Слоговая структура слова
учебно-методическое пособие по логопедии
- двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети);
- трёхсложные слова из открытых слогов (охота, малина);
- односложные слова (дом, сок);
- двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель);
- двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
- Нарушение количества слогов: пропуск слогов («моко» вместо «молоко»), добавление слогов («команата» вместо «комната»).
- Нарушение последовательности слогов: перестановка слогов («деворе» вместо «дерево»).
- Искажение структуры отдельного слога: сокращение стечения согласных («тул» вместо «стул»).
- Игры и упражнения на фонематический и слоговой анализ слов. Например, игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов).
- Задания на отработку слоговой структуры слов на материале предложений, чистоговорок, текстов, стихов. Например, заучивание чистоговорок с различными типами слогов и повторяющимся слоговым рядом.
- Чтение предложений и связных текстов с предварительным делением слов на слоги.
- Цель работы по формированию слоговой структуры слова — коррекция речевого дефекта и подготовка к полноценному обучению письму и чтению.Некоторые задачи, которые решаются в рамках такой работы:
- формирование оптико-пространственной ориентации, возможностей темпо-ритмической организации движений и действий, способности к серийно-последовательной обработке информации;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие навыков звукового анализа и синтеза;
- формирование произносительных навыков;
- обучение распознаванию ударного слога, что способствует развитию правильной артикуляции и повышению общего уровня речевого развития;
- знакомство детей с понятиями «слово», «слог», «звук»;
- формирование навыков слогового анализа слова;
- активизация и обогащение словарного запаса;
- развитие и совершенствование зрительного и слухового внимания, памяти, мышления.
- Выделяют 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности.Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов:
1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).
2. Трехсложные слова из открытых слогов (охота, малина).
3. Односложные слова (дом, мак).
4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).
5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).
7. Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).
8. Трехсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).
9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягненок, половник).
10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка).
11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).
12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).
13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плетка, кнопка).
14. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).НОРМЫ РАЗВИТИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ:
3 года: воспроизведение слов, состоящих:
- из 2-х слогов, например, (вата, ива, сова и т. д.),
- из 3-х слогов (кабина, машина, утята и т.д.)
- из 1 слога, например, (мак, сок, дым, и т.д.)4-5 лет: воспроизведение слов:
-из открытых слогов без стечения согласных (малина, пуговица,помидоры…);-из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова (снег, капуста, крыша, кошка, мостик, скворечник, простокваша, лекарство, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство...)Ребенок должен уметь:
- назвать предметные картинки;
- повторить слова за взрослым;
- ответить на вопросы (Где подстригают волосы?..).После 5 лет дети повторяют за взрослым предложения с большой концентрацией сложных слов, например:
Водопроводчик чинил водопровод.
Милиционер регулирует уличное движение.
Кроме того, детям могут самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.Дети школьного возраста должны уметь выполнять задания, как в устной, так и в письменной форме:
- чтение слов сложной слоговой структуры;
- чтение предложений, насыщенных словами разного типа;
- чтение скороговорок;
- списывание сложных слов и предложений.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (1 класс слоговой структуры)
1. Упражнение "УЗНАЙ, КТО ЭТО?"2. Упражнение "КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ"3. Упражнение "НАЙДИ и НАЗОВИ"Цель.1. Учить произносить двухсложные слова из открытых слогов (1 ый тип слоговой структуры)2. Учить со...

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (2 класс слоговой структуры)
Логопедическая работа по коррекции слоговой структуры должна быть развивающей и включать в себя работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическим строем речи, развитием ВП...

ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ (система Н.С. Четверушкиной по коррекции нарушений слоговой структуры слова) - иллюстративный материал.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХДля каждого предложения создана отдельная картинка в таблице. Очередность картинок в таблице соответствует очередности предложений в пособии...

Слоговая структура слова.Развитие слогового анализа и синтеза слов.Виды нарушений слоговой структуры слова.
1) Формирование слоговой структуры слова в онтогенезе.2) Первые слова аномальной детской речи.3) Типы нарушений слоговой структуры слова.4) Этапы коррекционной работы по устранению нарушений слоговой ...

Презентация: "Работа над слоговой структурой слова. Слова vıı типа слоговой структуры.
Данная презентация создана для работы над слоговой структурой слов 7 типа на этапе словосочетаний и предложений....
Консультация Тема: «Нарушение слоговой структуры у дошкольников. Игры для развития слоговой структуры слова»
Усвоение слоговой структуры речи является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.Актуальность данной проблемы очевидна, поскольку овладение грамот...

Актуальность проблемы. Онтогенез формирования слоговой структуры слов. Причины нарушений слоговой структуры слов.
Актуальность проблемы заключается в том, что с каждым годом растёт количество детей страдающих общим недоразвитием речи.Если в 1970–1980-е годы речевые дефекты были у каждог...
