Проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста "Собака бывает кусачей, только от жизни собачей..."
проект (старшая группа) на тему

Храброва Ольга Анатольевна

Проект для работы с детьми старшего дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sobaka_byvaet_kusachey.docx32.32 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста

 «Собака бывает кусачей, только от жизни собачей…»

Автор проекта:  воспитатель высшей квалификационной категории  Храброва О.А.

Участники проекта: дети  старшей группы,  педагоги группы, родители воспитанников.

Тип: познавательно-творческий, открытый.

Продолжительность: среднесрочный.

Пояснительная  записка.

Попробуйте представить нашу жизнь без собак и кошек, коров и лошадей, коз, овец и свиней, словом, без домашних животных. Многие тысячелетия они живут рядом с человеком, кормят и поят, одевают и обувают нас, дарят нам своё тепло и ласку, пробуждая в наших сердцах благодарность и доброту. Почему же тогда в средствах массовой информации участились сообщения о жестоком обращении с животными, почему с каждым днём растёт популяция бездомных собак и кошек? Чем мы обязаны тому, что вечные спутники и помощники людей вынужденно становятся их врагами, проявляя агрессию по отношению к людям?

Воспитание бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в дошкольный период в жизни ребенка. Вовлекая ребенка в совместную деятельность по уходу за домашними питомцами, взрослые развивают в нем чуткость, умение понимать другую жизнь, побуждают к сочувствию, воспитывают готовность помогать делом. Мы, взрослые, должны научить ребенка правильному общению с животными. Мягкости и не назойливости, умению считаться с желаниями четвероногого друга, чувствовать его состояние. Эти бесценные нравственные качества, без которых не могут развиваться гуманистические задатки в личности ребенка. Обучение доброте и бережному отношению к братьям нашим меньшим станет важнейшим этапом воспитания детей, способным повлиять на всю дальнейшую жизнь человека.

Актуальность:

Дети с домашними животными  сталкиваются с малых лет, узнают об их ласке, любви, учатся заботиться о них, но очень важно научить детей бережному отношению к ним. Общение с животными, если оно происходит бесконтрольно, может принести не только пользу, но и вред развивающейся личности ребенка. Прежде всего, ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для животного хорошо, а что плохо. Без контроля и руководства взрослых такое общение может оказаться вредным и даже опасным как для животного, так и для ребенка.

Цель проекта:  Формирование осознанно правильного отношения к представителям животного мира через различные виды деятельности.

Задачи проекта:

  1. Расширять представления о способах правильного взаимодействия с животными: рассматривать животных, не беспокоя их и не нанося им вред; кормить животных только вместе со взрослым; чужих животных не гладить; без разрешения взрослого не приносить в дом животных; не брать на руки бездомных животных.
  2. Расширять и систематизировать  представления детей  о домашних животных, их внешнем виде, повадках и условиях содержания, пользе для человека и зависимости от него.
  3. Расширить знания детей о взаимоотношениях людей с животными.  Познакомить детей  с профессиями людей, заботящихся о домашних животных.
  4. Активизировать мышление детей через решение проблемных ситуаций, просмотр и обсуждение познавательных книг, иллюстраций на данную тему, моделирование правил безопасного поведения при обращении с домашними животными.
  5. Развивать речь, мышление, любознательность, воображение, обогащать словарный запас.
  6. Закреплять умение выполнять различные поручения, связанные с уходом за домашними животными.
  7. Воспитывать заботливое и ответственное отношение к домашним животным.

Реализация проекта осуществляется с учётом  принципа интеграции образовательных областей при организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно - исследовательской, продуктивной, музыкально - художественной, чтения.

Проблемные вопросы проекта:

  • Зачем человек приручил домашних животных?
  • Каких животных человек приучил первыми?
  • Домашние животные – это верные друзья или помощники?
  • Какова роль домашних животных в жизни людей?
  • Что мы можем дать домашним животным?
  • Как бы мы жили без домашних животных?

Ожидаемые результаты:

  • Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников, привитие бережного и ответственного отношения к домашним питомцам.
  • Стимулирование стремления  детей самостоятельно добывать знания из разных источников информации, умения делать выводы,  решать возникающие проблемы.
  • Активное вовлечение родителей и общественности в работу по формированию у детей ответственного и гуманного  отношения к животным.

Этапы реализации проекта.

1 этап: Подготовительный:

  • Анализ предметной среды.
  • Подготовка  материала  вместе с родителями и детьми для их самостоятельной деятельности (энциклопедии, иллюстрации, фотографии, раскраски и т.д.)
  • Подготовка детской литературы, дидактических и подвижных   игр.
  • Создание презентаций  о домашних животных.
  • Разработка конспектов и сценариев мероприятий

2 этап: Основной:

Совместная деятельность педагогов с детьми.

Дидактические и развивающие игры:

"Угадай животное по тени"

"Кто где живет"

"Придумай кличку".

"Животные и их детеныши"

"Опасные ситуации с животными"

"Придумай загадку про домашнее животное"

«Лото» по тематике "Домашние животные"

«Четвёртый лишний»

«Кто как голос подаёт»

«Чей хвост, чьи лапы, чья голова», 

Беседы:

«Животные – наши помощники»

«В гостях у доктора Айболита»

«Правила поведения при общении с животными»

«Осторожно -  злая собака»

 «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Составление с детьми творческих рассказов «Если я нашёл щенка..», «Если бы я был котёнком…»

Решение проблемных ситуаций

"Помоги бездомной собаке / кошке/",

"Не дразните собак, не пугайте кошек"

"Как я ухаживаю за своим питомцем".

Экспериментальная деятельность 

«Как моет шерстку кошка»

Составление рассказов из личного опыта: 

«Животные, которые живут в моём доме» 

«Как ухаживать за животными»

«Как вести себя с животными»

«Как я помогал животным» 

Чтение произведений художественной литературы:

Л. Толстой «Пожарные собаки»

С.Маршак Усатый – полосатый

Братья Гримм  Бременские музыканты

Р.Киплинг  Кошка, которая гуляла сама по себе

С.В. Михалков «Как старик корову продавал»

К.Ушинский «Слепая лошадь», «Спор животных»

«Как собака друга искала» (мордовская сказка)

Л.Толстой «Лев и собачка»

Н.Гарин-Михайловский « Тёма и Жучка»

М. Шульгин «Северный олень»

Г. Снегирев «Верблюжья варежка»

Н.Носов «Живая шляпа»

Сюжетно – дидактическая игра  «Животноводы»

Сюжетно-ролевая игра  «Ветеринарная лечебница»

                 

Чтение энциклопедий и познавательных книг

Составление детьми описательных рассказов о домашнем животном с опорой на схему

Просмотр видеофильмов и познавательных мультимедиа презентаций о домашних животных и их детёнышах:  

«Священные животные разных стран»

«Зачем животным хвосты?»

«Что мы знаем о собаках»

«Удивительные факты из жизни животных»

Просмотр развивающего м/фильма «Как появились домашние животные»

Наблюдение за собакой /кошкой/ на прогулке.

Прослушивание аудиозаписей: 

«Пропала собака» муз В. Шаинского

«Не дразните собак» муз. Е.Птичкина, сл. М.Пляцковской.

«Собака бывает кусачей» муз.и сл. С. Никитина

Целевая прогулка на ветеринарный участок

Экскурсия на МТФ

Совместная НООД:

Тема: «Домашние животные»


Программное содержание:
 Закрепить представления о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Учить детей соотносить на слух и правильно согласовывать в речи существительные мужского и женского рода с числительными один, одна и подбирать существительные к этим числительным. Упражнять в количественном и порядковом счёте в пределах 10. Развивать словообразование названий детёнышей с суффиксами –онок, енок, ат, ят. Воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру.

Тема: «Дом для четвероногого друга»

Программное содержание: Вызвать у детей сострадание к бездомному животному, желание помочь ему. Учить детей рисовать, используя разный материал и различные техники рисования. Развивать воображение, интерес к работе. Воспитывать творчество, инициативу.

Тема: «Не дразните собак, не пугайте кошек»

Программное содержание: Дать представления о правилах обращения с незнакомыми животными, сформировать простейшие навыки гашения агрессивности собак. Учить умению дискутировать, спорить, анализировать суждение своих товарищей, отстаивать свою точку зрения; объяснить и закрепить различные формы защитного поведения человека при нападении на него собаки. Учить заботиться о своей безопасности при встрече с собакой, не проявляя к ней враждебности, не паниковать.

Воспитывать культуру поведения при обращении с животными.

Совместная деятельность педагогов с родителями:

  • Консультация для родителей «Почему детям необходим контакт с животными?»
  • Памятка для родителей «Если вы решили завести питомца».

Совместная деятельность родителей с детьми:

  • Беседы родителей с детьми о домашних животных.
  • Выполнение творческих заданий.
  • Помощь детям в выставке рисунков.
  • Чтение художественной литературы дома.

3 этап: Итоговый:

Организация выставки: «Мир домашних  животных» конструирование из бумаги-оригами, рисунки, поделки.

Игра-викторина: «Домашние животные»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание духовно - нравственной культуры у детей дошкольного возраста.

Нравственно - патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ.  В настоящее время эта задача актуальна и особенно трудна, т.к. в молодых семьях вопросы в...

Воспитание духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Статья раскрывает методы и средства нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста...

Опыт работы "Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность. Опыт содержит перспективный план кружка по изобразительной деятельности "Природа и творчест...

Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Статья раскрывает проблему духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в дошкольном возрасте....

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Формы, методы и средства воспитания духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Привитие духовно-нравственных ценостей у детей дошкольного возраста, различными, методами и средствами воспитания...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...