«Современные подходы и методы логопедической работы в режимных моментах с детьми 4-5 лет с ТНР»
учебно-методический материал по логопедии (средняя группа)

Квартина Альбина Владимировна

«Современные подходы и методы логопедической работы в режимных моментах с детьми 4-5 лет с ТНР»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Современные подходы и методы логопедической работы в режимных моментах с детьми 4-5 лет с ТНР»

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы так же поговорим о том, как эффективно и, что самое главное, естественно для ребенка интегрировать логопедическую работу в один из самых повторяющихся режимных моментов – сборы на прогулку и возвращении с прогулки.

Этот процесс, который часто воспринимается как сугубо бытовой, таит в себе огромный потенциал для развития речи и коммуникативных навыков у наших воспитанников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Наша главная задача – не заставлять детей говорить, а создавать условия, в которых речь станет для них естественным и необходимым инструментом общения.

Давайте рассмотрим конкретные методы и приемы, которые мы можем применять.

 Словарь существительных накапливаем по темам «Части тела», «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «Мебель». Для обогащение словаря мы постоянно комментируем свои и детские действия. Мы не просто говорим «Ребята, одеваемся», а проговариваем названия: «Достаем из шкафа штаны, шапку. Вешаем куртку на вешалку. Ставим сапоги на полку».

  · «Возьми свои штаны. Это штаны, они синие».

  · «Давай наденем шарф. Куда мы его повяжем? На шею».

  · Обращаем внимание на детали: «Подержи за рукав», «Застегни молнию», «Поправь капюшон».

· Накапливая словарь признаков мы описываем свойства предметов. «Шапка какая? Теплая, пушистая, красная. Кофта какая? Вязаная, синяя, удобная, мягкая».

 

С целью стимуляции к договариванию для неговорящих детей мы используем прием «разорванной фразы». Взрослый начинает: «Ты надел... (кофту)». Ребенок договаривает последнее слово или словосочетание (теплую шапку).

Видео 1

Так же отлично работают стихи и потешки. Мы надеваем кофту и говорим:

    «Мы наденем рукава...»

    Ребенок продолжает: «...Ручка раз, ручка два!»

Договариваем слова потешки то тихо, то громко, что помогает регулировать силу голоса и поддерживает интерес.

Одевание - это идеальный момент для отработки грамматических категории, например - рода. Мы задаем наводящие вопросы, побуждая ребенка использовать нужное местоимение.

Видео 2

  Показываем на шапку: «Чья это шапка?» – «Моя» (ребенок).

 «Чей это шарф?» – «Мой».

 «Чье это пальто?» – «Моё».

«Чьи это варежки?» – «Мои».

Превращая процесс в игру, используем дидактическую куклу или игрушку-говорушку.

 «Смотри, у меня большая куртка, а у куклы – маленькая …курточка». (использование слов в уменьшительно-ласкательной форме)

Ребенок может «помогать» кукле одеваться, комментировать ее действия.

Или игрушка может спросить: «Как ласково назвать маленькую шапку? – Шапочка».

Часто дети говорят с игрушкой охотнее, чем со взрослым.

Для развитие грамматического строя и стимуляции построения фразы, учим детей использовать предлоги НА, ИЗ, В. Мы сознательно используем и обыгрываем эти предлоги.

«Достаем кофту ИЗ шкафа. Надеваем ботинки НА ноги. Кладем варежки В карман».

Здесь же мы можем закреплять звуки раннего онтогенеза. Например, отрабатывая предлог «НА», мы автоматически повторяем звук [Н].

 

Мы учим детей, которые к этому готовы, участвовать в диалоге и задаем вопросы:

Прямые: «Что ты надел?», «Какого цвета твои перчатки?»

И создаем ситуацию выбора, чтобы спровоцировать ответ: «Ты наденешь сначала кофту или штаны?», «Какую шапку выберешь – синюю или зеленую?». Вопросы с установлением причинно-следственных связей: «Почему ты надел теплую куртку?» Это стимулирует не просто повтор, а осмысленную речь.

Для формирования коммуникативных навыков мы учим детей вежливому общению, разучиваем и используем в контексте «волшебные слова»: «Пожалуйста», «Спасибо».

Для развития простой фразы используем алгоритмы одевания и мнемотаблицы. Например, схема для построения простого предложения. Это зрительная опора помогает ребенку построить фразу «Я надеваю куртку».

Не забываем про артикуляционные упражнения, произнесение изолированных звуков и дыхание: Можно незаметно включить элементы: подуть на воображаемую снежинку («Ой, как холодно!»), поцокать языком («Лошадка везет нас на прогулку»), погреть ручки Х-Х-Х. Как мы будем кашлять, если плохо оденемся и простынем? К-К-К

Коллеги, хочу обратить ваше внимание на несколько ключевых моментов:

  1. Как правильно говорить: «Надеваю» или «Одеваю».

Есть такое выражение, которое служит подсказкой:

Надеваю одежду,

Одеваю Надежду.

Давайте будем грамотным речевым образцом для детей.

2. В нашей работе важны условия, а не принуждение. Мы создаем мотивацию, игровую ситуацию, атмосферу поддержки. Если ребенок сегодня не хочет повторять – мы просто комментируем свои действия, его пассивный словарь все равно обогащается.

3. Необходимо единство требований. Согласованность в работе логопеда, воспитателей и родителей – залог успеха. Информируйте родителей через стенды, беседы, давайте им тот же речевой материал, который используете сами.

В нашей группе большинство речевого материала (стихи, алгоритмы) мы с воспитателями подбираем совместно и вывешиваем в приемной на стенде для родителей, чтобы работа велась единым фронтом.

В заключении хочу сказать, что сборы на прогулку – это не 15 минут суеты, а 15 минут качественной, целенаправленной логопедической работы, вплетенной в естественный ход событий. Такой интегрированный подход позволяет нам максимально использовать потенциал каждого дня для помощи детям с ТНР, делая их речь более яркой, грамотной и свободной.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Интегрированный подход при организации коррекционной работы в режимных моментах с детьми раннего возраста"

"Интегрированный подход при организации коррекционной работы в режимных моментах с детьми раннего возраста"...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ГЛУХИМИ И СЛАБОСЛЫШАЩИМИ ДЕТЬМИ

В настоящее время проблемы обучения и вопитания детей с нарушениями слуха приобретают все большую актуальность. Процессы обучения и воспитания детей данной категории, инклюзированных в общеобразовател...

Статья на тему: «Приемы работы по развитию речи в режимных моментах с детьми среднего возраста» (из опыта работы).

Проблема развития речи является одной из актуальных.  Необходимо содействовать речевому развитию ребенка в повседневной жизни: в режимных моментах, совместной деятельности воспитателя с детьми, в...

ШКОЛА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА «Организация режимных моментов в ДОУ» Формы и методы, используемые при проведении режимных моментов.

laquo;Организация режимных моментов в ДОУ»  Формы и методы, используемые при проведении  режимных моментов. Требования к подготовке и проведению режимных моментов...

Консультация для педагогов «Логопедические пятиминутки в режимных моментах работы воспитателя»

привлечение воспитателей и родителей к коррекционной работе логопеда....

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ГЛУХИМИ И СЛАБОСЛЫШАЩИМИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ГЛУХИМИ И СЛАБОСЛЫШАЩИМИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  В настоящее время проблемы воспитания и обучения детей с нарушениями слуха приоб...