Главные вкладки
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья по логопедии
В статье рассказывается об актуальности и организации взаимодействия учителя-логопеда ДОО с родителями старшего дошкольного возраста с ОНР по коррекции общего недоразвития речи с использованием технологии проектной деятельности, об интеграции ДОО и семьи в образовательном пространстве.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Назарова Светлана Вячеславовна
Россия, г. Лысково Нижегородской области
e-mail: nazarova.lana1967@mail.ru
Аннотация
В статье рассказывается об актуальности и организации взаимодействия учителя-логопеда ДОО с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста с ОНР по коррекции общего недоразвития речи с использованием технологии проектной деятельности, об интеграции ДОО и семьи в образовательном пространстве.
В последние годы отечественная наука говорит о приоритете семьи в воспитании ребенка. Закон РФ «Об образовании» впервые за многие десятилетия признал, что родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
В федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) сформулированы требования по взаимодействию дошкольной организации с родителями. А так же говорится о том, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, социальный статус, учитывать микроклимат семьи, повышать культуру педагогической грамотности семьи.
ФАОП ДО уделяет большое внимание взаимодействию детского сада и семьи, ориентирует педагогов на тесное взаимодействие с родителями воспитанников.
Семья – это самое первое и самое главное, что окружает ребенка. При обучении и воспитании детей, на мой взгляд, очень важно найти взаимосвязь с родителями.
Взаимодействие учителя - логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является наиболее актуальным в настоящее время. Актуальность темы заключается в том что, современным родителям необходима постоянная, квалифицированная помощь учителя – логопеда для решения проблем речевого развития ребенка
Успешность совместной деятельности учителя-логопеда и семьи ребенка с общим недоразвитием речи определяет эффективность коррекционно-логопедического процесса.
Родители как самые близкие люди могут дать детям гораздо больше. Но очень часто родители отстраняются от работы по исправлению речевых нарушений у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, испытывают трудности, потому что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком дома и не знают, как заниматься.
Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным, педагоги используют в своей работе новые инновационные формы, методы и приемы взаимодействия с родителями, которые бы обеспечивали решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.
Педагоги ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями. Осуществлению этой задачи в полной мере способствует проектная деятельность как одна из современных технологий образовательного процесса.
Мы понимаем, что на современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным, с другой стороны, педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями.
В основе взаимодействия учителя-логопеда и родителей лежит сотрудничество, которое предполагает равенство позиций, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон. Данное сотрудничество также предполагает взаимопонимание, взаимодоверие, взаимовлияние для достижения единой цели: получить здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно адаптироваться в коллективе и далее успешно продолжить свое образование в школе.
Одним из самых важных и ближайших партнёров являются родители наших воспитанников. Проблема вовлечения родителей в единое образовательное пространство в нашем детском саду решается в трех направлениях:
1. Работа с коллективом ДОО по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
2. Повышение педагогической культуры родителей, в том числе, по вопросам коррекции общего недоразвития речи.
3. Вовлечение родителей в деятельность ДОО, совместная работа по обмену опытом семейного воспитания.
Для того, чтобы родители заинтересовались жизнью детского сада, стали активными участниками образовательно процесса, мы активно используем одну из эффективных форм взаимодействия ДОО с семьей – проектную деятельность, средство, которое обеспечивает не только сотворчество детей и взрослых, но и обеспечивает сотрудничество и взаимопомощь педагогов и родителей.
Данная форма интересна тем, что в проектах принимают участие дети, родители, воспитатели, и специалисты нашего детского сада.
В процессе реализации проекта между родителями и детьми происходит взаимодействие, творческое сотрудничество. Атмосфера игры позволяет сбросить оковы самоконтроля и показать себя с лучшей стороны. В процессе проектной деятельности дети и родители становятся ближе друг к другу, что, естественно, сказывается на результатах деятельности, в том числе в коррекционной работе.
Еще одна особенность данного метода заключается в том, что она носит адресный характер, как в процессе взаимодействия, так и в итоговом результате. Проектную деятельность мы представляем как способ организации процесса обучения, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, в поэтапной практической деятельности. В процессе коррекционно-речевой деятельности ребенок получает знания и умения в процессе тщательного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических упражнений и заданий, достигая совместно поставленной цели.
Развиваются и совершенствуются детско-родительские отношения, с помощью совместного выполнения замысла. У родителей наших воспитанников вырабатывается аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей. Позиция родителей и воспитателей становится более гибкой. Дети становятся интересными для родителей как партнеры по совместной деятельности. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники разных мероприятий. Участие родителей в проектной деятельности дает им возможность приобрести новый опыт моделирования собственного родительского поведения, обогатить педагогический опыт, открыть неизведанные стороны личности собственного ребенка.
Результаты работы по реализации таких проектов, как «Едет с поля урожай», «Книга лучший друг», «Моя семья» совместно с семьями наших воспитанников показали нам, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном и речевом развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями. Дети становятся интересными для родителей как партнеры по совместной деятельности.
Мы понимаем, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Проектная деятельность также оказывает огромное влияние на воспитателя. Воспитатель проектирует, планирует систему воздействий на ребенка, прогнозирует результат. Заинтересованность родителей в достижении поставленных целей служит реальной помощью педагогу. Взаимодействие и сотрудничество воспитывающих взрослых положительно сказывается на всестороннем развитии ребенка.
Хочется надеяться, что с помощью проектной деятельности можно выйти на новый уровень взаимодействия с семьей воспитанников, изменить отношения в системе «дети – родители - педагог». Родители начнут видеть в воспитателях своих помощников по воспитанию и обучению, а детский сад станет для них партнером. Благодаря этому создается атмосфера взаимоуважения, понимания друг друга.
Опыт работы с родителями наших воспитанников показал, что изменяется стиль общения взрослого с ребенком. Изменяется отношение родителей, как к педагогу, так и к детскому саду в целом, что в свою очередь обеспечит качественные результаты педагогической, коррекционно-речевой деятельности.
Взаимодействие с семьей позволило добиться более высоких результатов в работе с дошкольниками в процессе реализации проектной деятельности. Таким образом, проектная деятельность – это оптимальный, инновационный, перспективный метод взаимодействия с семьей.
Библиографический список
1. Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29декабря 2012г
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
2. ФАОП ДО для ТНР: сборник нормативных документов для детского сада/под ред. Н. В. Верещагиной.- СПб. : ДЕТСТВО ПРЕСС, 2023г.-112 с.
3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / М.: Мозаика-Синтез, 2012.- 112с.
4. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. образовательные проекты в детском саду. [Текст]: Пособие для воспитателей. М.: Айрис – пресс, 2010.
5. Виноградова Н.А., Панкова Е.П.. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/ М.: Айрис-пресс, 2008
6. Воронина Е. В. Проектный метод в дошкольном образовании [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). /М.: Буки-Веди, 2012. — С. 71-73.
7. Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детско саду: родители и дети. [Текст]: М.: Школьная Пресса, 2010.
8. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ [Текст] : пособие для практических работников ДОУ / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 129 с.
9. Киселёва Л.С., Данилина Т.А., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М.: АРКТИ, 2003. – С. 15.
10. Львова Л.С. Инновации педагогического проектирования в ДОУ./ Управление дошкольным образовательным учреждением. 2012, № 5
11. Морозова Л.Д. Что такое «детское проектирование» / Ребенок в детском саду, N5, 2009.
12. Михайлова-Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада, М., Просвещение, 2015г
13. Прохорова, Г.А. Взаимодействие с родителями в детском саду [Текст]: практ. пособие / Г.А. Прохорова. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 64 с.
14. Сипченко Е.А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. - СПб.: Детство-Пресс, 2012
15. Щетинина А.М. Условия освоения ребенком позиции субъекта деятельности//Детский сад: теория и практика. – 2015. - №1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с дислалией в процессе коррекционной работы
Педагогический проект разработан для повышения эффективности взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с дислалией через систему мероприятий ...

Интегрированные занятия как метод взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в работе с детьми с общим недоразвитием речи
Работа посвящена нетрадиционной форме проведения занятия – интегрированному занятию. Рассматриваются теория и практика интегрированного обучения в дошкольном учреждении. В данной работе представ...

«Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в коррекции звукопроизношения»
В процессе взаимодействия с родителями выявляется то, что они мало уделяют внимания преодолению речевых нарушений у ребенка, не замечают недостатков его речи, не придают им серьезного значения, ...

Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности учителя -логопеда с детьми старшей группы с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
Рабочая программа...

Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности учителя -логопеда с детьми подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
Рабочая программа...

КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР (общее недоразвитие речи)
Задачи коррекционной работы по формированию лексико-грамматических представлений и связной речи. Этапы логопедической работы по развитию связной речи и лексико-грамматического строя речи. Ст...

Конспект совместной образовательной деятельности с группой детей старшего дошкольного возраста по коррекции общего недоразвития речи «Помощники Федоры»
Совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных: “железный, фарфоровый, металлический, стеклянный, пластмассовый, деревянный”; согласование существительных с прила...
