«Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в коррекции звукопроизношения»
статья по логопедии

Килина Екатерина Константиновна

В процессе взаимодействия с родителями  выявляется то, что они мало уделяют внимания преодолению речевых нарушений у ребенка, не замечают недостатков его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все «выправится само собой». Между тем, отсутствие своевременного вмешательства родителей в речевое развитие детей приводит, как правило, к тому, что в дальнейшем коррекция речи потребует больших затрат времени и усилий со стороны логопедов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_konferentsiyu.docx98.8 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 27 «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

Доклад на тему:

«Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в коррекции звукопроизношения»

Составитель:

Килина Екатерина

Константиновна,

учитель-логопед

МБДОУ №27

г. Кемерово 2020

В процессе взаимодействия с родителями  выявляется то, что они мало уделяют внимания преодолению речевых нарушений у ребенка, не замечают недостатков его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все «выправится само собой». Между тем, отсутствие своевременного вмешательства родителей в речевое развитие детей приводит, как правило, к тому, что в дальнейшем коррекция речи потребует больших затрат времени и усилий со стороны логопедов.

В то  же время лингвистические наблюдения за онтогенезом детской речи демонстрирует достаточно широкий разброс, как в сроках ее становления, так и в индивидуальных сроках  овладения ребенка родным языком. Поэтому во всех случаях семейного воспитания целесообразно придерживаться мягких формулировок при первичной диагностике отклонений от  нормального хода речевого развития у детей дошкольного возраста.

Вместе с тем, своевременное выявление и компенсация речевых дефектов в дошкольном возрасте позволяет достичь существенных результатов в формировании положительных индивидуально-психологических качеств, адекватных взаимоотношений ребенка с окружающим миром, взрослыми и детьми, постепенном становлении его отношения к себе как личности.

Многими авторами (Волкова Л.С., Вотинова Е.М. и т.д.) было установлено, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания и развития ребенка, уход от практики дистанцирования родителей от детского сада позволяет значительно повысить его эффективность. Авторы подчеркивают важность создания единого пространства развития ребенка, более тесной связи между педагогом, логопедом и родителями, создания системы совместного взаимодействия, необходимой для эффективной коррекционно-логопедической работы с детьми.

Чтобы сформировать у ребенка навык правильного звукопроизношения нужно развивать речь в определенных условиях.

         Часто родители относят нарушения речи у детей к возрастным особенностям, считают, что это исправится само собой и не осознают всей тяжести речевого недоразвития, не предполагают, что у ребенка системное нарушение всех компонентов речи и обращают внимание только на неправильное произношение отдельных звуков. Многие из них понимают, что проблема существует, но не в силах ее решить из-за педагогической некомпетентности. Ребенку необходимо умело и вовремя оказать помощь, именно в коррекционной работе чрезвычайно ценна роль родителей. Во-первых, родительское мнение для ребенка всегда авторитетно, во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять навыки в процессе непосредственного общения [4].

Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – (родителей, воспитателей и специалистов дошкольного образовательного учреждения). В настоящее время наблюдается увеличение числа детей, имеющих стойкие отклонения в речевом развитии. Эти дети нуждаются в своевременной помощи со стороны взрослых, так как скорректировать имеющиеся недостатки предпочтительнее в дошкольном возрасте. Но проблема заключается в том, что очень часто родители не замечают отставание в речевом развитии своего ребенка, или отстраняются от проблем ребёнка, надеясь только  на  педагогов и специалистов. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов  и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции.

Учитывая все вышесказанное, можно выделить следующие условия формирования звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня:

  1. Организация логопедом специальных занятий по формированию звукопроизношения у  детей;
  2. Организация специальной речевой среды;
  3. Взаимодействие логопеда и воспитателя;
  4. Организация работы по устранению нарушению звукопроизношения у детей в совместной деятельности друг с другом, в общении их с воспитателем, со всеми другими работниками детского сада;
  5. Взаимодействие учителя-логопеда и родителей, наличие обратной связи с ними.

Предлагаю рассмотреть подробнее последнее условие - взаимодействие логопеда и родителей.

Основная цель полноценного взаимодействия – это активизация родителей, привлечение их внимания к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребёнка в семье и в дошкольном учреждении более последовательным, а их взаимовлияние более эффективным.

Основные задачи, которые ставятся в процессе взаимодействия логопеда с родителями:

•        установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника;

•        создание атмосферы общности интересов;

•        повышение компетентности родителей в области коррекционной педагогики;

•        формирование навыков наблюдения за ребёнком и умение делать правильные выводы из этих наблюдений;

•        усвоение родителями уверенного и спокойного стиля воспитания с целью обеспечения ребёнку чувства комфортности и защищённости [21].

Формы работы с родителями имеют большую значимость. Потребность в  их использовании очень важна, как для учителя-логопеда, так и для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение.

По тому, насколько активно родители взаимодействуют с учителем-логопедом, формы взаимодействия подразделяются на активные и пассивные [4].

К активным формам относятся такие формы в которых  родители являются не просто слушателями, а активными участниками:

•        родительские собрания (аудиозапись; видеозапись; анкетирование; портфолио);

•        выполнение домашних заданий родителями с детьми;

•        помощь в создании коррекционно-развивающей среды кабинета;

•        семинары-практикумы;

•        организация выставок;

•        оформление альбомов разной тематики;

•        праздники.

При пассивном участии родители в большей степени находятся в роли наблюдателя. При этом используются:

•        консультирования (индивидуальные, групповые);

•        создание логопедических уголки в приемной и группе;

•        свободное посещение занятий и Дни открытых дверей;

•        библиотека для родителей, картотеки.

Родительские собрания - помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, активно включиться в процесс коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу.

Кроме собраний проводятся так называемые родительские конференции. Основная цель конференции – обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается, чтобы вызвать обсуждение, дискуссию.

Для обсуждения актуальных проблем проводится «круглый стол» с родителями. На заседание «круглого стола» приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами. Вниманию родителей предлагаются различные консультации по теме, проводится беседа и обсуждение. Родители делятся своим опытом, высказывают свои мнения [12].

Консультации, семинары построены так, чтобы привлекать родителей для решения проблем. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.

Формы проведения консультаций различны: квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «В гости к свистящим». К некоторым консультациям готовится специальное оборудование, то есть организуется выставка пособий. Неплановые консультации возникают нередко во время общения логопеда и родителей по инициативе обеих сторон. Консультации требуют подготовки для наиболее содержательных ответов педагогов родителям.

Поскольку родители нуждаются в приобретении практических навыков в коррекции звукопроизношения у детей, их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др. [12].

Логопед проводит обучающие семинары – практикумы, где, например, рассказывается о коррекции звукопроизношения у детей в играх и упражнениях, а также обыгрываются такие упражнения.

Активные формы взаимодействия с родителями считаются наиболее плодотворными в привлечении их в коррекционный процесс.

Для заинтересованности и привлечения родителей к работе по коррекции звукопроизношения у детей,  можно предложить родителям самим создавать фотогазеты и журналы, где отражается их совместная деятельность дома. Многие родители  активно подключаются к такой форме взаимодействия и сами издают фотогазеты по темам: «Вместе с мамой мы играем, язычок мы развиваем...», «Мои занятия дома», «С мамой, папой мы читаем и играем», «Пальчиковый театр дома» и т.д. В издаваемых газетах и журналах предлагается материал с комментариями происходящего на фото, нередко в стихотворной или юмористической форме, или с рекомендациями самих родителей в вопросах речевого развития детей [5].

Нетрадиционная форма работы с родителями – фронтальные открытые занятия. Как показывает опыт логопедов, полезно объединять занятие с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению. Вначале логопед проводит эти занятия, а родители смотрят, записывают игры, упражнения, видят пробелы в знаниях своих детей, учатся методам и приёмам работы. А затем привлекаются родители к проведению занятий.

Библиотека игр и упражнений является стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала. В основном это материал, объединённый одной лексической темой, которая включает в себя задания на развитие речи. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми.

Используется и такая нетрадиционная форма работы с родителями, как видеотека. Когда для родителей снимают на видео некоторые консультации, занятия, индивидуальные практикумы. У них есть возможность взять видео по интересующей теме и просмотреть её дома, чтобы практически точно выполнять с ребёнком задания логопеда.

Полезным для развития речевых умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала являются речевые праздники. Речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с их родителями. Положительным является максимальная активность родителей и детей.

Немалую роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи может сыграть анкетирование родителей. Анкетирование предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка [11].

Индивидуальные формы работы являются наиболее продуктивными в установлении взаимосвязи между ДОУ и родителями. Эти формы представлены  беседой, консультациями, индивидуальными рекомендациями.

Беседы педагогов с родителями – наиболее доступная и распространенная форма установления связи с семьей, систематического общения с отцом и матерью ребенка, с другими членами семьи. Организация индивидуальных бесед с родителями позволяет определить уровень педагогических знаний и степени понимания ребенка взрослыми. Часто материал для бесед с родителями  дают наблюдения за ребенком: выполнение им правил поведения в коллективе, отношение к детям, к взрослым и их требованиям, отношение к деятельности; занятия с ребенком, выявляющие его знания, представления, мотивы поведения.

Беседа является средством установления контакта с родителями, позволяет изучить формы семейного воспитания ребенка и оказать влияние на характер воспитания.

Индивидуальное консультирование родителей проводится один раз в месяц на протяжении всего учебного года. Индивидуальные консультации строятся с учетом дефекта ребенка и его индивидуальных возможностей.

В ходе индивидуального консультирования учитель-логопед:

•        сообщает о результатах логопедического обследования, об особенностях речевого развития каждого ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны

•        обращает внимание родителей на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения

•        показывает приемы работы с ребенком (то есть учит правильно выполнять артикуляционную и пальчиковую гимнастику; учит закреплять поставленные звуки).

У каждого ребенка имеется своя тетрадь, где фиксируется содержание логопедической работы. Родителям объясняется, как необходимо оформить эту тетрадь, даются образцы выполнения домашних заданий (запись стихотворений, рассказов и т.д.). За каждое выполненное задание логопед ставит оценку. Совместное выполнение домашнего задания (родителей и детей) стимулирует развитие коммуникативной деятельности ребенка, способствует формирования навыков связной речи.

Особое место в пропаганде педагогических знаний занимают наглядные средства, которые знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей в детском саду, способствуют преодолению у части родителей поверхностного суждения о роли детского сада в жизни дошкольников, оказывают практическую помощь семье [2].

Большой популярностью в ДОО пользуются практические средства просвещения родителей: памятки, буклеты, папки-передвижки, тематические выставки, фотогазеты и журналы, «Почтовый ящик» и др. Памятки и буклеты чаще всего родители получают в рамках проводимых мероприятий (родительских собраний, консультаций, практикумов и т.д.). Если родители по той или иной причине не участвовали во встрече, они могут получить памятку в индивидуальном порядке с соответствующими рекомендациями [5].

Наглядное знакомство родителей с жизнью детей в детском саду осуществляется и при проведении дней открытых дверей. Дни открытых дверей позволяют взрослым членам семьи ознакомиться с логопедической работой, ее содержанием, методами. После просмотра проводится небольшая коллективная беседа. Важно побудить родителей к активному в ней участию. Здесь же логопед может высказать рекомендации (какие из педагогических приемов использовать в семье, на что обратить внимание).

Традиционные наглядные средства – разнообразные стенды. В каждой группе есть уголок для родителей, где помещаются: материалы информационного характера (сведения об антропометрических данных детей); режим дня группы; правила для родителей; список сотрудников, которые работают с детьми в данной группе; объявления различного характера.

Более подробно познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют папки–передвижки. В практике работы дошкольных учреждений используются разные формы подбора материалов для папок. В папках помещают материалы по разным проблемам воспитания и обучения детей [2].

Папка-передвижка представляет собой материал с практическими советами и рекомендациями. Папки-передвижки могут быть как групповые, так и индивидуальные. В индивидуальную папку помещаются материалы, подобранные с учётом индивидуальных особенностей конкретного ребёнка, с практическими рекомендациями в семье, позволяющими родителям выработать индивидуальный подход к своему ребёнку [11]. Материал периодически обновляется.

Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей и интереса к делу воспитания, побуждает их пересматривать методы и приемы дошкольного воспитания, правильно оценивать разностороннюю деятельность детского сада.

Описанные формы работы с родителями эффективно применяются логопедами, наполняясь новым содержанием в соответствии с требованиями, предъявляемыми к образованию и воспитанию детей дошкольного возраста.

Несмотря на все вышесказанное, этой работы недостаточно. Необходимо привлекать  родителей к работе с детьми, как в домашних условиях, так и вне дома.

Выстраивание работы с семьей на основе партнерских отношений, диалога взаимного доверия и понимания, безусловно, способствует развитию личности дошкольника и является важнейшим условием успешной коррекционной работы по исправлению речевых недостатков.

Учитель-логопед играет особую роль в повышении педагогической культуры, просвещении родителей. Он планирует и координирует совместную работу, определяет вместе с другими специалистами (педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, заведующий детским учреждением и др.) основные задачи в работе с родителями, т.е.:

- устанавливает партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

- объединяет усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей;

- создает атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

- повышает психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка;

- оказывает помощь родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддерживает их уверенность в собственных педагогических возможностях;

- обучает родителей конкретным приемам логопедической работы.

Продумывая содержание общения с родителями, учитель-логопед  обязательно должен принимать во внимание социальные факторы семейного воспитания: возраст, образование родителей, супружеский и родительский опыт, жилищные условия.

Стиль взаимодействия складывается постепенно. Задача его формирования становится приоритетным направлением в работе учителя-логопеда с родителями и определяется рядом факторов:

- субординацией и соблюдением границ компетентности в принятии решений и ответах на вопросы родителей;

- общением с родителями только по вопросам развития детей и их проблем;

- соблюдением речевого этикета в общении с родителями: обращение на «Вы», по имени-отчеству независимо от возраста;

- современным, деловым стилем одежды учителя-логопеда .

Эффективность общения с родителями в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого учителя-логопеда. Он должен хорошо владеть материалом, представляемым родителям. Использование при проведении встреч с родителями опорных конспектов, всевозможных карточек, схем, таблиц и других вспомогательных материалов, безусловно, предпочтительнее чтения текста «по бумажке», что часто вызывает у родителей «сон с открытыми глазами». Современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога, а поэтому важно так построить свои сообщения (консультации), чтобы они были не формальными, и, по возможности, привлекали родителей к обсуждению проблем, развивая дух плодотворного сотрудничества.

Чтобы родители помогали своим детям, их надо «впустить» в детское учреждение.  Руководствуясь этим принципом и девизом «Родитель - не гость, а полноправный член команды ДОО», учитель-логопед строит свое общение с родителями. Сейчас нет строгой регламентации работы с родителями: темы собраний не определяются вышестоящими инстанциями, как это делалось в 1980-х гг., например, в соответствии с Программой педагогического всеобуча родителей. Каждый учитель-логопед может выбирать самостоятельно проблемы, интересующие родителей и освещать их в удобной для него форме. Тем не менее, работа учителя-логопеда с родителями детей определена как обязательная и входит составной частью в программы обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития [10,16].

В начале учебного года (сентябрь) на традиционно проводимом родительском собрании учитель-логопед знакомит со спецификой логопедической группы, с результатами диагностики, разъясняет цели и задачи работы, знакомит с программой обучения детей группы того или иного речевого профиля. Для такого общения с родителями можно использовать схему организации логопедической службы в дошкольном учреждении (рис. 1). Методом работы с родителями на подобном собрании будет комментирование учителем-логопедом позиций рассматриваемой схемы.

Рисунок 1 – Формы  работы с родителями в логопедической службы в ДОО

Основная задача учителя-логопеда на начальных этапах работы с родителями – формирование и стимуляция положительного отношения родителей к коррекционной работе с их детьми. Важно в понятной и доступной форме раскрыть перед родителями основные отклонения в речевом развитии детей, причины их возникновения, показать степень отклонения от нормы и необходимость совместных усилий в преодолении данного дефекта. Учитель-логопед подбирает задания каждому члену семьи. Для этого обосновывается необходимость логопедической работы. Успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно родители детей относятся к выполнению домашних заданий учителя-логопеда. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей может способствовать устранению речевых дефектов в дошкольном возрасте, а значит, дальнейшему полноценному школьному обучению.

Учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель помогают родителям правильно организовать эту работу. В их задачи входит показать индивидуальные особенности всех сторон речи ребенка и наметить общий перспективный план преодоления имеющихся проблем в развитии.

Для установления режима систематического, планомерного выполнения домашних заданий и привлечения к ним родителей заводится индивидуальная папка («накопительный портфель ребенка») или тетрадь домашних заданий, в которой весь речевой материал распределяется по направлениям:

- развитие (формирование) артикуляционного аппарата и мелкой моторики рук;

- воспитание произносительных навыков;

- развитие просодики речи;

-  развитие звукового анализа и синтеза;

- подготовка к обучению в школе (обучение грамоте, формирование навыка чтения, развитие графических навыков и т.д.);

- формирование активного и пассивного словаря;

- формирование лексико-грамматических категорий языка;

- развитие психологической базы речи.

Эффективная форма выявления динамики развития ребенка - систематическое проведение открытых занятий специалистами в присутствии родителей, включающих: знакомство с коррекционно-педагогическими технологиями воспитания и обучения детей, наблюдение за своим ребенком «со стороны», за его успехами не на словах, а на деле, за достижениями сверстников и при необходимости сравнение их; оценку имеющихся трудностей.

В течение года учитель-логопед периодически планирует групповые встречи-занятия с родителями, присутствие которых на открытых просмотрах с последующим обсуждением является действенной формой обучения родителей. Виды занятий следует чередовать, чтобы за 2—3 года обучения продемонстрировать их разнообразие и эффективность.

Перед занятием учитель-логопед разъясняет его цель, обращает внимание на используемые методы и приемы. Постепенно родители из пассивных зрителей превращаются в активных участников коррекционного процесса, видя, как их дети преодолевают свой речевой дефект. Вопросы учителя-логопеда могут быть обращены и к родителям, и к ребенку, что создает на занятии непринужденную атмосферу. Совместные занятия способствуют более ответственному отношению родителей к выполнению домашних заданий учителя-логопеда.

Полезно объединить открытое занятие с консультацией. В зависимости от темы проводить ее следует воспитателю или логопеду.

Учитывая интерес родителей к поведению ребенка на занятии, к тому, как он усваивает преподносимый материал, какими методами учитель-логопед добивается правильного произношения, можно практиковать посещение обычных занятий в течение года (при необходимости) с учетом возможности родителей. Комплексные занятия, подсказывающие чему учить и как; простейшие психологические тесты, заставляющие задуматься об уровне развития ребенка; различные советы и предложения по воспитанию помогут родителям в их педагогических поисках.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса [Текст] / Т.В. Ахутина. - М.: Изд-во МГУ, 1989. – С. 213.
  2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей  [Текст] / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – С. 255.
  3. Бушман, В.В. Организация работы с родителями воспитанников в дошкольных учреждениях V вида [Электронный ресурс] / В.В. Бушман. – Режим доступа: http://www.rosdiplom.ru/library/2-diplomnie/120-Drugoe/page/19/ 
  4. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник  для студентов дефектол. фак. пед. вузов [Текст] / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — С.680.
  5. Вотинова, Е.М. Компетентность родителей – необходимое условие успешной коррекционной работы логопеда ДОУ [Текст] / Е.М. Вотинова // Логопедия сегодня. – 2011. - №4 (34). – С.34 – 36.
  6. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.5. [Текст] / Л.С. Выготский; под ред. Т. А. Власовой. - М.: Педагогика - 1983. – С. 368.
  7. Гуйва-Зверева, Е. Н. Организация работы учителя-логопеда с семьей через совместную деятельность родителей и детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Е.Н. Гуйва-Зверева // Логопедия сегодня. – 2011. - №4 (34). – С.41 – 43.
  8. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. Для логопеда [Текст] / Л.Н. Ефименкова. – 2-е изд., перераб. – М., 1985. – С.112, ил.
  9. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2000. – С. 320.
  10. Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]: пособие для логопедов. — М.: «Гном-Пресс», 2000, цветная вставка.
  11. Коррекция звукопроизношения у детей [Текст]: дидактические материалы / авт. – сост. Л. Е. Кыласова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 404 с.
  12. Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей [Текст] / Р.Е. Левина. - М: Просвещение, 1980. - С. 32.
  13. Макарова Н.Ш. Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмике [Текст] – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009
  14. Методы обследования речи детей [Текст]: пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.
  15.  Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 6-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – С. 208.
  16. Разумовская, Е.Ю. Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми [Электронный ресурс] / Е.Ю. Разумовская. – Режим доступа: http://www.rosdiplom.ru/library/2-diplomnie/120-Drugoe/page/7/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в основной общеобразовательной программе ДОУ»

Данный опыт работы может быть использован педагогами работающими с детьми старшего дошкольного возраста с недостатками звукопроизношения....

Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи на материале лексической темы « Лес. Деревья»

Основным проводником экологического  образования  в дошкольном возрасте является воспитатель. Если в  коррекционно – развивающей работе  ведущая роль принадлежит учителю-логопеду, ...

Использование синквейн технологии в работе учителя-логопеда для совершенствования речи детей старшего дошкольного возраста.

Слово "синквейн" с французского языка переводится как "пять строк", пятистрочная строфа стихотворения.Сочинять стихи в этом стиле несложно даже детям. Это один из эффективных метод...

Проект Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с дислалией в процессе коррекционной работы

Педагогический проект разработан для повышения эффективности взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с дислалией через систему мероприятий ...

Использование синквейн технологии в работе учителя-логопеда для совершенствования речи детей старшего дошкольного возраста

Использование синквейн технологии в работе учителя-логопеда для совершенствования речи детей старшего дошкольного возраста...

Организация работы учителя-логопеда по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Знакомство детей с трудом взрослых является не только средством формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми...

Анализ работы учителя - логопеда по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста

Данный анализ будет полезен при составлении отчётов логопедам, дефектологам....