Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной к школе группе. Тема: "Звуки Р, РЬ. Буква Р".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Диденко Елена Фёдоровна

   Выбранная тема " Звуки Р, РЬ. Буква Р" соответствует календарно-тематическому планированию и содержанию адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей подготовительной группы компенсирующей направленности с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) /3 период обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zvuki_r-r.docx16.92 КБ

Предварительный просмотр:

Фронтальное  логопедическое занятие  в подготовительной к школе группе

Тема: «Звуки Р, РЬБуква Р»

                                             Разработано учителем-логопедом Диденко Е.Ф.

Цель:

- закрепление навыка чёткого произношения и различения звуков Р и РЬ;

- закрепление образа буквы Р.

Задачи:

коррекционно- образовательные: закреплять навык чёткого произношения звуков Р и РЬ;

-учить детей давать сравнительную характеристику звуков Р-РЬ;

 - закреплять графическое изображение буквы Р, способствовать профилактике дисграфии;

коррекционно-развивающие:

- развивать фонематическое и зрительное восприятие;

- развивать слуховое внимание, слуховую и зрительную память;

- развивать логическое мышление;

коррекционно-воспитательные:

-воспитывать навыки учебной деятельности (внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать логико-грамматические конструкции, контролировать поставленные звуки);

Оборудование: предметные картинки, индивидуальные листы с заданиями (4-ый-лишний, задания для развития мышления и штриховки), простые и цветные карандаши)

1. Организационный момент

Скажи наоборот:

Ра-ря      ро-рё     ры-…     ру-…     рэ-…

2. Упражнение “Отгадай звук по описанию”.

- Губы и зубы разомкнуты. Широкий кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами, неплотно соприкасается с ними. Средняя часть языка спинки опущена. Воздушная струя направлена на кончик языка, при этом он дрожит. Какой получается звук? (Р). Какой это звук? (Согласный, твёрдый, звонкий).

- Теперь кончик языка переместился вперёд, а средняя часть спинки поднялась. Какой получился звук? (РЬ). Какой это звук? (Согласный, мягкий, звонкий)

- Совершенно верно, звук Р может быть твёрдым, например, в таких словах: рыба, ворона, забор и мягким: река, берёза, якорь.

3. Совершенствование фонематического восприятия

Упражнение “Хлопни – топни”.

- Хлопните в ладоши, если в слове есть звук Р и топните ногой, если в слове слышен звук Рь: треугольник, троллейбус, прямоугольник, трамвай, аквариум, конструктор, инструмент, электричка, приёмник, ракета, ребята, матросы, брюки.

4. Чётко произнести чистоговорки (выполняют перы детей, на кого укажет логопед):

Ра-ра-ра - рама, рак, гора, нора

Ро-ро-ро – роза, роща, рот, перо

Ру-ру-ру – ружья, руки, кенгуру

Ры-ры-ры – рыба, рынок, рыжик, рысь

Ре-ре-ре – стоит домик на горе

Ри-ри-ри – на ветках снегири

Арь-арь-арь – на стене висит фонарь

5. Совершенствование фонематического слуха

Упражнение “Твёрдый – мягкий”.

- Возьмите рабочие листы. Картинки, в которых слышится звук РЬ, обведите зелёным карандашом. Картинки, в которых слышится звук Р, обведите синим карандаш

-Какие картинки обвели синим карандашом? Почему? (потому что в этих словах звук Р твёрдый),;

-Какие картинки обвели зелёным карандашом? Почему?

6. Совершенствование звукового анализа.

Отбор картинок (на доске) со звуком Р , затем со звуком РЬ с определением места звука в слове.

- Где может находиться звук в слове? (В начале, середине, конце)

Упражнение “Найди место звука в слове”.

7. Развитие звукового синтеза

Упражнение “Мираж”.

- В природе существует такое явление как мираж. Мираж обманывает людей и дарует им несбыточные надежды. Губит целые караваны и мешает проводить спасательные операции. Иногда в море тоже появляется мираж и видны предметы, находящиеся далеко за горизонтом. Представьте, что мы тоже видим мираж. Я называю слово-мираж, а вы первый звук меняете на звук РЬ и произносите новое слово. Если ответ правильный, то рядом появится картинка и мираж рассеивается.

Федька – редька

Лейка – рейка

Печка – речка

Кепка – репка

Лепка – репка

Лёва – рёва

Задание усложняется, измените в слове третий звук на звук Р.

Маска – марка

Банан – баран

Гонка – горка

Метка – мерка

Ночка – норка

Голод – город

8. Физминутка «Вороны»: Вот под ёлочкой зелёной
Скачут весело вороны:
Кар-кар-кар! (громко).
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
Кар-кар-кар! (громко).
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают:
Кар-кар-кар! (тихо).

9. Развитие слогового синтеза

Упражнение “Точка”.

- На корабле всегда должна быть связь с землёй. Радист передаёт сообщения с помощью азбуки Морзе, где вместо обычных букв используются знаки: точка и тире. Сейчас я буду слоги называть, а вы добавьте слово “точка” - у нас получатся новые слова. Внимание на доску – картинка появится, как только вы назовёте правильный ответ.

Кар (точка, трос., кур., чёр., коф., ве., ни., у., кис., лен., кос., лас., кле.

10. Развитие мышления

Упражнение “Четвёртый лишний”.

(индивидуальная работа по карточкам, на каждого ребёнка один вариант задания)

- Найдите на карточке лишнюю картинку и объясните, почему она лишняя.(наличие звуков Р, РЬ)

11. Составление предложения по двум картинкам

(индивидуальная работа по предметным картинкам со звуками Р и Рь)

Упражнение “Составь предложение”.

12. Профилактика дисграфии

- Заштрихуйте только те буквы Р, написаны правильно (инд. листы)

- Сколько букв вы заштриховали? (Ответы детей).

13. И напоследок мы отправляемся в тир. Но стрелять мы будем словами. Девочки стреляют словами со звуком Р, мальчики со звуком РЬ (в начале слова). Итак, огонь! (Кто больше назовёт слов со своим звуком).

14. Итог занятия. (О каких звуках сегодня говорили? Чем похожи? Чем различаются? (Дети дают характеристику звуков Р и РЬ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе (ОНР - III уровень)

Цели занятия:- Учить детей дифференциации звуков [ П ] – [ Б ]   изолированно, в слогах, словах, предложениях.- Развивать фонематическое восприятие.-Совершенствовать навыки звукового а...

Конспект открытого фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе по обучению грамоте "Играем в школу"

Конспект рассчитан на подготовительную к школе логопедическую группу.Основное речевое заключение детей - ОНР 3 уровня речевого развития, второй год обучения....

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в логопедической подготовительной к школе группе. Тема: Звуки [з] и [зь]. Буква З, з.

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в логопедической подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи....

Комплексного фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

Лексическая тема: «Обувь»Грамматическая тема: совершенствование грамматического строя речиФонетико-фонематическая тема: звук С...

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ С ОНР. Тема: «Мама».

Цель: расширять представления детей о весеннем празднике – 8 Марта. Задачи: корекционно – образовательные:- формировать лексико – грамматический строй речи;-формировать уме...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ. ТЕМА: Звук [Ч’]. Буква Ч. Лексическая тема ПОЧТА.

Конспект открытого занятия в логопедической группе для детей старшего дошкольного возраста с ОНР...