Мастер-класс для педагогов "Игра в ДРУДЛЫ, как средство развития речи дошкольников"
методическая разработка по логопедии

«Друдлы» — игра-головоломка, в которой нужно домыслить, что изображено на рисунке. Это незаконченная картинка, которую нужно додумать или дорисовать.

Смысл игры — придумать как можно больше вариантов видения картинки. Правильного ответа в друдлах не существует, считается правильным каждый ответ, особенно если он оригинальный и необычный.

Название игры произошло от комбинации трёх слов: «doodle» — каракули, «drawing» — рисунок, «riddle» — загадка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Ужурский  детский сад №4 «Искорка»

Мастер – класс для педагогов:

«Игра в ДРУДЛЫ, как средство развития речи дошкольников»

Подготовила:

Учитель – логопед:

А.Н. Кожемякина

Ужур, 2025

Добрый день, уважаемые коллеги, сегодня я Вам представляю мастер – класс

 «Игра в ДРУДЛЫ, как средство развития речи дошкольников».

Цель: повышение уровня компетенции педагогов по вопросу применения технологии «Друдлы» в работе с дошкольниками.

Задачи:

- познакомить с технологией «Друдлы»;

- раскрыть возможности данной игры в работе с дошкольниками;

- дать практические рекомендации по использованию данной игры.

Ход мастер-класса

Теоретическая часть

Для начала предлагаю достать из конверта одну бумажку (это для практической работы по группам, 4 группы по 2 человека).

Формирование речи подрастающего поколения - это огромная ответственность педагогов, занимающихся воспитанием детей дошкольного возраста. Богатая речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. А между тем овладение речью в возрасте от трех до семи лет имеет ключевое значение. Игровая деятельность – наиболее доступный ребенку, и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Эффективным средством развития  речи детей является игра. И одной из них является игра – друдлы, главная цель, которой: развивать умение видеть необычное в обычном, и рассказывать об этом. Суть технологии друдлы заключается в том, что предлагается описать картинку, которая имеет множественные значения. Это линии, геометрические фигуры или просто размытые кляксы. Таким образом ребенок учиться выражать свои мысли.

«Друдлы» (в переводе с английского – комбинация трех слов: каракули, загадка, рисунок) стали известны в 1950-х годах благодаря американскому автору-юмористу Роджеру Прайсу и креативному продюсеру Леонарду Стерну.

По сути ДРУДЛЫ – это графическая головоломка, которая имеет множество вариантов ответов, неправильного ответа не существует,  она изображена в виде квадрата с условными начертаниями, а задача сводится к тому, чтобы увидеть в изображении самые разные предметы. Давайте рассмотрим на слайде ДРУДЛЫ.

1 ДРУДЛ.

  • бабочка, взбирающаяся по веревке вверх;
  • флюгер на крыше дома;
  • песочные часы, стоящие на столе;
  • шкаф с ручками;
  • два клювика птиц;
  • подарочная коробка;
  • закрытое окно;
  • ручки двери,
  • стрекоза над дорогой.

2 ДРУДЛ.

  • озеро с втекающим в него ручейком;
  • пробка в ванной на веревочке;
  • камень.

3 ДРУДЛ.

  • Пятачок;
  • Розетка;
  • Поднос тарелками;
  • Средняя часть кассеты от магнитофона;
  • Вилка от электроприбора.

ДРУДЛЫ обладают удивительной способностью расширять сознание и воображение, они заставляют перерабатывать мозг массу информации, чтобы соотнести образ с тем, что человек видит на картинке.

У детей с помощью ДРУДЛ происходит развитие:

Воображение. Каждый ребёнок видит в друдле что-то своё, что развивает способность к абстрактному мышлению и фантазии.

Креативность. Дети придумывают новые образы, дорисовывают их и даже создают небольшие истории.

Коммуникативные навыки. Когда ребёнок объясняет, что он видит в друдле, он учится формулировать свои мысли и делиться ими с окружающими.

Логическое мышление. Дети не просто говорят, что они видят, но и объясняют, почему.

Речь. Придумывая названия для друдлов, ребёнок развивает навык активизации пассивного словаря. При составлении предложений, рассказов, историй формируется грамматически правильная речь и развивается связная речь детей.

Мелкая моторика. Движения рук и пальцев становятся более точными, координированными при дорисовывании и рисовании друдл.

Работу с ДРУДЛАМИ можно разделить на несколько групп по уровню сложности:

Простые ДРУДЛЫ (имеется несколько элементов);

Средние ДРУДЛЫ (элементов уже больше);

Сложные ДРУДЛЫ (максимальное количество элементов).

Работа с данной технологией проходит в несколько этапов.

 1 этапом происходит знакомство и начинаем мы с игры «На что похожа геометрическая фигура?», «Придумай название друдлу», где в процессе игры постепенно дорисовываются и оговариваются дополнительные детали. В ходе подобных игр с детьми, когда обговариваются линии, фигуры, формулируются вопросы («На что похоже?», «А что ты здесь дорисуешь?», «А какого цвета это будет?») происходит невольное и ненавязчивое общение. Как только дети достаточно хорошо освоят подобные задания, то можно усложнить. Предложив придумать не один вариант, например: 3-5 разных вариантов описания того, что изображено на рисунке, проговаривают слова, звуки. И с каждым разом их предположения и высказывания становятся более креативными и развернутыми. 

На следующем этапе игровые задания постепенно усложняются. Теперь детям предлагается не просто описывать готовые друдлы, а дорисовывать и оговаривать самим. Например: игра «Дорисуй геометрическую фигуру» позволяет придумывать и превращать во что-либо геометрические фигуры. Подобная игра способствует развитию речевого планирования у ребят. Если ранее слова сопровождали действие или шли за ними, то теперь слова выходят на первый план. Дети сначала продумывают и рассказывают  о том, что они намереваются дорисовать.

 

Далее можно приступать к карточкам ДРУДЛАМ. Затем придумывает предложения и рассказы по уже известным, отгаданным  ДРУДЛАМ.

А для поддержания интереса к данной технологии  придумали ДРУДЛЫ – конструктор,  для их создания использовали черную бумагу, фетр, картон.

Стоит отметить, что друдлы желательно рисовать черным карандашом, фломастером или маркером на белой бумаге. Этот фон наиболее благоприятный для развития воображения и для полета фантазии.

Из своего опыта работы: На первых этапах работы с этой технологией, конечно, возникали небольшие трудности: дети «с непривычки» видели в рисунках-ДРУДЛАХ лишь «полосочки, круги, треугольники…». Но мы не сдавались и вновь, и вновь играли с этими «каракулями». Несколько раз подряд рассматривали одни и те же картинки. И вот с каждым разом дети стали видеть в них что-то новое. Рассказывать все больше о том, что они видят в очередной раз. Постепенно я стала вводить новые ДРУДЛЫ. И дети уже активно включались в игру.

Следующим этапом нашей с детьми игры стало рисование картин из предложенных ДРУДЛ. Я раздавала нарисованные мной ДРУДЛЫ, а ребята подрисовывали что-то свое. В результате, получались очень интересные картины.

Практическая часть

Предлагаю отгадать несколько картинок ДРУДЛ, что изображено на слайде (солнышко, зайчик, мишка, горка, дорога, мостик).

Теперь поработаем в группах.

Чек-лист

для выполнения задания «Дорисовать Друдлы»

Дорисовать друдлы (6 штук) и придумать название к ним.

Называете ваше задание, показываете дорисованный друдл и озвучиваете его название.

На выполнение задания 5 минут.

Чек-лист

для выполнения задания «Составить рассказ из Друдл»

Из ранее отгаданных картинок - друдл составить рассказы - 2 разных (при необходимости записать).

Называете ваше задание, озвучиваете придуманные рассказы с соответствующим расположением картинок-друдл.

На выполнение задания 5 минут.

Чек-лист

для выполнения задания «Нарисовать Друдлы»

Нарисовать друдлы на заданную тему:

- снеговик вид сверху

- пицца на тарелке

- бабочка сидит на дереве вид сбоку

 - кошка выглядываем из-за угла

- медведь лезет по дереву

- трамвай вид сверху

Называете ваше задание, озвучиваете заданную тему и показываете нарисованный друдл.

 На выполнение задания 5 минут.

Чек-лист

для выполнения задания «Друдл-конструктор»

Выполнить  друдлы на заданную тему:

 - ваза с цветами вид сверху

- пирамидка вид снизу

- стакан с карандашами вид сверху

Называете ваше задание, озвучиваете заданную тему и показываете выполненный  друдл.

 На выполнение задания 5 минут.

Пока работают группы предлагаю остальным. Я задумала сказку, в ней 7 персонажей, вам необходимо угадать какая же это сказка и по очереди дорисовать ее в виде ДРУДЛ.

Сегодня мы с вами познакомились с различными способами применения технологии ДРУДЛЫ.

Опираясь на свой практический опыт работы с детьми, применяя технологию «ДРУДЛЫ», я могу сделать вывод об эффективности методики и рекомендовать ДРУДЛЫ коллегам к применению в профессиональной деятельности, так как при минимуме затрат (время, трудоемкость, простота) вы получаете максимальный результат, выражающийся в уровне развития обучающихся. Эта технология не имеет возрастных ограничений, подходит как для детей с ООП, так и для нормотипичных детей. Подходит для внесения некой «изюминки» в занятия. А еще ДРУДЛЫ нравятся детям, повышается их мотивация, они с нетерпением ждут следующих занятий. В своей дальнейшей работе планирую применение технологии «ДРУДЛЫ» в работе с педагогами ДОУ и родителями обучающихся.

В итоге ДРУДЛЫ учат нас смотреть на мир без ярлыков и подходить ко всему креативно.

Рефлексия

Предлагаю провести рефлексию, выразить своё мнение, отношение, настроение, к представленному мастер-классу, вам необходимо выбрать друдл - картинку и пояснить словами свой выбор (солнце, палец, улыбка, смайлик; позитивное, теплое, уютное, классное, улыбчивое).

Проанализировав ваши ответы приходим к выводу что мастер-класс прошел…..

Свое выступление хочу закончить словами:

Учитесь у детей иногда быть детьми.

Дети как никто видят самые оригинальные картины в окружающем нас мире.

Подготовила для вас буклеты.

Спасибо за внимание, активность, проявленный интерес, плодотворную работу.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Дидактические игры и игровые упражнения, как средство развития речи у дошкольников»

Дидактическая игра – сложный процесс: она является одной из форм обучения и вместе с тем остаётся игровой деятельностью. Учить – это значит играть! Для обучения через игру используются...

Мастер - класс для воспитателей на тему: «Загадка как средство развития речи дошкольника»

Цель: Формировать знания об особенностях, методикой, алгоритмом составления загадок с детьмиЗадачи:предоставить возможность использования методов по составлению загадокпоказать на конкретных...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Бодиперкуссии как эффективное средство развития речи дошкольников»

Одним из эффектиных, инновационных  и современных средств развития чувства ритма, общей и мелкой моторики старших дошкольников является применение в работе логопеда бодиперкуссий. Бодиперкуссии э...

Мастер-класс для педагогов "Оригинальные пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников"

Оригинальные  пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников...

Мастер – класс для родителей воспитанников «Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников»

  Ведущая деятельность дошкольников – игровая. В ходе игры развиваются психологические функции, среди которых речь занимает основное место. Ребенок в игре свободно выражает свои чувс...

Мастер-класс для педагогов "Игра в друдлы, как средство развития речи дошкольников"

Цель: повысить уровень компетенции педагогов по вопросу применения технологии «Друдлы» в работе с дошкольниками.Задачи:- познакомить с игрой «Друдлы»;- раскрыть возможности дан...