Методические рекомендации по использованию дидактического развивающего пособия «Академия Мозговичка»
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Ахметгалиева Анна Михайловна

Дидактическое развивающее пособие «Академия Мозговичка»  предназначено для коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.

Пособие представляет собой набор дидактических кукол в количестве 5 штук и набором модульных блоков с картотекой игр, упражнений и тренажеров нейропсихологической направленности.

Главный герой - «Мозговичок», его друзья - нейрончики «Улыбашка», «Здоровей-ка», «Говорушка», «Играй-ка». Модульный блок «Улыбашка» направлен на развитие психических процессов, «Здоровей-ка» - на развитие общей моторики и координации движений, «Говорушка» - на включение речевой активности и успешное развитие коммуникативных навыков, «Играй-ка» - на социальную адаптацию и развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.  

Дидактическое развивающее пособие «Академия Мозговичка»  предназначено для работы  с детьми дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации и рассчитана на профилактическую работу с детьми, развитие которых соответствует возрастной норме, а также может использоваться как коррекционно-развивающая работа по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями.

Категория пользователей: дети дошкольного возраста  с особыми образовательными потребностями, педагоги-психологи, учителя-логопеды, инструкторы по физической культуре, воспитатели, родители (законные представители) детей.

Образовательная область: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon annotatsiya_didakticheskoe_posobie.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

Дидактическое развивающее пособие

«Академия Мозговичка»

Краткое описание: дидактическое развивающее пособие «Академия Мозговичка»  предназначено для коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.

Пособие представляет собой набор дидактических кукол в количестве 5 штук и набором модульных блоков с картотекой игр, упражнений и тренажеров нейропсихологической направленности.

Главный герой - «Мозговичок», его друзья - нейрончики «Улыбашка», «Здоровей-ка», «Говорушка», «Играй-ка». Модульный блок «Улыбашка» направлен на развитие психических процессов, «Здоровей-ка» - на развитие общей моторики и координации движений, «Говорушка» - на включение речевой активности и успешное развитие коммуникативных навыков, «Играй-ка» - на социальную адаптацию и развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.  

Дидактическое развивающее пособие «Академия Мозговичка»  предназначено для работы  с детьми дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации и рассчитана на профилактическую работу с детьми, развитие которых соответствует возрастной норме, а также может использоваться как коррекционно-развивающая работа по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями.

Категория пользователей: дети дошкольного возраста  с особыми образовательными потребностями, педагоги-психологи, учителя-логопеды, инструкторы по физической культуре, воспитатели, родители (законные представители) детей.

Образовательная область: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Разработчики: Минина Е.А., педагог-психолог,  Тебенькова Л.В., учитель-логопед,  Боярова Е.Н., инструктор по физической культуре, Сухомесова Л.А., Шанина Ж.В., воспитатели, Ахметгалиева А.М., учитель-логопед.

Методические рекомендации по использованию дидактического развивающего пособия «Академия Мозговичка» 

Актуальность и целесообразность

Практический опыт коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями показал, что в последние годы стабильно увеличивается численность детей, имеющих различные нарушения в психофизическом развитии с нейропсихологической симптоматикой. У детей наблюдаются задержка и искажения психоречевого, двигательного, моторного развития, несформированность произвольной саморегуляции; повышенная возбудимость, соматическая и психосоматическая уязвимость. В совокупности это приводит к эмоционально-личностной и когнитивной неготовности к обучению, дезадаптации к социуму.

Это обуславливает необходимость  своевременной, целенаправленной коррекционно-развивающей помощи и поддержки детям, имеющим особенности развития. Нейропсихологические игры относят к одной из наиболее эффективных методик помощи детям с различными видами нарушений. Телесно-ориентированные упражнения позволяют через движения тела воздействовать на мозговые структуры, и, таким образом, без использования медикаментов, воздействовать на дисфункции головного мозга. При выполнении нейропсихологических игр и упражнений у ребёнка в головном мозге формируются новые нейронные связи, по которым «бегут» электрические импульсы, обеспечивающие стимулирование таких мозговых зон, которые связаны с мышлением, речью, вниманием, памятью и другими психическими процессами.

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для развития высших мозговых структур - межполушарных и психических процессов. Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей. (А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, М. М. Кольцова, В. И. Лубовский, И. А. Коробейникова, А. Курпатов и др.).

Специалисты по нейропедагогике называют отсутствие согласованной работы и синхронного взаимодействия полушарий головного мозга основной причиной трудностей в развитии познавательных процессов дошкольников. Одним из универсальных методов является кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные  сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой интеллекта.

Настоящие рекомендации составлены на основе действующего законодательства

Цель:  развитие межполушарных связей, психических процессов, активизация речи у детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.

Задачи:

  • развивать общую моторику и координацию движений;
  •  развивать коммуникативно-речевые навыки,  эмоциональный интеллект;
  •  формировать произвольную регуляцию и контроль поведения, навыки активного взаимодействия с окружающим миром.

Новизна дидактического развивающего пособия «Академия мозговичка» заключается в том, что в нем используется комплексное сопровождение образовательной деятельности детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями. Используемая методика психомоторного развития и коррекции, включающая, помимо нейропсихологических, телесно-ориентированных и другие психотехники, способствует удовлетворению потребностей всех участников образовательного процесса.

Практическая значимость

Дидактическое развивающее  пособие построено таким образом, чтобы не только развивать у детей базовые сенсорные функции, но и задействовать всё тело, все органы чувств и мозг ребёнка. В результате  использования данного пособия дети дошкольного возраста научатся произвольно контролировать дыхание,   поведение, эмоции, речь движения, научатся понимать и чувствовать своё тело.

По каждому модульному блоку определены цели, составлены игры, упражнения, тренажёры.

Модульный блок «Улыбашка»

Цель:  развитие психических процессов.  Состоит из картотеки психологических игр, релаксационных и кинезиологических упражнений, упражнений на развитие саморегуляции.

Содержание

Упражнения: «Ухо – нос».  «Змейка», «Кулак-ребро-ладонь», «Путешествие на облаке».

Упражнения, способствующие мотивации, стимулирующие энергию тела: «Кнопки мозга», «Энергетическая зевота».

 «Глазодвигательные упражнения».

Дидактическая игра «Тактильные мешочки»

Модульный блок «Здоровей-ка»

Цель: развитие общей моторики и координации движений.

Включает в себя картотеку игр и упражнений с использованием игрового коврика «Ножки-ладошки», который подойдет для детей любого возраста. Нейродорожки развивает координацию рук и ног, приучает ребенка согласовывать свои действия. Игры «Перевертыши», «Займи место», «Мой след», «Цапля».

 Картотека Нейроклассики. Картотеку игр и упражнений с «Нейроскакалкой» – это настоящий кардиотренажер, тренирует мозжечок, межполушарное взаимодействие, а также развивается координация, ловкость, концентрация, выносливость и внимание. Развивает способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме. Схемы и игры «Резиночка», которые помогают стимулировать работу крупной моторики, способствует развитию координации и ориентации в пространстве.

Модульный блок «Говорушка» 

Цель:  включение речевой активности,  развитие коммуникативных навыков.

Содержание: нейродорожки с перечнем заданий к игровым упражнениям. Задание для ребенка: необходимо двумя руками одновременно пройти дорожки: «Помоги обезьянкам добраться до макушки деревьев по лианам», «Попади на день  рождение Зайки»,  «Накорми цыпленка», «Проводи насекомых на лужайку», «Заберись к тигренку на горку», «Попади к Мишке на день рождения», «Помоги насекомым собрать пыльцу с цветочка», «Найди путь к динозаврику».

Упражнения по нейрогимнастике: «Проведи по линии двумя руками», «Рисуй, стирай двумя руками».

 Игры с пальчиками, цветными резинками, колечками для развития звукослоговой структуры слова: «Собери колечки», «Перстенѐк», «Сделай как я!», «Собери по образцу», «Сконструируй». Задание детям:  выложи буквы, цифры, геометрические фигуры, силуэты и изображения: «Кто быстрее», «Успей запомнить», «В парах», «Нарисуй и повтори», «Вслепую», «Слоговые резиночки».

Игры: «Звуки на кончиках пальцев» ,«Кнопочки»

Ллогопедические нейрокарточки с переключением позы рук.

 Варианты игр и упражнений с антистрессовой игрушкой "Pop it" при обучении грамоте.

Модульный блок «Играй-ка»

Цель: развитие эмоционального интеллекта, формирование успешной социализации детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.

Содержание

Игры: «Магазин», «Пары слов», «Восстанови пропущенное слово», «Рыба, птица, зверь», «Повтори и продолжи», «Запомни нужные слова», «Зашифруй предложение», «Пиктограмма», «Придумай, как запомнить слова», «Стенограф», «Цепочка ассоциаций», «Класс – заяц», «Зеркало». Данные игры способствуют развитию межполушарных связей, когнитивной сферы, мелкой моторики рук,  пространственной ориентации.

Упражнения «Су-Джок».  При прокатывании колечек «Су-Джок» между ладонями происходит стимуляции биологических точек. Металлические колечки надеваются и снимаются на каждый пальчик. Такой массаж ребёнок может делать самостоятельно под присмотром взрослого.

        Игры с цветными ладошками:  «Угадай», «Игры наоборот».

        Упражнения для развития у детей самотогнозиса: «Дотронься», «Левый — правый», «Предметы», «Волшебный мешок», «Наклейки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию дидактической игры-пособия «Коврик «Божья коровка»

Приложение к дидактической игре-пособию "Коврик "Божья коровка" в котором представлены варианты игр для разных возрастных групп....

Методические рекомендации по использованию дидактического пособия «Сенсорные (тактильные) карточки»

Методические рекомендациипо использованию дидактического пособия«Сенсорные (тактильные) карточки»Авторы:Бородинова Зинаида Григорьевнавоспитатель 1 категорииЛобачева Кристина ЛеонидовнаВос...

Методические рекомендации по использованию дидактической игры-пособия "Где чей?, Где чья?, Где чьи?, Кто чем?" по теме "Дикие животные"

Приложение к дидактической игре-пособию "Где чей?, Где чьи?, Где чья? Кто чем? в котором представлены варианты игр для разных возрастных групп....

Методические рекомендации по использованию дидактического пособия «Умные книги» в работе с детьми дошкольного возраста

Методические рекомендациипо использованию дидактического пособия «Умные книги»в работе с детьми дошкольного возраста...

Методические рекомендации по использованию дидактического пособия «Театр на тарелочках» для детей раннего и дошкольного возраста (3-7 лет)

Методические рекомендации по использованию дидактического пособия «Театр на тарелочках»для детей раннего и дошкольного возраста (3-7 лет)...

Методические рекомендации по использованию дидактического игрового пособия «Веселое путешествие Звездочки»

Методические рекомендации по использованию дидактического игрового пособия «Веселое путешествие Звездочки»Целевая аудитория: дидактическое игровое пособие «Веселое путешествие Звездо...

Методические рекомендации по использованию дидактического пособия «Развивающий коврик»

Для педагогов детского сада не секрет, что для младших дошкольников мелкая моторика рук играет важную роль в их развитии.Для улучшения моторики рук детей существует множество способов. Наиболее эффект...