Практические рекомендации учителя-логопеда по автоматизации звуков [Р], [Рь]
консультация по логопедии (старшая группа)
Звук Р считается одним из самых сложных для освоения у детей и взрослых. Четкая артикуляция этого звука требует специальной работы речевых органов. Скороговорки и трудноговорки — отличный способ тренировать звук Р, развивать речевую моторику и улучшать дикцию.
Автоматизация звука Р играет ключевую роль в формировании правильного произношения у детей, позволяя им уверенно использовать этот звук в различных словах и фразах. Этот процесс следует запускать лишь после того, как ребенок достигнет ясного и четкого владения звуком Р в изолированной форме. Систематические занятия и упражнения позволят ребенку овладеть произношением этого звука таким образом, чтобы оно стало для него естественным и автоматическим.
В ходе упражнений логопед акцентирует внимание на звуке Р, используя специальные слова и фразы. Произношение должно быть медленным и четким, с акцентом на правильное включение звука в структуру слов. Рекомендуется повторять упражнения несколько раз для более глубокого усвоения материала.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Звук Р считается одним из самых сложных для освоения у детей и взрослых. Четкая артикуляция этого звука требует специальной работы речевых органов. Скороговорки и трудноговорки — отличный способ тренировать звук Р, развивать речевую моторику и улучшать дикцию.
Автоматизация звука Р играет ключевую роль в формировании правильного произношения у детей, позволяя им уверенно использовать этот звук в различных словах и фразах. Этот процесс следует запускать лишь после того, как ребенок достигнет ясного и четкого владения звуком Р в изолированной форме. Систематические занятия и упражнения позволят ребенку овладеть произношением этого звука таким образом, чтобы оно стало для него естественным и автоматическим.
В ходе упражнений логопед акцентирует внимание на звуке Р, используя специальные слова и фразы. Произношение должно быть медленным и четким, с акцентом на правильное включение звука в структуру слов. Рекомендуется повторять упражнения несколько раз для более глубокого усвоения материала.
Перед началом автоматизации важно ясно представлять артикуляционную позу звука Р:
-губы должны быть слегка раскрыты, при этом видны верхние зубы;
-расстояние между зубами должно быть небольшим;
-боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам;
-кончик языка широко вибрирует и поднимается к альвеолам.
Автоматизация звука Р в слогах
При освоении сочетаний звуков ТР и ДР в слогах важно сохранять непрерывность звукового потока. Отделение звука Р от Т или Д без предварительной тренировки представляет определенные трудности, так как эти звуки играют роль опоры для правильного положения языка.
Эффективный подход к освоению сочетаний ТР и ДР начинается с акцента на звуке Р в слогах:
адр_, одр_, удр_, ыдр_, эдр_, идр_, едр_, ёдр_, юдр_, ядр_
др_а, др_о, др_у, др_ы, др_э
Далее можно переходить к автоматизации в словах с ударением на слоге ДРА:
драма, дранка, квадрат, драть;
страус, стража, страны.
Без ударения на слоге:
трасса, травы, трава, трамвай;
дракон, ведра, выдра, пудра.
Автоматизация Р в прямых слогах
Прямые слоги, где звук Р находится в начале, являются основой для формирования правильной артикуляции.
Примеры таких слогов: ра, ро, ру, ры.
Для тренировки можно использовать следующие упражнения:
1.Повторение слогов:
РА – РО – РУ РО – РУ – РЫ РЫ – РО – РЭ
РА – РЫ – РЭ РУ – РО – РА РЭ – РА – РО
РО – РА – РЫ РУ – РЫ – РО РО – РА – РЭ
2.Пение слогов на разные ноты:
ра-а-а, ро-о-о, ру-у-у.
3.Чтение слогов с усилением звука Р:
РА-ра-РА, РО-ро-РО.
4.В интервокальных слогах
Слоги, где звук Р находится между гласными, называются интервокальными. Они помогают улучшить плавность произношения.
К ним относятся звуки: ара, оро, уру, ыры.
Для тренировки можно использовать следующие упражнения:
1.Повторение слогов:
АРА – ОРО – УРУ УРУ – ОРО – АРА ЫРЫ – ЭРЭ – УРУ
АРА – ЭРЭ – ЫРЫ УРУ – ЫРЫ – АРА ЭРЭ – АРА – ОРО
ОРО – АРА – ЫРЫ ЫРЫ – ЭРЭ – ОРО ЭРЭ – ОРО – УРУ
2.Чтение с увеличением скорости:
ара-оро-уру-ыры
3.Использование слогов в предложениях:
Ара рада.
Для автоматизации мягкого Рь.
Для мягкого звука Рь также требуется автоматизация, поскольку важно, чтобы он звучал естественно и без усилий. Этот процесс обычно начинается с простых упражнений на различение мягкого и твердого звуков Р, а затем переходит к проговариванию слов и фраз, включающих данный звук. Также полезно использовать артикуляционные упражнения, чтобы укрепить правильное положение языка и губ при произношении мягкого звука Рь.
Упражнения для автоматизации мягкого Рь:
1.Повторение слогов:
Ря ря-рю-ри
Ри ри-рё-ря
Ре ре-рю-рё
Рё рё-ря-ре
Рю рю-ре-ря
2.Повторение слов:
ряд, рядом, рябчик, ряска, рябина, рис, ритм, рифма, ритмика, рисунок, речь, репа, речка, ребус, решение, рёв, рёва, рюмка, рюшка, рюкзак, парик, старик, турист, заря, наряд, зарядка, моряк, орех, берет, сирена, деревня, береза, веревка, хорек, сережки, курица, шарик, ящерица, аквариум, берег, вырезка, черепаха, веретено, ноздря.
Скороговорки и трудноговорки для автоматизация звуков Р и Рь
Скороговорки и трудноговорки являются отличным средством для тренировки звуков Р и Рь у детей.
Скороговорки на автоматизацию и дифференциацию звуков Р и Рь:
Я бродил один у горки, собирал скороговорки.
У трещетки-тараторки тридцать три скороговорки.
Рябина-рябиночка, родимая кровиночка.
В бору бобер и брат бобра работают без топора.
В грозу от груза арбузов развалился кузов.
В огороде у Федоры — помидоры. За забором у Фрола — мухоморы.
В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
В печурочке три чурочки, три гуся, три утки, три тетерева.
На дороге Марья увидала Дарья. Марья рада Дарье, Дарья рада Марье.
Дал Макар Роману карамельку, а Роман Макару — карандаш.
Сорок сорок воровали горох, сорок ворон отогнали сорок. Сорок ворон напугали ворон. Сорок коров разогнали орлов.
На горе на пригорке стоят тридцать три Егорки. И у каждого Егорки на закорке по ружью.
Дали карапузу кукурузу, а карапуз просит арбуза.
У нас на дворе, на подворье погода размокропогодилась.
Ждут воробьи у кормушки кормежки, несет им Маркушка в кармашке морошки.
Из-под Костромщины шли четыре мужчины. Говорили они про торги да про покупки, про крупы да про подкрупки.
За тараканом с барабаном, за комаром с топором.
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
Кавалеры королевы плыли к ней на каравелле.
Свинья тупорыла весь двор перерыла.
По двору, по подворью в добром здоровье.
Карл украл у Поликарпа полкарася, полкарпа.
Полчетверта четверика гороху без червоточины.
Премудрый ворон проворно воровал ватрушки.
На корабль прокрался краб, караси украли трап.
Один рой комаров — за горой, а второй рой — под горой.
Проворонила ворона вороненка.
Вставай, Архип, петух охрип.
У пруда во мраке шуршат раки в страшной драке.
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора!
Открывай, Увар, ворота, дров несем невпроворот мы.
По травке по траве тропа протоптана во рве.
Прыгают во рту скороговорки как караси на сковородке.
Всех скороговорок не перескороговоришь,
Не перевыскороговоришь.
Рома Маше нарвал ромашек, а Маша Роме нарвала ревень.
С горы — не в гору, в гору — не с горы.
Свинья тупорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла, до норы не дорыла.
Три тропки, три травки, на тропке травка.
Серые бараны били в барабаны, без разбора били — лбы себе разбили.
На травке тропка, на тропке травка.
Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
На горушке три забора, три избушки, три Егора.
Трое трубачей трубили в трубы.
По бревну по бревнышку проползла козявочка, пролетела горлинка, пропорхала пташечка.
Шустрая норка юркнула в норку.
У Егора огород, там есть редька и горох. Рядом огород Федоры, там на грядках помидоры.
В пруду у Поликарпа три карася, три карпа.
Все бобры добры для своих бобрят.
Ворон у старушки воровал ватрушки.
На горе Арарат растет крупный виноград.
Гриша грыз коржик, орешки грыз Жоржик, а Гарик сухарик.
Во дворе четыре Сашки на траве играли в шашки.
Променяла Прасковья карася,
На две пары полосатых поросят.
Пробежались поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
Если бы Карл у Клары не крал кораллы,
То Клара у Карла не крала б кларнет.
Рыла, рыла свинья, вырыла полрыла.
Рыла свинья белорыла, тупорыла;
Полдвора рылом изрыла,
Вырыла, подрыла, до норы не дорыла.
На то хавронье и рыло, чтобы она рыла.
Матрос на корме кормит морских рыбок.
На сцене корнет играл на кларнете,
В партере сидела дама с лорнетом,
Следя за дуэтом корнета с кларнетом.
Закрепление звуков Р,Рь в игровой форме
Внедрение игровых методик в процесс автоматизации звука Р помогает не только разнообразить занятия с дошкольником, но и привлечь его внимание.
Примеры игровых упражнений:
«Повтори еще раз».
Разнообразные карточки с картинками, в названиях которых присутствует буква Р, становятся основой для этой игры. Раскладывая их перед ребенком, вы задаете вопросы о том, что изображено на каждой карточке. Если дикция ребенка в момент проговаривания мягкого или твердого звука Р оказывается неточной, то просите повторить слово еще раз.
«По порядку».
Положите в ряд несколько карточек из предыдущей игры. Задача ребенка — запомнить порядок их расположения. Затем, отвернувшись от карточек, он должен в правильном порядке назвать, что было изображено на картинках. Повторение слов с правильным произношением — ключ к успеху в этой игре.
«Словесная охота».
Веселая игра, которая может проходить в любом месте. Каждый участник должен вспомнить или увидеть и назвать как можно больше слов, начинающихся на букву Р. Если ребенок затрудняется, подсказывайте ему, что такие слова встречаются повсюду. Важно, чтобы каждое слово было произнесено четко и правильно.
Эти задания на автоматизацию звука могут эффективно использоваться для развития фонематического слуха и расширения словарного запаса.
Однако стоит помнить, что для прогресса в произношении звука Р следует усложнять уровень заданий от простых к более сложным и выполнять их регулярно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация учителя - логопеда "Что такое автоматизация звуков"
Автоматизация звуков – очень важный и необходимый этап в коррекционной работе по постановке звуков речи.На этапе автоматизации происходит выработка нового навыка, требующая длительной систематич...
Практические рекомендации учителя – логопеда по охране здоровья детей.
Практические рекомендации учителя – логопеда по охране здоровья детей....
«Играем с предлогами» (практические рекомендации учителю-логопеду)
Одно из направлений в коррекционной работе с детьми – это работа с предлогами.Дети не осознают смысловую значимость предлогов, они не выделяют их как отдельные слова, поэтому совсем не использую...

Презентация к докладу на РМО учителей-логопедов "Копилка игр учителя-логопеда используемая при автоматизации звуков".
Автоматизация звука – достаточно длительный процесс, который нельзя спрогнозировать по срокам. Поэтому в копилке логопеда должно быть достаточное количество наглядно-дидактического материал...

Практические рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников
Профилактика нарушений письменной речи будущего первоклассника должна осуществляться не только силами специалистов, но и в семье. Родителям важно понять, что легче предупредить специфические ошибки в ...

Рекомендации учителя-логопеда для родителей "Автоматизация звука Щ"
В материале представлены практические рекомендации по автоматизации звука "Щ" в домашних условиях....

Рекомендации учителя-логопеда для родителей "Автоматизация звука Ч"
В материале представлены практические задания учителя-логопеда для родителей по автоматизации звука "Ч" в домашних условиях....
