НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ДИАГНОСТИКЕ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по логопедии (старшая группа)

Мингалеева Альфия Валерихатовна

Эффективность нейропсихологических методов подтверждена научно. Например, одно из исследований показало, что с помощью нейрокоррекции можно улучшить зрительную, двигательную и слухоречевую память у дошкольников с нарушениями развития. Однако алгоритм компенсации речевых нарушений необходимо осуществлять комплексно, интегрируя нейропсихологическую коррекцию и логопедическое воздействие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mingaleeva_a.v.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:

В последнее десятилетие логопеды, педагоги, психологи стали замечать, что детей с задержкой развития речи становится все больше. Если взять статистику за последние 20 лет, то мы увидим, что 20 лет назад на общеобразовательную группу численностью 25 детей с нарушением речи было около 5-6 человек, но вот за последние лет 10 можно заметить, что таких детей стало намного больше. И уже в такой же группе из 25 детей, всего 5-6 человек с нормой развития речи. 

Чтобы быть эффективным и результативным, необходимо многое менять и в методических подходах, и в работе с детьми, а также в диагностике и коррекции различных нарушений психофизического развития ребенка, в том числе речевых. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разработан с учетом изменений, и позволяет использовать современные технологии, подходы и методы работы. Одним из самых эффективных методов в работе логопеда является нейропсихологический подход в диагностике и коррекции тяжелых нарушений речи.

Сегодня невозможно представить работу логопеда без применения нейропсихологического подхода. Так как речь — это высшая интегративная функция, нарушения которой чаще всего ведет к различным расстройствам личности. Благодаря исследованиям ученых  (Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, А. А. Леонтьева, Т. В. Ахутиной, Т. Г. Визель) глобально раскрыта теория речевой деятельности, изучены сложнейшие механизмы. Базовым положением данной теории является идея о развитии речи ребенка в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи и собственной речевой активности. Речь представляется нам как система, состоящая из определенных структурных компонентов: фонетико-фонематический, лексико-грамматический, семантико-синтаксический компоненты. Это определенная последовательность языковых единиц (фонем, морфем, слов, предложений), регулируемая законами языка и работой сознания, формирующего ту или иную мысль. Весь речевой механизм работает правильно  только за счет здорового созревания мозговых структур, своевременного формирования всей центральной системы дошкольника. Оказывая ребенку логопедическую помощь, специалист воздействует не только на речевую систему в целом, на все высшие психические функции ребенка, во многом запуская и активизируя базовые механизмы речевой деятельности.

Каков же сегодня портрет ребенка, нуждающегося в логопедической помощи? Дети с нарушениями речи отличаются от нормотипичных детей по некоторым показателям физического и нервно-психического развития: они эмоционально возбудимы и неустойчивы, у них отсутствуют длительные волевые усилия и саморегуляция, часто наблюдается повышенная истощаемость нервных процессов, отставание в развитии двигательной сферы, расстройство координации, недостаточная сформированность мелкой моторики, нарушения пространственно-временных представлений, сенсорная дезинтеграция;

В большинстве своем в характеристике нарушений мы видим признаки несформированности первого функционального блока мозга по А. Р. Лурия. В данный блок входят все подкорковые структуры головного мозга: ствол, со всеми сложнейшими образованиями, включая ретикулярную формацию и стриопаллидарную систему, лимбическую систему и медиобазальные отделы коры лобных и височных долей. Формируется этот блок до 3 лет и выполняет наиважнейшую проводящую и регулирующую функцию, отвечая за энергетический тонус и энергетическое состояние всего головного мозга. По Т. Г. Визель это так называемый стволово-подкорковый базис речи, который и определяет фундаментально базовую основу речепорождения. Если данный блок как фундамент оказывается пораженным, то это ставит под угрозу все «строение», на дефектной основе формируются все мозговые структуры и вся высшая психическая деятельность. Становится очевидно, что в современном образовательном мире без применения нейропсихологического подхода высоких результатов добиться практически невозможно.

В ГБДОУ детский сад № 67 Московского района нейропсихологический подход охватывает все сферы педагогической деятельности: коррекционно-образовательную, научно-методическую, взаимодействие с педагогами, взаимодействие с родителями. Занятия у логопеда проходят с применением нейростимуляции межполушарного взаимодействия и с учетом сенсорной интеграции. На логопедических занятиях с детьми используются  различные нейроигры для активизации работы мозга и полушарий. Коррекционные технологии, используемые с учетом нейропсихологического подхода, охватывают важнейшие компоненты психоречевого развития ребенка. В кабинете логопеда создается эффективная предметно-развивающая среда для детей: твистеры, балансировочные доски, массажные коврики, кинезиологические дорожки и так далее. Результатом совместной работы является то, что в ходе посещения дошкольного учреждения дети, имеющие то или иное нарушение в развитии, получают необходимый «толчок» для включения своих компенсаторных возможностей.

Эффективность нейропсихологических методов подтверждена научно. Например, одно из исследований показало, что с помощью нейрокоррекции можно улучшить зрительную, двигательную и слухоречевую память у дошкольников с нарушениями развития. Однако алгоритм компенсации речевых нарушений необходимо осуществлять комплексно, интегрируя нейропсихологическую коррекцию и логопедическое воздействие. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика и коррекция нарушения речи у детей дошкольного возраста

диагностика и коррекция нарушения речи у детей дошкольного возраста...

Особенности взаимодействия речевых и неречевых процессов в коррекции нарушений речи у дошкольников.

Особенности взаимодействия речевых и неречевых процессов в коррекции нарушений речи у дошкольников....

Использование инновационных технологий в логопедической работе по коррекции нарушений речи у дошкольников

Вот уже 6 лет коллектив МАДОУ ЦРР детский сад №13 "Петрушка" работает в инновационном режиме по программе О.А. Куревиной "Синтез исскусств в эстетическом воспитании дошкольников"...

Диагностика и коррекция нарушений речи у детей дошкольного возраста с использованием инновационных технологий»

«Применение наглядного моделирования при формировании связной речи у старших дошкольников  с ОНР»...

Статья "НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ДИАГНОСТИКЕ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ"

В данной статье раскрывается практическая значимость применения нейропсихологического подхода в современной психологии и дефектологии. Обосновывается мысль о значении использования данного метода при ...

Диагностика и коррекция нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста

Для успешной коррекции речевых дефектов у детей и эффективного их обучения необходимо точно оценить их потенциал и определить специфические потребности в образовании....