"Постановка дыхания"
консультация по логопедии (старшая группа)

Коньякова Дарья Александровна

Постановка дыхания

Основными ошибками фонационного дыхания являются неэкономное использование воздуха в процессе голосообразования, укороченный спорадический выдох, инспирированная речь, частые доборы воздуха ртом, неоправданные синтагматическим и логическим членением речевого потока.

Наиболее частая ошибка — преимущественное использование во время речи ключичного или верхнереберного дыхания, сопровождающегося сильным подъемом плечевого пояса, грудной клетки, напряжением шейной мускулатуры, в результате чего дыхание становится шумным и напряженным.

Для устранения подобных ошибок большое значение уделяется воспитанию активности диафрагмы и нижних ребер, раз­витию носового дыхания.

Первостепенное значение в работе над воспитанием правильной техники голосообразования придается обучению правильному фонационному дыханию.

Воспитание дыхания и развитие голоса — это единый процесс. Те качества дыхания, которые необходимы в процессе фонации, корректируются и развиваются в процессе звучания; во время выполнения специально подобранных, постепенно и дозированно усложняющихся дикционных и голосовых упражнений.

Процесс значительно ускоряется при выполнении динамических упражнений, которые способствуют развитию дыхания и оказывают косвенное воздействие на совершенствование фонационной мускулатуры. Основное внимание при подборе упражнений направлено на: воспитание навыка координированной работы мышц, участвующих в осуществлении вдоха и выдоха; тренировку носового дыхания; умение произвольного расслабления; выработку длительного и экономного выдоха, обеспечивающего процесс фонации. Все упражнения подбирается по принципу соединения тренировочных гимнастических дыхательных упражнений со звучанием. Каждый вырабатываемый навык закрепляется на специальном, постепенно усложняющемся, текстовом материале, что, в свою очередь, ус­коряет автоматизацию и позволяет добиться хорошего звуча­ния в спонтанной речи.

Комплекс дыхательных упражнений составляется индиви­дуально с учетом выявленных ошибок фонационного дыхания. Для этих целей рекомендуются:

Статические дыхательные упражнения, основная задача которых — воспитать смешанно-диафрагмальный тип дыхания, скоординировать правильное соотношение но­сового вдоха и ротового выдоха, добиться сознательного произвольного управления дыханием.

 Динамические дыхательные упражнения, облегчающие процесс овладения навыком координированного дыха­ния, косвенно влияющие на процесс фонации.

 Фонационные дыхательные упражнения.

Те качества дыхания, которые необходимы для речевой деятельности, корригируются и развиваются в процессе фо­нации, во время проговаривания постепенно усложняющихся заданий. Сочетание фонационных упражнений с лечебной гимнастикой значительно ускоряет процесс автоматизации, способствует развитию дыхания и косвенно совершенствует дыхательную мускулатуру.

На подготовительном этапе занятия начинают со статиче­ских дыхательных упражнений, используя глухие щелевые со­гласные звуки и гласные. Вместе с тем у некоторых обучаю­щихся приходится начинать упражнения в положении лежа, так как закрепившийся патологический навык фонации ока­зывается стойким.

На этапе формирования голосового навыка речевой мате­риал подбирается с учетом индивидуальных возможностей и клинического диагноза.

На этапе автоматизации и закрепления голосовых навыков используют различной степени сложности стихи, пословицы, поговорки, скороговорки.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл postanovka_dyhaniya.docx16.5 КБ

Предварительный просмотр:

Постановка дыхания

Основными ошибками фонационного дыхания являются неэкономное использование воздуха в процессе голосообразования, укороченный спорадический выдох, инспирированная речь, частые доборы воздуха ртом, неоправданные синтагматическим и логическим членением речевого потока.

Наиболее частая ошибка — преимущественное использование во время речи ключичного или верхнереберного дыхания, сопровождающегося сильным подъемом плечевого пояса, грудной клетки, напряжением шейной мускулатуры, в результате чего дыхание становится шумным и напряженным.

Для устранения подобных ошибок большое значение уделяется воспитанию активности диафрагмы и нижних ребер, раз­витию носового дыхания.

Первостепенное значение в работе над воспитанием правильной техники голосообразования придается обучению правильному фонационному дыханию.

Воспитание дыхания и развитие голоса — это единый процесс. Те качества дыхания, которые необходимы в процессе фонации, корректируются и развиваются в процессе звучания; во время выполнения специально подобранных, постепенно и дозированно усложняющихся дикционных и голосовых упражнений.

Процесс значительно ускоряется при выполнении динамических упражнений, которые способствуют развитию дыхания и оказывают косвенное воздействие на совершенствование фонационной мускулатуры. Основное внимание при подборе упражнений направлено на: воспитание навыка координированной работы мышц, участвующих в осуществлении вдоха и выдоха; тренировку носового дыхания; умение произвольного расслабления; выработку длительного и экономного выдоха, обеспечивающего процесс фонации. Все упражнения подбирается по принципу соединения тренировочных гимнастических дыхательных упражнений со звучанием. Каждый вырабатываемый навык закрепляется на специальном, постепенно усложняющемся, текстовом материале, что, в свою очередь, ускоряет автоматизацию и позволяет добиться хорошего звучания в спонтанной речи.

Комплекс дыхательных упражнений составляется индивидуально с учетом выявленных ошибок фонационного дыхания. Для этих целей рекомендуются:

Статические дыхательные упражнения, основная задача которых — воспитать смешанно-диафрагмальный тип дыхания, скоординировать правильное соотношение носового вдоха и ротового выдоха, добиться сознательного произвольного управления дыханием.

 Динамические дыхательные упражнения, облегчающие процесс овладения навыком координированного дыхания, косвенно влияющие на процесс фонации.

 Фонационные дыхательные упражнения.

Те качества дыхания, которые необходимы для речевой деятельности, корригируются и развиваются в процессе фонации, во время проговаривания постепенно усложняющихся заданий. Сочетание фонационных упражнений с лечебной гимнастикой значительно ускоряет процесс автоматизации, способствует развитию дыхания и косвенно совершенствует дыхательную мускулатуру.

На подготовительном этапе занятия начинают со статических дыхательных упражнений, используя глухие щелевые согласные звуки и гласные. Вместе с тем у некоторых обучающихся приходится начинать упражнения в положении лежа, так как закрепившийся патологический навык фонации оказывается стойким.

На этапе формирования голосового навыка речевой материал подбирается с учетом индивидуальных возможностей и клинического диагноза.

На этапе автоматизации и закрепления голосовых навыков используют различной степени сложности стихи, пословицы, поговорки, скороговорки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровые приемы при постановке дыхания»

МАТЕРИАЛ БУДЕТ ПОЛЕЗЕН ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ ....

Комплекс упражнений для развития актерских умений детей старшей группы, постановки голоса и дыхания.

При помощи комплексов упражнений Дети знакомятся с возможностями своего тела и голоса.Развивается воображение‚ мышление‚ разговорная речь ‚память‚ что не маловажно для развити...

"Постановка диафрагмально - релаксационного типа дыхания для улучшения просодических компонентов речи при стертой форме дизартрии".

Методическая разработка посвящена проблеме постановке диафрагмально - релаксационного типа дыхания и на его основе выработки речевого дыхания для улучшения просодических компонентов речи у детей дошко...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: « ПОСТАНОВКА ДИАФРАГМАЛЬНО - РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ, РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ».

Важную  роль в жизни каждого человека играет дыхательный аппарат. Появление малыша начинает с первого вздоха и , следующего за этим вдохом, крик. Если ребенок задышал, то у него все будет отлично...

«Развитие речевого дыхания у детей 3-4 лет, как основа постановки звуков»

laquo;Развитие речевого дыхания у детей 3-4 лет, как основа постановки звуков»...

постановка диафрагмально-реберного дыхания

постановка диафрагмально-реберного дыхания...

Формирование речевого дыхания и постановка звуков

Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитани...