Картотека речевых игр
картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа)
В картотеке предлагаются варианты речевых игр, которые не требуют никаких игровых атрибутов, а развивающий эффект от них большой. Они способствуют развитию речи, обогащению словаря, лексико-грамматических категорий, связной речи, внимания, памяти, мышления
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека речевых игр
В нашем современном мире все меньше места остается для живого общения. Быстрый темп жизни, нехватка свободного времени не позволяет многим родителям уделять достаточное количество времени развитию детей, которые нуждаются в простом общении со своими родителями. А ведь порой, чтобы позаниматься с ребенком, поиграть с ним, с пользой для его воспитания и развития, не так уж много времени и нужно.
Значение речевого развития для детей трудно переоценить. Речь - основное средство коммуникации и познания, мощный фактор успешного умственного развития.
Огромное влияние на речь ребенка оказывает игра. С её помощью можно корректировать, улучшать, развивать в детях важнейшие психические свойства, человеческие личностные качества. Играя, ребенок самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, т. е. усваивает лексико-грамматические категории родного языка.
Например, по дороге в детский сад или домой можно не только расспросить ребенка о прошедшем дне, занятиях, которые ему понравились, его удачах и неудачах, обсудить то, что ребенку интересно, но и поиграть с ним.
Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.
Предлагаю вам варианты речевых игр, которые не требуют никаких игровых атрибутов, а развивающий эффект от них большой. Они способствуют развитию речи, обогащению словаря, лексико-грамматических категорий, связной речи, внимания, памяти, мышления.
- «Отгадай слово».
Предложите ребенку отгадать слово, которое вы задумали, пользуясь подсказками. Например: кирпичный, высокий, многоэтажный (дом).
Едет, имеет четыре колеса, возит пассажиров (автобус), и т.д.
- Игра «Один – много».
Например, ворона - вороны, мяч - мячи, девочка - девочки и т.д.
- «Посчитай до 5».
Например, одна кукла – две куклы…. – пять кукол, один дом - два дома….- пять домов….. и т.д.
- «Что лишнее».
Взрослый произносит три - четыре слова, а ребёнок называет лишнее и объясняет почему.
Например: Стул, стол, шапка (шапка не мебель).
Куртка, сапоги, свитер (сапоги не одежда) и т.д.
- «Какого цвета?»
1 вариант: Предложите ребенку назвать предметы красного (зеленого, жёлтого, оранжевого, синего, голубого, фиолетового) цвета.
Например: красный – помидор, пожарная машина, сигнал светофора и т.д.
2 вариант: Взрослый предлагает ребенку посмотреть вокруг и назвать предметы красного цвета, которые он видит. Это могут быть машины, дома, одежда людей и др.
- «Предметы одной формы».
Взрослый и ребенок по очереди называют предметы круглой (квадратной, треугольной и т. п.) формы.
- «Из чего какое?».
Сок из яблок – яблочный, а из груш? Слив?
Дом из кирпича – какой?
Стакан из стекла?
Крепость из снега?
Шапка из меха?
Книга из бумаги, одеяло из шерсти и т.д.
- «Какой? Какая?».
Ребенку нужно подобрать как можно больше признаков к предмету. Например, снег (какой?) – белый, пушистый, липкий, рыхлый, мокрый, блестящий…
Лиса (какая?)…, белка (какая?)…, заяц (какой?)….
- Игра «Кто, что делает?»
Задача ребенка придумать как можно больше слов к слову. Например, кошка - мяукает, бежит, прыгает, шипит...
Машина - едет, гудит, везет грузы... и т.д.
- «Кто где живет?»
Например, кто живет в дупле? (белка).
Кто живет в будке? (собака).
Кто живет в норе? (лиса).
Кто живет в берлоге? (медведь).
Кто живет в гнезде? (птицы).
- «Кто у кого?»
У лисы – лисята, а у волка, собаки, свиньи, овцы…
- «Отгадай предмет по названию его частей»
Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).
Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).
Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).
Рукава, воротник, манжеты (рубашка).
Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).
Пол, стены, потолок (комната).
Подоконник, рама, стекло (окно).
- «Назови лишнее слово»
Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
«Лишнее» слово среди имен существительных:
кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
волк, собака, рысь, лиса, заяц;
лошадь, корова, олень, баран, свинья;
роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;
зима, апрель, весна, осень, лето;
мама, подруга, папа, сын, бабушка.
«Лишнее» слово среди имен прилагательных:
храбрый, звонкий, смелый, отважный;
желтый, красный, сильный, зеленый;
глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.
слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
крепкий, далекий, прочный, надежный.
- «Мы из сказок»
Цель: упражнять детей в образовании существительных с помощью суффиксов субъективной оценки (уменьшительно – ласкательных и увеличительных).
-Сейчас мы поиграем, ты будешь изображать сказочных героев: ты будешь крохотный Мальчик-с-Пальчик (Дюймовочка, или Великан (Великанша). Они все и говорят по- разному: у малышек всё маленькое и называют они вещи ласково – домик, столик, диван; а великаны свои огромные вещи называют так – домище, столище, диванище. Собрались они вместе и стали рассказывать одну историю, каждый по – своему.
«Один раз пошли мы на свой огород (огородик, огородище, посадили там арбузы (арбузики, арбузищи) и огурцы (огурчики, огурчищи). Поливали их из лейки (леечки, леищи). На огороде была яма (ямка, ямища). Провалился туда мальчик, подвернул ногу (ножку, ножищу). Что тут делать? Опустила тогда девочка свою косу (косичку, косищу, мальчик по ней и выбрался. Перевязал свою ногу (ножку, ножищу) лентой (ленточкой, лентищей). А яму (ямку, ямищу) засыпал камнями (камушками, камнищами)»
- «Назови меня»
Цель: Упражнять в образовании существительных с помощью различных суффиксов.
Надо одним словом назвать человека, о котором я буду говорить. Например, если человек всем помогает, он – помощник.
Человек умеет шутить, он – (шутник).
Эта девочка любит проказы, она – (проказница).
А эта всё время тараторит, она – (тараторка).
Человек очень добрый, назовём его – (добряк).
Человек очень сильный - (силач).
Девочка любит модничать – (модница).
А другая много болтает – (болтунья).
Этот малыш постоянно шалит, он – (шалун).
- «Знаешь ли ты профессии?»
- Цель: закреплять навык образования сложных слов. Развивать речевое чутьё.
Давай поиграем! Я буду говорить, что делает человек, а ты называй его профессию.
Зверей ловит – зверолов.
Оленей разводит – оленевод.
Лес рубит – лесоруб.
Сыр делает – сыродел.
Работает на железной дороге – железнодорожник.
Хлеб печёт – хлебопек.
Пчёл разводит – пчеловод.
Рыбу ловит – рыболов
- «Да – нет»
Цель: учить детей образовывать существительные с помощью суффиксов со значением слова разной эмоциональной окраски.
Если слово говорит о хорошем – помощник, то надо соглашаться, - да, и я помощница. А если слово говорит о плохом, надо отказываться: лгун – нет, я не лгунья!
Умник - Да, и я умница.
Ворчун - Нет, я не ворчунья.
Мастер – Да, и я мастерица.
Упрямец - Нет, я не упрямица.
Трус – Нет, я не трусиха.
Плясун - Да, и я плясунья.
Озорник - Нет, я не озорница.
Разумник – Да, и я разумница.
Шалун - Нет, я не шалунья.
- «Скажи наоборот»
У этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал. Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого.
1.С опорой на картинки:
Дедушка старый, а внук ______
Дерево высокое, а куст _______
Море глубокое, а ручеёк ________
Дорога широкая, а тропинка______
Перо легкое, а гиря _________
Летом нужна летняя одежда, а зимой___
2.Без опоры на картинки.
Пирожное сладкое, а лекарство ...
Ночью темно, а днем ...
У волка хвост длинный, а у зайца ...
Хлеб мягкий, а сухарь ...
Чай горячий, а лед ...
Летом жарко, а зимой ...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста по речевому развитию (книга Селиверстова В.И. "Речевые игры с детьми")
речевые игры с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию...

Картотека речевых игр в подготовительной группе "Игры на развитие речевого и фонематического слуха"
Картотека речевых игр в подготовительной группеИгры на развитие речевого и фонематического слуха 1) Игра «Узнай настроение»Задача: развить выразительность речи, мимику, подр...

КУ Урайский специализированный Дом ребенка Автор проекта: Степанова Елена Николаевна воспитатель Урайского специализированного Дома ребенка гр.№6 «Ежата». Картотека речевых игр и упражнений. Речевые игры с детьми младенческого и раннего возраста
КУ Урайский специализированный Дом ребенка Составила: Степанова Елена Николаевна воспитатель гр.№6 «Ежата».Картотека для родителей ...
Картотека речевых игр по речевому развитию детей дошкольного возраста "Болтушка"
Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей группе...
Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 6 – 7 лет
Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста.Речевые игры для детей 6 – 7 лет "Похожие слова"Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять с...
Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 5 – 6 лет
Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста.Речевые игры для детей 5 – 6 лет "Подбери словечко"Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовы...
Методическая разработка. «Картотека речевых игр. «Речевые игры как средство развития речи»
В данном материале отражен перечень речевых игр в соответствии с задачами речевого развития ребенка...
