«Профессиональные компетенции учителя-логопеда в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО)»
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Внедрение Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО) знаменует новый этап в системе российского образования. Эта программа призвана создать единое образовательное пространство по всей стране, обеспечив каждому ребенку равные и качественные условия для развития. В этом контексте роль специалистов сопровождения, и в частности, учителя-логопеда, становится как никогда значимой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад «Рыбка»

                                                                             

                                                                              Выполнила учитель-логопед

                                                                                Михайлова Наталья Юрьевна

 Доклад на тему:

«Профессиональные компетенции учителя-логопеда в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО)»

Внедрение Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО) знаменует новый этап в системе российского образования. Эта программа призвана создать единое образовательное пространство по всей стране, обеспечив каждому ребенку равные и качественные условия для развития. В этом контексте роль специалистов сопровождения, и в частности, учителя-логопеда, становится как никогда значимой.

ФОП ДО задает четкие целевые ориентиры и структурирует содержание образовательной деятельности. Задача логопеда — органично вписать свою коррекционную работу в эту новую систему, что требует пересмотра и расширения спектра его профессиональных компетенций.

1. Аналитико-диагностическая компетенция в новом формате

Компетенция заключается в умении провести такую диагностику, соотнести ее результаты с целевыми ориентирами ФОП ДО для конкретной возрастной группы и на этой основе выстроить индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) или адаптированную образовательную программу (АОП).

2. Проектировочно-методическая компетенция: от занятия к интеграции

Ключевое требование ФОП ДО — интеграция коррекционной работы в целостный образовательный процесс. Это означает, что логопед должен уметь:

· Проектировать коррекционно-развивающую работу не как набор изолированных занятий, а как систему, тесно связанную с тематическим планированием группы.

· Создавать рабочие программы, которые являются логичным дополнением и углублением основной образовательной программы ДОУ, а не параллельным документом.

· Разрабатывать конспекты интегрированных занятий совместно с воспитателями (например, «логопед + воспитатель», «логопед + музыкальный руководитель»), где коррекционные задачи решаются в рамках общей темы («Осень», «Транспорт» и т.д.).

3. Коммуникативная и кооперативная компетенция: работа в команде

ФОП ДО подчеркивает важность единого образовательного пространства, которое создается усилиями всех участников: педагогов, специалистов и родителей.

4. Предметно-содержательная компетенция

· Важно делаеть упор на умении ребенка строить развернутые высказывания, пересказывать, составлять рассказы, что является основой для успешного обучения в школе.

· Формировать предпосылки функциональной грамотности: Здесь работа ведётся над фонематическим слухом, звуковым анализом и синтезом, что является важнейшим этапом подготовки к чтению и письму.

· Развивать коммуникативные навыки: где мы учителя-логопеды должены целенаправленно создавать ситуации, стимулирующие речевое общение (проекты, драматизации, дискуссии), учить детей диалогу.

5. Рефлексивно-аналитическая компетенция и ИКТ-компетентность (информационная компетентность)

· Даная компетенция предполагает анализ эффективности своих методов, умение соотносить динамику развития каждого ребенка с планируемыми результатами ФОП ДО и при необходимости оперативно вносить коррективы в свою работу. А так же, современный логопед обязан владеть цифровыми инструментами: использовать специализированные логопедические программы и приложения, создавать интерактивные дидактические материалы, вести электронную документацию, использовать цифровые платформы для взаимодействия с родителями и коллегами.

        6. Научно- практическая компетенция. Самообразование.

          Необходимость постоянного совершенствования профессиональных навыков требует от нас- педагогов участия в научно-практических конференциях, семинарах, посвящённых актуальным вопросам логопедии. Важность исследовательской деятельности позволяет оставаться в курсе новейших достижений науки и практики, адаптировать новые методы и технологии к условиям своего учреждения.

Заключение

Реализация ФОП ДО ставит перед учителем-логопедом сложные, но абсолютно логичные и своевременные задачи. Он перестает быть «узким» специалистом, работающим над «постановкой звуков». Сегодня он — полноценный участник образовательной команды, интегратор, методист и тьютор, чья деятельность направлена на обеспечение равных стартовых возможностей для каждого ребенка, его успешную социализацию и подготовку к следующему образовательному этапу.

Таким образом, профессиональные компетенции современного учителя-логопеда в условиях ФОП ДО — это синтез глубоких предметных знаний, проектного мышления, коммуникативной гибкости и готовности к постоянному саморазвитию в меняющейся образовательной среде.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Кадровые условия реализации Программы (опыт работы)

Данная статья посвящена актуальной проблеме современного образования - профессиональным компетенциям педагога - дошкольника, приведены краткие результаты проекта, реализованного в дошкольном образоват...

Консультация для педагогов: «Новые компетенции педагога дошкольного образования в рамках реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования»

Под педагогической компетентностью понимается системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осущест...

Удостоверение о повышении квалификации «Новый контекст содержания образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС, в рамках реализации Федеральных образовательных программ: дошкольного образования, адаптированной программы

Удостоверение о повышении квалификации «Новый контекст содержания образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС, в рамках реализации Федеральных образовательны...

ПРИКАЗ 07.02.2023 №87О реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях

ПРИКАЗ 07.02.2023 №87О реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях...

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся в условиях реализации Федеральной образовательной программы Дошкольного образования

Особенности взаимодействия  педагогического коллектива с семьями обучающихся в условиях реализации Федеральной образовательной программы Дошкольного образования...

«Формирования основ естественно-научной грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством метода моделирования в условиях реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования»

- дать представление об актуальности проблемы.- способствовать сплочению коллектива педагогов в совместной деятельности;- продемонстрировать вариант использования аквамозаики на занятиях с детьми....