Семинар-практикум "Формирование у детей лексико-грамматического строя речи"
консультация по логопедии
Грамматический строй языка – сложноструктурированная организация, центральное звено которой – предложение (Н.С. Валгина, Е.М. Галкина-Федорук, С.Е. Крючков). Связь структуры предложения с мышлением выявляется на разных уровнях системной организации языка – глубинном (смысловом) и поверхностном (языковом) (В.В. Виноградов, А.А. Потебня). Развитие грамматических особенностей речи связано с коммуникативной деятельностью ребёнка (М.М. Алексеева, Р.А. Белова-Давид, В.В. Гербова, М.М. Кольцова, О.И. Соловьёва, Ф.А. Сохин, А.Г. Тамбовцева, О.С. Ушакова, В.И. Яшина). В ходе овладения активной лексикой ребёнок образует словесные связи, формируется и развивается словоизменение и словообразование. Усвоение грамматических норм идёт по мере обогащения активного и пассивного словаря. Дети при овладении формами слов основываются на предметном восприятии и образном соотнесении (Т.В. Ахутина, А.П. Воронова, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнорович).
В структуре дефекта детей с общим недоразвитием речи нарушение её грамматического строя является одним из наиболее стойких (Г.В. Бабина, Б.М. Гриншпун, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.В. Серебрякова, Т.А. Ткаченко, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова и др.). В связи с этим проблема формирования грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР имеет огромное значение в современной специальной педагогике, а вопрос о методике её развития – один из самых актуальных как для специальной, так и для общей педагогики.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 805.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Практикум
Тема: «Формирование у детей
лексико -грамматического строя речи»
Подготовила:
Учитель-логопед
Курбанова Г.Ф
Грамматический строй языка – сложноструктурированная организация, центральное звено которой – предложение (Н.С. Валгина, Е.М. Галкина-Федорук, С.Е. Крючков). Связь структуры предложения с мышлением выявляется на разных уровнях системной организации языка – глубинном (смысловом) и поверхностном (языковом) (В.В. Виноградов, А.А. Потебня). Развитие грамматических особенностей речи связано с коммуникативной деятельностью ребёнка (М.М. Алексеева, Р.А. Белова-Давид, В.В. Гербова, М.М. Кольцова, О.И. Соловьёва, Ф.А. Сохин, А.Г. Тамбовцева, О.С. Ушакова, В.И. Яшина). В ходе овладения активной лексикой ребёнок образует словесные связи, формируется и развивается словоизменение и словообразование. Усвоение грамматических норм идёт по мере обогащения активного и пассивного словаря. Дети при овладении формами слов основываются на предметном восприятии и образном соотнесении (Т.В. Ахутина, А.П. Воронова, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнорович).
В структуре дефекта детей с общим недоразвитием речи нарушение её грамматического строя является одним из наиболее стойких (Г.В. Бабина, Б.М. Гриншпун, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.В. Серебрякова, Т.А. Ткаченко, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова и др.). В связи с этим проблема формирования грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР имеет огромное значение в современной специальной педагогике, а вопрос о методике её развития – один из самых актуальных как для специальной, так и для общей педагогики.
Для преодоления перечисленных трудностей в дошкольной логопедии предусмотрено проведение специальных логопедических занятий по формированию и развитию лексико-грамматического строя речи дошкольников с ОНР.
Грамматические ошибки дошкольников определяются различными факторами:
1. общими психофизиологическими закономерностями развития ребенка (развитием внимания, памяти, мышления, состоянием нервных процессов);
2. трудностями овладения грамматическим строем языка (морфологией, синтаксисом, словообразованием) и уровнем его усвоения;
3. запасом знаний об окружающем мире и объемом словаря, а также состоянием речевого аппарата и уровнем развития фонематического восприятия речи;
4. неблагоприятным влиянием окружающей речевой среды (прежде всего неправильной речью родителей и воспитателей);
5. педагогической запущенностью, недостаточным вниманием к детской речи.
Напомним, что грамматический строй дети усваивают постепенно, в определенной последовательности.
Системой словоизменения овладевают в младшем и среднем возрасте, системой словообразования – начиная со средней группы. В средней и старшей группах процесс формирования словообразовательных умений характеризуется интенсивностью, творчеством. В подготовительной к школе группе начинает складываться знание норм словообразования.
В усвоении грамматических средств и способов языка можно выделить несколько этапов.
Вначале перед детьми ставится задача понимать смысл сказанного (ориентируясь на окончание существительного, различать, где один предмет, а где много).
Далее – использовать то или другое грамматическое средство в своей речи, говорить так, как говорят другие, заимствовать грамматическую форму из речи окружающих.
Более сложная задача – самостоятельно образовывать формы нового слова по аналогии со знакомым (жеребята, медвежата по аналогии со словоформой котята).
И наконец, более трудная задача – оценивать грамматическую правильность своей и чужой речи, определять, можно или нельзя так сказать (А. Г. Арушанова).
Методы и приемы формирования грамматически правильной речи.
К методам относятся дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок. Эти методы могут выступать и в качестве приемов при использовании других методов.
Дидактические игры и игры-драматизации проводятся, главным образом, с детьми младшего и среднего возраста. Упражнения – преимущественно с детьми старшего дошкольного возраста.
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.
В каждой дидактической игре четко определяется программное содержание. Например, в игре «Кто ушел и кто пришел» закрепляется правильное употребление наименований животных и их детенышей в именительном падеже единственного и множественного числа. В соответствии с дидактической задачей (программным содержанием) отбираются игрушки, с которыми можно легко производить разнообразные действия, образуя нужную грамматическую форму.
Обязательное требование к наглядному материалу: он должен быть знаком детям, оформлен эстетически, вызывать конкретные образы, будить мысль. Перед игрой игрушки рассматриваются, словарь детей активизируется за счет названий цвета, формы, назначения игрушек, действий, которые можно с ним совершать.
Игры-драматизации отличаются тем, что в них разыгрываются сценки (мини-спектакли) с игрушками. Вначале режиссером бывает сам воспитатель, позднее режиссером становится ребенок. Игры такого рода предоставляют возможность для воспроизведения определенных жизненных ситуаций, в которых дети упражняются в употреблении предлогов, изменении глаголов, согласовании существительных с прилагательными.
Исправление грамматических ошибок.
Авторы некоторых пособий под формированием грамматических навыков в повседневном общении понимают преимущественно исправление ошибок. С этим нельзя согласиться, поскольку исправление ошибок осуществляется на всех занятиях (и не только по развитию речи), а также вне их, а задачи и содержание повседневного речевого общения значительно шире.
Методика исправления ошибок в достаточной степени разработана О. И. Соловьевой, А. М. Бородич. Основные ее положения можно сформулировать следующим образом.
Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т.е. различать, как надо говорить правильно.
Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребенка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат.
Не повторять за ребенком неправильную форму, а предлагать ему подумать, как сказать правильно (Ты ошибся, надо сказать «мы хотим»). Итак, нужно сразу дать ребенку образец правильной речи и предложить повторить его.
Ошибку следует исправлять тактично, доброжелательно и не в момент приподнятого эмоционального состояния ребенка. Допустимо исправление, отсроченное во времени.
Рассмотрим некоторые игры на развитие грамматической стороны речи на примере тем «Овощи» и «Фрукты»
Все пособия можно сделать самостоятельно. Они интересны детям и просты в исполнении. Вашему вниманию я представляю игры на липучках.
Игра «Один – много» (образование формы родительного падежа существительных: один огурец – много огурцов и т.д.)
Игра «Чья тень»
Игра «Назови ласково» или «Большой-маленький» (образование уменьшительно-ласкательной формы существительных: огурец – огурчик и т.д)
Игра «Варим суп» (образование относительных прилагательных)
Игра «Варим компот» (образование относительных прилагательных)
Составление описательного рассказа об овощах и фруктах.
Игра «Расскажи как убирают овощи» (формирование винительного падежа существительных: свеклу выдергивают, огурцы срывают и т.д.)
Игра «Какой? Какая? Какие?»
Игра «Сравни овощи» (образование сравнительной степени прилагательных)
Игра «Скажи наоборот» (подбор антонимов: чеснок горький, а морковь сладкая)
А какие игры используете вы на занятиях?
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование лексико-грамматических категорий в речи ребенка
В статье приводятся примеры аграмматизмов в речи и способы их устранения....

Рабочая тетрадь совместной работы логопеда и воспитателя по развитию лексико-грамматических категорий, связной речи и моторной сферы у детей 5-6 лет с ОНР.
Практическое пособие представляет собой сборник заданий, дидактических игр и упражнений по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи, распределённых по лек...

КОНСПЕКТ фронтально-подгруппового занятия с детьми с ОНР III уровня в старшей логопедической группе (II-ой год обучения) ТЕМА: «Развитие у детей лексико – грамматического строя речи по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка» ».
КОНСПЕКТфронтально-подгруппового занятия с детьми с ОНР III уровня в старшей логопедической группе(II-ой год обучения)ТЕМА: «Развитие у детей лексико – грамматического строя речи по мотивам русск...

Конспект фронтального занятия по лексико-грамматической категории связной речи в старшей группе детей с общим недоразвитием речи.
Тема: «Обучение пересказу с опорой на последовательную серию предметных картинок»...

рекомендации для родителей по развитию у детей лексико-грамматических конструкций
Статья предназначена для родителей, которые хотят , чтобы их дети правильно употребляли падежи, подбирали признаки, действия.......

КОНСПЕКТ фронтального занятия по лексико-грамматической категории связной речи в старшей группе детей с общим недоразвитием речи.
Тема: «Обучение пересказу с опорой на последовательную серию предметных картинок»...

Консультация для воспитателей: «Формирование лексико-грамматических категорий в речи на занятиях и повседневной жизни»
Консультация для воспитателей: «Формирование лексико-грамматических категорий в речи на занятиях и повседневной жизни» ...