Дифференциация (различение) звуков [С] и [Ш]
консультация по логопедии

Москвитина Юлия Евгеньевна

Дифференциация (различение) звуков [С] и [Ш]

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_differentsiatsiya_razlichenie_zvukov_s_i_sh.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей


Дифференциация (различение) звуков [С] и [Ш]

Дифференциация (различение) звуков [С] и [Ш] — одна из самых частых и важных задач в логопедии. Путаница этих звуков называется сигматизм и встречается очень часто. Вот подробная консультация для родителей.

Почему дети путают [С] и [Ш]?

Звуки очень похожи по способу образования (оба — свистяще-шипящие), но имеют ключевые различия:

· [С] — «холодный ветерок»: Язык лежит внизу, за нижними зубами. Воздух проходит по узкой щели между кончиком языка и зубами, создавая свистящий звук. Губы улыбаются.
· [Ш] — «теплый пар»: Язык поднят вверх чашечкой, его кончик за верхними зубами, но не касается их. Боковые края языка прижаты к коренным зубам. Воздушная струя широкая, теплая. Губы округлены и вытянуты вперед «трубочкой».

Основная причина смешения: ребенок не усвоил правильные артикуляционные позы или не может быстро переключаться с одной позы на другую.

Как вы можете помочь? Пошаговый план действий.

Важный принцип: Сначала каждый звук должен быть поставлен и автоматизирован (введен в речь) отдельно. И только когда ребенок изолированно и в слогах/словах четко говорит и [С], и [Ш], можно начинать их дифференцировать (учить различать).

Этап 1: Подготовительный. Развиваем фонематический слух и артикуляционную моторику.

Ребенок должен научиться слышать разницу и чувствовать свои органы речи.

1. Игры на слуховое восприятие:
   · «Поймай звук»: Хлопни в ладоши, если услышишь [С] в ряду звуков ([А], [Ш], [С], [З], [Ш]...).
   · «Сортировка»: Разложи картинки. В один домик (или коробку) — картинки со звуком [С] («сом», «сыр», «нос»), в другой — со звуком [Ш] («шапка», «мышь», «душ»).
   · «Повтори цепочку слогов»: Са-ша-са, ша-са-ша, аш-ас-аш. Ребенок должен точно повторить.
   · «Исправь ошибку»: Скажи неправильно: «У Машлы в руке шапка (вместо шапка)?» Ребенок должен услышать и исправить.
2. Артикуляционная гимнастика (обязательно перед зеркалом!):
   · Для [С]: «Улыбка» (удерживаем широкую улыбку), «Заборчик», «Чистим нижние зубки» (кончиком языка водим по нижним зубам с внутренней стороны).
   · Для [Ш]: «Чашечка» (делаем язык «ковшиком»), «Блинчик» (широкий расслабленный язык на нижней губе), «Маляр» (водим языком по небу вперед-назад), «Вкусное варенье» (облизываем широким языком верхнюю губу).

Этап 2: Уточнение артикуляции и изолированного звучания.

· Создаем образы: [С] — песенка водички, насоса, холодный ветер; [Ш] — шипит змея, шуршит опавший лист, шепчет лес.
· Контроль с помощью тактильных ощущений:
  · Для [С]: поднесите тыльную сторону ладони ко рту — струя воздуха холодная, узкая, резкая.
  · Для [Ш]: струя воздуха теплая, широкая, рассеянная.

Этап 3: Дифференциация в слогах, словах, предложениях.

Когда оба звука «отработаны» по отдельности, начинаем их сравнивать.

1. В слогах (устно и на письме):
   · Повторяем цепочки: са-ша, со-шо, ша-са, ас-аш.
   · Игра «Добавь слог»: взрослый говорит начало слова, ребенок добавляет слог СА или ША и называет слово целиком: «ка-… (ша=каша)», «но-… (са=носа)».
2. В словах (самый объемный этап):
   · Повторение пар слов, где замена звука меняет смысл: миска — мишка; каска — кашка; посол — пошел; сани — шани. Обсуждаем разницу в значении.
   · Игра «Четвертый лишний»: Назови картинки: сок, суп, шуба, сыр. Что лишнее? (шуба, т.к. там звук [Ш]).
   · Составление двух столбиков или двух полей для слов на [С] и [Ш].
3. В предложениях, скороговорках, чистоговорках:
   · «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» — классика для дифференциации.
   · Придумывание предложений со смешанными словами: «Серый шершень сел на сушу».
   · Разучивание стишков и диалогов, где много обоих звуков.
4. В связной речи:
   · Составление рассказа по серии картинок или по опорным словам, где есть и [С], и [Ш].
   · Описание картинки с контролем за правильным произношением.

Этап 4: Профилактика дисграфии (ошибок на письме).

Если ребенок школьник и путает звуки на письме, нужны специальные письменные задания:

· Письмо слогов, слов под диктовку с обязательным проговариванием (как слышу, так и пишу).
· Вставка пропущенных букв С или Ш в словах и текстах.
· Зрительный диктант (запомни и запиши слово/фразу).

---

Практические советы и важные предупреждения для родителей:

1. Не ругайте за ошибки! Это не каприз, а объективная трудность. Лучше мягко поправить: «Ты сказал "сапка", а давай скажем тепло, как змейка, — шшшапка».
2. Занимайтесь регулярно, но недолго. 10-15 минут ежедневной игры дадут больше, чем час раз в неделю.
3. Всегда начинайте с артикуляционной гимнастики. Это как разминка для языка.
4. Используйте зеркало. Ребенок должен видеть свою артикуляцию и вашу.
5. Создавайте положительный настрой. Занятие должно быть интересной игрой, а не скучным долгом.
6. Хвалите за малейший успех!
7. Если своими силами справиться не получается (ребенок не может удержать позу, звук так и не появляется, путаница сохраняется долгое время) — обязательно обратитесь к логопеду. Специалист проведет диагностику, выявит причину и составит индивидуальную коррекционную программу.

Помните: терпение, систематичность и игровая форма — ваши главные союзники в помощи ребенку освоить эти непростые, но такие важные звуки! Удачи вам и вашим детям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное логопедическое занятие для детей старшей логопедической группы с ОНР Различение звуков [з] - [з’] на слух.

Действующими персонажами занятия являются Комар и Комарик, которые приглашают ребенка в увлекательное путешествие, и ребенок незаметно сам становится участником драматизации сказки «Комар и Кома...

Различение звуков "П-Т".

Занятие в старшей логопедической группе по формированию фонетической стороны речи....

Оформление папки-передвижки: "Формирование фонематического восприятия на четвертом и пятом этапе развития речевого слуха: различение слогов и различение звуков"

Познакомить родителей и воспитателей с играми и упражнениями, применяемыми на четвертом и пятом этапе развития фонематического восприятия: различение слогов и различение звуков...

Консультация для родителей «Дифференциация (различение) звуков [ш] и [ж]»

Уважаемые родители, вашему вниманию представлены игры и упражнения направленные на формирование  у детей навыка различения шипящих звуков [ш] и [ж] ....

Консультация для родителей «Дифференциация (различение) звуков [ч] и [ть]»

Уважаемые родители, вашему вниманию представлены игры и упражнения направленные на формирование  у детей навыка различения шипящих звуков [ч] и [т'] ....

Дифференциация (различение) звуков. Игры

Подготовка к обучению грамоте....