Автоматизация звука Ш в слогах и словах на «ШО» и «ШУ» с использованием теневого театра
план-конспект занятия по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Григорьева Татьяна Алексеевна

Индивидуальное логопедическое занятие на автоматизацию звука "Ш" в слогах и словах. Главный инструмент данного занятия - теневой театр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Автоматизация звука Ш в слогах и словах на «ШО» и «ШУ» с использованием теневого театра

Цель: Автоматизация звука Ш в прямых слогах и словах

Задачи:

  1. Тренировать правильное произношение изолированного звука Ш, в открытых слогах ШО и ШУ; и в словах, содержащих слоги ШО и ШУ;
  2. Тренировать детей в составлении простых предложений; в распространении предложений;
  3. Тренировать детей в согласовании числительных с существительными;
  4. Тренировать детей в подборе слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  5. Развивать пальчиковую и артикуляционную моторику;
  6. Развивать фонематический слух – умение слышать заданный звук в слогах;
  7. Развивать навыки звукового анализа и синтеза прямого слога, слова (ШО, ШУ, ШУМ);
  8. Развивать память, внимание, мышление;
  9. Воспитывать трудолюбие, настойчивость в достижении цели, целеустремленность.

Оборудование: теневая карточка мышки; набор карточек для проведения артикуляционной гимнастики на звук Ш (теневые); карточки для характеристики звука Ш, дидактическое пособие для проведения звукового анализа слога; набор для составления схемы предложения; предметные теневые картинки ПЕТУШОК, МЫШОНОК, ГОРШОК, ШОРТЫ, ШУРУП, КАМЫШИ, КОШКА, ФЛАЖОК, ЛИСТЬЯ, МЕШОК.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Этапы НОД

Образовательная область

Содержание деятельности

Речевое развитие

  1. Организационный момент

Логопед: Дорогой друг, у нас сегодня новый гость. Отгадай, кто это.

 Этот маленький зверёк
В норку сыр наш уволок,
Кот Василий не увидел,
А то враз зверька б обидел!…(мышь)

Логопед: Да, это маленькая мышка. Её зовут Норушка.

Какой звук я выделяю голосом? (звук Ш).

Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук Ш, а также слоги и слова с этим звуком.

Физическое развитие

Речевое развитие

  1. Пальчиковая гимнастика

 

Логопед: Малыш, давай порадуем нашу гостью – МЫШКУ НОРУШКУ и поиграем с ней в пальчиковую игру «МЫШКА»

Мышка в норку пробралась,
(Руки прижаты к груди, кисти свободны и свисают, правое плечо и правая рука движутся вперёд, затем повторяем в другую сторону — крадёмся)
На замочек заперлась.
(Переплетаем пальчики в замок)
В дырочку она глядит —
(Складываем руки в виде подзорной трубы и подносим к глазу)
На заборе кот сидит.
(Ладошки прислоняем к макушке пальчиками вверх — имитируем кошачьи ушки)

Физическое развитие

  1. Артикуляционная гимнастика

Логопед: мышка Норушка хочет показать тебе свой дом. Посмотри, где она спряталась и выполни эту артикуляционную гимнастику. (на теневом экране выставляются тени домик с окошком, забор, часы, качели, на столе чашка и банка варенья).

Речевое развитие, Познавательное развитие

  1. Изолированное проговаривание звука.

Логопед: мышка Норушка пола гулять в лес рядом с домом и увидела там кое что интересное и шуршащее. Отгадай загадку где она сидит.

Как эскимо на палочке —
Подарок для Русалочки,
Что сорву ей для души?
Цветы речные — … .
(Камыш)

А какой последний звук в слове КАМЫШШ? (ЗВУК Ш)

Давай долго произнесем звук ШШШШШШ

Речевое развитие

  1. Характеристика звука

Логопед: Какой звук Ш?  

Звук Ш – согласный, всегда твердый, глухой, обозначается синей фишкой.  (по схеме для характеристики звуков)

Социально-коммуникативное развитие

  1. Развитие фонематического слуха

 Логопед: смотри, пока мы красиво говорили звук Ш поднялся ветер, и с дерева посыпались листья, если ты услышишь слог со звуком Ш, покажи на любой листочек мышкой и он заберет его себе, а в конце посмотрим на букет из листьев:

ШО, ЗО, МО, ШО, КО, ТО, ШО, БО, СО, ШО, ШО, ФО,

ШУ, СУ, ЖУ, ЛУ, ШУ, ЗУ, МУ, ШУ, ТУ, ПУ, ШУ, ШУ, ФУ и др.  

Речевое развитие

  1.  Автоматизация звука в слогах

Логопед: Игра «Громко-тихо» 

Мышка Норушка пошла дольше в лес и нашла там два пенька высокий и низкий. Начала прыгать на них и говорить ШО (ШУ) громко  а высоком пеньке и тихо на низком.

ШО-шо-шо

шо-ШО-шо

шо-шо-ШО

ШУ-шу-шу

шу-ШУ-шу

шу-шу-ШУ

Речевое развитие

 

  1. Автоматизация звука в предложениях и текстах

Логопед: мышка Норушка заблудилась в лесу. На помощь к ней вышел Петушок. Повторяй за ним.

ШОК-ШОК-ШОК – голосистый петушок.

ШОК-ШОК-ШОК – я несу мешок.

ШУ-ШУ-ШУ – я флажком машу.

Речевое развитие

  1.  Игры на развитие ЛГСР и связной речи

 Логопед: Мышка Норушка просит тебя чтобы ты придумал рассказ про неё и её друга Петушка.

У петушка есть мешок. В мешке лежит флажок. Веселый петушок несет мешок с флажком. Петушок подарил мышке флажок. Мышка машет флажком.

Познавательное развитие

  1.  Игры на развитие ВПФ

 Логопед: Петушок предлагает поиграть в игру «Чего не стало?» и «Что изменилось?» с картинками: ПЕТУШОК, МЫШОНОК, КОШКА, ГОРШОК, ШОРТЫ, ШУРУП (6 картинок)

Ребенок должен ответить полным предложением: «НЕ СТАЛО МЫШОНКА», «НЕ СТАЛО КАМЫША», «ШУБА И ШОРТЫ ПОМЕНЯЛИСЬ МЕСТАМИ»  и др.

Речевое развитие

  1. Итог НОД

Логопед: Какой звук мы тренировались сегодня произносить? (ЗВУК Ш)

 Какой это звук? (СОГЛАСНЫЙ, ШИПЯЩИЙ, ГЛУХОЙ, ВСЕГДА ТВЕРДЫЙ)

Что тебе больше всего понравилось на занятии? Кто к нам приходил в гости?

Речевое развитие  Художественно-эстетическое развитие

  1.  Домашнее задание

 Выучить чистоговорки

Нарисуй рисунки-запоминалки к чистоговоркам.  



Предварительный просмотр:

Фото занятия, как примерно можно располагать тени.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звука Л в слогах и словах - электронная игра "Где спрятался звук в слове". Лексическая тема "Инструменты"

Данная игра способствует автоматизации звука Л в словах и слогах, а также способствует развитию фонематических процессов, увеличивает словарный запас. Предназначина для детей старшего дошкольного возр...

Автоматизация звука Л в слогах и словах - электронная игра "Где спрятался звук в слове". Лексическая тема "Мебель".

Данная игра способтвует автоматизации звука Л в слогах и словах, а также способствует  развитию фонематических процессов, увеличивает словарный запас. Предназначена для детей старшего дошкольного...

Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах с использованием ИКТ

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ш] в старшей группе....

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием компьютерной презентации "Автоматизация звука [р] в слогах и словах"

В данном материале подробно изложен ход индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [р] в слогах и словах у ребёнка 6-7 лет с ОНР. Использование компьютерной презентации позволит сд...