Конспект НОД в подготовительной группе, интегрированное занятие по обучению грамоте и ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в Арктику с Зоей и Зиной» с использованием STEAM-технологии
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Комбинированное занятие по логопедии, развитию речи и окружающему миру, многозадачность которого обеспечивает возможность в одном занятии учить детей дифференциации звуков [З-Зь] в слогах, словах и предложениях; обобщать и расширять знания детей о животном мире Севера; развивать умение выкладывать картинку из мозаики по схеме; расширять знания детей о свойствах веществ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.2 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГБ ДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад № 1387»
УДП РФ
Конспект НОД в подготовительной группе, интегрированное занятие
по обучению грамоте и ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в Арктику с Зоей и Зиной» с использованием STEAM-технологии
Составили:
учитель-логопед высшей
квалификационной категории
Врублевская Т.Г.
Москва 2025 г.
Цель занятия: учить детей дифференциации звуков [З-Зь] в слогах, словах и предложениях; обобщать и расширять знания детей о животном мире Севера; развивать умение выкладывать картинку из мозаики по схеме; расширять знания детей о свойствах веществ.
Задачи: Знакомство детей с понятиями звук и буква, схема слова. Запоминание образа букв, Чтение слогов и слов, профилактика дисграфии. Развитие фонематического слуха, формирование слоговой структуры слова, стимулирование мыслительной и речевой активности, формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие общей и мелкой моторики. Формирование координации движений пальцев рук и развитие пространственной ориентации. Воспитание у детей интереса к экспериментальной деятельности в практических условиях.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, наборы мозаики, шапочки белого медведя и северного оленя, звуковые и слоговые схемы слов, дыхательные тренажеры-вертушки, ватные шарики, цветные карандаши, конверты с заданиями, вода, масло для эксперимента.
Ход занятия:
- Организационный момент: коммуникативная игра «Повернись и поздоровайся».
- Введение в тему занятия. Получение письма с загадкой. (отгадка-куклы с именами Зоя и Зина).
- Уточнение произношения звука «З». Какой согласный звук слышится в имени Зоя? [з] (звук [з] – твёрдый. Произнесите вместе со мной звук [з] – что делают губы? (улыбаются), где находится язык? (за нижними зубами, упираясь в передние зубы), а воздушная струя? Приложи руку (длительная, выходит посередине, немного вниз, прохладная). Какой согласный звук слышится в имени Зина? Разбор произношения звука «Зь». Схема на интерактивной доске.
- Дыхательная гимнастика «Холодный ветер».
- Самомассаж языка. Артикуляционная гимнастика «Забор», «Окно», «Мост». (логопед показывает картинки, дети выполняют упражнения, отработанные на индивидуальных занятиях)
- Проговаривание за логопедом слогов и слов со звуком «З» (Нейрогимнастика с карандашами):
За- зо –зу –зы –зэ -правой рукой; зя- зё –зю –зи -зе -левой рукой.
Чистоговорка «Зайцы».
- Игрушки «Куклы Зои». Дети должны на интерактивной доске найти игрушки, в названиях которых есть звук «З».
- Игра на развитие памяти «Лишние игрушки». Дети должны вспомнить, какие игрушки были у Зои в предыдущем задании.
- Буква «З». Посмотрите, какая буква спряталась в букве В. Найдите её глазами и назовите (буква з). Проговаривание стихотворения про букву З.
- Рассматривание буквы «З» на интерактивной доске. Дети рассказывают, на что похожа буква, обводят ее указательным пальчиком.
- Чтение слогов на интерактивной доске.
- Звуко-буквенный анализ слова «зима». Составление схемы слова на интерактивной доске (синие, красные и зеленые квадраты).
- Гаснет свет, звучит музыка и появляются дети в шапочках северного оленя и белого медведя.
- Воспитатель: «Ой, ребята, куда мы с вами попали?
- Северный олень и Белый Медведь:
-Здравствуйте, ребята! Мы жители Арктики.
-Я Северный Олень.
-А я Белый Медведь. Добро пожаловать к нам в гости.
- - Арктика или Северный полюс. (Слайд 1)
Это самое холодное место на нашей планете. Видите, на глобусе оно показано белым цветом.
- Ребята, как вы думаете, почему Арктика окрашена в белый цвет? (ответы детей)
Северный полюс – это ледяная пустыня. Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого равна высоте трёхэтажного дома.
В этих местах холодно в течение всего года: и зимой, и летом. Полгода в этих краях солнце не появляется на небе – полярная ночь. Другие полгода солнце не заходит за горизонт, однако его лучи слабые и почти не греют – полярный день.
-Ну что, замерзли? Давайте разомнемся!
- Физкультминутка
Здесь повсюду холод, тень, (дети обнимают себя за плечи)
Полгода — ночь, (закрывают глаза ладонями)
Полгода — день. (выпрямляются, поднимают руки вверх)
Из льда здесь люди строят дом, (соединяют руки над головой — «крыша»)
И океан покрыт весь льдом. (разводят руки в стороны)
- Загадки. Воспитатель: Ребята, что за чудо природы мы можем увидеть в Арктике?
Что за чудо чудеса-
Загорелись небеса!
Ой, горит, пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Кто зажег огонь чудесный,
Золотой костер небесный?
Никого за тучей нет -
Это с неба льется свет. (Слайд 2)
- Ребята. Вам понравилось это явление природы? Как оно называется? (северное сияние)
- Я Вам сейчас буду загадывать загадки об обитателях Арктики, а
вы попытайтесь отгадать их.
Первая загадка (Слайд 3)
Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный.
Любит снежные луга (Северный олень)
Тело оленя покрыто густой шерстью. Окраска летом бурая, зимой серая. На голове рога, большие, ветвистые. Ими он защищается от врагов. У оленя стройные, сильные ноги. Олень копытами разрывает снег до земли и достает сухую траву и любимое лакомство – ягель.
-Ребята, какую пользу приносит человеку северный олень?
(Ответы детей)
Ещё одна загадка (Слайд 4)
Живет в краю холода, снега и льда,
Ему не страшна ледяная вода,
Не ленится рыбку ловить каждый день,
Зовется животное это...(Тюлень)
Тело у тюленя вытянутой формы. Шея короткая и очень сильная. Голова слегка приплюснута, а конечности превратились в ласты. На суше тюлень плохо передвигается, зато в воде очень быстрый. Тело у тюленей покрыто короткой, но необычайно густой шерстью.
-Ребята, назовите детеныша тюленя? (белёк) (Слайд 5)
-Чем питается тюлень? (рыбой)
Воспитатель: Продолжаем! (Слайд 6)
Растянулся среди льдин
Толстокожий господин.
В холодину, братцы,
Лезет он купаться.
Проведя в воде часы
Вылез он на льдину,
Важно фыркает в усы,
Чешет ластом спину.
Важен, грозен, толстокож
Господин усатый … (Морж)
Тело у моржа большое, неуклюжее. У моржа шерсти нет, у него очень толстая кожа и есть подкожный жир, который согревает моржа, и никакой мороз ему не страшен. Моржи очень тяжелые. У моржа есть огромные клыки. При помощи клыков он взбирается на льдины из воды и использует их в боях. Морж очень быстро плавает при помощи ласт. Питается морж ракушками.
Ещё одна загадка (Слайд 7)
Там, где холод, снег и лед
Этот дикий зверь живет,
Он большой, пушистый, белый,
А еще рыбак умелый. (Белый медведь)
- Экспериментирование. Самый главный житель севера - белый медведь. У него густая белая шерсть и толстый слой жира. Это спасает его от сильных морозов. Белый медведь прекрасный пловец, вода для него родная стихия, он может плавать под водой и охотиться за рыбой. Также он питается тюленями и даже моржами.
Ребята, а почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает
из воды на такой сильный мороз?
Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, проделаем опыт. В ёмкость с водой опустите руку и сразу же выньте её. Посмотрите на неё внимательно.
Она мокрая и покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда.
Теперь вытрите руку и слегка смажьте их жиром (маслом). Снова опустите руку в воду и выньте её. Что вы заметили? (Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками.)
И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лёд. Теперь попробуйте объяснить случай с медведем.
-А кто ещё из животных использует эту хитрость?
- И последняя загадка (Слайд 8)
Плывет по морю великан,
Пускает из воды фонтан. (Гренландский кит)
Когда кит всплывает на поверхность после долгой задержки дыхания, что первым делом вы увидите и услышите? Правильно - выдох. Киты выдыхают воздух, а не воду из своих дыхалец. Гренландские киты питаются исключительно планктоном, состоящим ракообразных.
- Ребята, наступает полярная ночь (Слайд 9)
И нам нужно возвращаться обратно. Как вы думаете, сможем ли мы на обычном корабле проплыть через льдины? Нам нужен ледокол!
Давайте соберем из мозаики ледокол!
- Положите руки на ледокол, и мы вернемся обратно в детский сад.
Понравилось ли вам наше путешествие?
Сюрпризный момент, возвращение в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Обучение грамоте»
Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Обучение грамоте»Закрепление знаний детей о гласных звуках А, У, О, Ы, Э. Развитие фонематического слуха. Закрепление навыка звуко-букве...

Конспект интегрированного занятия по ФЭМП и ознакомление с окружающим миром «Путешествие в сказку» Во второй младшей группе.
laquo;Путешествие в сказку» Во второй младшей группе....
Конспект НОД для средней группы по образовательной области "Познавательное развитие".Ознакомление с окружающим миром "Воздух-невидимка"
Конспект непосредственной образовательной деятельности содержит в себе опыты на нахождение воздуха в окружающем,знакомство с циклом развития бабочки,знакомство детей с симметричной аппликацией...

Интегрированное занятие по развитию речи, подготовке к обучению грамоте и ознакомлению с окружающим миром по теме "Весна"
Цель научить детей над слоговой структурой слова, дать детям представление о характерных признаков весны...

Конспект занятия в старшей группе для детей с ОНР по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Деревья. Лес»
данный материал будет полезен воспитателям старших, подготовительных групп....
Конспект непрерывной образовательной деятельности Подготовительной группы (6-7 лет) Образовательная область: ознакомление с окружающим миром ТЕМА: «Животные севера».
- закрепить представления о природных и погодных особенностях Севера, его обитателях (их внешнем виде, детенышах; образе жизни);- расширить и активизировать...

Конспект ООД в подготовительной группе на тему: «Обучение грамоте».
Цель:Задачи: Образовательная: закрепления умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать их и составлять слоги с двусложными словами на пройденные буквы.Развивающая: развитие фоне...
