Слоговая структура слова
учебно-методическое пособие по логопедии

Кирьякова Ксения Игоревна
Слоговая структура слова — это способность правильно воспроизводить последовательность и количество слогов в слове, сохраняя его звуконаполняемость. Каждый слог обычно содержит гласную звуковую основу и может сочетаться с одной или несколькими согласными. 
Ритмическую слоговую структуру слова составляют: место ударения, количество слогов, их состав и последовательность в слове. 
По классификации А.К. Марковой, выделяют 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Некоторые из них: 
  • двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети);
  • трёхсложные слова из открытых слогов (охота, малина);
  • односложные слова (дом, сок);
  • двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель);
  • двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
Нарушения слоговой структуры слова характеризуются трудностями в произношении слов сложного слогового состава. Некоторые типы нарушений: 
  • Нарушение количества слогов: пропуск слогов («моко» вместо «молоко»), добавление слогов («команата» вместо «комната»).
  • Нарушение последовательности слогов: перестановка слогов («деворе» вместо «дерево»).
  • Искажение структуры отдельного слога: сокращение стечения согласных («тул» вместо «стул»).
Для коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей используют:
  • Игры и упражнения на фонематический и слоговой анализ слов. Например, игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов). 
  • Задания на отработку слоговой структуры слов на материале предложений, чистоговорок, текстов, стихов. Например, заучивание чистоговорок с различными типами слогов и повторяющимся слоговым рядом. 
  • Чтение предложений и связных текстов с предварительным делением слов на слоги. 
  • Цель работы по формированию слоговой структуры слова — коррекция речевого дефекта и подготовка к полноценному обучению письму и чтению
    Некоторые задачи, которые решаются в рамках такой работы:
    • формирование оптико-пространственной ориентации, возможностей темпо-ритмической организации движений и действий, способности к серийно-последовательной обработке информации; 
    • развитие фонематического восприятия; 
    • развитие навыков звукового анализа и синтеза; 
    • формирование произносительных навыков; 
    • обучение распознаванию ударного слога, что способствует развитию правильной артикуляции и повышению общего уровня речевого развития; 
    • знакомство детей с понятиями «слово», «слог», «звук»;
    • формирование навыков слогового анализа слова; 
    • активизация и обогащение словарного запаса; 
    • развитие и совершенствование зрительного и слухового внимания, памяти, мышления. 
    • Выделяют 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности.
       
      Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов:
      1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).
      2. Трехсложные слова из открытых слогов (охота, малина).
      3. Односложные слова (дом, мак).
      4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).
      5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
      6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).
      7. Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).
      8. Трехсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).
      9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягненок, половник).
      10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка).
      11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).
      12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).
      13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плетка, кнопка).
      14. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).
       
      НОРМЫ РАЗВИТИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ:
      3 года: воспроизведение слов, состоящих:
      - из 2-х слогов, например, (вата, ива, сова и т. д.),
      - из 3-х слогов (кабина, машина, утята и т.д.)
      - из 1 слога, например, (мак, сок, дым, и т.д.)
       
      4-5 лет: воспроизведение слов:
      -из открытых слогов без стечения согласных (малина, пуговица,помидоры…);
       
      -из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова (снег, капуста, крыша, кошка, мостик, скворечник, простокваша, лекарство, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство...)
       
      Ребенок должен уметь:
      - назвать предметные картинки;
      - повторить слова за взрослым;
      - ответить на вопросы (Где подстригают волосы?..).
       
      После 5 лет дети повторяют за взрослым предложения с большой концентрацией сложных слов, например:
      Водопроводчик чинил водопровод.
      Милиционер регулирует уличное движение.
      Кроме того, детям могут самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.
       
      Дети школьного возраста должны уметь выполнять задания, как в устной, так и в письменной форме:
      - чтение слов сложной слоговой структуры;
      - чтение предложений, насыщенных словами разного типа;
      - чтение скороговорок;
      - списывание сложных слов и предложений.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (1 класс слоговой структуры)

1. Упражнение "УЗНАЙ, КТО ЭТО?"2. Упражнение "КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ"3. Упражнение "НАЙДИ и НАЗОВИ"Цель.1. Учить произносить двухсложные слова из открытых слогов (1 ый тип слоговой структуры)2. Учить со...

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (2 класс слоговой структуры)

Логопедическая работа по коррекции слоговой структуры должна быть развивающей и включать в себя  работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическим строем речи, развитием ВП...

ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ (система Н.С. Четверушкиной по коррекции нарушений слоговой структуры слова) - иллюстративный материал.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХДля каждого предложения создана отдельная картинка в таблице. Очередность картинок в таблице соответствует очередности предложений в пособии...

Слоговая структура слова.Развитие слогового анализа и синтеза слов.Виды нарушений слоговой структуры слова.

1) Формирование слоговой структуры слова в онтогенезе.2) Первые слова аномальной детской речи.3) Типы нарушений слоговой структуры слова.4) Этапы коррекционной работы по устранению нарушений слоговой ...

Презентация: "Работа над слоговой структурой слова. Слова vıı типа слоговой структуры.

Данная презентация создана  для работы над слоговой структурой слов 7 типа на этапе словосочетаний и предложений....

Консультация Тема: «Нарушение слоговой структуры у дошкольников. Игры для развития слоговой структуры слова»

Усвоение слоговой структуры речи является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.Актуальность данной проблемы очевидна, поскольку овладение грамот...

Актуальность проблемы. Онтогенез формирования слоговой структуры слов. Причины нарушений слоговой структуры слов.

Актуальность проблемы заключается в том, что с каждым годом растёт количество детей страдающих общим недоразвитием речи.Если в 1970–1980-е годы речевые дефекты были у каждог...