«Современные подходы и методы логопедической работы в режимных моментах с детьми 4-5 лет с ТНР»
учебно-методический материал по логопедии (средняя группа)
«Современные подходы и методы логопедической работы в режимных моментах с детьми 4-5 лет с ТНР»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 635.73 КБ |
Предварительный просмотр:
«Современные подходы и методы логопедической работы в режимных моментах с детьми 4-5 лет с ТНР»
Уважаемые коллеги!
Сегодня мы так же поговорим о том, как эффективно и, что самое главное, естественно для ребенка интегрировать логопедическую работу в один из самых повторяющихся режимных моментов – сборы на прогулку и возвращении с прогулки.
Этот процесс, который часто воспринимается как сугубо бытовой, таит в себе огромный потенциал для развития речи и коммуникативных навыков у наших воспитанников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Наша главная задача – не заставлять детей говорить, а создавать условия, в которых речь станет для них естественным и необходимым инструментом общения.
Давайте рассмотрим конкретные методы и приемы, которые мы можем применять.
Словарь существительных накапливаем по темам «Части тела», «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «Мебель». Для обогащение словаря мы постоянно комментируем свои и детские действия. Мы не просто говорим «Ребята, одеваемся», а проговариваем названия: «Достаем из шкафа штаны, шапку. Вешаем куртку на вешалку. Ставим сапоги на полку».
· «Возьми свои штаны. Это штаны, они синие».
· «Давай наденем шарф. Куда мы его повяжем? На шею».
· Обращаем внимание на детали: «Подержи за рукав», «Застегни молнию», «Поправь капюшон».
· Накапливая словарь признаков мы описываем свойства предметов. «Шапка какая? Теплая, пушистая, красная. Кофта какая? Вязаная, синяя, удобная, мягкая».
С целью стимуляции к договариванию для неговорящих детей мы используем прием «разорванной фразы». Взрослый начинает: «Ты надел... (кофту)». Ребенок договаривает последнее слово или словосочетание (теплую шапку).
Видео 1
Так же отлично работают стихи и потешки. Мы надеваем кофту и говорим:
«Мы наденем рукава...»
Ребенок продолжает: «...Ручка раз, ручка два!»
Договариваем слова потешки то тихо, то громко, что помогает регулировать силу голоса и поддерживает интерес.
Одевание - это идеальный момент для отработки грамматических категории, например - рода. Мы задаем наводящие вопросы, побуждая ребенка использовать нужное местоимение.
Видео 2
Показываем на шапку: «Чья это шапка?» – «Моя» (ребенок).
«Чей это шарф?» – «Мой».
«Чье это пальто?» – «Моё».
«Чьи это варежки?» – «Мои».
Превращая процесс в игру, используем дидактическую куклу или игрушку-говорушку.
«Смотри, у меня большая куртка, а у куклы – маленькая …курточка». (использование слов в уменьшительно-ласкательной форме)
Ребенок может «помогать» кукле одеваться, комментировать ее действия.
Или игрушка может спросить: «Как ласково назвать маленькую шапку? – Шапочка».
Часто дети говорят с игрушкой охотнее, чем со взрослым.
Для развитие грамматического строя и стимуляции построения фразы, учим детей использовать предлоги НА, ИЗ, В. Мы сознательно используем и обыгрываем эти предлоги.
«Достаем кофту ИЗ шкафа. Надеваем ботинки НА ноги. Кладем варежки В карман».
Здесь же мы можем закреплять звуки раннего онтогенеза. Например, отрабатывая предлог «НА», мы автоматически повторяем звук [Н].
Мы учим детей, которые к этому готовы, участвовать в диалоге и задаем вопросы:
Прямые: «Что ты надел?», «Какого цвета твои перчатки?»
И создаем ситуацию выбора, чтобы спровоцировать ответ: «Ты наденешь сначала кофту или штаны?», «Какую шапку выберешь – синюю или зеленую?». Вопросы с установлением причинно-следственных связей: «Почему ты надел теплую куртку?» Это стимулирует не просто повтор, а осмысленную речь.
Для формирования коммуникативных навыков мы учим детей вежливому общению, разучиваем и используем в контексте «волшебные слова»: «Пожалуйста», «Спасибо».
Для развития простой фразы используем алгоритмы одевания и мнемотаблицы. Например, схема для построения простого предложения. Это зрительная опора помогает ребенку построить фразу «Я надеваю куртку».
Не забываем про артикуляционные упражнения, произнесение изолированных звуков и дыхание: Можно незаметно включить элементы: подуть на воображаемую снежинку («Ой, как холодно!»), поцокать языком («Лошадка везет нас на прогулку»), погреть ручки Х-Х-Х. Как мы будем кашлять, если плохо оденемся и простынем? К-К-К
Коллеги, хочу обратить ваше внимание на несколько ключевых моментов:
- Как правильно говорить: «Надеваю» или «Одеваю».
Есть такое выражение, которое служит подсказкой:
Надеваю одежду,
Одеваю Надежду.
Давайте будем грамотным речевым образцом для детей.
2. В нашей работе важны условия, а не принуждение. Мы создаем мотивацию, игровую ситуацию, атмосферу поддержки. Если ребенок сегодня не хочет повторять – мы просто комментируем свои действия, его пассивный словарь все равно обогащается.
3. Необходимо единство требований. Согласованность в работе логопеда, воспитателей и родителей – залог успеха. Информируйте родителей через стенды, беседы, давайте им тот же речевой материал, который используете сами.
В нашей группе большинство речевого материала (стихи, алгоритмы) мы с воспитателями подбираем совместно и вывешиваем в приемной на стенде для родителей, чтобы работа велась единым фронтом.
В заключении хочу сказать, что сборы на прогулку – это не 15 минут суеты, а 15 минут качественной, целенаправленной логопедической работы, вплетенной в естественный ход событий. Такой интегрированный подход позволяет нам максимально использовать потенциал каждого дня для помощи детям с ТНР, делая их речь более яркой, грамотной и свободной.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Интегрированный подход при организации коррекционной работы в режимных моментах с детьми раннего возраста"
"Интегрированный подход при организации коррекционной работы в режимных моментах с детьми раннего возраста"...
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ГЛУХИМИ И СЛАБОСЛЫШАЩИМИ ДЕТЬМИ
В настоящее время проблемы обучения и вопитания детей с нарушениями слуха приобретают все большую актуальность. Процессы обучения и воспитания детей данной категории, инклюзированных в общеобразовател...

Статья на тему: «Приемы работы по развитию речи в режимных моментах с детьми среднего возраста» (из опыта работы).
Проблема развития речи является одной из актуальных. Необходимо содействовать речевому развитию ребенка в повседневной жизни: в режимных моментах, совместной деятельности воспитателя с детьми, в...

ШКОЛА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА «Организация режимных моментов в ДОУ» Формы и методы, используемые при проведении режимных моментов.
laquo;Организация режимных моментов в ДОУ» Формы и методы, используемые при проведении режимных моментов. Требования к подготовке и проведению режимных моментов...

Консультация для педагогов «Логопедические пятиминутки в режимных моментах работы воспитателя»
привлечение воспитателей и родителей к коррекционной работе логопеда....

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ГЛУХИМИ И СЛАБОСЛЫШАЩИМИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ГЛУХИМИ И СЛАБОСЛЫШАЩИМИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В настоящее время проблемы воспитания и обучения детей с нарушениями слуха приоб...








