Методическое пособие "Танграм в логопедической работе: формирование графического образа букв и обучение грамоте у старших дошкольников с ТНР"
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Наталья Николаевна Скорнякова

Пособие разработано для учителей-логопедов, воспитателей и специалистов дошкольного образования, осуществляющих коррекционно-развивающую работу с детьми 5–7 лет, имеющими тяжелое нарушения речи (ТНР) — включая детей с ФФНР, ФНР и начальными проявлениями ОНР III уровня, у которых сохранны интеллект, слух и зрение, но отмечается недостаточная сформированность фонематического восприятия, звукового анализа, зрительно-пространственных представлений и/или мелкой моторики.

 Цель пособия — представить систему практических заданий на основе танграма, направленных на одновременное развитие речевых, когнитивных и графомоторных функций с акцентом на усвоение графического образа букв русского алфавита и предпосылок письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie.docx15.66 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое пособие

«Танграм в логопедической работе: формирование графического образа букв и обучение грамоте у старших дошкольников с ТНР»

Пособие разработано для учителей-логопедов, воспитателей и специалистов дошкольного образования, осуществляющих коррекционно-развивающую работу с детьми 5–7 лет, имеющими тяжелое нарушения речи (ТНР) — включая детей с ФФНР, ФНР и начальными проявлениями ОНР III уровня, у которых сохранны интеллект, слух и зрение, но отмечается недостаточная сформированность фонематического восприятия, звукового анализа, зрительно-пространственных представлений и/или мелкой моторики.

 Цель пособия — представить систему практических заданий на основе танграма, направленных на одновременное развитие речевых, когнитивных и графомоторных функций с акцентом на усвоение графического образа букв русского алфавита и предпосылок письма.

Танграм (семь фигур: 2 больших, 1 средний и 2 малых прямоугольных треугольника, квадрат и параллелограмм) используется не как самостоятельная головоломка, а как моделирующий и кодирующий инструмент. Его преимущество в том, что геометрические элементы позволяют конструировать упрощённые, но узнаваемые силуэты букв (особенно печатных), опираясь на их структурно-пространственные признаки: наличие прямых/наклонных линий, замкнутых контуров (квадрат, треугольник), соотношение частей (верх–низ, лево–право), симметрию. Работа строится по принципу «от действия — к слову — к символу»: сначала — манипуляция фигурами, затем — вербализация (описание, инструктаж, отчёт), и, наконец — соотнесение с графическим образом буквы и звуком.

Например, буква «А» может быть собрана из двух больших треугольников (образующих «крышу») и маленького квадрата или треугольника — «перекладину»; буква «О» — как квадрат + 4 малых треугольника по углам (для округления); буква «К» — из большого треугольника («ствол») и среднего + малого — «ножки»; буква «Ж» — с использованием параллелограмма как «сердцевины» и симметричных треугольников. Важно, что параллелограмм (единственная асимметричная и зеркальная фигура) специально задействуется при работе с зеркально различимыми буквами (б/д, п/н, и/й, м/л) — ребёнок физически ощущает разницу в наклоне, что снижает вероятность оптических дисграфий [1, с. 73].

Занятия проводятся 2–3 раза в неделю по 20–25 минут, в индивидуальной или подгрупповой (2–3 ребёнка) форме, включая этапы:

  1. речевая разминка (повторение артикуляционных упражнений + фонематическая зарядка);
  2. введение/актуализация буквы;
  3. конструирование силуэта буквы из танграма с проговариванием позиций фигур («Сверху — большой треугольник острым углом вверх, слева внизу — маленький треугольник…»);
  4. игра «Узнай букву по контуру» (ребёнок накладывает фигуры на контур или собирает по частично заполненной схеме);
  5. творческое задание — «Сложи слово» (2–3 буквы простых слов: МА, ДОМ, КОТ);
  6. графическая тренировка — обводка, штриховка, шаблонное выкладывание из счётных палочек/пластилина по образцу из танграма;
  7. рефлексивный рассказ: «Как я собирал букву А? Из чего она состоит? На что похожа?».

Для детей с низким уровнем зрительно-пространственного анализа предлагается дифференцированная помощь: цветовая маркировка фигур (одинаковые по размеру — одного цвета), тактильные метки на углах, схемы-подсказки с пошаговым алгоритмом, использование магнитного танграма на вертикальной доске — это снижает нагрузку на моторную координацию и фиксирует внимание на структуре [2, с. 118]. Особое внимание уделено звукобуквенному соответствию: при работе с буквой логопед сопровождает каждое действие фонематической поддержкой — «Это буква М — звук [м] — губки сомкнуты, голос включён… Собираем: две ножки-треугольника и перекладинка-квадрат». Затем — игра «Подбери слово», где ребёнок должен назвать 3 слова на заданный звук и «выложить» первую букву каждого слова.

При закреплении слогов используются «буквенные пары»: например, С + О = СО — ребёнок конструирует обе буквы, располагает их на ленте (слоговой дорожке), произносит слог, соотносит с картинкой (собака). Для профилактики оптических ошибок вводится приём «Зеркало»: ребёнок собирает букву, затем — её зеркальное отражение, обсуждает, почему такая буква «неправильная», и исправляет (актуально для Р/Я, И/Ц, Э/З).

Эффективность методики подтверждена пилотным исследованием (2024, n=36 детей с ТНР): за 4 месяца у 89% участников отмечено повышение уровня узнавания печатных букв с 52% до 86%, снижение количества ошибок в копировании букв на 63%, а также улучшение связности речи при описании действий (увеличение средней длины фразы с 4,2 до 6,8 слов) [3, с. 44].

Материалы пособия апробированы в дошкольных группах компенсирующей направленности и могут быть дополнены цифровыми ресурсами: интерактивным танграм-конструктором в программе ActivInspire (для интерактивной доски), приложением «Танграм-Буква» (планшеты, режим «только печатные буквы»), а также видео-демонстрациями мастер-классов по сборке букв (длительность — ≤3 мин, с чёткой артикуляцией и замедленной съёмкой движений).

Завершает цикл — проект «Моя буква-танграм», где ребёнок создаёт портфолио: фото своей буквы, диктофонная запись рассказа, рисунок «На что похожа моя буква», что способствует личностной включённости и позитивной Я-концепции.

Пособие не заменяет традиционные методики (такие как кубики Зайцева, методика А.А. Смирновой), но усиливает их за счёт кинестетического и пространственного кодирования, что особенно важно при недостаточной эффективности вербально-аудитивных каналов восприятия у детей с ТНР.

Список литературы:  

1. Лалаева Р.И., Варенцова Н.С. Профилактика нарушений письма у дошкольников с речевой патологией. — СПб.: Союз, 2021. — 192 с.  

2. Новиковская О.А. Коррекция оптических дисграфий у детей: от диагностики к практике. — М.: Владос, 2022. — 168 с.  

3. Петрова Е.И., Семёнова О.А. Использование танграма в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР // Логопед в детском саду. — 2024. — № 2. — С. 40–47.  

4. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с дошкольниками. — М.: Владос, 2020. — 192 с.  

5. Фёдорова Л.А., Черемисина Т.В. Развитие графомоторных навыков у детей с речевыми нарушениями. — М.: Аркти, 2023. — 144 с.

Приложение:

Авторская картотека схем печатных букв русского алфавита.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «ЗВУК И БУКВА С»

На занятии в игровой форме дети совершенствуют навык фонематического анализа и синтеза, учатся определять место звука С в словах, знакомятся с буквой С....

Календарный тематический план коррекционной непосредственной образовательной деятельности по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР на 2016 - 2017 учебный год

Перспективный план демонстрирует последовательность изучения звуков и букв на занятиях по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОНР II-III уровень). Содержит цели и ...

Календарный тематический план непосредственной образовательной деятельности по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР

Разработала календарный план НОД по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению в старшей группе для детей с ТНР на 2017-2018 учебный год на первый период с указанием методического материал...

Календарный тематический план непосредственной образовательной деятельности по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР

Мною разработан календарный перспективный план НОД по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте детей старшей группы с ТНР на 2период 2017-2018 учебного года с развивающими и обра...

Конспект занятия по формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте в старшей группе «Путешествие по железной дороге»

Цель:·         Закрепить навык произношения звука[ ч] в слогах, словах, фразах;·         Соверше...

Дидактические игры как средство формирования предпосылок к обучению грамоте у старших дошкольников

Возраст пятого-шестого года жизни является оптимальным для развития фонематического восприятия, подготовки дошкольников к обучению грамоте. В данной статье рассматривается речевое развитие, развитие з...

консультация для педагогов "Сказка в работе по развитию речи и подготовке к обучению грамоте со старшими дошкольниками"

консультация для педагогов "Сказка в работе по развитию речи и подготовке к обучению граммоте со сташими дошкольниками"...