Лэпбук для детей 4-5 лет и не только
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Курмангалиева Турсьнганым

Лэпбук предназначен для развития учебно-познавательных мотивов у детей 4-5 лет и состоит из разделов «Одежда», «Обувь», «Овощи», «Фрукты», «Профессии». 

     Первая страница содержит дидактические игры «Улица мастеров», по которой можно провести экскурсию в прошлое, и дети узнают о символах, обозначавших профессии сапожника, кузнеца, портного, башмачника, пекаря и цирюльника. Дидактическая игра «Профессии» ознакомит детей с представителями различных профессий и орудиями их труда. Пословицы предполагают размышления детей над смыслом по мнемотаблицам. Раскраска «Что делает? Кто?» – это книжка, имеющая сменные блоки с изображением профессий для сильной и прекрасной половины человечества. 

Вторая страница вмещает объёмный материал по темам «Одежда и обувь». Игра «Собираемся на прогулку» - обсуждение с ребёнком или группой детей, какие предметы одежды можно носить в разное время года, когда на улице холодно (например, весной и осенью). Большой блок игр с использованием силуэтных изображений одежды и обуви из фетра  «Скажи наоборот»,   «Что из чего?»,  «Назови ласково», «Чего нет?» «Жадина» («Мой, моя, моё»), «Два – две» и другие помогают правильно изменять по падежам и числам такие трудные слова как туфля, кроссовка, носок, тапочка. Ценность заданий, связанных с изделиями из фетра, в развитии сенсорных ощущений у детей.

Следующие 2 страницы раскрывают темы «Сад-огород» благодаря заданиям «Витаминный чай» и дидактическим играм, загадкам о каждом фрукте-овоще, сшитых их фетра и помещённых на дерево и грядки. Программные произведения «Вершки и корешки» и «Старик и яблоня» развивают речь и способствуют формированию общечеловеческих качеств у детей. Книжечка «Играем по правилам» путеводитель для тех, кто взял лэпбук в руки. Задания лэпбука вариативны и под силу детям с разной подготовкой. Педагог может организовать игры как с одним ребёнком так и с группой детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл описание игр22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра

" Что делает? Кто? "

Цель. Развивать спопсобности детей отвечать на вопрос «Что делает?». При помощи существительного и глагола составлять предложение о профессии.

Ход игры. Один ребёнок говорит, что делает представитель профессии, другой называет профессию, третий составляет предложение.

Играем

по правилам

Пословицы

Цель. Развивать логическое мышление у детей. 

Ход игры. Педагог читает пословицу по мнемотаблице и с детьми размышляет над её смыслом.

После того как дети научились узнавать пословицу и называть её, предлагаем поиграть в новую игру «Собери пословицу» - карточки вырезаются из мнемотаблиц.

Варианты игры

1.«Четвёртый лишний»: на одном из пазлов присутствует предмет, который не подходит к данной профессии.

2. Ведущий поднимает наугад карточку, игрок у которого карточка с нужной профессией называет предмет и профессию, какой результат достигается в ходе выполнения профессиональных действий и  забирает карточку.

   

Дидактическая игра "Профессии"

Цель. Ознакомить детей с представителями различных профессий и орудиями их труда.

Ход игры. Набор состоит из центральной карточки с изображением представителя профессиии 4 угловых карточек блока с изображением предметов, которыми он пользуется в работе. Задача ребёнка правильно собрать весь блок. 

Варианты игр.

1.Педагог называет пословицу, дети находят соответствующую мненмотаблицу и составляют пословицу из карточек.

2. Педагог выкладывает 1 или 2 часть пословицы, ребёнок кладёт недостающую часть и называет пословицу.

               

                     Дидактическая игра

"Улица мастеров"

Цель. Развивать учебно-познавательные мотивы у детей.

Ход игры – путешествия в профессии из прошлого.

Отгадать загадку и найти рисунок- символ для представителя профессии.

С ножницами, а не портной. (Парикмахер)                                    

Для доспехов он нагнёт колец,

И подкуёт коней ватаге людной… кузнец)

 Он тачает сапоги -

Потому, что он… сапожник.

Шьёт для взрослых и детей,                                 

Мамы, братика, друзей —
Изделия отличные,
С фасонами приличными.
(
Портной)

  Встанем мы, когда вы спите,
 И муку просеем в сите,
 Докрасна натопим печь,
 Чтобы хлеб к утру испечь.
 (
Пекарь)
Ставят ловко две руки

Каблуки на башмаки.

Чинят туфли и сандалии,

Чтоб как новенькие стали. (Башмачник)

Дидактическая игра "Витаминный чай"

Цель. Развивать умение образовывать относительные прилагательные. Обогатить словарь по темам « Фрукты» и « Ягоды».

 Ход игры. Ребёнок берёт картинку с пакетиком чая и проговаривает , какой чай в этой чашке: «Я буду пить чай из черники – черничный чай».

  1. Дидактическая игра   «Скажи наоборот»

Цель: образование антонимов

длинная юбка -…короткая юбка, большие носки -…маленькие носки,

зимняя обувь -…летняя обувьчистые кроссовки -…грязные кроссовки,
широкая юбка – … узкая юбка, длинное платье – … короткое платье, белые шорты – … чёрные шорты.

  1. Дидактическая игра   «Что из чего?»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.
- Платье из шёлка 
(какое?) – шёлковое.
- Юбка из шерсти 
(какая?) – шерстяная.
- Сапоги из кожи 
(какие?) – кожаные.
- Сапоги из резины 
(какие?) – резиновые.
- Брюки из вельвета 
(какие?) – вельветовые.

  1. Дидактическая игра  
  2. «Жадина» («Мой, моя, моё»)

Цель: согласование существительных  ед. и мн. числа с притяжательными местоимениями мой, моя, моё.

Ход игры:  сказать, к какому предмету подходит слово «мой», «моя», «мои», «моё».

Мой (что?) – носок, сапог…
Моя 
(что?) – туфля, юбка …
Мои 
(что?) – сапоги, туфли, шорты, брюки…
Моё 
(что?) – платье.

  1.  
  2. Дидактическая игра   «Чего нет?»

Цель: образование существительных  в единственном числе род. Падежа.

Платье - нет чего? …нет платья, сапог – нет чего? … нет сапога.

  1. Дидактическая игра   «Назови ласково»

Цель: упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик-, -ечк-,- очк-, -еньк-, -оньк-.

Ход игры.

У мамы платье, а у Тани … платьице. У мамы юбка, а у Тани …- У мамы туфли, а у Тани … туфельки.

Дидактическая игра «Отгадайте, что спрятано в волшебном мешочке»

Цель:  развитие тактильных ощущений при определении на ощупь силуэтной одежды или обуви, вырезанной  из картона.

Ход игры: определить на ощупь, что за предмет и назвать его.

  1. Дидактическая игра   «Подбери слова»

Цель: образование существительных  винительного падежа

- что вяжут? носки

- что шьют? платье, брюки

- что надевают? шорты, юбку

- что обувают? сапоги, валенки…

Дидактическая игра «Два – две»

Цель: формирование умения согласовывать числительные два, две с существительными.

Ход игры:

- О чём можно сказать два? 
- Два сапога, два носка, два валенка.
- О чём можно сказать две?
- Две туфли, две тапочки, две кроссовки.

Дидактическая игра   «Чего нет?»

Цель: образование существительных в единственном числе род. падежа

Платье - нет чего? …нет платья, сапог – нет чего? … нет сапога, туфля - нет чего? - нет туфли, кроссовка – нет чего? - нет кроссовки, тапочка – нет чего? – нет тапочки.

Дидактическая игра «Что лишнее?»

Цель: формирование умения находить лишний предмет и объяснять, почему он лишний.

Ход игры. 

- Юбка, брюки, сапоги, платье. Что лишнее? Сапоги - потому что, это обувь.

- Одежду стирают, купают, гладят, сушат. Выделите лишнее слово.

Дидактическая игра   «Разложи по полочкам»

Цельупражнять в классификации предметов одежды, обуви.
Ход игры.  Дети раскладывают картинки в шкаф и объясняют:
- брюки я повешу на вешалку, потому что это – одежда;
- туфли я поставлю  на нижнюю полку, потому что это – обувь.

Игры по теме

«Одежда, обувь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий Развлечения – досуга по пожарной безопасности для детей старшего возраста . “Человеку друг огонь ,только зря его не тронь “

Цель : закрепить знания о правилах пожарной безопасности и правилах поведения при пожаре . Воспитывать уважение к труду  пожарных ....

Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста. «Мы, как только подрастем, в армию служить пойдем».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому разви...

Проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста "Собака бывает кусачей, только от жизни собачей..."

Проект для работы с детьми старшего дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию...

Праздник для детей старшего дошкольного возраста «День рожденья только раз в году»

Создание  атмосферы  всеобщего праздника -  радости, веселого настроения, предоставление каждому ребёнку возможности проявить свои исполнительские способности в играх, стихах, танцах, х...

Праздник для детей старшего дошкольного возраста «День рожденья только раз в году»

Создание  атмосферы  всеобщего праздника -  радости, веселого настроения, предоставление каждому ребёнку возможности проявить свои исполнительские способности в играх, стихах, танцах, х...

Консультация «Дети раннего возраста. Адаптация и не только…»

Представляю стендовую консультацию для родителей детей раннего возраста....