня красная чашка и красное блюдце.

- У меня синяя чашка и синее блюдце.

- У меня жёлтая чашка и жёлтое блюдце.

- У меня зелёная чашка и зелёное блюдце.

- Нет чашки.

- Нет ложки.

- Нет тарелки.

Дети раскрашивают контуры чайника, чашки, тарелки, называя цвет.

- Я раскрашиваю красный чайник,

- Я раскрашиваю жёлтую тарелку и т.д.

Заключительная часть

- О чём мы говорили сегодня?

- Верно, о посуде. Какую посуду мы назвали?

- Что вам больше всего понравилось?

- Кукла Маша дарит каждому из вас наклейки с изображением посуды. Маша говорит вам «спасибо» и прощается. До свидания!

- О посуде.

- Чайник, кастрюля, сковорода, кружка.

Каждый ребёнок высказывает своё мнение.

- До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка. подготовительная группа. Тема Подбор родственных слов. Весна.

Представленный конспект пол теме "Подбор родственных слов.Весна" разработан на основе программы Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной "Воспитание и обучение детей с общим недоразвитием речи". Турова Н.И. добави...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических представлений в старшей логопедической группе.

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических представлений в старшей логопедической группе....

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе по теме «Одежда»

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе по теме «Одежда»...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в младшей группе с использованием приемов арттерапии .

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в младшей группе с использованием приемов арттерапии ....

Конспект логопедического занятия. По формированию лексико-грамматических категорий в средней группе

Цель:  1.Закрепить представления детей о домашних животных.           2. Уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме  «...

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматических категорий в средней группе на тему «Продукты питания»

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматических категорий в средней группе на тему «Продукты питания»...