План-конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Гласная буква Ё» «Весна шагает по планете»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Мещерякова Светлана Валерьевна

Целью представленного занятия является закрепление знаний воспитанников подготовительной к школе группы о гласной букве Ё. В конспекте приведён пример звуко-слогового аназиза слова ЁЛКА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glasnaya_bukva_yo.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 11»

План-конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе

«Гласная буква Ё»

 «Весна шагает по планете»

Подготовила

Мещерякова С.В.

учитель-логопед

Коркино

2025


Цель:

Закрепить знания детей о гласной букве Ё.

Задачи: 

1. Коррекционно-образовательная:

  • учить применять на практике правила написания гласной буквы Ё в словах.

2. Коррекционно-развивающие:

  • развивать артикуляционную моторику,
  • развивать мелкую и общую моторику,
  • развивать фонематический слух,
  • развивать навык звуко-слогового анализа и синтеза,
  • развивать грамматический строй речи,
  • развивать связную речь,
  • обогащать и активизировать словарь по лексической теме,
  • развивать правильное восприятие графического написания буквы.

3. Воспитательная:

  • воспитывать умение слушать педагога, выполнять инструкции,
  • воспитывать умение слушать товарищей,
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Лексика: 

  • слова с гласной буквой Ё,
  • слова по лексической теме «Весна шагает по планете»,

Оборудование: схема анализа звуков, крупное изображение гласной буквы Ё, демонстрационные звуко-слоговые схемы, демонстрационная схема предложения, демонстрационная касса букв, магнитная доска, магниты, объёмное лото «Весна в лесу», ёжик с конвертом (игрушка), раздаточный материал  каждому ребёнку (карточки с напечатанными буквами); кассы букв, цветные карандаши, звуко-слоговые схемы и схемы предложения (по количеству детей).

План:

I. Организационный момент.

  • Повторение времени года.
  • Повторение месяца.
  • Название дня недели.
  • Пальчиковая гимнастика.

II. Основная часть.

  • Артикуляционная гимнастика.
  • Повторение и закрепление пройденного материала.
  • Физминутка.
  • Составление предложений по лексической теме.
  • Сюрпризный момент.
  • Задание для профилактики оптической дисграфии.
  • Звуко-слоговой анализ слова ЁЛКА.
  • Составление предложений с заданными словами. Анализ одного предложения.

III. Подведение итогов.


Ход занятия:

Этап

Содержание

Слова педагога

Предполагаемые ответы и действия детей

I

Организационный момент.

Какое сейчас время года?

Какой сейчас месяц?

Какой сегодня день недели?

Правильно, сегодня день недели четверг, 28 марта.

Какой день недели был вчера?

Какой день недели был позавчера?

Какой день недели будет завтра?

Какой день недели будет послезавтра?

Приготовили пальчики:

За окном сосулька тает, (пальцы вместе, вниз)

Ветер тучи рвет в клочки.        (имитация)

Разжимает, разжимает             (кулаки сжать,

Клен тугие кулачки.                 разжать)

Прислонился он к окошку,    (ладони вместе)

И, когда растает снег,       (пальцы в стороны)

Мне зеленую ладошку  (руки ладонями вверх)

Клен протянет раньше всех.      (руки в замок)

Садимся на стульчики.

Сейчас время года весна.

Сейчас месяц март.

Сегодня день недели четверг.

Вчера был день недели среда.

Позавчера был день недели вторник.

Завтра будет день недели пятница.

Послезавтра будет день недели суббота.

Дети повторяют слова и движения за логопедом.

II

Основная часть.

Артикуляционная гимнастика.

  1. «Улыбка» - растянуть губы в улыбке
  2. «Трубочка» - вытянуть губы вперёд
  3. «улыбка» - «трубочка» - «улыбка» - «трубочка»

Упражнения для языка:

  1. «качели» - кончик языка поднимается к носу, опускается к подбородку
  2. «обезьянка» - кончик языка под верхнюю губу, за нижнюю губу
  3. «прятки» - кончик языка за верхние резцы, за нижние резцы
  4. «часики» - кончик языка в правый уголок рта, в левый (губы в улыбке)
  5. «орешки» - кончик языка оттягивает правую щёку, левую
  6. «вкусные орешки» - кончик языка ударяет о верхние резцы
  7. «чистим зубки» - круговые движения языка (скользит по внешней стороне зубов)
  8. «побелить потолок» - кончик языка скользит по нёбу от верхних резцов к горлышку и обратно
  9. Покусывание всего языка
  10. Кончик языка между губами, шёпотом произносим «па» 5-6 раз, зафиксировать положение
  11. Кончик языка между зубами, шёпотом произносим «та» 5-6 раз, зафиксировать положение
  12. «лошадка» - пощёлкать кончиком языка
  13. «грибочек на тонкой ножке»
  14. «гармошка»

Упражнения на воздушную струю

  1. Подуть на кончик языка
  2. Свернуть язык  трубочкой, подуть в трубочку

С какой гласной буквой мы познакомились на этой неделе?

Е – на лесенку похожа,

Ё – её сестрёнка – тоже.

Но у буквы Ё две точки,

Словно к лесенке гвоздочки.

Какое правило про буквы мы знаем?

Мы с вами знаем, что гласная буква Ё хитрая. Почему?

Расскажите, пожалуйста, всё про звук [j] по схеме.

Что мы знаем про звук [О]?

Какое правило про звуки мы знаем?

Давайте вспомним все правила, которые мы знаем про гласную букву Ё.

  • Если после мягкого согласного звука мы слышим звук [О], то пишем букву Ё.
  • Гласная буква Ё обозначает два звука, когда она стоит в начале слова.
  • Гласная буква Ё обозначает два звука, когда она стоит после гласного звука.

Встаём со стульчиков.

Физминутка:

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, мы вам покажем-

  Крылья сложили назад.

Садимся на свои места.

Ребята, в стихотворении мы говорили, что к нам летят птицы, значит какое это время года?

Какие ещё признаки весны вы знаете?

Послушайте загадку:

Под соснами, под ёлками

Лежит мешок с иголками.

Сегодня к нам пришёл первый проснувшийся ёжик. Смотрите, он нам что-то принёс на своих иголочках.

А здесь для вас задание от ёжика. (раздать карточки с буквами)

Возьмите красный карандаш и обведите каждый в своей карточке гласную букву Ё.

Карандаши убираем на место.

Поменяйтесь карточками с соседом и проверьте, правильно ли выполнено задание. У кого всё правильно, поднимите руку с карточкой.

У ёжика ещё есть для вас задание.

У нее одежки колки: Все иголки, да иголки.
Звери шутят: "Дядя ёж на неё слегка похож".

Что же это?

Посчитайте, пожалуйста, сколько звуков в слове ёлка.

Назовите их по порядку.

Сколько согласных звуков в этом слове?

Назовите их по порядку.

Сколько гласных звуков в слове ёлка?

Назовите их по порядку.

Сколько слогов в слове ёлка?

Почему в слове ёлка два слога?

Делим слово ёлка на слоги:

ёл-ка

Назовите первый слог.

Какие звуки «живут» дружно, а какие нет?

Назовите второй слог.

Дружно «живут» звуки или нет?

Пододвигаем к себе кассы, выкладываем звуко-слоговую схему слова ёлка.

(выложить на доске, обратить внимание на слоги слияния, звук вне слияния)

Первый слог ЁЛ-. В этом слоге мягкое слияние ЙО, в котором мягкий согласный звук  [j] сливается с гласным звуком [О]. И вне слияния твёрдый звук [Л].

Второй слог – слог слияния –КА, в котором согласный твёрдый звук [К] сливается с гласным звуком [А].

Какую первую букву мы выложим в этом слове?

Правильно, гласную букву Ё.

Дальше выкладываем буквы самостоятельно. Я иду проверять.

Читаем, какое слово у нас получилось.

Сколько звуков в этом слове?

Сколько букв?

Чего больше: звуков или букв?

Почему звуков больше, чем букв?

Вспоминаем правило:

Гласная буква Ё обозначает два звука, когда она стоит в начале слова.

Убираем буквы в кассу, схемы в лоточки.

Ребята, давайте сделаем нашему гостю подарок и составим для него предложения со словами ЁЛКА, ЁЖИК.

(Выбрать одно предложение, составить схему, выложить на доске.)

 

На этой неделе мы познакомились с гласной буквой Ё.

Буквы мы видим и пишем.

В гласной букве Ё «живут» два звука: [j], [О].

Звук [j] согласный, звонкий, всегда мягкий. Обозначаем зелёным цветом.

Звук [О] гласный.

Звуки мы слышим и произносим.

Дети повторяют правила вместе с логопедом.

Дети повторяют слова и движения за логопедом.

Время года  - весна.

Дети перечисляют признаки весны полными предложениями.

Это ёж.

Дети выполняют инструкцию, выполняют задание.

Это ёлка.

В слове ёлка 5 звуков.

[j о л к а]

В слове ёлка 3 согласных звука.

[j], [л], [к]

В слове ёлка 2 гласных звука.

[О], [А]

В слове ёлка 2 слога.

Мы знаем правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

ёл-ка

Первый слог – ЁЛ.

Звуки [j], [О] «живут» дружно, а звук [Л] – нет.

Второй слог – КА.

Звуки «живут» дружно.

Дети выполняют инструкцию.

В слове ЁЛКА первой мы выложим гласную букву Ё.

Дети выполняют инструкцию.

Дети хором читают слово ЁЛКА.

В слове ЁЛКА 5 звуков.

В слове ЁЛКА 4 буквы.

Звуков больше, чем букв.

Потому что гласная буква Ё в начале слова обозначает два звука: [j], [О].

Дети проговаривают правило вместе с логопедом.

Дети выполняют инструкцию.

III

Подведение итогов.

С какой гласной буквой мы сегодня работали?

Гласная буква Ё хитрая. Почему?

Ёжику у нас очень понравилось. Ему понравились ваши ответы, ваше поведение и подарки.

Сегодня мы работали с гласной буквой Ё.

В гласной букве Ё живут два звука:  [j],  [О].



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе (ОНР - III уровень)

Цели занятия:- Учить детей дифференциации звуков [ П ] – [ Б ]   изолированно, в слогах, словах, предложениях.- Развивать фонематическое восприятие.-Совершенствовать навыки звукового а...

Конспект открытого фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе по обучению грамоте "Играем в школу"

Конспект рассчитан на подготовительную к школе логопедическую группу.Основное речевое заключение детей - ОНР 3 уровня речевого развития, второй год обучения....

Комплексного фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

Лексическая тема: «Обувь»Грамматическая тема: совершенствование грамматического строя речиФонетико-фонематическая тема: звук С...

Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной к школе группе. Тема: "Звуки Р, РЬ. Буква Р".

 Выбранная тема " Звуки Р, РЬ. Буква Р" соответствует календарно-тематическому планированию и содержанию адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образов...

План-конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе: Пересказ сказки "Колосок"

Цель: развитие лексико-грамматических категорий и развитие связной речи.Задачи:Коррекционно-образовательные задачи:- 3акрепить представления о домашних птицах.- Рассмотреть серию сюжетных картин ...

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ТЕМА: «ЗВУКИ «С» , «С*» . БУКВА «С»

Цель: Формировать  у детей умение  составлять  рассказы с элементами творчества....

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР Тема: «Как зимуют дикие птицы и звери»

Расширить представления детей о диких животных и зимующих птицах. Закрепить знания о том, как животные и птицы готовятся к зиме; о том, чем питаются зимой.  Акт...