Главные вкладки

    Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием компьютерной презентации "Автоматизация звука [р] в слогах и словах"
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

    В данном материале подробно изложен ход индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [р] в слогах и словах у ребёнка 6-7 лет с ОНР. Использование компьютерной презентации позволит сделать занятие более интересным и увлекательным.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБДОУ «Детский сад № 17 комбинированного вида»

    г. Лысково Нижегородской области

    Конспект

    индивидуального логопедического занятия

    с использованием компьютерной презентации

    Тема: «Автоматизация звука [р] в слогах и словах»

    Разработчик:

    учитель – логопед Гладышева И.В.

    г.Лысково

    2017

    Коррекционно – образовательные задачи. Закрепить чёткое произношение звука [р] в слогах и словах. Совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных в форме Род. п. ед. ч.). Совершенствовать навыки слогового и звукового анализа слов.

    Коррекционно – развивающие задачи. Развивать речевой слух, зрительное внимание,  фонематическое восприятие, мышление, внимание, творческое воображение, артикуляционную, тонкую и общую моторику, чёткость дикции.

    Воспитательные задачи. Воспитывать любознательность, стремление познавать новое. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

    Оборудование. Компьютерная презентация «Экскурсия в зоопарк», разрезная картинка «Автобус», цветные модели для составления звуковой схемы.

    Предварительная работа. Рассматривание картинок с изображениями животных жарких стран. Упражнение в изолированном произнесении звука [р], а также в произнесении звука в  разных слогах.

    Ход занятия

    1.Оргмомент. Сообщение темы занятия. Создание положительного эмоционального фона. Развитие речевого слуха, мышления.

    Логопед приветствует ребенка, предлагает  сесть за стол

    Логопед. Настя, ты уже умеешь произносить звук [р]. Сегодня мы будем произносить слоги и слова с этим звуком.  А сначала я предлагаю тебе отгадать загадку и тогда ты узнаешь, куда сегодня мы совершим экскурсию.

    Это очень странный сад -

    Звери в клетках там сидят.

    Его парком называют,

    Часто люди в нём бывают.

    Там укрытия, вольеры,

    За забором ходят звери.

    Как мы этот парк зовём

    И смотреть зверей идём?

    Ребёнок. Это зоопарк.

    -Правильно, Настя, это зоопарк. Слайд № 2.

    2.Артикуляционная гимнастика. Подготовка артикуляционного аппарата к произнесению звука [р]. Слайд № 3. 

    Логопед. Но прежде чем мы отправимся в зоопарк, давай наведём порядок в доме.

    Сначала «вытряхнем покрывало»: будем тянуться язычком сначала к носу, потом к подбородку.

    Ребёнок  выполняет упражнение. Логопед следит за правильностью выполнения упражнения

    Теперь «почистим пылесосом  коврик»: откроем рот, уберём язык за верхние зубы, будем водить кончиком языка по нёбу вперёд-назад и длительно произносить звук [ж].

    Ребёнок выполняет упражнение

    А сейчас «вытрем пыль с полочки»: закроем язычком верхнюю губу и медленно движением  сверху вниз уберём его за верхние зубы.

    Ребёнок выполняет упражнение. Логопед следит, чтобы подбородок у ребёнка оставался неподвижен.

    Логопед.Молодец, Настя. Теперь мы можем ехать в зоопарк.

    3.Упражнение «Сложи картинку». Развитие зрительного внимания и мелкой моторики.

    Логопед. Настя, ты хочешь узнать, на чём мы поедем в зоопарк?

    Ребёнок. Да.

    Логопед. Тогда я предлагаю тебе сложить картинку, и тогда ты узнаешь, на чём мы поедем в зоопарк.

    Логопед кладёт перед ребёнком части разрезной картинки «автобус». Ребёнок складывает картинку.

    Логопед. На чём мы поедем в зоопарк?

    Ребёнок. Мы поедем в зоопарк на автобусе.

    Логопед. Молодец, Настя!

    Слайд № 4.

    4.Упражнение «Заведи мотор». Изолированное произнесение звука [р].

    Логопед. Настя, давай вспомним, как работает мотор у автобуса. Приоткроем рот, язык уберём за верхние зубки и подуем на кончик языка так, чтобы он начал дрожать. Вот так: ррррррррр!

    Ребёнок. Ррррррррррррр!

    Логопед. Молодец!

    5.Упражнеие «Повтори за мной». Автоматизация звука [р] в слогах.

    Логопед. Настя, для того чтобы нам в дороге было весело, давай петь слоговые песенки. Повторяй за мной: ра-ро-ру.

    Ребёнок. Ра-ро-ру.

    Логопед. Ар-ор-ур.

    Ребёнок. Ар-ор-ур.      

    Логопед. Ара-ора-ура.

    Ребёнок. Ара-ора-ура.          

    Логопед. Кра-кры-кру.

    Ребёнок. Кра-кры-кру.          

    Логопед. Атр-отр-утр.

    Ребёнок. Атр-отр-утр.

    Логопед. Молодец, Настя. Вот мы и приехали.

    6.Игра «Назови животных». Автоматизация  звука [р] в словах.

    -Вот мы и в зоопарке. Слайды № 5-11.  

    Логопед. Посмотри, Настя,  сколько здесь зверей! Давай назовём их.

    Ребёнок. Зебра, кенгуру, рысь, жираф, тигр, пантера, носорог.

    Логопед контролирует произношение ребёнка, по мере необходимости поправляет

    7.Игра «Скажи, у кого?».  Автоматизация  звука [р] в словах. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме Род. п. ед ч.)

    Логопед ещё раз обращает внимание ребёнка на слайды с изображениями животных

    Логопед. Настя, скажи, у кого длинная шея?

    Ребёнок. У жирафа.

    Логопед. А  кого шкура в чёрно-рыжую полоску?

    Ребёнок. У тигра.

    Логопед. А у кого чёрно-белый окрас?

    Ребёнок. У зебры.

    Логопед. Скажи, Настя, у кого на ушках кисточки?

    Ребёнок. У рыси.

    Логопед. А у кого передние лапы короче, чем задние?

    Ребёнок. У кенгуру.

    Логопед. У кого из животных шерсть чёрного цвета?

    Ребёнок. У пантеры.

    Логопед. У кого на носу рог?

    Ребёнок. У носорога.

    Логопед. Скажи, Настя,  название какого животного не изменилось?

    Ребёнок. Кенгуру.

    Логопед. Ты умница, Настя!

    7.Упражнение «Зарядка для Насти».  Развитие общей моторики, координации движений.

    Логопед. Настя, предлагаю тебе послушать стихотворение и выполнить действия, о которых в нём говорится:  

    Настя наша быстро встала             Встаёт со стула

    И на месте зашагала.                     Шагает на месте

    На носочках потянулась,              Встаёт на носочки, поднимает  руки вверх

    А потом назад прогнулась.         Руки ставит на пояс, прогибается  назад

    Как пружиночка  присела            Приседает

    И на стульчик тихо села.             Садится на стульчик

    8.Упражнение «Раздели на слоги». Закрепление навыка слогового анализа слов. Слайд № 12.

    Логопед. Настя, посмотри на картинки с животными и назови сначала тех животных, в названиях которых один слог.

    Ребёнок. Тигр, рысь.

    Логопед. Теперь  назови  животных, в названиях которых два слога.

    Ребёнок. Жи-раф, зеб-ра.

    Логопед.  И, наконец, назови животных, в названиях которых три слога. Ребёнок. Кен-гу-ру, пан-те-ра, но-со-рог.

    Логопед. Молодец! Ты правильно назвала животных.

    9.Упражнение «Составь схему». Закрепление навыка звукового анализа слов. Слайд № 13.

    Логопед обращает внимание ребёнка на слайд с изображением тигра и просит составить звуковую схему этого слова. Ребёнок выполняет задание.

    Логопед. Настя, сколько звуков в слове тигр?

    Ребёнок. В слове тигр четыре звука.

    Логопед. Какой звук первый?

    Ребёнок. Первый звук [т’]. Он согласный мягкий глухой.

    Логопед. Каким кружком ты его обозначила?

    Ребёнок. Я обозначила его зелёным кружком.

    Аналогично ребёнок рассказывает о каждом звуке слова тигр. По окончании логопед предлагает ребёнку проверить,  правильно ли он составил схему слова, обращая его  внимание на слайд № 14.

    Логопед. Молодец, Настя! Ты всё сделала правильно! Слайд № 15.

    10. Окончание  занятия. Оценка деятельности ребёнка.

    Логопед вновь показывает ребёнку слайд № 4 с изображение автобуса

    Логопед. Настя, животным пора отдыхать, а нам возвращаться  в детский сад. Мы снова садимся в автобус. Пока мы едем, давай вспомним, где мы были, кого видели.

    Ребёнок. Мы были в зоопарке. Видели разных животных.

    Логопед. Кто из животных тебе понравился больше?

    Ребёнок отвечает. Логопед следит за произношением ребёнка. Логопед выключает презентацию.

    Логопед. Вот мы и приехали. Ты – молодец, Настя. Ты умеешь правильно произносить звук [р] в слогах, словах. Ты сможешь рассказать о зоопарке своим родным и друзьям.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    МБДОУ «Детский сад № 17 комбинированного вида» г. Лысково Нижегородской области «Экскурсия в зоопарк» Автоматизация звука [ р ] в слогах и словах Разработала: учитель – логопед Гладышева Инна Валерьевна

    Слайд 2

    Зоопарк

    Слайд 3

    Артикуляционная гимнастика 1.Трясём покрывало («Качели») 2.Чистим ковёр пылесосом («Пылесос» ) 3.Вытираем пыль с полочки (« Вкусное варенье »)

    Слайд 4

    Мотор работает: ррррр ……

    Слайд 5

    Жираф

    Слайд 6

    Тигр

    Слайд 7

    Зебра

    Слайд 8

    Рысь

    Слайд 9

    Кенгуру

    Слайд 10

    Пантера

    Слайд 11

    Носорог

    Слайд 12

    Посчитай слоги 1 1 2 1 2 3

    Слайд 13

    Составь звуковую схему слова «тигр»

    Слайд 14

    Давай проверим! 1.Сколько в слове звуков? Назови их по порядку. 2.Расскажи о каждом звуке. 3.Сколько в слове слогов? Как ты узнал (а)? 4.Как можно изменить слово, чтобы в нём стало два слога?

    Слайд 15

    Молодец!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием резиновых массажных мячей в старшей группе. Тема: Звук «Ж» :автоматизация в слогах и словах.

    Данная разработка представлена в форме индивидуального занятия по формированию правильной артикуляции звука "Ж", развитию фонематического восприятия с использованием здоровьесберегающих технологий (пр...

    Конспект индивидуального логопедического занятия «Игры с Лунтиком». Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах

    Конспект индивидуального логопедического занятия«Игры с Лунтиком».Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах              Учитель-л...

    Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием ИКТ на этапе автоматизации звука [Ш] в словах “Путешественники”.

    Тема занятия : автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и в предложениях.Цели:Коррекционно-образовательные:1. Формирование понятия о звуке [ш], механизме его образования и акустических особе...

    Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием ИКТ на этапе автоматизации звука [Ш] в словах “Путешественники”.

    Тема занятия : автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и в предложениях.Цели:Коррекционно-образовательные:1. Формирование понятия о звуке [ш], механизме его образования и акустических особе...

    Конспект индивидуального развивающего занятия по коррекции ринолалии. " Автоматизация звука [С] в слогах, словах ".

    Формировать умение правильно произносить звук «С».Закреплять знания об  артикуляционных особенностях звука «С»Вырабатывать умение чётко произносить звук [с] в  слогах...

    Конспект индивидуального логопедического занятия " В поисках клада". Автоматизация звука Л в слогах и словах.

    Конспект индивидуального логопедического занятияТема « В поисках клада» Автоматизация звука Л.ЦелиПродолжать учить выполнять артикуляционные упражнения для звука ( л).Формировать направлен...